Назначение дисциплины, ее место в системе подготовки
Стр 1 из 10Следующая ⇒ Филиал Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани кафедра психологии
Л. Г. Юрченко Психология
Учебно-методическое пособие К изучению дисциплины для студентов 1-го курса бакалавриата, Обучающихся по направлению Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки – Начальное образование, Дошкольное образование) Очной формы обучения
Славянск-на-Кубани Филиал Кубанского государственного университета
УДК 159.9 ББК 88 Ю831 Рекомендовано к печати кафедрой психологии филиала Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани Протокол № 11 от 26 мая 2016 г. Рецензенты: Доктор психологических наук, профессор МГППУ Е. Ю. Пряжникова кандидат психологических наук, доцент Л.В.Колодина
Учебно-методическое пособие разработано на основании ФГОС ВО, учебного плана и учебной программы дисциплины «Психология», направлено на формирование и развитие компетенций, позволяющих овладеть психологическими знаниями и способностью применять современные методики и технологии длядиагностирования и развития психических процессов обучающихся в образовательной деятельности. Пособие включает в себя структуру и содержание дисциплины, тематический план, методические рекомендации к изучению теоретического материала, самостоятельной работе студентов, подготовке к практическим занятиям и экзамену, примерную рейтинговую систему оценки успеваемости студентов и учебно-методическое, информационноеобеспечение дисциплины.
Издание дресовано студентам 1-го курса бакалавриата, обучающимся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки – Начальное образование, Дошкольное образование) очной формы обучения.
УДК 159.9 ББК 88
© Филиал Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение 2.Структура и содержание дисциплины «Психология» 3 Тематический план 4. Рекомендации к изучению теоретического материала 5. Методические рекомендации к практическим занятиям 6. Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов 7. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов 8. Примерная рейтинговая система оценки успеваемости студентов 9Методические рекомендации к экзамену 10.Учебно-методическое и информационноеобеспечение дисциплины 11. Приложение А Опросник диагностики темперамента (по Айзенку) 12. Приложение Б Тест МПДО (по Личко)
Введение Назначение дисциплины, ее место в системе подготовки Дисциплина «Психология» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин. Для ее изучения необходимо знание закономерностей развития психики и личности на разных этапах развития, основные взаимосвязи между психологическими понятиями. Студенты должны уметь осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов диагностики, владеть практическими знаниями для определения и решения практических задач в работе с детьми, знать закономерности развития психики и личности на разных этапах онтогенеза.
Учебно-методическое пособие к изучению курса «Психология» нацелено на формирование системы знаний общих закономерностей развития познавательных процессов и проявления психической деятельности человека. Учебно-методическое пособие направлено на формирование и развитие компетенций, позволяющих владеть фундаментальными понятиями психологии, закономерностями развития психики и личности на разных этапах онтогенеза, применять современные методики и технологии длядиагностирования психических процессов и достижений обучающихся в образовательной деятельности. Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с логикой и структурой учебной дисциплины. Студентам предложен алгоритм работы, который необходимо соблюдать при изучении лекционного курса, выполнении практических занятий, самостоятельной работы. Вместе с тем алгоритм предполагает формирование активной позиции самого студента и ориентирует его на глубокую самостоятельную проработку предложенных заданий. Цели дисциплины: Целью изучения психологии является формирование и развитие у студента компетенций, позволяющих руководствоваться научными психологическими знаниями при реальном взаимодействии с другими людьми, что, в свою очередь, и предполагает формирование умения мыслить психологически. Для достижения цели необходимо вооружить студентов знаниями общих закономерностей развития познавательных процессов и проявления психической деятельности человека; уделить особое внимание практической составляющей обучения, т.к. профессиональная деятельность педагога предполагает хорошее знание теоретических основ и актуальных психологических проблем, умений и навыков, связанных с необходимостью понимать и учитывать особенности личности учащихся, прогнозировать действия учащихся как субъекта познания, общения и взаимодействия. Задачи дисциплины: 1. Познакомить студентов с фундаментальными понятиями психологии, основными теоретическими направлениями и подходами, проблемами и принципами их решения. 2. Показать возможности психологической науки в объяснении феноменов человеческой жизни.
