Раздел I. Общая психология
Тема1. Психология как наука. (2 час.). Общее представление о психологии как науке. Представления древних философов о душе. Характеристика основных отраслей психологии. Соотношение научной и житейской психологии. Психология в междисциплинарном пространстве. Образовательная технология: концентрированное обучение. Как понятие «психология» впервые возникает в средневековом европейском богословии в работах немецкого ученого Рудольфа Гоклениуса (1590 г.) как знание о душе. В систему наук оно вошло благодаря немецкому философу Христиану Вольфу, оформившего свои философские размышления о душе человека в работах «Эмпирическая психология» (1732 г.) и «Рациональная психология» (1740 г.). Основы психологической науки складываются в рамках философии. Для того чтобы получить право называться самостоятельной наукой необходимо найти внедрение научных методов доказательства истинности тех или иных утверждений, что являлось затруднительным к нематериальному объекту исследования – душе человека. Главная заслуга в применении количественных и формализованных методов для исследования психического принадлежит Френсису Гальтону, французскому естествоиспытателю. Он изучал индивидуально-психологические различия между людьми. Помимо него экспериментальными методами изучали взаимосвязь между психическими состояниями и физическими воздействиями физиологии такие ученые, как Густав Теодор Фехнер, Макс Карл Эмиль Вебер, Франциск Корнелис Дон-дерс, Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц и др. установили, что в психическом мире действуют собственные законы и причины. Сложность проблемы измерения в психологии, разрозненность попыток та-лантливых ученых, работавших в условиях дефицита информации, приводили к локальным успехам и неудачам. Возникла необходимость в объединении разрозненных знаний в единую самостоятельную дис-циплину.
Таким прорывом в области экспериментальных измерений с применением количественных и качественных мер оценивания различных характеристик психического явилось открытие в 1879 году в Лейпцигском университете в лаборатории физиологической психологии немецким ученым Вильгельмом Максом Вундтом. Уже спустя несколько лет на ее база был создан институт экспериментальной психологии. Это событие является отправной точкой в психологии, от которой отсчитывают ее научное развитие. Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором — для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией» задолго до ее систематического изучения. Таким образом, психология- это наука о психике и психических явлениях. Что же является предметом изучения психологии в наше время? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо построить классификацию психических явлений. Следует отметить, что существуют различные точки зрения на структуру психических явлений. Например, те или иные психические явления в зависимости от автора позиции могут быть отнесены к разным структурным группам. Более того, очень часто в научной литературе можно столкнуться со смешением понятий. Так, некоторые авторы не разделяют характеристики психических процессов и психические свойства личности. Мы будем разделять психические явления на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором- для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией» задолго до ее систематического изучения.
На протяжении всей жизни каждый человек, осознанно или неосознанно, изучает себя и свои возможности. Следует отметить, что уровень познания своего внутреннего мира во многом определяет то, насколько человек может понять других людей, насколько успешно может построить с ними взаимоотношения. Человек-это социальное существо, и он не может жить вне общества, без контактов с окружающими. В практике живого общения каждый человек постигает многие психологические законы. Однако житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний. Во-первых, житейские психологические знания конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам. Научная же психология стремится к обобщению, для чего используются соответствующие понятия. Во-вторых, житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это обусловлено способом их получения-случайным опытом и его субъективным анализом на бессознательном уровне. В отличие от этого научное познание основано на эксперименте, а полученные знания вполне рациональны и осознаваемы. В-третьих, существуют различия в способах передачи знаний. Как правило, знания житейской психологии передаются с большим трудом, а часто эта передача просто невозможна.
Тема2. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии. (2 час.). Предмет психологии. Задачи и методы психологии в системе наук. Методы психологии. Принципы построения психологического знания: детерминизм, системность развития. Объект психологии. Методология психологии. Круг явлений, изучаемых психологией. Значение психологических знаний для обучения и воспитания детей. Образовательная технология: проблемное изложение. Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» ( psyche — «душа», logos — «понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIX вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления. Таким образом, психология — это наука о психике и психических явлениях.
