Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации к практическим занятиям




I. Раздел Общая психология

Практическое занятие № 1 Тема: Предмет, задачи, методы и структура современной психологии. (2 ч.)

Цель: рассмотреть предмет, задачи, проблемы, методы общей психологии.

Основные понятия: общая психология, ассоциативная психология, бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, душа, психика, возрастная психология, социальная психология, педагогическая психология.

Образовательная технология: аудиовизуальная технология, проблемное обучение.

В результате освоения данного материала у студента будут сформированы следующие компетенции:

способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);

В результате выполнения практического задания студент должен:

знать:

-пороговый уровень: фундаментальные понятиями психологии;

-углубленный уровень: закономерности развития психики и личности на разных этапах онтогенеза;

-продвинутый уровень: фундаментальные понятиями психологии; закономерности развития психики и личности на разных этапах онтогенеза; методы диагностирования.

уметь:

-пороговый уровень: применять современные методики и технологии в профессиональной деятельности;

-углубленный уровень: применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

-продвинутый уровень: применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса и использовать научно обоснованные методы и современные информационные технологий в организации собственной профессиональной деятельности.

владеть:

-пороговый уровень: современными методиками и педагогическими технологиями, методами диагностирования достижений обучающихся;

-углубленный уровень: практическими знаниями для определения и решения исследовательских задач в областиобразования;

-продвинутый уровень: методиками и технологиями, методами диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса и современными информационными технологиями в организации собственной профессиональной деятельности.

 

Вопросы для обсуждения.

1. Общее представление о психологии как науке.

2. Предмет и задачи психологии.

3. Представления древних философов о душе.

4. Научные подходы к исследованию психики.

5. Становление научной психологии в России.

6. Психология и ее разделы.

Методические рекомендации

Как понятие «психология» впервые возникает в средневековом европейском богословии в работах немецкого ученого Рудольфа Гоклениуса (1590 г.) как знание о душе. В систему наук оно вошло благодаря немецкому философу Христиану Вольфу, оформившего свои философские размышления о душе человека в работах «Эмпирическая психология» (1732 г.) и «Рациональная психология» (1740 г.). Основы психологической науки складываются в рамках философии. Для того чтобы получить право называться самостоятельной наукой необходимо найти внедрение научных методов доказательства истинности тех или иных утверждений, что являлось затруднительным к нематериальному объекту исследования – душе человека. Главная заслуга в применении количественных и формализованных методов для исследования психического принадлежит Френсису Гальтону, французскому естествоиспытателю. Он изучал индивидуально-психологические различия между людьми. Помимо него экспериментальными методами изучали взаимосвязь между психическими состояниями и физическими воздействиями физиологии такие ученые, как Густав Теодор Фехнер, Макс Карл Эмиль Вебер, Франциск Корнелис Дондерс, Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц и др. установили, что в психическом мире действуют собственные законы и причины. Слож ность проблемы измерения в психологии, разрозненность попыток талантливых ученых, работавших в условиях дефицита информации, приводили к локальным успехам и неудачам. Возникла необходимость в объединении разрозненных знаний в единую самостоятельную дисциплину. Таким прорывом в области экспериментальных измерений с применением количественных и качественных мер оценивания различных характеристик психического явилось открытие в 1879 году в Лейпцигском университете в лаборатории физиологической психологии немецким ученым Вильгельмом Максом Вундтом. Уже спустя несколько лет на ее база был создан институт экспериментальной психологии. Это событие является отправной точкой в психологии, от которой отсчитывают ее научное развитие.

Важно помнить, что любое научное познание мира отличается от житейского и религиозного наличием категориального научного аппарата, в который включены: объект и предмет исследования; методология и методы исследования; гипотезы исследования, на основе под- тверждения которых формируются научные теории и концепции. Психологическая наука имеет ряд особенностей: во-первых, это наука о самом сложном, что известно человечеству – о душе; во-вторых, в психологии человек является одновременно и субъектом, и объектом познания; в-третьих, уникальность практических следствий: познавая себя, человек тем самым изменяет самого себя.

Практическая часть

Задание 1. Выберите наиболее полные и правильные суждения и прокомментируйте Ваш выбор:

Психология-наука, изучающая основные закономерности поведения человека и животных, как отражающие объективную реальность;

Психология-наука, занимающаяся изучением переживаний и психических состояний. которые устанавливаются посредством интроспекции;

Психология-наука изучающая закономерности развития и функционирования психики, как определенной реальности;

Психология – отрасль естественного знания, занимающаяся исследованием развития и функционирования нервной системы;

Задание 2. Дайте определение предмета научного исследования.Выберите наиболее полные и правильные суждения и прокомментируйте Ваш выбор:

Предмет психологии-исследование закономерностей функционирования психики как определенной реальности;

