Постарайтесь следовать простым рекомендациям, приведенным ниже.
При подготовке к практическому занятию необходимо внимательно ознакомиться с планом семинара, основными понятиями, списком литературы, рекомендованной к данному занятию и методическими указаниями. К практическому занятию надо прочитать конспект лекции и подготовить новый конспект, где должны быть записаны: краткие тезисы ответов на вопросы, поставленные в плане занятия; выписки из учебной литературы и первоисточников, необходимые для ответов на вопросы семинарского занятия; надо также из психологического словаря и другой справочной литературы выписать содержание ключевых, для данной темы, понятий (если Вы пользуетесь «распечатками» из Интернета, потрудитесь отредактировать их и привести в соответствие с целями запланированного занятия); неясные для Вас вопросы, проблемы, которые Вы хотели бы обсудить на занятии. Для облегчения работы студентов можно воспользоваться предлагаемыми преподавателем методическими рекомендациями к практическим занятиям. Для самостоятельной работы над сообщениями и докладами следует использовать дополнительную литературу и, прежде всего, первоисточники, которые прилагаются к каждой теме семинара. Готовясь к практическому занятию, старайтесь выработать и обосновать собственное мнение; связывать теоретические проблемы с практикой социальной и личной жизни, с Вашими конкретными профессиональными (педагогическими) интересами. Практическое занятие – не проверка подготовленного «урока», а обсуждение проблем изучаемого предмета. Цель практических занятий – не накопление и запоминание информации, необходимой для сдачи экзамена, а приобретение навыков аргументированного рассуждения и даже построение личностной картины мира.
Важнейшим элементом самостоятельной работы студентов над курсом является написание рефератов. При изучении курса это имеет особое значение. Во-первых, приобретаются навыки письменной самостоятельной работы, которые необходимы при выполнении курсовых и дипломных работ. Во-вторых, вырабатывается умение обосновывать собственную позицию по проблеме. С одной стороны, написание реферата может составлять часть подготовки к семинару, с другой, реферат пишут по избранной теме, чтобы затем защитить его вместо экзамена. В первом случае даётся тема, чтобы исследовать её, нужно составить план из 2-3 вопросов и следовать их раскрытию по плану, используя литературу, рекомендуемую к данному реферату. В конце содержания реферата обязательно даются выводы и список использованной литературы. - Во втором случае процесс выполнения письменной работы строится определенным способом и состоит из ряда этапов (они характерны для любойписьменной самостоятельной работы): Этап 1. Определение темы работы. Это весьма сложный и ответственный этап, от успеха которого зависит состоятельность всей работы. При выборе темы работы обратите внимание на то, что помимо Вашего интереса к конкретному вопросу или его кажущейся простоты, Вы должны заранее представлять все трудности, связанные с доступностью информации, литературы и прочих материалов, необходимых для качественного раскрытия темы. Побеспокойтесь об этом заранее (!), проконсультируйтесь с преподавателем. Этап 2. Формулировка общих и частных целей и задач вашей работы (исследования). Прежде всего, полученный Вами результат должен быть адекватен затраченному на его получение труду и времени (взвесьте, сколько времени и сил будет потрачено на выполнение работы, убедитесь, что аналогичная работа уже не была с успехом выполнена кем-то другим – не напрасен ли Ваш труд?). Просмотрев предложенный список письменных работ (контрольных и рефератов), обратите внимание на то, что Ваша работа может быть не только реферативной, но и исследовательской. Обратите внимание, что выполненная Вами работа – это работа начинающего исследователя и, скорее всего, Вам не удастся сделать мировое научное открытие. В связи с этим постарайтесь, чтобы результаты вашей работы были интересны не только для Вас как автора, но и для аудитории (например, Вашей учебной группе), а также и для преподавателя. Составив предварительный план работы, не поленитесь проконсультироваться с преподавателем. Наконец, не забывайте, что проконсультировавшись с педагогом, Вы можете изменить любую из предложенных тем или предложить собственную тему.
Этап 3. Поиск и отбор источников информации и литературы, на базе которых будет выполнена работа. Начать эту работу следует с внимательной проработки соответствующей темы (тем) учебника, проработки хрестоматийных и дополнительных материалов – скорее всего, необходимые библиографические ссылки у Вас уже имеются. Изучите литературу к теме, затем (если это необходимо) переходите к изучению опубликованных источников в библиотеке. Не забывайте, что ряд полезных ссылок можно также получить, поработав с биографическими статьями, ряд доступен на CD-носителях или в сети Internet. При работе с источником всегда старайтесь определить его авторство, степень достоверности, оценить достоинства и недостатки, а также полезность для Вашей работы. Этап 4. Процесс исследования и подготовка текста. Универсального "рецепта" написания научной работы не существует – каждое исследование уникально, а его ход связан с выбранной темой и наличием материалов. Единственное обязательное условие – в ходе работы подробно и внимательно оформляйте ссылки на использованные источники. Грамотное цитирование – одна из основ, на которых держится любая современная наука. Этап 5. Защита работы. Ваша задача в ходе защиты работы – за короткое время, и при этом интересно, обстоятельно, четко и наглядно изложить полученные результаты. При наличии технического обеспечения (компьютера, проектора и экрана) совсем неплохо организовать мультимедийное сопровождение вашего доклада, выводя на экран наиболее важные положения работы.
Очень важным в процессе самообразовательной деятельности является самооценка и самоконтроль, что дает возможность студентам оценить результаты своей работы, соотнести их с базовым уровнем. Для правильной самооценки успехов в самостоятельной работе необходимо: - соблюдать систему и последовательность упражнений; - разумно распределять их во времени; - постоянно анализировать самообразовательную деятельность по переносу знаний и умений в новую ситуацию; - активизировать полученный опыт по преобразованию ранее усвоенных способов деятельности. Для закрепления пройденного материала и самостоятельной проверки качества своей подготовки к промежуточной и итоговой аттестации необходимо использовать самостоятельное компьютерное тестирование; И, наконец, самая основная рекомендация, категорическое требование во все времена образования, во всех культурах – соблюдение, выполнение формально-организационных предписаний учебного процесса, а по-другому – дисциплины, дисциплина и еще раз дисциплина. Это и есть самое сложное в учебе. Несоблюдение этого автоматически приводит к невосприятию содержания изучаемого предмета, дисциплины, науки. Только от дисциплины (нормированного поведения) можно идти к содержанию в обучении, обратное («от содержания ко всему остальному в обучении») – профанация, смерть образования. Самостоятельная работа должна вестись студентом систематически, что будет способствовать углублению знаний по предмету, расширению научного мировоззрения. При наличии затруднений, возникающих в процессе самостоятельной работы, студент обращается за консультацией к преподавателю.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|