Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Иные реакции на варьирование переменной страха 7 глава




 

Три описанных ниже исследования были проведены для проверки гипотезы, согласно которой на опенку привлекательности женщин обычной, средней внешности или их желанности как объекта любовного свидания может отрицательно повлиять предварительный пока;! оценивающей стороне изображений очень привлекательных женщин (г. с. в оценках проявится «эффект контраста»). Первое исследование было внелабораторным и касалось студентов, проживающих в мужском общежитии и смотревших популярное телевизионное шоу (вероятно, сериал. — Примеч. пер.), главными героинями которого были три чрезвычайно привлекательные женщины. Молодых людей попросили оценить фотографию девушки самой обычной внешности (об этой девушке было сказано, что с ней хотят устроить свидание некоему студенту из общежития, который ее никогда не видел). Эти субъекты оценили внешнюю привлекательность девушки-объекта значительно ниже, чем это сделала контрольная группа. Два других исследования продемонстрировали аналогичные результаты в более контролируемой лабораторной обстановке. Кроме того, третье исследование показало непосредственное влияние на оценки физической привлекательности женщин той информации, которую мы получаем от других членов общества. Обсуждаются все факторы, имеющие отношение к подобным воздействиям, при этом особое внимание уделяется влиянию средств массовой информации.

 

Перепечатано с разрешения авторов и Журнала по проблемам личности и социальной психологии (The Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 38. No. 1.1980. Copyright 1980 by the American Psychological Association).

Авторы хотели бы выразить свою благодарность Guy Fosse.Joni Herzog, Jim Kulma, Debra Lorenz, Bill Patenaude, Bob Schartrnann и Dave Stringfield, которые помогали им. на разных стадиях данной работы. Мы хотели бы также поблагодарить Richard A. Block,1 Robert В. Cialdini и John W. Reich за полезные отзывы на первоначальный вариант этой рукописи.

 

За последние несколько лет социальным психологам удалось собрать множество разных данных, свидетельствующих о чрезвычайной важности фактора физической привлекательности в межличностном общении (подробнее см.: Berscheid and Walster. 1974). Оказалось, что эта переменная имеет, в частности, большое значение, если речь идет о желании молодого человека назначить девушке любовное свидание (например, см.: Berscheid, Dion, Walster and Walster, 1971; Brislin and Lewis, 1968; Byrne, Ervin and Lamberth, 1970; Stroebe, Insko, Thompson and Layton, 1971; Walster, Aronson, Abrahams and Rottman, 1966). Например, Брислин и Льюис (1968) получили величину корреляции между осознаваемой физической привлекательностью женщины-объекта и желанием назначить ей свидание, равную 0,89.

Отмечено, что физическая привлекательность используется, главным образом, в качестве некой независимой переменной в социально-психологическом исследовании (Berscheid and Walster, 1974; Gross and Crofton, 1977). Согласно Гроссу и Кроф-тону (1977), «в предыдущих исследованиях красота рассматривалась как некий неизменный "мотив"». Тем не менее некоторые исследования показали, что на оценки привлекательности объектов может влиять информация, касающаяся межличностных отношений в целом: степень сходства жизненных установок (Walster, цитируется у Berscheid and Walster, 1974); информация о том, какими позитивными качествами обладает он или она (Gross and Crofton, 1977); близкое знакомство с объектом (Cavior, 1970) или возникновение ассоциаций по сходству объекта с другим, очень привлекательным человеком (Meiners and Sheposh, 1977). Было отмечено, что в дополнение к этим ситуационным вариациям суждения о физической привлекательности объекта изменяются в зависимости от того, о какой культурной или расовой группе идет речь (Cross and Cross, 1971; Marshall and Suggs, 1971), хотя Berscheid и Walster (1974) считают, что современные средства массовой информации могут вскоре вообще свести эту разницу к нулю в пользу западных стандартов привлекательности. Эти авторы считают также, что нивелировка предпочтений внешности потенциальных сексуальных партнеров, все большая одинаковость этих предпочтении объясняется влиянием средств массовой информации и что «редкие образчики рекламы или популярных кинофильмов и романов показывают нам людей с обычным уровнем физической привлекательности» (с. 167). Если средства массовой информации действительно влияют на общепринятые стандарты привлекательности, причем внушая, что только чрезвычайно красивые женщины и очень привлекательные мужчины становятся объектом любви, можно ожидать следующего. Чем более интенсивны воздействия средств массовой информации, тем меньше уровень реалистичности стандартов тех параметров, которые тот или иной индивид желает видеть у своего партнера.