Предмет психологии – исследование поведения человека, реализующее и отражающее закономерности определенной реальности;

Предмет психологии-изучение переживаний и психических состояний, которые устанавливаются посредством интроспекции;

Предмет психологии-изучение и описание различных эмоциональных состояний человека, как отражающих закономерности объективной реальности;

Задание 3.. Дайте определение объекта научного исследования.Выберите правильное суждение и прокомментируйте Ваш выбор:

Объект психологического исследования-человек;

Объект психологического исследования-человек и животные;

Объект психологического исследования-животные;

Задание 4. Прокомментируйте следующие суждения:

На данном этапе развития психология не является наукой, т.к. эта область знания сегодня мало формализована, не имеет фундаментальных законов и имеет очень условную прогностическую функцию;

Психология должна заниматься тем, что можно реально наблюдать-т.е. поведением.

При изучении психических явлений следует обращать внимание только на то, что самоанализу-т.е. только на осознаваемое;

При изучении психических явлений всегда следует обращать внимание на материальные причины, их вызвавшие;

 

Самостоятельная работа:

1. Заполните пропуски в утверждениях:

1. Древних мыслителей, рассматривавших вопросы души, условно можно разделить на два направления: одухотворявших мироздание - …………… и оживлявших - ……………..

2. Во времена античности предметом психологического рассмотрения считали ……….

3. Сознание стало предметом психологического рассмотрения в эпоху ……….

4. Сегодня наиболее крупные течения психологии рассматривают в качестве ее предмета психику и …………

5. В 1879 г. в Лейпциге Вильгельм Вундт открыл первую психологическую лабораторию, которая занималась исследованием простейших структур осознаваемого внутреннего опыта, таким образом было основано направление психологии, получившее название ……….

6. В 1881 г. Уильям Джеймс в США начал исследовать различные функциональные состояния психики, которые позволили бы выработать различные формы поведения. Так было основано направление психологии, получившее название ………..

7. Джон Уотсон утверждал, что психология должна рассматривать те явления, которые доступны наблюдению, и предложил отказаться от психики в качестве предмета психологического исследования. Это направление получило название ………..

8. Зигмунд Фрейд утверждал, что предметом психологического исследования должно стать выявление неосознаваемых мотивов поведения человека. Таким образом было создано направление, получившее название ……….

9. Курт Левин настаивал на неделимости психических явлений, утверждая, что предметом психологического рассмотрения должна стать психическая жизнь человека в комплексе-это направление получило название………….

10. Абрахам Маслоу утверждал, что задачей развития личности является реализация творческого потенциала, к которой стремится, по его мнению, каждый человек, но достигают этого состояния, названного им самоактуализацией немногие, так как для этого необходимы определенные условия, это направление психологии было названо …………

11. Выготский утверждал, что предметом психологического рассмотрения должна стать деятельность, так как, по его мнению, психику можно наблюдать только в процессе деятельности, эти явления взаимозависимы и невозможны друг без друга. Он принадлежал к направлению психологии, названному ……………..

Задание 2.

Какие методы психологии применены в следующих примерах?

А. Человек помещается в изолированную кабину, в специальном шлеме укрепляются

приборы, с помощью которых исследуются биотоки мозга под действием различных

раздражителей или состояний организма (бодрствование, сон). Испытуемый перед

проведением опыта получает соответствующую инструкцию. Все получаемые

показатели фиксируются точной аппаратурой.

Б. На основании детских рисунков психолог устанавливает особенности восприятия

детьми предметов; тщательно анализируя письменные работы школьников и

сопоставляя данные с результатами других экспериментов, исследователь делает

выводы об особенностях индивидуального стиля старшеклассников.

В. Для изучения эмоционального состояния испытуемому предъявляют «страшные»

картинки и регистрируют при этом изменения в сопротивлении кожи электрическому

току.

Г. Изучаются индивидуальные особенности ритмических движений детей. Проводится

весёлая игра - «Танец кукол». Всё идёт хорошо, пока группа участвует в общем танце.

Дети уверенно двигаются по кругу, делают незамысловатые па. Но вот

руководительница предлагает Ларисе выйти на середину круга и танцевать там.

Девочка отказывается. Таня, хотя и не отказывается от предложения

руководительницы, но, выйдя на середину круга, стоит, растерянно смотрит по

сторонам и начинает танцевать лишь с помощью воспитательницы. Только Галя (самая

бойкая девочка в группе) начинает танцевать сразу, но её движения неуверенные, чувствуется скованность.

Д. Для изучения индивидуальных особенностей памяти испытуемые заучивают 10

иностранных слов. Протоколист записывает, сколько слов запоминает каждый

испытуемый после каждого повторения и сколько требуется повторений, чтобы

запомнить все десять слов. (По В. С. Мерлину.)

Практическое занятие № 2. Тема: Возникновение и развитие психики. (2 ч.)