3. Изучить закономерности развития психики и личности на разных этапах онтогенеза. 4. Познакомить с особенностями регулятивных процессов психики человека. 5. Развить у будущего учителя интерес к психологии, к познанию другого и самопо-знанию. 6. Способствовать пробуждению желания работать с детьми, умения создавать благоприятные условия для их когнитивного развития. 7.Познакомить с психологической спецификой взаимосвязи процессов учения и обучения. 8.Дать представление о систематизации и интеграции современных теоретических психологических знаний о ребенке, его развитии и воспитании в коллективе. 9.Стимулировать самостоятельную деятельность по освоению содержания дисциплины и формированию необходимых компетенций. 10. использовать научно обоснованные методы и современные информационные технологий в организации собственной профессиональной деятельности. 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Психология» относится к профессиональному циклу, базовой (общепрофессиональной) части. Для изучения дисциплины необходимо знание законов исторического и общественного развития; социокультурных закономерностей и особенностей межкультурного взаимодействия; закономерностей психического и психофизиологического развития личности. Студенты должны знать особенности социализации участников образовательного процесса и уметь осуществлять сбор и обработки информации по диагностике психических процессов и состояний. Владеть методами диагностики. В связи с этим обеспечивающими дисциплинами являются история, культура и межкультурные взаимодействия в современном мире, современные информационные технологии, анатомию и возрастную физиологию. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование в соответствии с ФГОС ВО следующих компетенций: -способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2); В результате освоения дисциплины студент должен
знать: -пороговый уровень: фундаментальные понятиями психологии; -углубленный уровень: закономерности развития психики и личности на разных этапах онтогенеза; -продвинутый уровень: фундаментальные понятиями психологии; закономерности развития психики и личности на разных этапах онтогенеза; методы диагностирования. уметь: -пороговый уровень: применять современные методики и технологии в профессиональной деятельности; -углубленный уровень: применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса; -продвинутый уровень: применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса и использовать научно обоснованные методы и современные информационные технологий в организации собственной профессиональной деятельности. владеть: -пороговый уровень: современными методиками и педагогическими технологиями, методами диагностирования достижений обучающихся; -углубленный уровень: практическими знаниями для определения и решения исследовательских задач в области образования; -продвинутый уровень: методиками и технологиями, методами диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса и современными информационными технологиями в организации собственной профессиональной деятельности. -готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11); знать: -пороговый уровень: теоретические аспекты исследовательских задач в области образования; -углубленный уровень: теоретические и практические аспекты исследовательских задач в области образования; -продвинутый уровень: теоретические и практические аспекты исследовательских задач для их определения и решения в образовательной области и в профессиональной деятельности; уметь: -пороговый уровень: систематизировать теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач; -углубленный уровень: использовать возможности психологической науки в объяснении феноменов человеческой жизни. -продвинутый уровень: использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области психологической науки в объяснении феноменов человеческой жизни. владеть: -пороговый уровень: современными способами решения исследовательских задач в области образования;
-углубленный уровень: современными способами решения исследовательских задач в области образования и в профессиональной деятельности; -продвинутый уровень: теоретическими и практическими способами решения исследовательских задач в изучении закономерностей психического и психофизиологического развития личности. Ожидаемые результаты обучения предполагают владение студентами знаниями в полном объеме изученного курса, принципами социокультурного подхода к процессам и тенденциям развития современного общества и при необходимости использование полученных знаний в конкретных сферах деятельности, связанных с фундаментальными понятиями психологии кризисных ситуаций, закономерностями развития психики и психологических состояний личности в сложных социально-педагогических ситуациях. Таблица 1 – Требования к результатам освоения содержания дисциплины
2. Структура и содержание дисциплины Общая психология: 3,5 з. е.(126часов, из них 58 часов аудиторной нагрузки:26 лекций,28 практик, 32 часов СРС,4 часа КСР, 36 час. экзамен) Она рассчитана на изучение в течение одного семестра (1), включает лекционные, практические занятия, кср и самостоятельную работу студентов. Для контроля уровня сформированности компетенций, качества знаний, умений и навыков, стимулирования самостоятельной работы студентов применяется рейтинговая система оценки уровня освоения учебной дисциплины. Содержание дисциплины «Психология» разделено на два модуля, по окончании изучения которых осуществляется текущий контроль усвоения учебного материала. В течение семестра проводятся модульно-рейтинговые мероприятия, в том числе и в форме компьютерного тестирования для проверки самостоятельной работы студентов. 3. Тематический план Таблица 2- Тематический план дисциплины
таблица 3- распределение трудоемкости дисциплины
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|