Действительно, распространяя подобного рода факты на другие области оценок и суждений, связанных с восприятием, можно отметить, что даже краткое воздействие средств массовой информации оказывает влияние на наши суждения о внешней привлекательности потенциальных объектов любви, окружающих нас в реальной жизни. В оценках, связанных с восприятием, постоянно обнаруживается эффект «контраста»: так, оценивание испытуемыми людей с обычной, неброской внешностью изменялось в связи с воздействием необычных или очень далеких от реальной жизни объектов. Этот контраст был обнаружен при оценках и физических параметров объектов, таких как вес (Heintz, 1950; Sherif, Taub and Hovland, 1958), пропорциональность сложения (Krantz and Campbell, 1961), формы тела (Helson and Kozaki, 1968) и при оценке их социально значимых качеств, таких как социальные установки (attitudes) (Hovland, Harvey and Sherif, 1957), степень приятности мимики (Manis, 1971), криминальные поступки (Pepitone and DiNubile, 1976), а также характерные черты (Simpson and Ostrom, 1976). Попытавшись обобщить проявления «эффекта контраста» в суждениях людей о физической привлекательности объектов, предполагаем: если участникам опыта заранее показать людей с очень непривлекательной внешностью, окажется, что привлекательность объектов «средней» внешности получит более высокую оценку. Противоположный результат, возможно, возникнет в случае, когда участникам опыта заранее показывают очень привлекательных женщин (или мужчин). Можно сделать и некоторые дополнительные предположения. В нашей культуре, ориентированной на масс-медиа, когда нам постоянно показывают чрезвычайно привлекательных женщин, эти демонстрации красавиц должны стать причиной повышения «уровня адаптации», т. е. привыкания к красоте (Helson, 1964). Это выражается в заниженных оценках внешности обычных женщин «реального мира». Принимая во внимание высокую степень зависимости между оценками внешности женщины и желанием встречаться с такой женщиной, можно сделать вывод, что подобные демонстрации могут привести к снижению «показателей» и в этой области.

Следует, однако, заметить, что имеются литературные данные, по крайней мере двух классов, согласно которым эффекты контраста не слишком характерны для этой области человеческой жизни. Во-первых, есть свидетельства, что контраст восприятия не всегда индуцируется воздействующими стимулами; даже если последние существенно выделяются по своим параметрам. Это имеет место в тех случаях, когда воздействие обладает еще другими характеристиками, приводящими субъекта к мысли, что данный стимул «не из той оперы» (Helson, 1971). Так, Brown (1953) встретился с этим, когда выяснял характер суждений о весе оцениваемого человека после предъявления стимульной информации типа «зри в корень».

Интересно, что при использовании в качестве стимула информации о людях типа «не из той оперы» эффект контраста имел место. В случае же «зри в корень»-стимулов данный эффект не наблюдался. Подобным образом, Bewan и Pritchard (1963) обнаружили, что на оценку фигуры (телосложения) не влияли стимулы с резко необычными характеристиками. Если субъекты не считали, что женщины, показанные средствами массовой информации, принадлежат к тому же кругу, что и реальные женщины, то красота могла не приниматься в расчет и не влияла на оценку внешности реальных женщин. Во-вторых, образы физически привлекательных женщин, показанных масс-медиа, можно рассматривать в качестве возможного своеобразного «условного подкрепления» (см., например: Byrne, Ervin and Lamberth, 1970; Dion, 1977). Поскольку предполагалось, что ассоциация со стимулом (представление в едином контексте) может увеличить в глазах субъектов привлекательность девушки-объекта (Clore and Byrne, 1974; Lott and Lott, 1974), можно было ожидать, что показ женщины средней внешности вместе с очень привлекательными женщинами приведет к классическому психологическому результату сочетания стимулов, т. е. женщину средней внешности будут оценивать более позитивно. И подобным же образом, при показе «обычной» женщины в контексте демонстрации очень непривлекательных особ первую будут оценивать более негативно.

Были выполнены три исследования, чтобы проверить, существует ли «эффект контраста» в оценочных суждениях людей после предъявления стимулов высокой степени привлекательности.

В исследовании 1, внелабороторном, субъектов просили оценить девушку, с которой студенты якобы хотели устроить свидание своему приятелю, при том что он ее никогда сам не видел.

Экспериментальную группу составляли студенты, которые смотрели телевизионную передачу «Ангелы Чарли», главными героинями ее были три красивые женщины.

Контрольная группа состояла из студентов, проживавших в том же общежитии, но не смотревших в данное время это шоу (опрос проводился тем же вечером).

 

ИССЛЕДОВАНИЕ 1

 

Метод

 

Субъекты. Испытуемыми были студенты университета штата Монтана (81 человек). Они участвовали в опыте группами от 1 до 6 человек вечером 1 февраля 1977 г.

