Место курса «История образования и педагогической мысли» в системе профессиональной подготовки
Стр 1 из 10Следующая ⇒ Министерство образования и науки Российской Федерации Филиал Российского государственного Профессионально-педагогического университета «Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт» __________________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ Проректор по УМР _________________ /Л. П. Филатова/ «___»_______2016 г.
Программа учебной дисциплины ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование»
Нижний Тагил Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры педагогики и психологии «___» г., протокол № ___
Заведующий кафедрой И.К. Прохорова
Составители: Смирнов В.И., д.п.н., профессор; Дьяченко Е.А., к.психол.н.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель и задачи изучения учебной дисциплины Место курса «История образования и педагогической мысли» в системе профессиональной подготовки Курс «История образования и педагогической мысли», предшествуя изучению курса «Общая педагогика», вводит в проблемное поле педагогики, открывает процесс изучения комплекса взаимосвязанных и взаимодополняющих дисциплин по отраслям педагогического знания и представляет собой важную составную часть этого комплекса. Дисциплины комплекса: - общая педагогика, - история образования и педагогической мысли, - теория обучения, - методика обучения и воспитания, - теория и методика воспитания, - управление образовательными системами, - субъекты педагогического процесса, - психолого-педагогические практикумы и курсы по выбору, формирующие готовность к определенным видам и способам практической деятельности.
Курс «История образования и педагогической мысли» изучается в первом семестре, предшествуя изучению курса «Общая педагогика», что позволит в последующем опираться при изучении общепедагогических знаний о факторах развития человека и педагогическом процессе на историко-педагогические факты и процессы. Эти знания составляют научно-методологическую основу педагогического образования. Учебный материал, раскрывающий факторы развития человека и формирования его личности, рассматривается одновременно с материалом, характеризующим историю педагогической мысли и образовательной практики в древние времена и в раннее средневековье; уже в этот период преподаватель имеет возможность при изучении общепедагогического материала опираться на учения, взгляды и представления древних и средневековых мыслителей о человеке, смысле его жизни, цели воспитания, условиях и факторах его социализации и образования. Впоследствии «Общая педагогика» изучается с опорой на материал истории образования и педагогики в эпохи Возрождения, Просвещения, в Новое и Новейшее время. Вместе с тем, курс «История образования и педагогической мысли» создает историко-педагогический фундамент для изучения не только общей педагогики, но и на последующих этапах курсов «Теория и методика воспитания», «Теория обучения», «Методика обучения и воспитания», которые построены на материале, отражающем накопленный, переосмысленный и модернизированный многовековой опыт организации воспитания и обучения. Таким образом, при изучении любого педагогического феномена студент будет владеть информацией о его происхождении и исторической эволюции. 1.2. Целью освоения курса «История образования и педагогической мысли» является формирование системы историко-педагогических знаний и историко-педагогического мышления, обеспечивающих создание теоретического фундамента профессиональной компетентности бакалавра в области педагогического образования.
1.3. Функции и задачи курса: 1) Образовательная функция: вооружение студентов системой теоретических знаний: - о ходе развития мировой и отечественной системы образования, об исторических фактах, событиях, явлениях, составляющих содержание историко-педагогического процесса; - о причинно-следственных связях, определяющих развитие системы образования и педагогической мысли; - о тенденциях и перспективах развития педагогической теории и практики; - о людях – педагогах-практиках и педагогах-теоретиках, накопивших и ретранслировавших в будущее опыт обучения и воспитания. 2) Развивающая функция: - формирование у студентов критического стиля мышления на основе развития умений и навыков рефлексивно-оценочной деятельности при работе с источниками научно-учебной информации и специальной литературой, в процессе осмысления, обобщения, интерпретации зачастую противоречивых историко-педагогических фактов и явлений; - развитие историко-педагогического мышления, обеспечивающего осознанное овладение совокупностью психолого-педагогических знаний; - формирование целевой и мотивационной основы профессионального педагогического образования и самообразования. 3) Воспитательная функция: формирование у студентов: - уважения к мировой и отечественной истории образования и педагогики, являющейся неотъемлемой частью истории общества, истории Отечества, его культуры и традиций; - личностных качеств, свойств, убеждений, основанных на лучших нравственных и педагогических традициях учительства, духовном и профессиональном подвижничестве деятелей педагогики и просвещения; - готовности к сохранению, рациональному применению и приумножению историко-педагогического опыта; - ценностного отношения к педагогической деятельности, педагогической науке, к будущей профессии. 1.4. Показатели готовности студентов к освоению курса «История образования и педагогической мысли»: На основе освоения курса «История», в результате одновременного изучения курса «Общая психология», студент имеет и развивает необходимые для изучения «Истории образования и педагогической мысли» представления, знания, умения и навыки:
