Методические рекомендации.
Хара́ктер (греч. χαρακτηρ — примета, отличительная черта, знак) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения лично- сти. Характер связан с темпераментом: От темперамента зависят динамические особенности проявления характера. Например, общительность у сангвиника и флегматика будет проявляться по-разному. Темперамент влияет на развитие отдельных черт характера. Одни свойства темперамента способствуют формированию определенных черт характера, другие противодействуют. В зависимости от типа темперамента ребенка необходимо ис- пользовать индивидуальные приемы воздействия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера. Существует и обратная зависимость проявлений темперамента от его характера. Благодаря определенным чертам характера человек может сдерживать нежелательные при данных обстоятельствах проявления темперамента. В характере можно выделить ряд подсистем или свойств (черт), как раз и выражающих различное отношение личности к отдельным сторонам действительности. В первой подсистеме содержатся черты, проявляющиеся в деятельности (инициативность, работоспособность, трудолюбие, или же, наоборот, безынициативность, ленивость и т. д.). Ко второй подсистеме относятся черты личности, проявляющиеся в отношениях человека с другими людьми, т. е. в общении (тактичность- бестактность, вежливость-грубость, чуткость-черствость и т. д.). Третью подсистему составляют черты, которые проявляются в отноше- нии человека к самому себе (самокритичность - завышенное самомнение, скромность - наглость и т. д.). Четвертая подсистема - это совокупность отношений человека к вещам (аккуратность - безалаберность, щедрость - скупость и др.). Возможна и другая классификация черт характера, например:
1. свойства, определяющие поступки человека в выборе целей деятельности и общения (расчетливость, рациональность и т. д., или альтернативные им черты); 2. свойства, относящиеся к действиям, направленным на достижение поставленных целей (настойчивость, целеустремленность, последовательность и др., а также противоположные им качества); 3. свойства, имеющие чисто инструментальное значение, непосредственно связанные с темпераментом (интроверсия - экстраверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, пластичность- ригидность и т. д.). В мировой психологической науке нет единой типологии характеров, но подавляющее большинство психологов исходили из следующих основных общих идей: 1. Довольно рано сформировавшись, характер человека проявляет себя в период дальнейшей жизни как более или менее устойчивое психическое образование. 2. Входящие в характер сочетания черт не являются случайными. Они в совокупности представляют системы, четко различимые по типам, что и позволяет строить типологию характеров. 3. В соответствии с типологией характеров большинство людей может быть разделено на определенные группы. Разные исследователи выделяют разные акцентуации характера. Наибольшее распространение получили классификации К. Леонгарда и А.Е. Личко, другие классификации можно встретить у А.П.Егидеса, Е. А. Некрасовой и В. В. Пономаренко, Н.И Козлова и других авторов. В работе "Акцентуированные личности" Карл Леонгард выделил десять чистых типов и ряд промежуточных. Чистые типы: Демонстративный (самоуверенность, тщеславие, хвастовство, ложь, лесть, ориентированность на собственное Я как на эталон). Аналог истероидного типа по Личко. Эмотивный (мягкосердечие, боязливость, сострадание). - Аналог лабильного типа по Личко.
