Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое занятие № 3. Тема: Возникновение и развитие сознания человека. Сознание и бессознательное.




Цель: Рассмотреть развитие сознания у человека. Дать представление о сознании и бессознательном. Особенности проявления бессознательного в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.

Основные понятия: сознание, самосознание, бессознательное, психика, структура сознания.

Рекомендуемые технологии: индивидуализированное обучение с групповым обсуждением итогов.

 

В результате освоения данного материала у студента будут сформированы следующие компетенции: готовность использовать систематизированные теоретические и практические

знания для постановки и решения исследовательских задач в областиобразования

(ПК-11);

В результате выполнения практического задания студент должен:

знать:

-пороговый уровень: теоретические аспекты исследовательских задач в областиобразования;

-углубленный уровень: теоретические и практические аспекты исследовательских задач в областиобразования;

-продвинутый уровень: теоретические и практические аспекты исследовательских задач для их определения и решения в образовательной области и в профессиональной деятельности;

уметь:

-пороговый уровень: систематизировать теоретические и практические

знания для определения и решения исследовательских задач;

-углубленный уровень: использовать возможности психологической науки в объяснении феноменов человеческой жизни.

-продвинутый уровень: использовать систематизированные теоретические и практические

знания для определения и решения исследовательских задач в области психологической науки в объяснении феноменов человеческой жизни.

владеть:

-пороговый уровень: современными способами решения исследовательских задач в областиобразования;

-углубленный уровень: современными способами решения исследовательских задач в областиобразования и в профессиональной деятельности;

-продвинутый уровень: теоретическими и практическими способами решения исследовательских задач в изучении закономерностей психического и психофизиологического развития личности.

 

 

Вопросы для обсуждения.

1.Предпосылки и условия возникновения сознания. Природа человеческого сознания.

2. Сознание человека - высший этап развития психики.

3. Структура сознания. Отличительные признаки сознания.

4. Понятие и виды бессознательного.

5. Особенности проявления бессознательного в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.

6.Установки и их исследования в школе Д.И. Узнадзе.

 

Контрольные вопросы:

1.Какой вклад внес З.Фрейд в изучение бессознательного?

2.Опишите классификацию бессознательных явлений в психологии.

3.Как проявляются бессознательные процессы в состояниях человека?

Методические рекомендации

Чем характеризуется сознание? Во-первых, сознание всегда активно и, во-вто­рых, интенционально. Активность сама по себе является свойством всех живых существ. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которо­го все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наобо­рот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психиче­ских образов. Вследствие этого сознание человека всегда направлено на какой-то объект, предмет или образ, т. е. оно обладает свойством интенции (направленно­сти).

Наличие данных свойств обусловливает наличие ряда других характеристик сознания, позволяющих рассматривать его в качестве высшего уровня саморегу­ляции. К группе данных свойств сознания следует отнести способность к само­наблюдению (рефлексии), а также мотивационно-ценностный характер сознания.

Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за са­мим собой, за своим ощущением, за своим состоянием. Причем наблюдать крити­чески, т. е. человек в состоянии оценить себя и свое состояние, поместив получен­ную информацию в определенную систему координат. Такой системой координат для человека являются его ценности и идеалы.

Самосознание человека как система его взглядов строго индивидуально. Люди по-разному оценивают происходящие события и свои поступки, по-разному оце­нивают одни и те же объекты реального мира. Причем оценки одних людей доста­точно объективны, т. е. соответствуют реальности, а оценки других, наоборот, крайне субъективны. От чего зависит адекватность нашего сознания? Если мы постараемся найти ответ на этот вопрос, то будем вынуждены назвать множество причин, обусловливающих адекватность воспринимаемого человеком образа ре­ального мира и его самооценок. Однако первопричиной большинства факторов, определяющих возможность построения адекватной «Я-концепции», является степень критичности человека.

 

Практическая часть

 

 

Задание 1. Прокомментируйте отрывки. Что вам известно о состоянии сна?