Рациональный подход к познанию мира основывается на том, что окружающая нас действительность существует независимо от нашего сознания, может быть исследована опытным путем, а наблюдаемые явления вполне объяснимы с научных позиций. Для реализации такого подхода необходимо иметь общее представление о предмете исследования. Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б. Г. Ананьевым. Оценивая значение деятельности Ананьева для отечественной науки, в первую очередь необходимо подчеркнуть, что им был разработан принципиально новый методологический подход к исследованию психики человека. Это позволило не только выделить новые разделы психологии, которые до этого не существовали как самостоятельные, но и по-новому взглянуть на самого человека. Говоря об основных особенностях развития научного знания о человеке, Ананьев отмечал, что проблема человека становится общей проблемой для всей науки в целом. При этом для научного познания человека характерны как все возрастающая дифференциация и специализация отдельных дисциплин, так и тенденция к объединению различных наук и методов исследования человека. Современную науку все больше и больше интересуют проблемы, связанные со здоровьем человека, его творчеством, обучением и, конечно, его мыслями и переживаниями, причем исследование человека и человеческой деятельности осуществляется комплексно, с учетом всех аспектов этих проблем.
Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность. Таким образом, человек как представитель биологического вида является объектом изучения многих наук, в том числе и психологии. Психология, как и любая другая наука, имеет свои методы. Методы научных исследований — это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий. Тема3. Возникновение и развитие психики в филогенезе. (2 час.). Объективный критерий психики. Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении чувствительности. Адаптивная роль психики в эволюции животных. Развитие психики в филогенезе: стадии и уровни. Основные особенности психики животных: инстинкты, научение; язык и общение; орудийная деятельность. Деятельностная природа психики. Психика как образ и как процесс. Образовательная технология: концентрированное обучение. Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики. Во-первых, психика — это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики. Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды. Элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи. Так, амеба, представляющая собой всего лишь одну живую клетку, заполненную протоплазмой, удаляется от одних раздражителей и приближается к другим. По своей сути движения амебы являются начальной формой приспособления простейших организмов к внешней среде. Подобное приспособление возможно благодаря существованию определенного свойства, отличающего живую материю от неживой. Это свойство — раздражимость. Внешне она выражается в проявлении вынужденной активности живого организма.
Дальнейшее развитие раздражимости у живых существ в значительной степени связано с усложнением условий жизни более развитых организмов, которые соответственно имеют и более сложное анатомическое строение. Живые организмы данного уровня развития вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды. Сочетание этих внутренних и внешних условий предопределяет возникновение у живых организмов более сложных форм реагирования, получивших название чувствительности. Чувствительность характеризует общую способность к ощущениям. По мнению А. Н. Леонтьева, появление чувствительности у животных может служить объективным биологическим признаком возникновения психики. Само по себе появление у определенного класса животных чувствительности, или способности к ощущениям, может рассматриваться не только как зарождение психики, но и как появление принципиально нового типа приспособления к внешней среде. Основное отличие данного типа приспособления заключается в появлении особых процессов, связывающих животное со средой, — процессов поведения. Поведение — это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды.
Тема4. Возникновение и развитие сознания человека. Сознание и бессознательное. (2 час.). Природа человеческого сознания. Предпосылки и условия возникновения сознания. Сознание человека - высший этап развития психики. Структура сознания. Отличительные признаки сознания. Понятие и виды бессознательного. Проявление бессознательного в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека. Вклад З.Фрейда в изучение бессознательного. Установки и их исследования в школе Д.И. Узнадзе. Классификация бессознательных явлений в психологии. Образовательная технология: аудиовизуальная технология, проблемное изложение.
Сознание — высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Мы вправе предположить, что похожая психическая деятель ность по формированию психических образов происходит и у наиболее развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины. Поэтому человека отличает от животных не сама эта деятельность, а механизмы ее протекания, которые зародились в процессе социального развития человека. Данные механизмы и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, как сознание. В результате действия этих механизмов человек выделяет себя из окружающей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свою «Я-концепцию», заключающуюся в совокупности представлений человека о самом себе, об окружающей действительности и своем месте в обществе. Благодаря сознанию человек обладает способностью самостоятельно, т. е. без воздействия раздражителей среды, регулировать свое поведение. В свою очередь «Я-конценция» является ядром его системы саморегуляции. Всю воспринимаемую информацию об окружающем мире человек преломляет через свою систему представлений о себе и формирует свое поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Конечно, поведение человека не всегда соответствует условиям среды. Адекватность поведения человека в значительной степени определяется степенью его критичности. Чем характеризуется сознание? Во-первых, сознание всегда активно и, во-вторых, интенционально. Активность сама по себе является свойством всех живых существ. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наоборот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов. Вследствие этого сознание человека всегда направлено на какой-то объект, предмет или образ, т. е. оно обладает свойством интенции (направленности). Наличие данных свойств обусловливает наличие ряда других характеристик сознания, позволяющих рассматривать его в качестве высшего уровня саморегуляции. К группе данных свойств сознания следует отнести способность к самонаблюдению (рефлексии), а также мотивационно-ценностный характер сознания.