Гипертимный (желание деятельности, погоня за переживаниями, оптимизм, ориентированность на удачи); Дистимический (заторможенность, подчеркивание этических сторон, переживания и опасения, ориентированность на неудачи); Лабильный (взаимная компенсация черт, ориентированность на различные эталоны); Тревожный (боязливость, робость, покорность); Экзальтированный (воодушевление, возвышенные чувства, возведение эмоций в культ). Аналог лабильного типа по Личко. Педантичный (нерешительность, совестливость, ипохондрия, боязнь несоответствия Я идеалам). Аналог психастенического типа по Личко. Застревающий (подозрительность, обидчивость, тщеславие, переход от подъема к отчаянию); - аналог вязкого характера по Кречмеру. Другая аналогия - эпилептоид. Возбудимый (вспыльчивость, тяжеловесность, педантизм, ориентированность на инстинкты). Аналог эпилептоидного типа по Личко. Другие два типа - экстравертированный и интровертированный тип, были описаны К. Леонгардом как промежуточные типы, поскольку относятся уже не столько к характеру, сколько к личностному уровню. Карл Леонгард - в первую очередь психиатр, а его классификация типов акцентуация ближе всего не к здоровым людям, а к психиатрической практике. А.Е. Личко описывал в большей степени психически сохранных людей и людей более молодых, а именно подростков и юношей. По классификации А.Е.Личко, можно выделить следующие типы акцентуаций характера: Гипертимный тип Циклоидный тип Лабильный тип Астено-невротический тип Сенситивный тип Психастенический тип Шизоидный тип Эпилептоидный тип Истероидный тип Неустойчивый тип Конформный тип Дальнейшее развитие система Личко нашла как типология характеров или психотипов. Практическая часть
Задание 1. Из числа нижеприведённых положений о характере выберите те, которые наиболее правильно раскрывают понятие «характер». Дайте обоснование своего ответа. 1.Черты характера проявляются в любых обстоятельствах и условиях. 2.Черты характера проявляются лишь в соответствующих им типичных обстоятельствах. 3.Черты характера есть не что иное, как отношение личности к определённым
сторонам действительности. 4.Черты характера есть не что иное, как определённые способы действий. 5.В характере проявляются и отношения личности и способы действия, при помощи которых эти отношения осуществляются. 6.Характер индивидуально своеобразен. 7.Черты характера социально типичны и индивидуально своеобразны. 8.Характер - отражение общественных отношений. (По В. С. Мерлину.)[5] Задание 2. Человек говорит о себе: «Я вспыльчивый и если меня задевают, то всегда отвечаю очень резко, даже если понимаю, что неправ. Ничего не могу с собой сделать». Какую особенность личности раскрывают его слова? Выберите правильный ответ. Поясните свой выбор. 1.Черта характера. 2. Особенность темперамента. 3.Особенности воли. 4.Нет правильного ответа. Задание 3. В характеристике личности выделите моменты, в которых проявляются черты характера и свойства темперамента. Дайте обоснование своего ответа. Ира Н., восьми лет. Девочка живая, жизнерадостная, кокетливая, любит поболтать; добрая, но завистливая, старается быть заметной в коллективе, заслужить похвалу. Общительна, но очень обидчива. Ира интересуется всем, но её интересы не стойки, она быстро остывает. Много уделяет внимания своей внешности: часами может сидеть перед зеркалом, менять причёски, перевязывать ленты, вкладывать в волосы цветы. Девочка в коллективе активна, но если в общей работе приходится подчиняться кому- либо из товарищей, она теряет к занятию всякий интерес, становится ко всему безучастной. (По П. М. Якобсону.). Задание 4. Определите, проявляется ли в приведённых примерах характер человека. Дайте обоснование своего ответа. А. Студента В. спросили на улице, как доехать до железнодорожного вокзала. В. остановился и обстоятельно ответил на вопрос. (По В. С. Мерлину.) Б. Однажды учитель, открывая на уроке классный журнал, сказал: «Вот как хорошо: наконец-то вы догадались обернуть свой журнал в чистую красивую бумагу». - Это я обернул! - поднимаясь с места, быстро и громко сказал Ваня. (По Л. Л. Додон.).
Задание 5. Определите, проявляется ли в приведённых примерах характер человека. Дайте обоснование своего ответа. А. Ученик 5 класса одной сельской школы взялся ежедневно провожать (и делал это аккуратно) после занятий живущего далеко первоклассника, у которого не было родителей. Б. Когда в 7 классе отменили контрольную работу по математике. Валя долго не могла успокоиться. Почти на протяжении15-20 минут она размахивала руками и восклицала: «Вот красота! Вот замечательно!» В. Коля был близорук, и все предметы подносил близко к глазам. Во время урока ему разрешалось подходить к доске. (По В. С. Мерлину.).