1. Как мы уже увидели, научные теории сновидений не рассматривают проблемы толкования последних, ибо сновидение не является для них вообще душевным актом, а лишь соматическим процессом. Иначе обстоит дело почти всегда с воззрениями на сновидение у широкой публики. Последняя считает своим правом быть непоследовательной и, хотя и признает, что сновидение непонятно и абсурдно, однако не может решиться отрицать какое бы то ни было значение за сновидениями. Руководимая неясным предчувствием, она все же предполагает, что сновидение имеет определенный смысл, быть может, и скрытый, и заменяющий собою другой мыслительный процесс и что речь идет лишь о необходимости правильно раскрыть эту замену, чтобы понять скрытое значение сновидения. (Зигмунд Фрейд)

2.Встречаются сообщения о еще более любопытном типе сна, который Ван Иден назвал люцидным. Подобные сны обладают необычным качеством: спящий будто «пробуждается» от обычного сна и внезапно ощущает себя в состоянии нормального бодрствующего сознания, при этом он знает, что лежит в постели и спит, но мир сна в котором он находится, совершенно реален. С какой конкретно фазой сна связать люцидный сон-неизвестно. Существуют редкие ссылки на способы обучения и достижения подобного типа сна-например, при помощи йоги сна. (Чарльз Тарт)

Задание 2. Прокомментируйте приведенные отрывки. Какова современная точка зрения на гипноз.?

Сергей Рахманинов, талантливый русский композитор, пианист и дирижер, в возрасте 21 года впал в глубокую депрессию, после того как публика плохо приняла его первый фортепьянный концерт. И никакой успех впоследствии в качестве пианиста или дирижера не мог восстановить бодрости его духа. Его друзья настояли на посещении им специалиста в области гипнотического лечения. Рахманинов продолжал лечение в течение трех месяцев и использование гипноза дало значительный эффект. (Стенли Криппнер)

После наведения гипнотического транса экспериментатор внушил профессору математики, что тот сумеет решить несколько задач с большей точностью и скоростью, чем обычно. Испытуемый за 20 минут выполнил задание, на которое в обычной ситуации ему потребовалось бы около 2 часов. После эксперимента математик сообщил, что с удовольствием выполнял вычисления и чувствовал как при расчетах использовал свой бессознательный ум гораздо активнее, чем обычно.(Чарлз Тарт)

Задание 3. Оцените следующие фрагменты. Какие психологические закономерности в них проявляются? Видите ли Вы сейчас какие-либо синтетические химические вещества, которые применяются без достаточного апробирования и могут, по Вашему мнению, спровоцировать «кокаиновый скандал» в ближайшем будущем?

Мнение об опасности марихуаны по сути преувеличено, и серьезные юридические взыскания, налагаемые на случайного пользователя или хранителя наркотиков, слабо учитывают социальную перспективу. Долгое время считалось, что марихуана подталкивает людей к совершению сексуальных насилий и других антисоциальных действий, для подтверждения этого свидетельств недостаточно. Толерантность и физическая зависимость не развиваются, и не возникает синдрома абстиненции. (ООН 1963г.)

Комиссия по наркотикам осознает большую опасность марихуаны вследствие нанесения ею определенного ущерба умственным способностям и факта, что ее продолжительное употребление прямо приводит в психиатрическую лечебницу. (ООН 1985г.)

Задание 4.

К какой форме поведения животных относится каждый из приводимых ниже

примеров? Чем навыки животных отличаются от навыков человека?

1.Дождевой червь уползает с освещённого места.

2.Марк Твен писал: «Кошка, один раз сев на горячую плиту, больше не будет садиться

на горячую плиту…и на холодную тоже».

3.В газетах описывали случай как дикий дельфин спас тонущего человека.

4.Курица, высидев утят, бросается за ними в воду, пытаясь их спасти, а утята, как ни в

чём не бывало, после купания следуют за курицей.

Задание 5.