Цель: рассмотреть развитие высших психических функций у человека, сравнить психику животных и человека

Основные понятия: отражение, раздражимость, чувствительность, инстинкты, психика, психика, материя, сознание, самосознание, рефлексия.

Образовательная технология: аудиовизуальная технология, проблемное обучение.

В результате освоения данного материала у студента будут сформированы следующие компетенции: готовность использовать систематизированные теоретические и практические

знания для постановки и решения исследовательских задач в областиобразования

(ПК-11);

В результате выполнения практического задания студент должен:

знать:

-пороговый уровень: теоретические аспекты исследовательских задач в областиобразования;

-углубленный уровень: теоретические и практические аспекты исследовательских задач в областиобразования;

-продвинутый уровень: теоретические и практические аспекты исследовательских задач для их определения и решения в образовательной области и в профессиональной деятельности;

уметь:

-пороговый уровень: систематизировать теоретические и практические

знания для определения и решения исследовательских задач;

-углубленный уровень: использовать возможности психологической науки в объяснении феноменов человеческой жизни.

-продвинутый уровень: использовать систематизированные теоретические и практические

знания для определения и решения исследовательских задач в области психологической науки в объяснении феноменов человеческой жизни.

владеть:

-пороговый уровень: современными способами решения исследовательских задач в областиобразования;

-углубленный уровень: современными способами решения исследовательских задач в областиобразования и в профессиональной деятельности;

-продвинутый уровень: теоретическими и практическими способами решения исследовательских задач в изучении закономерностей психического и психофизиологического развития личности.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Истоки психики живых существ

2. Поведение низших организмов

3. Развитие высших психических функций у человека

4. Сравнение психики человека и животных

5. Образ жизни и психика

Методические рекомендации

Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающе­еся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики. Во-первых, психика-это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной жи­вой материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими воз­можность существования психики.

Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Что это означает? Буквально это значит следующее: высокоор­ганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью по­лучения информации об окружающем ее мире. В то же время получение инфор­мации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, т. е. субъективного по своей природе и идеалистического (немате­риального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности являет­ся копией материальных объектов реального мира.

В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формиро­вания его поведения, что в целом определяет возможность относительно длитель­ного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реаги­ровать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

Необходимо подчеркнуть, что существует весьма значительное количество форм живой материи, обладающих определенными психическими способностя­ми.Эти формы живой материи отличаются друг от друга по уровню развития пси­хических свойств. В чем заключаются эти различия?

Элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи. Так, амеба, представ­ляющая собой всего лишь одну живую клетку, заполненную протоплазмой, уда­ляется от одних раздражителей и приближается к другим. По своей сути движе­ния амебы являются начальной формой приспособления простейших организмов к внешней среде. Подобное приспособление возможно благодаря существованию определенного свойства, отличающего живую материю от неживой. Это свой­ство-раздражимость. Внешне она выражается в проявлении вынужденной ак­тивности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания. Первичные формы раздражимости обнаруживаются даже у рас­тений, например, так называемый «тропизм»-вынужденное движение.

Дальнейшее развитие раздражимости у живых существ в значительной степе­ни связано с усложнением условий жизни более развитых организмов, которые соответственно имеют и более сложное анатомическое строение. Живые организ­мы данного уровня развития вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды. Сочетание этих внутренних и внешних условий пред­определяет возникновение у живых организмов более сложных форм реагирова­ния, получивших название чувствительности. Чувствительность характеризует общую способность к ощущениям. По мнению А. Н. Леонтьева, появление чув­ствительности у животных может служить объективным биологическим призна­ком возникновения психики.

 

Поведение-это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности. Про­стейшие поведенческие реакции мы можем увидеть, наблюдая, например, затем, как червь изменяет направление своего движения, столкнувшись с преградой. При этом чем выше уровень развития живого существа, тем более сложное у него пове­дение. Например, у собак мы уже наблюдаем проявления опережающего отраже­ния. Так, собака избегает встречи с объектом, который заключает в себе определен­ную угрозу. Однако самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на внезап­ные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотиви­рованное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществле­ния столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

Практическая часть

Задание 1. С точки зрения психологии человека от животного отличает наличие следующей особенности:

Психики;

Речи;

Сознания;

Индивидуальности;

 

Задание 2. Самое существенное свойство психики это:

Эмоции;

Индивидуальность;

Отражение;

Чувства;

Задание 3.

Определите, к какой группе психических явлений - психическим процессам, свойствам

личности или психическим состояниям - относятся каждое явление, описанное ниже.

А. Учитель информатики не раз замечал, что некоторые ребята с большим трудом

усваивают материал непосредственно после уроков физкультуры и значительно лучше,

если урокам информатики предшествует другая учебная деятельность.