- о ходе, фактах, причинах и следствиях развития мировой и отечественной истории; - о человеке, условиях и факторах его развития; - о структуре и логике образовательного процесса, что позволяет педагогически грамотно и логически обоснованно оценивать историко-педагогическую информацию. 1.5. Ожидаемые результаты: Студент, выполнивший учебную программу курса «Истории образования и педагогической мысли», должен: обладать знаниями: - об истоках и ходе исторического развития педагогической мысли и образования; - об основных образовательных парадигмах и исторических причинах их смены; - об образовательных системах, причинах и следствиях прекращения их существования, видоизменения, развития; - об основных воспитательных и дидактических концепциях, их влиянии на развитие педагогической мысли и образовательной практики; - о способах постановки и решения проблем воспитания и обучения в разные исторические периоды у разных народов; - о выдающихся деятелях образования, педагогах-теоретиках, их вкладе в развитие педагогической науки и практики. уметь: - учитывать пространственно-временные контексты, в которых протекают процессы обучения и воспитания, при анализе и оценке педагогических феноменов прошлого; - использовать теоретические знания в области общей педагогики как методологическую основу для анализа и оценивания историко-педагогического процесса и его отдельных явлений; - сознавать многообразие подходов в организации образования, обусловливать их спецификой социально-культурного и политико-экономического развития, соотносить с различными представлениями о природе человека, о смысле его бытия и познания; - ориентироваться в источниках научно-педагогической информации (учебная и научная литература, педагогическая периодика, образовательные порталы и т.д.); - анализировать научно-педагогическую информацию, оформлять ее в логически завершенные тексты, устные сообщения и доклады;
- участвовать в обсуждении историко-педагогических проблем; в общественно-профессиональных дискуссиях; - взаимодействовать с другими субъектами образовательного процесса на учебных занятиях по психолого-педагогическим дисциплинам и на практике; - осознанно оперировать психолого-педагогическими категориями и понятиями. владеть; - способами пропаганды важности педагогической профессии для социального и экономического развития страны; - различными средствами коммуникации в процессе обучения и в профессиональной педагогической деятельности; - способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей истории образования и педагогической мысли. иметь представление: - о предпосылках, условиях, факторах, движущих силах и тенденциях развития всемирного историко-педагогического процесса, о его единстве и многообразии; - о сущности, возможностях и границах образования, о путях и средствах его осуществления, о степени и условиях их эффективности; - о трактовках природы педагогического знания, цели и смысла образования. 1.6. Вклад курса «История образования и педагогической мысли» в формирование общекультурных и профессиональных компетенций 1.6.1. Успешно освоивший курсы «Общая психология», «История образования и педагогической мысли», а также другие учебные предметы основной образовательной программы, студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): - способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1); - способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2); - способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4); - способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5); - способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6). 1.6.2. Студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): общепрофессиональными (ОПК): - готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); - способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);
- готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3); - владением основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5). 1.7. Основные принципы отбора содержания учебного материала: Принцип целостного отражения в содержании «Истории образования и педагогической мысли» задач профессиональной подготовки студента и формирования его общей и педагогической культуры. Принцип соответствия содержания историко-педагогической подготовки насущным требованиям профессионального педагогического образования, актуальным ожиданиям общества, системы образования, школы, личности. Принцип соответствия содержания учебного предмета современным достижениям и реальным перспективам развития науки (педагогики, истории образования и педагогической мысли, психологии, философии образования и др.) и образовательной практики. Принцип гуманитаризации содержания курса «История образования и педагогической мысли», которая рассматривается как отрасль гуманитарного научного знания о человеке в его действительном (социальном и физическом, объективном и субъективном) бытии, о человеке как цели и источнике познания, об исторических условиях развития человека, формирования его личности и его социализации. Принцип фундаментализации, обеспечивающей интеграцию гуманитарного и естественнонаучного знания, установление преемственности и взаимосвязи материала разных учебных дисциплин, усиление и упорядочение межпредметных связей, обеспечивающих многоаспектную педагогическую подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности осознание студентами единства научного познания и практической преобразующей деятельности. Принцип структурного единства содержания педагогического образования на разных уровнях его формирования, предполагающий методологическую, теоретическую, содержательную согласованность входящих в его состав учебных курсов, а также таких его составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность обучающегося. Принцип единства содержательной и процессуальной сторон обучения при отборе содержания историко-педагогического образования, требующий учитывать принципы и технологии его передачи и усвоения. Принцип соответствия объема содержания учебного предмета времени, отведенному на его изучение. Принцип соответствия содержания образования имеющейся учебно-методической и материальной базе. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»
Учебно-тематический план для студентов ОЗО
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ЧАСТЬ 1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|