Процедура проведения опыта. Два студента, сотрудничающие с исследователями (в дальнейшем будем называть их «помощники»), заходили в одну из спальных комнат мужского общежития в один из двух временных периодов (в течение часа, предшествующего показу «Ангелов Чарли», или в течение того часа, когда показывали «Ангелов Чарли»).1

1 Все субъекты, сидевшие в это время у телевизора, смотрели именно эту программу, которая была очень популярна в то время, когда проходило данное исследование: (шестая по рейтингам Нильсена (Nielsen).

 

 

Они говорили обитателям комнаты примерно следующее:

Студент-помощник А: Послушайте, ребята, можно я оторву вас от ваших занятий на минутку? Тут у нас вышел крупный, можно сказать, философский спор, и нам нужно, чтобы кто-нибудь помог нам разобраться в вопросе. Дело в том, что приезжает наш друг, и мы хотим устроить ему свидание с одной девушкой, но не можем решить, надо это делать или не стоит. И поэтому мы решили, чтобы кто-нибудь еще взглянул на эту девушку.

Студент-помощник Б: Лично я не считаю, что девушка очень хорошенькая.

Студент-помощник А: А я считаю, что она миленькая. Во всяком случае, мы просим вас высказать свое мнение о ее привлекательности. (Студент-помощник А достает фотографию, но держит ее так, что субъекты не могут видеть изображения).

Студент-помощник Б: Будем оценивать нашу де вушку по шкале от 1 до 7, пусть 1— будет очень непривлекательная, 4 — что-то среднее, а 7' — очень красивая. > - Студент-помощник А: (поворачивает фотографию лицом к студентам). Теперь пусть никто не высказывается, пока все решают нашу задачку, а потом будьте честными и честно скажите ваше мнение.

Студент-помощник Б: Не забудьте, 1 — очень непривлекательная, 4 — что-то среднее, а 7 — очень привлекательная.

Студент-помощник держит фотографию так, чтобы каждый субъект мог молча сформировать свое суждение, а затем все субъекты дают ответы. Студенты, помогающие исследованию, благодарят участников и выходят из комнаты, немедленно каждый из них по отдельности записывает время, условия и ответ каждого субъекта. Совпадение по всем пунктам у сотрудничающих студентов было 100%.

Фотография-стимул. Фотография-стимул представляла собой обычную черно-белую моментальную фотографию 8 х 5 см для университетского ежегодника, сделанную по одному из слайдов серии, с которой мы работали в предыдущем исследовании (Kenrick and Guttierres, запись 1). В том

исследовании группа из 11 юношей-старшекурсников в среднем оценила внешность девушки на 4,11 по шкале мнений, аналогичной той, которая использовалась в нынешнем внелабораторном опыте.

 

Результаты

 

Данные испытуемых были разбиты на четыре группы. Те, кто смотрели «Ангелов Чарли», составляли «экспериментальную» группу, а те, кто несколько ранее, но в этот же вечер смотрели другую телевизионную программу, считались контрольными субъектами. Чтобы исключить возможность того, что оценки испытуемых могли объясняться более поздним временем их ответов, в исследование были включены две дополнительные контрольные группы. Участники этих групп не смотрели шоу, но их просили дать свои оценки во время показа «Ангелов Чарли» или в течение предшествующего часа. Данные группы, которая смотрела «Ангелов Чарли», сравнивались с данными контрольных групп. Ожидалось, что группа «Ангелов Чарли» покажет самые низкие средние оценки привлекательности объекта. Хотя субъекты действительно выполнили просьбу дать свою оценку без обсуждения и независимо друг от друга, в качестве единицы анализа использовалась среднегрупповая оценка.

Как и предполагалось, зрители «Ангелов Чарли» дали сравнительно низкие оценки объекта (Мэ = 3,43, Мк = 4,00; F (1,24) = 5,03, р < 0,03)23.

Этот контраст подсчитан для 84% межгрупповой дисперсии расхождений между групповыми показателями (between-groups). Если при анализе результатов использовать в качестве единицы не усредненные, а индивидуальные данные испытуемых, то F(l,77) = 7,39, р < 0,01.

 

2Мэ - средняя оценка по экспериментальной группе, Мк — усредненная оценка по всем контрольным группам, F — критерий Фишера, р — уровень значимости различий. — Примеч.ред.)

'Пять групп субъектов (всего 19 человек) смотрели «Ангелов Чарли». Не смотрели эту передачу, но были опрошены во время ее трансляции 3 группы студентов, и средняя оценка по этой категории испытуемых была 4,31. В период, предшествующий показу «Ангелов Чарли», смотрели другую передачу и были опрошены 8 групп испытуемых, и среднее по этим группам составило 4,08. Для двенадцати групп, которые были опрошены в тот же период, но вообще не смотрели телевизор, среднее значение оценки привлекательности объекта составило 3,82.