Характер Русского Николая Александровича и русский характер. Задание 6. Ниже перечислены черты характера. Распределите их по группам (черты характера, выражающие направленность личности: отношение к труду, другим людям, самому себе; волевые черты характера). Настойчивость, общительность, эгоизм, инициативность, чуткость, консерватизм, бережливость, выдержка, внушаемость, самокритичность, заносчивость, скромность. Приведите ещё по два примера в каждую группу. Задание 7. Определите, какие из указанных ниже черт характера относятся к следующим группам: 1) моральные черты; 2) волевые черты; 3) эмоциональные черты; 4) отношения в коллективе; 5) отношение к повышению спортивного мастерства. 1.Внушаемость (вера в приметы, мнительность, и т. п.). 2.Смелость. 3.Долг и ответственность. 4.Увлечённость. 5.Общительность. 6.Доброжелательность. 7.Самообладание в экстремальных ситуациях. 8.Чувство спортивной чести. 9. Болезненное отношение к спортивным неудачам. 10.Исполнительность. 11.Наблюдательность. 12. Инициативность. 13.Уважение к товарищам. 14.Сильное переживание радости победы, бурное её проявление. Задание 8. Определите, проявляется ли в приведённых примерах характер человека. Дайте обоснование своего ответа. А. В семье, в детском саду, в школе Саша проявлял и проявляет себя подвижным, впечатлительным и реактивным ребёнком. Мальчик тяжело переносит всякое ожидание и тормозное состояние: он начинает нервничать, становится непоседливым, невнимательным. (По Л. И. Урманскому.) Б. Шестилетний Толя, нервный, самолюбивый и раздражительный мальчик, не терпел никаких возражений со стороны товарищей. Если с ним не соглашались, он плакал, угрожал, разрушал чужие постройки. На критику Толя реагировал бурно, не умел отстаивать свою мысль спокойно, убегал от детей со слезами и угрозами. (По В. С. Мерлину.). Задание 9. Определите, проявляется ли в приведённых примерах характер человека.
Дайте обоснование своего ответа. А. В семье, в детском саду, в школе Саша проявлял и проявляет себя подвижным, впечатлительным и реактивным ребёнком. Мальчик тяжело переносит всякое ожидание и тормозное состояние: он начинает нервничать, становится непоседливым, невнимательным. (По Л. И. Урманскому.) Б. Шестилетний Толя, нервный, самолюбивый и раздражительный мальчик, не терпел никаких возражений со стороны товарищей. Если с ним не соглашались, он плакал, угрожал, разрушал чужие постройки. На критику Толя реагировал бурно, не умел отстаивать свою мысль спокойно, убегал от детей со слезами и угрозами. (По В. С. Мерлину.). Задание 10. Ниже перечислены черты характера. Распределите их по группам (черты характера, выражающие направленность личности: отношение к труду, другим людям, самому себе; волевые черты характера). Настойчивость, общительность, эгоизм, инициативность, чуткость, консерватизм, бережливость, выдержка, внушаемость, самокритичность, заносчивость, скромность. Приведите ещё по два примера в каждую группу. Задание 11. Определите, какие из указанных ниже черт характера относятся к следующим группам: 1) моральные черты; 2) волевые черты; 3) эмоциональные черты; 4) отношения в коллективе; 5) отношение к повышению спортивного мастерства. 1.Внушаемость (вера в приметы, мнительность, и т. п.). 2.Смелость. 3.Долг и ответственность. 4.Увлечённость. 5.Общительность. 6.Доброжелательность. 7.Самообладание в экстремальных ситуациях. 8.Чувство спортивной чести. 9. Болезненное отношение к спортивным неудачам. 10.Исполнительность. 11.Наблюдательность. 12. Инициативность. 13.Уважение к товарищам. 14.Сильное переживание радости победы, бурное её проявление. 15.Патриотизм. 16.Требовательность к себе и другим. 17.Аккуратность. 18.Уверенность в своих силах. (Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. Психология физического воспитания и спорта.). Самостоятельная работа: Задание 1. В характеристике ученицы выделите стержневые черты характера. По каким признакам это можно установить? Таня А., 11 лет. Всегда весёлая жизнерадостная и энергичная девочка, в то же время ровная и спокойная. Таня умеет во всём находить хорошее: в солнечную погоду она радуется тому, что можно гулять и играть; в дождь - тому, что никуда не надо идти, можно спокойно посидеть с куклами. Отношения у неё со всеми детьми дружеские. Она хороший товарищ, охотно для других что-нибудь сделает, заботится о своих подругах. Таня всё хорошо умеет делать - быстро и тщательно убирает комнату, хорошо дежурит, прекрасно шьёт куклам. Учится Таня также хорошо. Быстро делает уроки, тетради у неё чистые и аккуратные. В школе она инициативная и исполнительная староста. Всё она делает хорошо и весело. Её все любят: и взрослые, и дети. (По Е. С. Махлах.). Задание 2. Проследите, какие черты характера начинают формироваться у Оли и Саши. Укажите, какие из перечисленных приёмов будут целесообразны для Оли, какие для - Саши: 1.