Тема5. Общее понятие о личности. Основные психологические теории личности. Личность и ее формирование. (2 час.). Понятие о личности. История исследований личности. Современные теории личности. Психологическая структура личности. Проблема развития личности. Закономерности развития личности. Основные теории личности в отечественной и зарубежной психологии. Личность. Критерии сформированности личности. Формирование личности. Генеральный путь. Этапы ("первое" и "второе" рождение личности, по А.Н. Леонтьеву); стихийные механизмы; сдвиг мотива на цель, идентификация, усвоение социальных ролей, самосознание и его функции. Образовательная технология: проблемное изложение.
У Алексея Николаевича Леонтьева личность рассматривается как создаваемая общественными отношениями, в которые субъект вступает в рамках своей деятельности. При этом отдельные деятельности субъекта, представленные прежде всего своими мотивами, вступают между собой в иерархию отношений, образуя так называемую иерархию мотивов. В концепции Артура Владимировича Петровского тип развития личности определяется через тип группы, в которую она включена и в которой она интегрирована; собственно, личностная активность представляет собой стремление выйти за пределы привычного и действовать за границами требований ситуации или ролей. Сергей Леонидович Рубинштейн (рис.33) (1946) выделял следую-щие составляющие личности: 1. Направленность (установки, интересы, потребности). 2. Способности. 3. Темперамент. В классификации свойств личности Вольфа Соломоновича Мерлина (1967), основанной на определении доминирования или природного, или социального начала, представлены следующие уровни: 1. Свойства индивида (темперамент и индивидуальные особенности психических процессов). 2. Свойства индивидуальности (мотивы, отношения, характер, способности). Виктор Федорович Петренко, — лидер нового направления в российской психологии — «экспериментальной психосемантики». Важно заметить, что в процессе развития психологи-ческой науки понятие «личность» постоянно трансформируется, уточняется. В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, си-стему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой им-пульс), половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма. По мнению Владимира Николаевича Мясищева, человек рождается на свет в качестве индивида как единичное природное существо, представитель рода – «homo sapiens» - от-дельный представитель человеческой общности (лат. Individum-неделимый). В структуре личности человек как индивид предстает в своих природных биологических особенностях как человеческий организм – это телесное бытие человека. Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе,группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих. По мнению Александра Борисовича Орлова личность является: во-первых, атрибутивной характеристикой каждого человеческого субъекта, но не самим этим субъектом; во-вторых, такой психологической характеристикой субъекта, которая регулирует его отношения с объективной деятельностью. Обладая сознанием, личность осознает и саму себя. В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считает, что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй ее чувств и поведения. В основе личности лежит ее структура - связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации. Способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир - других людей, обстоятельства жизни и т. п. Характер человека определяет его поступки в отношении других людей. Волевые качества характеризуют стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции имотивация - это, соответственно, переживания людей и побуждения к деятельности и общению. Обладая сознанием, человек способен осознавать, рефлексировать происходящее в себе сомом, создавать некую модель, образ собственного «Я». Система представлений о самом себе, рефлексивная, осознаваемая часть личности получила название «Я – концепция» (Об-раз-Я», «Я-образ»).
