Тема 1. Воспитание и образование у древних славян, в киевской и московской Руси
Лекция (2 часа) Воспитание и обучение у восточных славян. Начало русской письменности. Четы и резы. Создание глаголицы и кириллицы. Воспитание и обучение в Киевской Руси. Утверждение православия на Руси и становление педагогики «душевного строения». Открытие первой на Руси школы «учения книжного» в Киеве, расширение географии школьного образования в XI-XIII вв. (Переславль, Владимир, Суздаль, Чернигов, Полоцк, Муром и др.). Роль православной церкви в распространении просвещения. Сосуществование в воспитании и обучении традиций православной и народной педагогики. Содержание древнерусского образования. «Учение книжное»: элементарное и повышенное образование, сведения о природе, истории различных стран. Начальное обучение «мастерами грамоты», служителями клира детей разных сословий. Главная цель обучения грамоте – подготовка к изучению религиозных текстов. Индивидуальная форма организации обучения. Светское и религиозное образование на Руси в XIV – XVI вв. Изборники. Азбуковники. Первые печатные книги. Буквари Ивана Федорова. Образование в Русском государстве в XVII веке: начальное обучение, школы братств, Киево-Могилянская академия, монастырские школы. Создание школ повышенного типа во второй половине XVII в.: школа Ф. Ртищева при Андреевском монастыре; Типографская школа (училище), соединяющая начальную школу и училище по подготовке переводчиков; школа, открытая братьями Лихудами при Богоявленском монастыре; Московская Славяно-греко-латинская академия. Основные подходы к воспитанию и обучению во второй половине XVII века. Тема 2. ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКАХ КИЕВСКОЙ И МОСКОВСКОЙ РУСИ В XI – XVII ВВ.
Практическое занятие (2 час.) Педагогические идеи в памятниках литературы Древней Руси XI-XVII вв. «Поучения» Владимира Мономаха детям – крупнейший памятник древнерусской педагогической мысли. Суждения Мономаха о связи воспитания с образованием, роли опыта старших в воспитании, значении активной деятельности человека, о способах и средствах воспитания. Афоризмы из сборников «Пчела», «Мудрость Менандра»: интерпретация и этико-педагогическое значение. Органическое единство педагогики и православия. Цель педагогики («душевного строения»): помочь человеку овладеть христианскими добродетелями, мудростью христианского смирения и любви к Богу. «Домострой» протопопа Сильвестра о значении и способах воспитания. «Домострой» Кариона Истомина о воспитании. Сравнительная педагогическая характеристика источников. «Школьное благочиние» – крупнейший памятник древнерусской педагогической литературы: характеристика основных идей. XVII век: проникновение европейской образованности, формирование нетипичных для древнерусской педагогической традиции подходов к осмыслению природы человека, целей, путей, способов и средств его воспитания и обучения. Усиление внимания к рациональной познавательной деятельности. Педагогические идеи и просветительская деятельность Симеона Полоцкого и Кариона Истомина. Мысли о воспитании и образовании детей Симеона Полоцкого: интерпретация текстов, оценка педагогических суждений с современных позиций. Тема 3. СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В XVIII ВЕКЕ Лекция (2 час.) Просвещение в России в начале XVIII века: общая характеристика. Европеизация России: внедрение западного образа жизни и культурных ценностей; трансформация древнерусских педагогических традиций. Образовательные реформы Петра I. Начало становления системы профессионального образования, обеспечивающей государство кадрами военных, чиновников, учителей, инженеров. Открытие артиллерийско-инженерной школы, школы математических и навигационных наук, хирургической школы в Москве, адмиралтейской школы в Воронеже, горнозаводские школы в Карелии, на Урале.
Указ Петра I об открытии цифирных школ. Создание сети государственных начальных школ, доступных достаточно широким слоям населения. Реформа духовного образования: создание начальных архиерейских школ и духовных семинарий. Новгородская архиерейская школа, подготовка выпускников к учительской деятельности. Развитие образования после Петра I: сословная система образования и воспитания, учебные заведения, домашнее воспитание.; создание Московского университета, академической и университетских гимназий. Распространение в России педагогической идеологии европейского Просвещения. Система воспитания и образования в эпоху Екатерины II: «Наказ» Екатерины II, педагогическая деятельность И.И. Бецкого. Подготовка и реализация школьной реформы 1782‒1786 гг. Образовательные проекты второй половины XVIII в. «Устав народным училищам в Российской империи», «Правила для учащихся в народных училищах» (1782), «Руководство учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи» (1783). Итоги развития теории и практики отечественного образования в XVIII в. Тема 4. РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ В XVIII ВЕКЕ Практическое занятие (2 час.) Педагогические идеи В.Н. Татищева, Феофана Прокоповича – их интерпретация и современная оценка. Педагогическая деятельность и педагогические воззрения М.В. Ломоносова. И.И. Бецкой, Ф.И. Янкович де Мириево, А.А. Прокопович-Антонский, А.Ф. Бестужев, Н.И. Новиков о воспитании и обучении: степень актуальности их идей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|