Вовлечь в общественную работу, дающую простор для проявления инициативности и самостоятельности, дающую опыт преодоления трудностей и препятствий. 2.Ограничивать объём дел поручений и строго контролировать доведение их до конечного результата. 3.При оценке работы акцентировать внимание на ошибках и неудачах, скромно оценивать достигнутые успехи. 4.При оценке работы и результатов акцентировать внимание на удачах, оценивать деятельность положительно. 5.Чаще давать поручения, требующие совместной деятельности. Саша всегда в движении, не знает, куда руки девать, постоянно что-то вертит в них, то тянет руку невпопад, то ущипнет соседа, стремглав вылетает из класса после звонка. Оля может часами сидеть не шелохнувшись, отвечает степенно, тянет руку лишь в том случае, когда уверена в правильности ответа, всегда посвящена в содержание вопроса, отвечает обстоятельно, всесторонне. У Саши выразительное лицо, настоящее зеркало его души; у Оли не лицо, а маска. Саша легко вступает в контакт со сверстниками; Оля чуждается людей. У Саши много друзей, он их легко приобретает и легко с ними расстаётся; Оля друзей не имеет, хотя мечтает о настоящей верной подруге. Саша живо и быстро откликается на любое событие в классе; Оля по своей инициативе ни в одном «происшествии» не участвует. Реакции её строго избирательны, она замкнута, робка, её легко можно расстроить, огорчить, заставить заплакать. Свои переживания она скрывает и запечатлевает лишь в дневнике, которому уделяет много времени. У Саши нет секретов от друзей, любое его переживание тотчас же проявляется. Саша предпочитает подвижные игры, Оля - «комнатные». В сложной непривычной обстановке Оля легко теряется, Саша - нет. Любое посильное дело Оля доводит до конца, а Саша охотно принимается за всякое дело, но легко о нём забывает. Оля медлительна, не любит суеты; Саша порывист, суетлив. Поступая опрометчиво, он не извлекает уроков из ошибок и неудач. Он решителен, от решения быстро переходи т к делу. Оля нерешительна, увязает в борьбе разных мотивов; она впечатлительна, её легко можно выбить из колеи, причём надолго, она принимает близко к сердцу, как удачи, так и неудачи. Неуспех резко сказывается на её поведении. Она весьма сосредоточена на себе, анализ собственных переживаний - её любимое занятие. Оля подозрительна. Усидчивость сочетается в Оле со старательностью. Она обдумывает каждый свой шаг, соизмеряет его с обязательными для неё нормами поведения, хотя никогда не уверена, что поступает правильно. Саше присуща самоуверенность, не имеющая под собой никаких оснований. Неудачи почти не влияют на его поведение. По своей инициативе Саша делает лишь то, что приятно в данный момент, равнодушен к мнению о себе других людей. Будучи предоставлен самому себе, он не знает, чем заняться, тяжело переносит одиночество, делает всё наспех, доверчиво относится ко всем, неусидчив, тянется ко всему непривычному, новому. Саша беспечен, не задумывается над последствиями, вытекающими из его поступков. Увлечения меняет часто. (По А. П. Краковскому.). Практическое занятие № 13. Тема: Способности. Развитие способностей. (2 ч.) Цель: Познакомить с понятием способности, видами, возможностями формирования и актуализации способностей. Основные понятия: генетическая сущность способностей, актуализация, задатки, талант, одаренность Рекомендуемые технологии: индивидуализированное обучение с групповым обсуждением итогов. Разбор психологических ситуаций с привлечением специалиста. В результате освоения данного материала у студента будут сформированы следующие компетенции: -способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2); В результате выполнения практического задания студент должен: знать: -пороговый уровень: фундаментальные понятиями психологии; -углубленный уровень: закономерности развития психики и личности на разных этапах онтогенеза; -продвинутый уровень: фундаментальные понятиями психологии; закономерности развития психики и личности на разных этапах онтогенеза; методы диагностирования. уметь: -пороговый уровень: применять современные методики и технологии в профессиональной деятельности; -углубленный уровень: применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса; -продвинутый уровень: применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса и использовать научно обоснованные методы и современные информационные технологий в организации собственной профессиональной деятельности. владеть: -пороговый уровень: современными методиками и педагогическими технологиями, методами диагностирования достижений