Тема 6. Понятие и строение человеческой деятельности. Психологическая теория деятельности. (2 час.). Деятельность как условие развития человека. Определение человеческой деятельности и ее основные характеристики. Деятельность и психические процессы. Структура человеческой деятельности. Виды человеческой деятельности, их классификация. Умения, навыки и привычки. Мотивационно-личностные аспекты деятельности. Потребности и мотивы, особенные деятельности. Развитие мотивов. Внутренняя деятельность. Деятельность и психические процессы. Теория деятельности и предмет психологии. Образовательная технология: информационная технология. Психологическая теория деятельности стала развиваться в конце 20-х - начале 30-х гг. XX в. Главное отличие данной теории заключается в том, что она опирается на основные принципы диалектического материализма и использует главный тезис этого философского направления: не сознание определяет бытие, деятельность человека, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание. Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах А. Н. Леонтьева. Основными характеристиками понятия «действие» являются четыре компонента. Во-первых, действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Во-вторых, действие — это одновременно и акт поведения. При этом следует обратить внимание на то, что действие — это движение, взаимосвязаное с сознанием. В свою очередь, из вышеизложенного можно сделать один из основополагающих выводов теории деятельности. Этот вывод состоит в утверждении о неразрывности сознания и поведения. В-третьих, психологическая теория деятельности через понятие действия вводит принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. В чем различие в понятиях «активность» и «реактивность»? Понятие «реактивность» подразумевает ответное действие или реакцию на воздействие какого-либо стимула. Формула «стимул-реакции» является одним из основных положений бихевиоризма. С этой точки зрения активен воздействующий на человека стимул. Активность с точки зрения теории деятельности есть свойство самого субъекта, т. е. характеризует человека. Источник активности находится в самом субъекте в форме цели, на достижение которой направлено действие. В-четвертых, понятие «действие» выводит деятельность человека в предметный и социальный мир. Дело в том, что цель действия может носить не только биологический смысл, такой как добыча нищи, но также может быть направлена на установление социального контакта или создание предмета, не связанного с биологическими потребностями. Потребность — это исходная форма активности живых организмов. Потребность можно описать как периодически возникающее состояние напряжения в организме живых существ. Возникновение данного состояния у человека вызвано нехваткой в организме какого-либо вещества или отсутствием необходимого для индивида предмета. Это состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, называется потребностью. Потребности человека могут быть разделены на биологические, или органические (потребность в пище, воде, кислороде и др.), и социальные. К социальным потребностям следует отнести в первую очередь потребность в контактах с себе подобными и потребность во внешних впечатлениях, или познавательную потребность. Эти потребности начинают проявляться у человека в самом раннем возрасте и сохраняются на протяжении всей его жизни. Как связаны потребности с деятельностью? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выделить два этана в процессе развития каждой потребности. Первый этап- это период до первой встречи с предметом, который удовлетворяет потребность. Второй этап -после этой встречи. Как правило, на первом этапе потребность для субъекта оказывается скрыта, «не расшифрована». Человек может испытывать чувство какого-то напряжения, но при этом не отдавать себе отчета в том, чем это состояние вызвано. Со стороны поведения состояние человека в этот период выражено в беспокойстве или постоянном поиске чего-либо. В ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом, которой и завершается первый этап «жизни» потребности. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета получил название опредмечивания потребности. В акте опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности, или опредмеченная потребность. Именно через мотив потребность получает свою конкретизацию, становится понятной субъекту. Вслед за опредмечиванием потребности и появлением мотива поведение человека резко меняется. Если ранее оно было ненаправленным, то с появлением мотива оно получает свое направление, потому что мотив — это то, ради чего совершается действие. Как правило, ради чего-то человек совершает много отдельных действий. И вот эта совокупность действий, вызванных одним мотивом, и называется деятельностью, а конкретнее-особенной деятельностью, или особенным видом деятельности. Таким образом, благодаря мотиву мы вышли на высший уровень структуры деятельности в теории А. Н. Леонтьева — на уровень особенной деятельности. Раздел 2 Тема7. Ощущения. Восприятие. (2 час.). Понятия об ощущениях. Измерение и изменение ощущений. Ощущение и восприятие. Восприятие, его виды и свойства. Законы восприятия. Функции восприятия. Образовательная технология: проблемное изложение.
Понятия «ощущение» и «восприятие» взаимосвязаны между собой, однако между ними существуют и коренные различия. Когда мы говорили об ощущениях, то подчеркивали, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения, а суть процессов ощущения заключается в отражении лишь отдельных свойств объектов и явлений окружающего нас мира. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений. Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности (например, когда мы смотрим кинокартину, происходит объединение отдельных зрительных ощущений в целые образы), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые ощущения, присоединяя к ним и наши знания о нем). Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций. Поэтому основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, что воздействует на нас, т. е. отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств или иными словами, целостное отображение предмета.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|