Программа практических занятий по курсу
«ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ» Общие рекомендации по проведению практических занятий В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование» в процессе реализации программ педагогических дисциплин предусмотрено использование активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, учебные дискуссии, рефлексивные технологии). С учетом этого требования практические занятия по «Истории образования и педагогической мысли» проводятся в проблемно-диалоговой (интерактивной) форме, которая позволяет: - во-первых, побуждать студентов к публичным выступлениям с докладами и сообщениями, развивая у них навыки монологической публичной речи, ведения дискуссии и полемики; - во-вторых, поручать студентам анализировать и оценивать качество и содержание сообщений их товарищей[4], а также оценку выступлений аналитического характера[5]; - в-третьих, педагогу, выступающему в качестве активного участника учебной дискуссии, сообщать учебную информацию (вводную, уточняющую, корректирующую) в дополнение к выступлениям студентов, контролировать и оценивать качество их учебной работы. Диалоговая форма проведения практических занятий требует соблюдения ряда условий: - преподаватель признаёт право студента на собственное мнение и суждение; - новое знание воспринимается как истина не столько в силу авторитета преподавателя, сколько в силу доказательства истинности рассуждений участников диалога; - диалог со студентами строится таким образом, чтобы подвести их к самостоятельным выводам, сделать соучастниками поиска. Каждое практическое занятие включает решение практических задач, связанных с осмыслением и оценкой историко-педагогических фактов, явлений, причинно-следственных связей и т.п. Вместе с тем на каждом практическом занятии студенты наполняют таблицы материалом, отражающим направленность и динамику изменения взглядов на идеал человека, смысл его жизни, цели воспитания, способы педагогического воздействия и стили взаимодействия участников педагогического процесса. Анализ материала таблиц позволит студентам выявлять тенденции в развитии историко-педагогического процесса, определять на этой основе его перспективы и программу педагогической деятельности.
Каждое лекционное и практическое учебное занятие начинается с экспресс-опроса, в рамках которого в течение 7-10 минут студенты в письменной форме отвечают на вопросы, раскрывающие ключевые факты, изученные на предыдущих занятиях и освоенные самостоятельно. При выступлениях на практическом занятии следует использовать следующие схемы: Краткая схема аналитико-критического выступления: тезисное воспроизведение содержания сообщения, указание на наличие (отсутствие) в сообщении обобщений и выводов, оценка логики представления учебного материала, эмоциональности и речевой грамотности выступающего; общая оценка сообщения. Краткая схема анализа аналитико-критического выступления: полнота восприятия «критиком» текста сообщения, обоснованность оценки сообщения. Кроме анализа материала в конце занятия подведением итогов является составленная самостоятельно студентами таблица по форме:
Количество столбцов соответствует количеству рассмотренных авторов. На каждом занятии это примерно по пять авторских позиций. За подведение итогов по таблице по каждому автору студент получает по одному баллу. В целом, заполненная таблица оценивается в пять баллов.
ПЛАНЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ЧАСТИ 1 КУРСА «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЗА РУБЕЖОМ» ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1 Тема: Мыслители древности о воспитании (2 часа) Задания к практическому занятию: 1. Прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, представленный в содержании практического занятия по теме «Мыслители древности о воспитании». 2. Подготовить сообщения. Темы сообщений: 2.1. Конфуций об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и стиле взаимодействия в свете древневосточных философско-педагогических традиций. 2.2. Сократ об идеале, смысле его жизни, цели образования, образования, доминирующих способах педагогического воздействия и стиле взаимодействия в свете античных философско-педагогических воззрений. 2.3. Аристотель об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и стиле взаимодействия в свете традиций средневековой христианской педагогики. 2.4. Платон об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и стиле взаимодействия в свете традиций средневековой исламской педагогики. 2.5. Цицерон, Квинтиллиан, Сенека об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и стиле взаимодействия. План занятия 1. Вводное краткое (5-7 мин.) сообщение учителя «Взаимообусловленность развития философской культуры и становления образовательных систем в Древнем мире». 2. Заслушивание сообщений. 3. Заслушивание выступления аналитико-критического характера по одному из сообщений. 4. Характеристика качества аналитико-критического выступления.
5. Составление таблицы по следующей форме (оформляется и заполняется самостоятельно) [6]:
5. В ходе беседы обсудить и объяснить отличия разных философско-педагогических концепций во взглядах на человека, смысл его жизни и цели воспитания. Литература к практическому занятию по теме:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|