Определите, о каких составляющих сознания (чувственной ткани сознания,

значениях или личностном смысле) идёт речь в следующих описаниях. Поясните свой

ответ.

1.Вижу, вижу яркие гроздья рябин. Вижу, вижу дом её номер один…

2.Один говорит другому: «Хотел приколоться, а получилось - обломался!»

3.«Что за прелесть эти сказки!» (А. С. Пушкин.)

4.«Ставлю тебе за ответ пятёрку!»

Самостоятельная работа

Задание 1.

Прокомментируйте отрывки с точки зрения психологии здоровья. Что Вам известно о методах борьбы со стрессом?

«Наша оценка происходящего полностью зависит от на самих. Вы спросите, как я смею требовать от вас, когда ваши нервы напряжены и кажется вот-вот взорвутся, изменить образ мышления с помощью волевых усилий? Да, я настаиваю именно на этом! Если вы опечалены, прежде всего улыбнитесь широко, весело и от всей души, расправьте плечи, а потом попробуйте спеть куплет из какой-нибудь веселой песенки. Держу пари – вы невольно воспрянете духом. Ведь физически невозможно остаться сердитым, надев на себя маску счастливого человека» Д. Карнеги.

«Люди с высокой самооценкой могут чувствовать себя не на высоте. Однако из-за этого они не считают себя безнадежными и не делают вид, что ничего такого не чувствуют. Они также не перекладывают свои переживания на других. Вполне естественно время от времени чувствовать себя не в лучшей форме. Это очень большая разница – обманываете ли вы себя, утверждая, что все в порядке, или признаете, что бывают нелегкие времена, с которыми вам необходимо справиться.» В. Сатир.

Задание 2.

В научно-фантастическом рассказе описано следующее.

Однажды экспедиция археологов обнаружила пещеру, в которой жили

человекоподобные существа, названные учёными троппи. Троппи питаются мясом,

которое коптят на кострах самым примитивным образом. У троппи подвижные руки,

напоминающие руки пигмеев, с длинными, хорошо развитыми пальцами.

Указательным пальцем они часто показывают на отдалённые предметы. Они высекают

огонь, обточенными кремнями над лишайником. Членам экспедиции удалось обучить

троппи нескольким словам, но связной речи у них не наблюдалось. Они произносили

отдельные звукосочетания: Одни, когда им было больно; другие - когда было

радостно; третьи - когда угрожала опасность. Одного троппи удалось научить узнавать

букву «Р», показывая ему банки с ветчиной, на которых была написана эта буква. Он

научился писать эту букву карандашом.

Троппи обтёсывают камни, ударяя по камню с необычайной точностью, отбивая от него сначала крупные, а потом всё более мелкие кусочки. Когда им показали, как

обтёсывать камни при помощи настоящего молота и долота, троппи так и не научились

пользоваться долотом, но из-за молота началась настоящая ссора. (По Веркору. Люди

или животные?).

1. Кто такие троппи - люди или животные?

2. По каким признакам это можно установить?

Практическое занятие № 4. Тема: Общее понятие о личности. Психологическая структура личности. (2 ч.)

Цель: Определить понятие личности. познакомить со структурой личности в разных теоретических школах. Рассмотреть закономерности развития личности.

Основные понятия: личность, индивид, потребностно-эмоциональная, познавательная и эмоциональная сфера личности, воля, способности, самосознание, социальная среда, возрастные кризисы развития.

Рекомендуемые технологии: индивидуализированное обучение с групповым обсуждением итогов.

В результате освоения данного материала у студента будут сформированы следующие компетенции:

-способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);

В результате выполнения практического задания студент должен:

знать:

-пороговый уровень: фундаментальные понятиями психологии;

-углубленный уровень: закономерности развития психики и личности на разных этапах онтогенеза;

-продвинутый уровень: фундаментальные понятиями психологии; закономерности развития психики и личности на разных этапах онтогенеза; методы диагностирования.