обучающихся; -углубленный уровень: практическими знаниями для определения и решения исследовательских задач в областиобразования; -продвинутый уровень: методиками и технологиями, методами диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса и современными информационными технологиями в организации собственной профессиональной деятельности. -готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в областиобразования (ПК-11); В результате выполнения практического задания студент должен: знать: -пороговый уровень: теоретические аспекты исследовательских задач в областиобразования; -углубленный уровень: теоретические и практические аспекты исследовательских задач в областиобразования; -продвинутый уровень: теоретические и практические аспекты исследовательских задач для их определения и решения в образовательной области и в профессиональной деятельности; уметь: -пороговый уровень: систематизировать теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач; -углубленный уровень: использовать возможности психологической науки в объяснении феноменов человеческой жизни. -продвинутый уровень: использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области психологической науки в объяснении феноменов человеческой жизни. владеть: -пороговый уровень: современными способами решения исследовательских задач в областиобразования; -углубленный уровень: современными способами решения исследовательских задач в областиобразования и в профессиональной деятельности; -продвинутый уровень: теоретическими и практическими способами решения исследовательских задач в изучении закономерностей психического и психофизиологического развития личности. Вопросы для обсуждения
Методические рекомендации способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к зна- ниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться. Существует целый ряд классификаций способностей. Воспроизведем одну из них, наиболее значимую: 1. природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей; 2. специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе которых лежит пользование речью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие). Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на: · общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятель- ности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру; Практическая часть
Задание 1. Ниже перечислены несколько видов деятельности и перечень способностей. Определите, какие из способностей потребуются в каждом виде деятельности. Установите соответствие. Виды деятельности: математическая деятельность, деятельность музыканта, техническое творчество, изобретательская деятельность, чтение художественных текстов. Способности: Ладовое чувство (способность чувствовать музыкальную выразительность в движении музыкальных звуков). Способность к комбинированию пространственных образов, пространственное воображение. Хорошее запоминание общих схем рассуждений, доказательств, выводов, обобщённых способов решения вопросов. Целостность восприятия, т. е. умение видеть отдельные части предмета в их соотношении с другими частями. Полнота, яркость представления наглядных образов. Способность к слуховому представлению сочетаний музыкальных звуков. Умение находить рациональный подход к практическим задачам с учётом свойств и возможностей материалов. Многообразный подход к решению вопроса. Умение оценивать соотношение пропорций и размеров. Лёгкая способность к воссозданию образов по словесному описанию. Способность переживать и чувствовать эмоциональную выразительность музыки. Острота наблюдательности за работой и устройством механизмов. Лёгкое переключение от одной умственной операции к другой. Точность восприятия цветовых оттенков. Чуткость к языковым особенностям. Способность тонко различать звуки по высоте. Последовательность, обоснованность, логичность рассуждений. Точное запечатление и сохранение в памяти зрительных впечатлений. Эмоциональная отзывчивость на происходящее, способность представить себя на месте другого человека и сочувствовать другому человеку. Способность к абстрактным рассуждениям. Изобретательность, находчивость в решении вопроса. Умение свои мысли и чувства передавать с помощью наглядных образов. Способность к анализу и синтезу образного материала. (По В. С. Мерлину.). Задание 2. Определите, есть ли в каждом случае успех в деятельности. Укажите, зависит ли успех или неуспех в каждом случае от способностей. По каким признакам это можно установить? А. При поступлении в Новосибирскую физико-математическую школу (ФМШ) ученик П. выдержал конкурс 1 к 40, получив максимальные баллы по физике в конкурсной олимпиаде. При обучении в ФМШ акцентировалось внимание