Б. Ученик Вова Ч. испытывал всегда большое удовольствие, если его товарищи плохо

отвечали по изучаемым предметам.

В. Таня К. всегда прямо осуждала товарищей за недобросовестное отношение к уборке

класса.

Г. Витя Г. регулярно посещает кружок кораблестроения.

Д. Рассматривая картину Врубеля «Демон и Тамара», человек непроизвольно

вспоминает образы лермонтовских героев.

Е. Лёша М. придя из колледжа в общежитие, сразу решил выучить тему

«Госстандарт». Однако, как он ни старался, определение Госстандарта он не мог

правильно запомнить. После небольшого отдыха студент безошибочно запомнил его.

(По В. С. Мерлину.)

Самостоятельная работа

К какой форме поведения животных относится каждый из приводимых ниже

примеров? Расположите эти примеры в порядке ступеней экологического развития.

А. В заповеднике Аскания-Нова были проведены наблюдения над птенцами страуса.

Один пробил отверстие в скорлупке и выглядывал из яйца, другой только что

освободился от скорлупы и поднялся на ножки. Как только вблизи раздавался шум,

первый страусёнок замирал в своей скорлупке, а второй - припадал к земле и

переставал шевелиться. («Практикум по психологии».)

Б. В Сингапуре имеется специальный обезьяний питомник, где подготавливают

обезьян к "работе" ботаников. Обезьяны довольно легко запоминают около 25 слов,

которыми пользуются люди, отдавая распоряжения четвероногим помощникам,

прыгающим на ветвях на высоте пятиэтажного дома. Обезьяны обламывают и

приносят людям отдельные листья и цветы, которые достать другим способом бывает

невозможно. Таких обезьян учёные используют при сборе гербариев в тропиках. (

«Практикум по психологии».)

В. Дождевых червей тренировали передвигаться по одной из аллей Т-образного

лабиринта, ведущей в тёмную влажную камеру, и избегать другой аллеи с

подключенным электрическим током и раздражающим солевым раствором. Для

выработки таких движений потребовалось около 200 подкреплений. Черви были

способны сохранять выработанную реакцию после удаления первых пяти сегментов

тела с мозговым ганглием. («Практикум по психологии».)

Г. Дельфины чрезвычайно быстро обучаются. Чтобы дельфины усвоили новый сигнал, обучались ловить пищу на лету, аккуратно брать её с тарелочки, хватать корм из рук и

даже изо рта дрессировщика, находившегося на высоте почти 5 метров от поверхности

воды. Дельфины позволяли запрягать себя в упряжку, чтобы возить плотик с

человеком. Они охотно играли в баскетбол и с большой точностью с шестиметрового

расстояния забрасывали мяч в корзину, поднятую над водой почти в человеческий

рост. Дельфины ухитрялись звонить в колокольчик, дёргая за шнурок во время

изящного прыжка, и даже вытаскивали платки из карманов зрителей. («Практикум по

психологии».)

Е. У молодых овец при первом отгоне на выпас совершенно отсутствовали многие

реакции, присущие взрослым животным: натуральные слюнные условные рефлексы на

движение по направлению к выпасу, на вид и запах зелёного корма, на вид пасущихся

других овец, звук проходящего на выпас стада и т д. Эти реакции начинают

проявляться у животных только через две - четыре недели. (По А. Д. Слониму.)

Ж. По наблюдениям французского учёного Фабра, роющие осы-сфексы, протыкая

жалом три ганглия у сверчков, парализуют их, а затем помещают в норку. Личинка

сфекса питается таким парализованным, но ещё живым сверчком, сохраняющим

необходимые для развития личинки питательные качества. Фабр с удивлением

описывает точность, с которой сфекс находит ганглии у сверчков, как будто он знаком

с анатомией насекомых. Вместе с тем характерно, что сфекс втаскивает сверчка в

вырытую норку только за усики. Если обрезать парализованному сверчку усики, то

сфекс оказывается совершенно беспомощным и не делает никаких попыток втащить

сверчка в норку. (По К. Лоренцу.)

З. У гусей обнаруживается реакция на предмет, который вырисовывается на фоне неба,

не производит крыльями хлопающих движений, движется медленно. Поэтому гуси

обычно пугаются самолётов, пока не привыкнут к ним. Известный биолог Лоренц

описывает гусыню Мартини, которая вывелась в инкубаторе и совершенно не

реагировала на самолёты до определённого момента. Затем она сразу стала ужасно

пугаться самолётов. Через некоторое время Мартини вновь успокоилась, привыкнув к

виду самолётов. (По К. Лоренцу.)

И. Молодые бобры были выращены вдали от родителей и ничего не могли у них

перенять. Когда бобры выросли, им положили в клетку строительный материал. Они

немедленно построили плотину по всем правилам, хотя никогда не видели не только

плотины, но и реки. (По Г. З. Рогинскому.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...