Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Назначение дисциплины, ее место в системе подготовки




Филиал Кубанского государственного университета

в г. Славянске-на-Кубани

кафедра психологии

 

Л. Г. Юрченко

Психология

 

Учебно-методическое пособие

К изучению дисциплины для студентов 1-го курса бакалавриата,

Обучающихся по направлению

Педагогическое образование

(с двумя профилями подготовки – Начальное образование,

Дошкольное образование)

Очной формы обучения

 

Славянск-на-Кубани

Филиал Кубанского государственного университета
в г. Славянске-на-Кубани

 

УДК 159.9

ББК 88

Ю831

Рекомендовано к печати кафедрой психологии

филиала Кубанского государственного университета

в г. Славянске-на-Кубани Протокол № 11 от 26 мая 2016 г.

Рецензенты:

Доктор психологических наук, профессор МГППУ

Е. Ю. Пряжникова

кандидат психологических наук, доцент

Л.В.Колодина

  Ю831 Юрченко, Л. Г. Психология: учеб.-метод. пособие к изучению дисциплины для студентов 1-го курса бакалавриата, обучающихся по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки – Начальное образование, Дошкольное образование) очной формы обучения / Л. Г. Юрченко. – Славянск-на-Кубани: Филиал Кубанского гос. ун-та в г. Славянске-на-Кубани, 2016. – 120 с. ____ экз.

 

 

Учебно-методическое пособие разработано на основании ФГОС ВО, учебного плана и учебной программы дисциплины «Психология», направлено на формирование и развитие компетенций, позволяющих овладеть психологическими знаниями и способностью применять современные методики и технологии длядиагностирования и развития психических процессов обучающихся в образовательной деятельности. Пособие включает в себя структуру и содержание дисциплины, тематический план, методические рекомендации к изучению теоретического материала, самостоятельной работе студентов, подготовке к практическим занятиям и экзамену, примерную рейтинговую систему оценки успеваемости студентов и учебно-методическое, информационноеобеспечение дисциплины.

Издание дресовано студентам 1-го курса бакалавриата, обучающимся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки – Начальное образование, Дошкольное образование) очной формы обучения.

 

УДК 159.9

ББК 88

 

 

© Филиал Кубанского государственного университета

в г. Славянске-на-Кубани, 2016

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.Введение

2.Структура и содержание дисциплины «Психология»

3 Тематический план

4. Рекомендации к изучению теоретического материала

5. Методические рекомендации к практическим занятиям

6. Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов

7. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

8. Примерная рейтинговая система оценки успеваемости студентов

9Методические рекомендации к экзамену

10.Учебно-методическое и информационноеобеспечение дисциплины

11. Приложение А Опросник диагностики темперамента (по Айзенку)

12. Приложение Б Тест МПДО (по Личко)

 

 

 

Введение

Назначение дисциплины, ее место в системе подготовки

Дисциплина «Психология» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин.

Для ее изучения необходимо знание закономерностей развития психики и личности на разных этапах развития, основные взаимосвязи между психологическими понятиями.

Студенты должны уметь осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов диагностики, владеть практическими знаниями для определения и решения практических задач в работе с детьми, знать закономерности развития психики и личности на разных этапах онтогенеза.

Учебно-методическое пособие к изучению курса «Психология» нацелено на формирование системы знаний общих закономерностей развития познавательных процессов и проявления психической деятельности человека.

Учебно-методическое пособие направлено на формирование и развитие компетенций, позволяющих владеть фундаментальными понятиями психологии, закономерностями развития психики и личности на разных этапах онтогенеза, применять современные методики и технологии длядиагностирования психических процессов и достижений обучающихся в образовательной деятельности.

Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с логикой и структурой учебной дисциплины. Студентам предложен алгоритм работы, который необходимо соблюдать при изучении лекционного курса, выполнении практических занятий, самостоятельной работы. Вместе с тем алгоритм предполагает формирование активной позиции самого студента и ориентирует его на глубокую самостоятельную проработку предложенных заданий.