не на заучивание материала, а на творческое решение задач, на смекалку. П. поражал всех этой способностью. Однако при поступлении в МВТУ имени Баумана на конкурсном экзамене по физике П. получил «три». Как же это произошло? Вопросы билета были элементарны и требовали только знания формул. Первый вопрос - формула линзы, вывод не требовался. П. написал формулу линзы неверно, но рядом вывел другой вариант формулы линзы с пониманием сути явления. Во втором вопросе - формула маятника - П. тоже напутал, её тоже в школе не выводят он пытался самостоятельно сделать вывод, исходя из понимания физического смысла явления, но спутал две величины, часто обозначаемые в физике одной буквой. (Э. Максимова. Диалог.) Б. Когда Соне было немногим более трёх лет (до этого никто не обучал её арифметике, она имела возможность лишь прислушиваться к арифметическим упражнениям брата - ученика 3 класса), она незаметно для всех научилась считать - сначала до10, потом до100. трехлетняя Соня объясняла брату, как решать задачи на вычитание (27-14): сначала надо отнять 10, получится 17, потом ещё 4. в четыре с половиной года совершенно самостоятельно, не зная теории, Соня пришла к понятию простой дроби. Заметили, что в пять лет у неё появилось какое-то интуитивное представление об отрицательных числах (её не смутило, когда ей пришлось из28 вычитать 36: “Будет на 8 меньше, чем ничего»). Примерно к шести с половиной годам Соня самостоятельно научилась операциям с дробями в уме. В пять с половиной лет она в уме решала сложные задачи, рассчитанные на учеников5 класса. Специально Соню никто не обучал теории, у неё не было почти никакой системы знаний, всё было основано исключительно на соображении. (По В. А. Крутецкому.) В. Особенно поражал нас Бурун. В редких случаях его нужно было поощрять. С молчаливым упорством он осиливал не только премудрости арифметики и грамматики. Самый несложный пустяк, грамматическое правило, отдельный тип арифметической задачи он преодолевал с большим напряжением, надувался, потел, пыхтел, но никогда не злился и не сомневался в успехе. Он обладал замечательно счастливым убеждением: наука - чрезвычайно трудная и головоломная вещь, без чрезмерных усилий её одолеть невозможно. Самым чудесным образом он отказывался замечать, что другим те же самые премудрости даются шутя. И, наконец, наступило такое время, когда Бурун оказался впереди товарищей. (А. С. Макаренко. Педагогическая поэма.) Г. Ученик Саша Росляков, кроме немецкого, который он изучал в школе, самостоятельно выучился говорить и читать на датском, голландском, французском, испанском, чешском, португальском, норвежском, шведском, а сейчас изучает английский. На городской олимпиаде по немецкому языку Саша вышел победителем, хотя там участвовали ребята из немецкой школы и даже немцы по национальности. Школьный курс химии, физики, математики и немецкого языка им давно пройден. Когда он согласен с выводами школьных учебников, он выходит к доске и скромно отвечает урок; но если он не согласен, то он так же спокойно излагает свою точку зрения. Учитель биологии выставил Саше «четвёрку» потому, что он проявил слишком большую осведомлённость в теориях Менделя и Моргана. Саша учит всё глубоко, пока не поймёт сущности каждого вывода, каждого опыта. Поэтому он свободно может говорить с инженером-химиком о физической химии и абразивном производстве. В изучении наук он шагнул за школьные программы, и ему доступны многие, например биохимические, понятия, которыми овладели даже не все студенты химфака. Когда Саша пришёл на практику на завод, он пришёл, как на работу, просидел в лаборатории до вечера, пока не выполнил, что нужно. Работники лаборатории удивились, что это не «молодой специалист», а школьник. Всё это потому, что Саша умеет учиться. Саша гасит свет в своей комнате очень поздно. Утром он спешит в школу, после уроков - в химическую лабораторию института, здесь он член научного общества. И здесь он забывает о времени. Над одним опытом по химии бился четыре месяца. Возвращается домой поздно. А потом устраивается за столом. И так дань за днём, ночь за ночью. Когда его спрашивают, как это он успел так много почитать, передумать, он отвечает: “Мне это нужно “. (Н. А. Аллахвердова. Перед океаном.) Д. Студенту М., окончившему школу с золотой медалью, без всяких усилий, почти без домашних занятий, давалась математика. Она сама укладывалась в голове, всё, связанное с ней в других науках - астрономии, физике, - понимал без труда, запоминал формулы, и законы, и ряды сложных отношений. А мечтал в вузе от неё «убежать», поступив на факультет, где не было и намёка на математику. (По А. В. Ярмоленко.) Е. Урок математики в 5 классе: учительница предложила ученикам