уметь:

-пороговый уровень: применять современные методики и технологии в профессиональной деятельности;

-углубленный уровень: применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

-продвинутый уровень: применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса и использовать научно обоснованные методы и современные информационные технологий в организации собственной профессиональной деятельности.

владеть:

-пороговый уровень: современными методиками и педагогическими технологиями, методами диагностирования достижений обучающихся;

-углубленный уровень: практическими знаниями для определения и решения исследовательских задач в областиобразования;

-продвинутый уровень: методиками и технологиями, методами диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса и современными информационными технологиями в организации собственной профессиональной деятельности.

-готовность использовать систематизированные теоретические и практические

знания для постановки и решения исследовательских задач в областиобразования

(ПК-11);

В результате выполнения практического задания студент должен:

знать:

-пороговый уровень: теоретические аспекты исследовательских задач в областиобразования;

-углубленный уровень: теоретические и практические аспекты исследовательских задач в областиобразования;

-продвинутый уровень: теоретические и практические аспекты исследовательских задач для их определения и решения в образовательной области и в профессиональной деятельности;

уметь:

-пороговый уровень: систематизировать теоретические и практические

знания для определения и решения исследовательских задач;

-углубленный уровень: использовать возможности психологической науки в объяснении феноменов человеческой жизни.

-продвинутый уровень: использовать систематизированные теоретические и практические

знания для определения и решения исследовательских задач в области психологической науки в объяснении феноменов человеческой жизни.

владеть:

-пороговый уровень: современными способами решения исследовательских задач в областиобразования;

-углубленный уровень: современными способами решения исследовательских задач в областиобразования и в профессиональной деятельности;

-продвинутый уровень: теоретическими и практическими способами решения исследовательских задач в изучении закономерностей психического и психофизиологического развития личности.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие о личности. Специфика человека как объекта познания..

2. Психологическая структура личности.

3. Проблема развития личности и закономерности психического развития личности.

4. Современные теории личности.

5. Формирование и развитие личности.

6. Проблема устойчивости личности.

Методические рекомендации

Проблему личности, ее изучение и формирование относят к числу фундаментальных понятий психологии. Слово «личность» от русск. личина (личина соответствует термину persona) - исходно маска, или роль, исполнявшаяся актером древнегреческого театра. Существует огромное количество определений понятия «личность». Так, напри- мер, только американский психолог Гордон Уиллард Олпорт, дал более пятидесяти определений этому понятию. Обобщенно понятие «личность» представляет относительно устойчивую систему поведения индивида, построенную, прежде всего, на основе включенности в социальный контекст. Уже в 1734 г. немецкий философ Христиан Вольф, дал дефиницию личности следующим образом: "То, что сохраняет вос- поминания о самом себе и воспринимает себя, как одного и того же и раньше, и теперь". Эту традицию понимания личности продолжил американский психолог и философ Уильям Джемс, который трактовал личность, как сумму всего, что человек может назвать своим. В этих определениях понятие личности становится тождественным понятию самосознания. Более обосновано определение личности представлено через социальные взаимоотношения. При таком подходе личность предстает как система социального поведения индивида. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. При этом особое значение придается идентификации личности. Модель личности, развиваемая в глубинной психологии, прежде всего в психоанализе (Зигмунд Фрейд, Карел Хорни, ориентирована на объяснение внутрипсихологических процессов при обращении по преимуществу к понятиям структуры и динамики "внутреннего конфликта".