Цели дисциплины:

Целью изучения психологии является формирование и развитие у студента компетенций, позволяющих руководствоваться научными психологическими знаниями при реальном взаимодействии с другими людьми, что, в свою очередь, и предполагает формирование умения мыслить психологически. Для достижения цели необходимо вооружить студентов знаниями общих закономерностей развития познавательных процессов и проявления психической деятельности человека; уделить особое внимание практической составляющей обучения, т.к. профессиональная деятельность педагога предполагает хорошее знание теоретических основ и актуальных психологических проблем, умений и навыков, связанных с необходимостью понимать и учитывать особенности личности учащихся, прогнозировать действия учащихся как субъекта познания, общения и взаимодействия.

Задачи дисциплины:

1. Познакомить студентов с фундаментальными понятиями психологии, основными теоретическими направлениями и подходами, проблемами и принципами их решения.

2. Показать возможности психологической науки в объяснении феноменов человеческой жизни.

3. Изучить закономерности развития психики и личности на разных этапах онтогенеза.

4. Познакомить с особенностями регулятивных процессов психики человека.

5. Развить у будущего учителя интерес к психологии, к познанию другого и самопо-знанию.

6. Способствовать пробуждению желания работать с детьми, умения создавать благоприятные условия для их когнитивного развития.

7.Познакомить с психологической спецификой взаимосвязи процессов учения и обучения.

8.Дать представление о систематизации и интеграции современных теоретических психологических знаний о ребенке, его развитии и воспитании в коллективе.

9.Стимулировать самостоятельную деятельность по освоению содержания дисциплины и формированию необходимых компетенций.

10. использовать научно обоснованные методы и современные информационные технологий в организации собственной профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Психология» относится к профессиональному циклу, базовой (общепрофессиональной) части.

Для изучения дисциплины необходимо знание законов исторического и общественного развития; социокультурных закономерностей и особенностей межкультурного взаимодействия; закономерностей психического и психофизиологического развития личности.

Студенты должны знать особенности социализации участников образовательного процесса и уметь осуществлять сбор и обработки информации по диагностике психических процессов и состояний. Владеть методами диагностики. В связи с этим обеспечивающими дисциплинами являются история, культура и межкультурные взаимодействия в современном мире, современные информационные технологии, анатомию и возрастную физиологию.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование в соответствии с ФГОС ВО следующих компетенций:

-способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

-пороговый уровень: фундаментальные понятиями психологии;

-углубленный уровень: закономерности развития психики и личности на разных этапах онтогенеза;

-продвинутый уровень: фундаментальные понятиями психологии; закономерности развития психики и личности на разных этапах онтогенеза; методы диагностирования.

уметь:

-пороговый уровень: применять современные методики и технологии в профессиональной деятельности;

-углубленный уровень: применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

-продвинутый уровень: применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса и использовать научно обоснованные методы и современные информационные технологий в организации собственной профессиональной деятельности.

владеть:

-пороговый уровень: современными методиками и педагогическими технологиями, методами диагностирования достижений обучающихся;

-углубленный уровень: практическими знаниями для определения и решения исследовательских задач в области образования;

-продвинутый уровень: методиками и технологиями, методами диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса и современными информационными технологиями в организации собственной профессиональной деятельности.

-готовность использовать систематизированные теоретические и практические

знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования

(ПК-11);

знать:

-пороговый уровень: теоретические аспекты исследовательских задач в области образования;

-углубленный уровень: теоретические и практические аспекты исследовательских задач в области образования;

-продвинутый уровень: теоретические и практические аспекты исследовательских задач для их определения и решения в образовательной области и в профессиональной деятельности;

уметь:

-пороговый уровень: систематизировать теоретические и практические

знания для определения и решения исследовательских задач;

-углубленный уровень: использовать возможности психологической науки в объяснении феноменов человеческой жизни.

-продвинутый уровень: использовать систематизированные теоретические и практические

знания для определения и решения исследовательских задач в области психологической науки в объяснении феноменов человеческой жизни.

владеть:

-пороговый уровень: современными способами решения исследовательских задач в области образования;

-углубленный уровень: современными способами решения исследовательских задач в области образования и в профессиональной деятельности;

-продвинутый уровень: теоретическими и практическими способами решения исследовательских задач в изучении закономерностей психического и психофизиологического развития личности.

