Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое занятие № 14. Тема: Психологические теории и направления современной зарубежной психологии. Развитие отечественной психологии(2 ч.).




Цель: Познакомить с возникновением основных научных направлений в зарубежной и отечественной психологии.

Основные понятия: психоанализ; понятие "гештальт"; культурно-исторической концепция;

деятельностный подход.

Рекомендуемые технологии: индивидуализированное обучение с групповым обсуждением итогов.

 

Вопросы для обсуждения:

1.Возникновение психоанализа.

2.Бихевиоризм и проблема объективного проявления психики.

3. Целостный подход в гештальтпсихологии.

4. Понятие "гештальт". Возникновение

5.Общий обзор развития психологии в России.

6.Отечественная психология в 20-40-е годы XX века.

7. Российская психология во второй половине XX века.

8.Основные положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.

9.Деятельностный подход школы А.Н. Леонтьева.

 

Методические рекомендации

С появлением психоаналитического подхода Зигмунда Фрейда, предмет психологии расширился за счет исследования бессознательных процессов и их соотношением с сознательным. Появившаяся в 20-ые годы XX в. школа бихевиоризма (англ. Behavior- поведение) коренным образом изменила взгляд ученых на предмет изучения психологии. Основатель этой школы Джон Бродес Уотсон в статье «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913 г.) формулирует новое определение предмета психологии: подлинным предметом психологии является поведение человека от рождения до смерти». Основоположник бихевиоризма Дж. Уотсон видел задачу психологии в иссле­довании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей его среде. Причем на первое место в проведении исследований данного направления ставит­ся решение практических задач, обусловленных общественным и экономическим развитием. Поэтому лишь за одно десятилетие бихевиоризм распространился по всему миру и стал одним из самых влиятельных направлений психологической науки.

Появление и распространение бихевиоризма ознаменовалось тем, что в психо­логию были введены совершенно новые факты — факты поведения, которые от­личаются от фактов сознания в интроспективной психологии.

Следующей значительной вехой в изменении предмета психологии является образование в средине ХХ в. В Соединенных штатах Америки школы гуманистической психологии, в качестве предмета которой выступает личность человека как целостное образование. Развитие взглядов на предмет психологии российских авторов В начальный период становления советской психологии вопрос о её предмете не привлекал особого внимания. После 1 Всесоюзного съезда по изучению поведения человека (1930 г.) в советской психологии установилось разъяснение предмета психологии в виде указания на хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту «наши ощущения, чувства, представления, мысли». Сеченов-психолог не только выдвинул психологическую концепцию, в которой определил предмет научного познания психологии — психические процессы, но и оказал серьезное влияние на становление в России экспериментальной психологии. Но, пожалуй, наибольшее значение его научной деятельности заключается в том, что она оказала влияние на исследования В. М. Бехтерева и И. П. Павлова.

Труды Павлова имели огромное значение для мировой психологической нау­ки. Благодаря открытию механизма образования условного рефлекса были сфор­мированы многие психологические концепции и даже направления, в том числе бихевиоризм.

Позднее, на рубеже веков, экспериментальные исследования были продолже­ны такими учеными, как А. Ф. Лазурский, Н. Н. Ланге, Г. И. Челпанов.

А. Ф. Лазурский много занимался вопросами личности, особенно изучением характера человека. Кроме того, он известен своими экспериментальными рабо­тами, в том числе предложенным им методом естественного эксперимента.

Начав разговор об эксперименте, мы не можем не назвать имя Н. Н. Ланге — одного из основателей экспериментальной психологии в России. Он известен не только тем, что занимался изучением ощущения, восприятия, внимания. Ланге создал при Одесском университете одну из первых в России лабораторий экспе­риментальной психологии.

Одновременно с экспериментальной психологией в России в конце XIX — на­чале XX в. развиваются и другие научные психологические направления, в том числе общая психология, зоопсихология, психология ребенка. Психологические знания стали активно использоваться в клинике С. С. Корсаковым, И. Р. Тарха­новым, В. М. Бехтеревым. Психология стала проникать в педагогический процесс. В частности, широкую известность получили работы П. Ф. Лесгафта, посвящен­ные типологии детей.

Сеченов-психолог не только выдвинул психологическую концепцию, в которой определил предмет научного познания психологии — психические процессы, но и оказал серьезное влияние на становление в России экспериментальной психологии. Но, пожалуй, наибольшее значение его научной деятельности заключается в том, что она оказала влияние на исследования В. М. Бехтерева и И. П. Павлова.

Труды Павлова имели огромное значение для мировой психологической нау­ки. Благодаря открытию механизма образования условного рефлекса были сфор­мированы многие психологические концепции и даже направления, в том числе бихевиоризм.

Позднее, на рубеже веков, экспериментальные исследования были продолже­ны такими учеными, как А. Ф. Лазурский, Н. Н. Ланге, Г. И. Челпанов.

А. Ф. Лазурский много занимался вопросами личности, особенно изучением характера человека. Кроме того, он известен своими экспериментальными рабо­тами, в том числе предложенным им методом естественного эксперимента.

Начав разговор об эксперименте, мы не можем не назвать имя Н. Н. Ланге — одного из основателей экспериментальной психологии в России. Он известен не только тем, что занимался изучением ощущения, восприятия, внимания. Ланге создал при Одесском университете одну из первых в России лабораторий экспе­риментальной психологии.

Одновременно с экспериментальной психологией в России в конце XIX — на­чале XX в. развиваются и другие научные психологические направления, в том числе общая психология, зоопсихология, психология ребенка. Психологические знания стали активно использоваться в клинике С. С. Корсаковым, И. Р. Тарха­новым, В. М. Бехтеревым. Психология стала проникать в педагогический процесс. В частности, широкую известность получили работы П. Ф. Лесгафта, посвящен­ные типологии детей.

Практическая часть

 

Тестовые задания.

Задание 1.. Заполните пропуски в утверждениях:

  1. Основные направления психологии личности это…….
  2. Автором психоанализа является……….
  3. Психологический детерминизм это ……….
  4. В психоанализе выделяют следующие уровни психики ………..
  5. Структура личности в психоанализе состоит из ………
  6. К. Юнг разрабатывал следующее направление в психологии …………
  7. По Юнгу структура личности включает ……………..
  8. Архетип это …………
  9. По Юнгу становление личности это ……………
  10. А. Адлер разрабатывал следующее направление в психологии ……….
  11. По Адлеру личность базируется на ………………….
  12. Автор теории базальной тревоги ………….
  13. В теории базальной тревоги выделяется основной мотив деятельности человека ……….
  14. Автор интерперсональной теории личности ……
  15. В интерперсональной теории личности выделяются два основных стремления человека ………….
  16. Автор теории отчуждения……..
  17. Теория отчуждения рассматривает дихотомию между побуждениями человека к ……………
  18. Автор теории идентичности…………
  19. Теории идентичности рассматривает восемь стадий развития личности и предлагает в качестве механизма смены стадий ……..
  20. В рамках бихевиоризма рассматривают следующие две задачи психологии ……………
  21. Автор оперантного бихевиоризма ………….
  22. Оперантный бихевиоризм предложил следующую образовательную технологию ……
  23. Автор когнитивного бихевиоризма ………….
  24. Когнитивный бихевиоризм ввел в известную формулу S-R промежуточную переменную, которая включала ………….
  25. Гуманистическое направление психологии личности включает теории …………….
  26. Самоактуализации личности по Маслоу это……….
  27. Конгруэнтность личности по Роджерсу это ……….

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...