У Алексея Николаевича Леонтьева личность рассматривается как создаваемая общественными отношениями, в которые субъект вступает в рамках своей деятельности. При этом отдельные деятельности субъекта, представленные прежде всего своими мотивами, вступают между собой в иерархию отношений, образуя так называемую иерархию мотивов. В концепции Артура Владимировича Петровского тип развития личности определяется через тип группы, в которую она включена и в которой она интегрирована; собственно, личностная активность представляет со- бой стремление выйти за пределы привычного и действовать за границами требований ситуации или ролей. Сергей Леонидович Рубинштейн (1946) выделял следующие составляющие личности: 1. Направленность (установки, интересы, потребности). 2. Способности. 3. Темперамент. В классификации свойств личности Вольфа Соломоновича Мерлина (1967), основанной на определении доминирования или природного, или социального начала, представлены следующие уровни: 1. Свойства индивида (темперамент и индивидуальные особенности психических процессов). 2. Свойства индивидуальности (мотивы, отношения, характер, способности). В исследованиях структуры личности конца ХХ в. - наряду с проверкой экспериментальных гипотез, в которых определяется роль конкретных факторов, влияющих на личностные переменные, - большая роль отводится факторно-аналитическим стратегиям (трехфакторная теория личности, модель большой пятерки). Проблемой личности в психологии занимались многие другие ученые.

Признаки зрелой личности (Гордон Олпорт):

· Широта, не сводимых друг к другу интересов, широта связей с миром. Узкий человек не может рассматриваться как зрелая личность, пусть даже он великий специалист в какой-либо области

. · Наличие некой основополагающей философии жизни, т. е. мировоззрение. Не подходит под критерий зрелой личности человек, который исходит из позиции «как начальник скажет»

. · Самообъективизация, т. е. возможность взглянуть на себя со стороны. Это понятие близко современному понятию рефлексии. Критериями сформированности личности является способ- ность брать на себя ответственность за свою жизнь, за свои жизненные выборы.

Практическая часть

 

Задание 1.

Какие из приведенных высказываний кажутся вам правильными? Ответ обоснуйте.

1. Под личностью понимается совокупность тех относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других.

2. Личность – это комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению.

3. Личность – это индивидуально выраженное всеобщее.

4. Личность – дееспособный член общества, осознающий свою роль в нем.

5. Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия.

Задание 2.

Прочитайте.

Выделите особенности, которые отражают поведение индивида, и особенности,

которые отражают поведение личности. Дайте обоснование своего выбора.

Старательность, низкая адаптация к темноте, общительность, хорошая координация

обеих рук, медленная скорость узнавания, большая эмоциональная возбудимость,

трудолюбие, аккуратность, высокая чувствительность органов чувств, трудности в

овладении новым двигательным навыком. (По В. С. Мерлину.).

Задание 3.

Прочитайте.

Выделите особенности, которые отражают поведение индивида, и особенности,

которые отражают поведение личности. Дайте обоснование своего выбора.

Добросовестность, робость, высокая скорость двигательных реакций, высокая скорость

усвоения навыка, скромность, правдивость, пластичность, упрямство, реактивность,

малая чувствительность к общественной оценке, подвижность, быстрый темп

деятельности.(По В. С. Мерлину.).

Задание 4.

Даны образцы проявления в поведении людей свойств индивида и свойств личности.

Выберите те образцы поведения, которые характеризуют индивида, и те, которые

характеризуют личность.

А. У девочки наблюдается медлительность в моторике, в речи, в мышлении в

протекании других познавательных процессов, в возникновении чувств. Она медленно

и с трудом переключается с одной деятельности на другую. (По Ильиной А. И. и

Палею И. М.)

Б. Студент рассказал о том, как он распределяет время между учёбой, спортом и

личной жизнью.

В. Гражданин М. вступил в политическую партию.

Г. Преподаватель Г. отличается выразительной мимикой, резкими движениями и

быстрой походкой.

Д. Учитель внёс предложения, осуществление которых значительно повысило

успеваемость в школе.

Е. У инженера Ш. прекрасная дикция и приятный голос. (По В. С. Мерлину.).

Задание5. Установите соответствие.

А. убеждения;

Б. мотивы;

В. уровень притязаний.

1.Никогда не меняю свои решения.

2.Не хочу учить психологию - лучше посплю.

3.Мне достаточно четырёх баллов.

4.Учусь, потому что нужен диплом.