Ожидаемые результаты обучения предполагают владение студентами знаниями в полном объеме изученного курса, принципами социокультурного подхода к процессам и тенденциям развития современного общества и при необходимости использование полученных знаний в конкретных сферах деятельности, связанных с фундаментальными понятиями психологии кризисных ситуаций, закономерностями развития психики и психологических состояний личности в сложных социально-педагогических ситуациях.

Таблица 1 – Требования к результатам освоения содержания дисциплины

№ п.п. Индекс компе-тенции Содержание компетенции (или её части) В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны
знать уметь владеть
  ПК-2 готовностью применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса фундаментальные понятиями психологии; закономерности развития психики и личности на разных этапах онтогенеза; - применять современные методики и технологии длядиагностирования психических процессов и достижений обучающихся в образовательной деятельности; - современными методиками и технологиями, методами диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
  ПК-11 готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в областиобразования   - принципы системного подхода к исследованию педагогических явлений; - методы сбора эмпирических данных; - технику измерения психолого-педагогических проблем; - организовать исследование и использовать теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских зада в области образования; - способами анализа и оценки результатов исследовательской работы; способами определения и решения исследовательских задач в областипсихолого-педагогической деятельности.

2. Структура и содержание дисциплины

Общая психология: 3,5 з. е.(126часов, из них 58 часов аудиторной нагрузки:26 лекций,28 практик, 32 часов СРС,4 часа КСР, 36 час. экзамен)

Она рассчитана на изучение в течение одного семестра (1), включает лекционные, практические занятия, кср и самостоятельную работу студентов.

Для контроля уровня сформированности компетенций, качества знаний, умений и навыков, стимулирования самостоятельной работы студентов применяется рейтинговая система оценки уровня освоения учебной дисциплины.

Содержание дисциплины «Психология» разделено на два модуля, по окончании изучения которых осуществляется текущий контроль усвоения учебного материала. В течение семестра проводятся модульно-рейтинговые мероприятия, в том числе и в форме компьютерного тестирования для проверки самостоятельной работы студентов.

3. Тематический план

Таблица 2- Тематический план дисциплины

Тема Аудиторная работа Самост. работа Всего
Лекции Практич. Занятия Контроль СРС Итого
               
    Раздел 1.              
1. Тема 1. Психология как наука.   - -      
  Тема 2. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии.     -      
  Тема 3. Возникновение и развитие психики в филогенезе.     -      
  Тема 4. Возникновение и развитие сознания человека. Сознание и бессознательное.   - -      
  Тема 5. Общее понятие о личности. Основные психологические теории личности. Личность и её формирование.     -      
  Тема 6. Понятие и строение человеческой деятельности. Психологическая теория деятельности.     -   -    
  Подготовка ко 1-му текущему контрольному тестированию.              
  Раздел 2.            
  Тема 7. Ощущения. Восприятие     -      
  Тема 8.Память. Виды памяти.     -      
  Тема 9. Воображение. Внимание     -      
  Тема 10. Мышление. Мышление и речь.     -      
  Тема 11. Эмоции. Чувства и воля.              
  Тема 12. Темперамент. Характер. Способности.   - -      
  Тема13.Психологические теории и направления современной зарубежной психологии. Развитие отечественной психологии.            
  Подготовка ко 2-му текущему контрольному тестированию            
  Итого по 3-м разделам (в т.ч. обязательная составляющая самостоятельной работы)            
  Подготовка к экзамену            
  Вариативная составляющая самостоятельной работы            
  Контроль самостоятельной работы            
  Всего по разделу            

таблица 3- распределение трудоемкости дисциплины

Вид работы Трудоемкость
4 семестр
   
Общая трудоемкость 3,5 зачетных единицы, 126часов
Аудиторная работа  
Лекции (Л)  
Практические занятия (ПЗ)  
КСР  
Лабораторные работы(ЛР) -
Самостоятельная работа (всего)  
экзамен  
     

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...