самостоятельно решить задачу. Ученик Ж., быстро прочитав про себя условия задачи и переписав их на доску, уверенно приступил к решению. Через некоторое время Ж. сказал: «Я уже решил задачу двумя способами, третьего способа нет». Учительница предложила ему другую, более сложную задачу. Вскоре Ж. решил вторую, затем третью задачу и каждую различными способами, в то время как класс всё ещё думал над решением первой задачи. (По Е. П. Ересь.) Ж. Я обычный ученик и типичный ученик 10 класса. Оценки имею такие: по труду и физкультуре - «пять», по остальным - «три». В нашем классе есть два интеллектуала. Их зовут Олег и Игорь. Всё им даётся легко. Я думаю, думаю, например, над задачей по физике, очень хочу её решить, но всё зря. А они.… Стоит учителю спросить, кто сделал задачу, они уже оба руки тянут. Затем кого-нибудь из них вызывают к доске. Он начинает объяснять, а другой снова поднимает руку и говорит: «А почему не сделать вот так или эдак?» Первый говорит: «Нет, тут надо действовать тоньше». И начинается. Они понимают друг друга с полуслова, сыплют формулами, а учитель с удовольствием слушает их и вставляет замечания. Оба они читают журнал «Квант», мне он «не по зубам». Я очень люблю физику, зубрю её и вообще уделяю ей очень много времени. Но решать задач я не могу. Задание 3. В примерах выделите условия, благоприятствующие развитию способностей. А. Отец и мать Коли - художники. Ребёнок часто наблюдал их работу, стремился «помочь» им. С раннего детства Коля много рисовал. Он любил помещать сложные композиции на бумажке величиной со спичечную коробку. На седьмом году жизни Коля совершенно самостоятельно постиг законы перспективы. Мальчик буквально не расставался со своими блокнотами, куда зарисовывал всё, что поражало его воображение, будило в нём чувство. Коля много наблюдал, рано начал читать специальную литературу, изучал жизнь и деятельность великих художников, посещал картинные галереи, выставки. Двенадцатилетний мальчик увлёкся красками, цветом, поиском собственного колорита. К своему творчеству относился с исключительной требовательностью и самокритичностью, работал постоянно и увлечённо. В деревне не ленился вставать ранним утром, чтобы написать восход солнца ил пастушка в поле не упускал случая сделать этюд при луне. Коля прилежно учился в средней художественной школе. (По Е. П. Ересь.) Б. Ученицу Зину в 1 классе все считали тупой и бездарной: она не умела связно говорить, не знала, сколько на руках пальцев. Особенно трудно давалась ей математика: не умела считать даже до четырёх и не имела никакого представления об отвлечённом числе, не умела производить никаких действий над числами. Складывалось впечатление, что у девочки нет памяти, и отсутствует сообразительность. Учительница нашла метод, при помощи которого Зина усвоила состав и названия чисел. Учительница заметила, что девочка твёрдо помнит названия букв. Тогда она решила каждую цифру, начиная с трёх, обозначить начальной буквой и составила таблицы из рисунков, цифр и букв - наверху нарисовала морковки, под каждым рисунком - цифру, соответствующую числу морковок, и под ней букву, с которой начиналось название нарисованной цифры. Девочке давалось задание найти соответствующее число. После недельных упражнений она усвоила состав и названия чисел, могла их называть и показывать без букв. Ощутив результаты своего труда, Зина начала упорно работать и поверила в себя. Учительница пристально следила за её успехами и поощряла девочку. Зина научилась настойчивости, умению преодолевать трудности. Она сравнялась с классом и не отличалась от сверстников по способностям. (По Е. П. Ересь.) В. Мальчик попросил отца купить игрушечное паровое судно. Отец оттягивал покупку и предложил сыну самому построить модель парусной лодки, что и было сделано с небольшой помощью отца. Но лодка перевёртывалась в воде. Мальчик стал доискиваться причины. Отец объяснил, что при постройке лодки надо знать законы механики и разбираться в чертежах. Сын стал внимательно вглядываться в рисунки и чертежи кораблей. Повысился интерес к черчению и физике. Он построил ряд моделей, и они уже не перевертывались. Появился интерес к военной истории, морским сражениям. В старших классах мальчика всерьёз заинтересовали законы судостроения, которые он умело применял в моделировании кораблей. (По П. М. Якобсону.) Г. Судьба Сергея развивалась с удивительной целеустремлённостью. Искра интереса, вспыхнувшая на обычной экскурсии, дома была подмечена. У него появился школьный телескоп, фотоаппарат. Сергей поступил в кружок переменных звёзд в Астрономическом институте, который посещал два года. Летом на даче Серёжа каждую н
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|