5.Обманывать иногда можно, если это во благо другого человека.

6.Хочу первый взрослый разряд по баскетболу.

7.Учитель не должен оскорблять ребёнка.

8.Учусь потому, что хочу быть учителем.

9.Хочу, чтобы меня уважали учителя и одноклассники.

10.Человек в жизни должен попробовать всё.

Самостоятельная работа

Задание 1. Выберите правильный ответ из предложенных:

    1. Человека как индивида характеризуют: а) рост; б) цвет глаз и волос; в) тип высшей нервной деятельности; г) принадлежность к расе; д) все ответы верны; е) все ответы не верны;
    2. Свойства человека, обусловленные биологическими факторами: а) задатки; б) лидерство; в) нравственность; г) гуманность; д) все ответы верны; е) все ответы не верны;
    3. Личностные свойства, обусловленные социально: а) инстинкты; б) ценностные отношения; в) музыкальный слух; г) острота зрения; д) рефлексы; е) все ответы верны; ж) все ответы не верны;
    4. Важнейшими элементами психологической структуры личности являются: а) способности; б) направленность; в) темперамент; г) характер; д) все ответы верны; е) все ответы не верны;
    5. Личность это: а) совокупность относительно устойчивых свойств и наклонностей индивида, которые отличают его от других; б) это комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению; в) индивидуально выраженное всеобщее г) все ответы верны; д) все ответы не верны;
    6. Человека можно считать сложившейся личностью если а) в его мотивах есть иерархия; б) у него есть способности к сознательному управлению собственным поведением; в) у него есть нравственные ценности и гуманистические установки; г) он является творческим субъектом; д) все ответы верны; е) все ответы не верны;
    7. процесс социализации состоит в следующем: а) привитие ребенку нравственных норм; б) усвоение ребенком общекультурного опыта; в) воспроизводстве ребенком социальных правил и норм; г) познании действительности; д) все ответы верны; е) все ответы не верны;

 

Задание 2. Проанализируйте отрывки:

1.«Сверх-Я, Я и Оно – вот три царства, сферы области, на которые мы разложим психический аппарат личности… Оно – это темная, недоступная часть нашей личности;… Мы представляем себе, что у своего предела оно открыто соматическому, вбирая оттуда в себя инстинктивные потребности, которые находят в нем свое психическое выражение, но мы не можем сказать в каком субстрате… для процессов в оно не существует логических законов мышления, прежде всего тезиса о противоречии. Противоположные импульсы существуют друг подле друга, не отменяя друг друга и не удалясь друг от друга… Само собой разумеется, Оно не знакомы никакие оценки, никакое добро и зло, никакая мораль… Пользуясь популярными выражениями, можно сказать, что «Я» в душевной жизни представляет здравый смысл и благоразумие, а Оно неукротимые страсти. … «Я» является лишь частью Оно, частью целесообразно измененной близостью к грозящему опасностями внешнему миру…. В общем, «Я» должно проводить в жизнь намерения Оно, оно выполняет свою задачу, изыскивая обстоятельства, при которых эти намерения могут быть осуществлены наилучшим образом. Отношение «Я» к Оно можно сравнить с отношением наездника к лошади. Лошадь дает энергию для движения, наездник обладает преимуществом определить цель и направление движения сильного животного. Но между «Я» и Оно слишком часто имеет место далеко не идеальное взаимоотношение, когда наездник вынужден направлять скакуна туда, куда тому вздумается. …Сверх-Я является для нас представителем всех моральных ограничений, поборником стремления к совершенствованию, короче, тем, что нам стало психологически доступно из так называемого более возвышенного в человеческой жизни.» З.Фрейд.

 

2. «…в свете индивидуальной психологии уменьшается важность проблемы наследственности, так как важно не то, что человек наследует, а то что он делает со своей наследственностью в ранние годы, - иными словами, важен прототип, который формируется ребенком в его окружении. Наследственность, конечно же, ответственна за врожденные органические дефекты, но наша задача в данном случае заключается в том, чтобы облегчить частные трудности и поместить ребенка в более благоприятную ситуацию… мы считаем, что социальный интерес – это наиболее важный фактор в подходе к воспитанию и лечению… только смелые и уверенные в себе люди, чувствующие себя в мире как дома, могут извлекать преимущества как из благ жизни, так и из ее трудностей. Они знают, что трудности существуют, но они также знают, что в состоянии их преодолеть. Они готовы к любым проблемам жизни, которые неизменно оказываются социальными проблемами. Чтобы быть человеком, необходимо быть подготовленным к социальному поведению. У трех типов детей (детей с поврежденными органами, избалованных и отвергнутых детей), формируется прототип с наименьшей степенью социальной общности. У них отсутствует такая ментальная установка, которая бы помогла им воплощать их жизненные планы или разрешать проблемы. Чувство поражения рождает в прототипе ошибочную установку в отношении жизненных проблем и тенденцию развивать личность в бесполезном направлении. В противоположность этому наша задача в лечении этих пациентов заключается в том, чтобы направить их поведение в полезную сторону и закрепить общую позитивную установку в отношении жизни и общества» А. Адлер.

3.«Никто не в состоянии воспитать личность, если он сам не является личностью. И не ребенок, а только взрослый может достичь этого уровня развития в качестве спелого плода жизненных свершений, направленных на эту цель. Ведь достичь уровня личности означает максимально развернуть целостность индивидуальной сущности… Личность – высшая реализация врожденного своеобразия у отдельного существа. Личность – результат наивысшей жизненной стойкости, абсолютного приятия индивидуально сущего и максимально успешного приспособления к общезначимому при величайшей свободе выбора. Воспитать человека таким – это, по-моему, немалое дело… Личность развивается в течение всей жизни человека из темных или даже вовсе необъяснимых задатков, и только наши дела покажут, кто мы есть. …Личность как полная реализация целостности нашего существа – недостижимый идеал. Однако недостижимость не является доводом против идеала, потому что идеалы – не что иное, как указатели пути, но никак не цели.» К.Г. Юнг.

4.«Прежде чем приступить к обсуждению психологической проблемы эгоизма и себялюбия, следует указать на логическую ошибку в утверждении, что любовь к себе и любовь к другим взаимно исключают друг друга. Если любовь к ближнему как к человеческому существу – добродетель, то и любовь к себе добродетель, а не грех, поскольку я – ведь тоже человеческое существо. Не существует понятия человека, в которое не включался бы я сам. Учение, настаивающее на подобном исключении, внутренне противоречиво. Идея, выраженная в библейской заповеди «люби ближнего твоего как самого себя», подразумевает, что уважение к своей личности, ее полноте и уникальности, любовь к себе, понимание своего собственного «я» неотделимо от уважения, любви и понимания другого. Любовь к собственной личности нераздельно связана с любовью к личности другого… Любовь есть проявление собственной энергии, способности любить, а любовь к другому человеку – это актуализация и концентрация этой энергии по отношению к нему. Идея романтической любви, согласно которой только один человек в мире может быть предметом собственной любви и что главная задача найти именно этого человека, - ошибочна. Не верно и то, что любовь к нему, уж если повезет встретить такого человека, будет иметь результатом отказ от любви к другим. Любовь, которая может переживаться только по отношению к одному человеку, этим самым фактом как раз и показывает, что это не любовь, а симбиотическое отношение…. Любовь к одному человеку предполагает любовь к человеку как к таковому. Своего рода «разделение труда» как говорит Уильям Джеймс проявляющееся, например, в том, что человек любит свою семью, но остается бесчувственным, когда речь идет о людях «посторонних», есть показатель изначальной неспособности любить… Любовь к себе и эгоизм не только не идентичны, они диаметрально противоположны. Эгоист любит себя так же мало, как и других; фактически он даже ненавидит себя. Действительно эгоисты не способны любить других, но они неспособны также любить и самих себя. Эгоизм будет проще понять, если сравнить его с таким отношением к другому, которое характеризуется ненасытностью, как отношение чрезмерно заботливой и целиком поглощенной своей заботой матери к своему ребенку. Хотя она и считает, что горячо любит свое дитя, на самом деле ею владеет глубоко скрытая и подавленная враждебность к нему. Она сверхзаботлива не потому что слишком сильно его любит, но потому, что вынуждена компенсировать свою неспособность вообще любить его.» Э. Фромм.

 

5.«Будем подразумевать под термином личность все то, чем обладает индивид (в действительности или в потенции) и его возможности (действительные или потенциальные) в отношении реакций. Под тем, чем он обладает, мы подразумеваем, во-первых, общую массу его организованных навыков, социализированные и урегулированные инстинкты, социализированные и умеренные эмоции и сочетания и взаимоотношения этих последних и, во-вторых, высокие коэффициенты как пластичности (способности образования новых навыков и видоизменения старых), так и способности удержания (готовность установления навыков функционировать после периода непользования ими). Рассматриваемый с другой точки зрения актив его – это так часть снаряжения индивида, которая служит его приспособлению и равновесию в настоящей среде и также потенциальные или возможные факторы, которые подготовили бы его подъем для того, чтобы справиться с изменившейся средой. Выражаясь подробнее, мы подразумеваем, что можем перечислить причины его настоящей неприспособленности в таких терминах, как «недостаточность навыков» «отсутствие общественных инстинктов» (инстинкт, неизмененный навыком), «бурность эмоций» или «недостаток или отсутствие эмоций», и что мы можем заключить, что с его настоящим снаряжением и эластичностью индивид не в состоянии достигнуть удовлетворительного приспособления ни к настоящей обстановке, ни, может быть, к какой-нибудь другой. В том случае, когда его потенциальный актив достаточен, мы можем перечислить и начать запечатление тех факторов, которые будут пригодны для его приспособления. Этот способ рассматривания личности требует как будто нормы для приспособленности и как будто предполагает, что такая норма действительно существует. Норма, которой мы пользуемся в настоящее время, носит практический характер и основана на здравом смысле. На практике мы в нашей обыденной жизни берем индивидов, с которыми знакомы, и отмечаем существенные факторы, на основании которых они могут занимать то место, которое занимают в социальной и общественной жизни. Чем лучше мы подготовлены, тем точнее мы можем отметить эти факторы. Вопрос о том, будем ли мы когда-либо иметь научные и точные нормы, может не занимать нас в настоящий момент… Изучение личности в той или иной форме существенно для каждого вида общественной жизни. Все мы ежедневно в своей жизни сталкиваемся с проблемами личности. Мы становимся лицом к лицу с серьезными проблемами личности, когда нам приходится высказать суждение по поводу выбора нашим ребенком товарища для игр, избрать компаньона на всю жизнь в предприятие или для университетской работы. Приступить к изучению или новой тренировке какого-либо индивида, личность которого больна или извращена. При менее серьезных обстоятельствах мы сталкиваемся с этой проблемой, когда помещаем двух людей вместе за обедом, или составляем список гостей для партии бриджа, или даже водя вместе двух наших близких друзей. Умные хозяйки очень хорошо понимают общественную сторону проблемы, но они скажут вам, что их успех вызывается не каким-либо особым вдохновением с их стороны, а тем обстоятельством, что они изучают интимные подробности жизни их друзей и хорошо о них осведомлены.» Дж. Уотсон.

6. «Самоактуализированные люди обладают удивительной способностью радоваться жизни. Их восприятие свежо и наивно. Они не устают, удивляться, поражаться, испытывать восторг и трепет перед многочисленными и разнообразными проявлениями жизни, к которым обычный человек давно привык, которых он даже не замечает. Колин Уилсон назвал эту способность чувством новизны. Для такого человека закат солнца, пусть

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...