 

Обсуждение

 

Результаты исследования 1 полностью соответствовали предполагаемым; они показали относительно низкие оценки внешности обычной девушки субъектами, которые смотрели по телевизору на очень привлекательных женщин. Тем не менее, поскольку субъекты не случайно оказались в условиях, в которых они находились, наши результаты могут интерпретироваться по-разному. Во-первых, зрители «Ангелов Чарли» могли быть более негативны в своей оценке объекта из-за того, что опрос делался непосредственно в процессе просмотра передачи, где участвовали очень красивые женщины. Во-вторых, эффект можно объяснить тем, что эти телезрители, как правило, выбирают такие передачи, в которых показывают очень привлекательных женщин. Обе такие возможности соответствовали бы нашей гипотезе. Однако есть третий вариант. Возможно, зрители «Ангелов Чарли» вообще отличаются тем, что склонны более негативно оценивать женщин. Хотя у нас нет доказательств, что именно с этим связаны результаты опыта, такое объяснение нам представляется вполне обоснованным.

Исследование 2 выполнялось с целью более точной проверки нашей гипотезы путем варьирования условий предъявления стимулов (красивых женщин, демонстрируемых масс-медиа).

 

ИССЛЕДОВАНИЕ 2

 

Метод

 

Субъекты. Испытуемыми были 48 юношей, студентов последнего курса Государственного университета штата Монтана, изучающих основы психологии, которые участвовали в исследовании небольшими группами от 3 до 5 человек.

Процедура проведения опыта. Субъекты прибыли для участия в эксперименте, представленном как «исследование личности», и им было сказано следующее:

Это исследование того, как складывается первое впечатление. Нам интересно определить, как много можно сказать о человеке после короткой встречи или просто увидев его где-то. Многие считают, что кое-что можно сказать даже и по лицу человека. Предполагается, например, что мы можем определить, честный это человек или нет, социабильный или нет, по его глазам или его рту. Реклама, книги и журналы часто используют определенные типы лиц для того, чтобы представить публике некие шаблонные образы — интеллигентного ученого, перегруженной работой домохозяйки, преданного своему делу бизнесмена, веселой и счастливой юной модели и т. д. Готовя это исследование, мы провели серьезные психологические тесты и интервью с группой студентов, опросив также некоторых их друзей и знакомых. Мы сделали личностное описание каждого их этих людей. Вы увидите только фотографию из ежегодника, и ваша задача будет заключаться в том, чтобы просто описать свое первое впечатление и сказать, что, на ваш взгляд, представляет из себя этот человек. Возможно, вы почувствуете, что вам не хватает информации для того, чтобы дать ему всестороннюю оценку, но все-таки постарайтесь кое о чем догадаться, поскольку нас интересует, насколько правильными могут быть такие впечатления.

В соответствии с этим субъекты были проинструктированы не переговариваться между собой и не общаться невербальными способами, поскольку для проведения подобного опыта необходимы абсолютно независимые суждения. Размещение сидячих мест было организовано таким образом, чтобы испытуемые не могли видеть письменные ответы друг друга. Для экспериментальной группы во время вербального инструктирования показывался черно-белый слайд с изображением привлекательной женщины из журнальной рекламы, и экспериментатор указывал на это изображение (как бы иллюстрируя инструкцию примером) как на «юную модель».

Контрольная группа прослушала те же самые инструкции, но им не показывали журнальную рекламу. Далее всем субъектам продемонстрировали слайд с изображением девушки средней привлекательности (тот же, что и в исследовании 1) и предложили заполнить листок «оценки личности». Оценочная форма содержала несколько биполярных шкал (симпатичная — несимпатичная, умная — глупая, вежливая — грубая, эгоистичная — альтруистка, ласковая — холодная, искренняя — неискренняя, ответственная — безответственная, красивая — безобразная, добрая — жестокая). Оценка женщины-объекта по пункту красивая — некрасивая представляла собой главную зависимую переменную. Предполагалось, что сразу после показа тестируемым субъектам рекламной фотографии внешние данные девушки-объекта получат значительно более низкую оценку.

 

'То есть в оценочных шкалах возрастание оценки соответствовало усилению негативной характеристики. — Примеч. ред.

 

Результаты

Как и предполагалось, рейтинги девушки-объекта показали, что ее внешние данные были оценены значительно ниже теми субъектами, которым показывали рекламу (F(l,46) = 7,10, р < 0,01. Средняя оценка для экспериментальной группы составила 4,41, а для контрольной 3,52 (более высокая оценка означала, что женщина рассматривается как менее красивая).4

Эти результаты согласуются с итогами первого исследования и не могут объясняться просто вкусами субъектов.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ 3

 

Первые два исследования были выполнены для изучения непрямого влияния сопутствующих обстоятельств, т. е. предъявленных до теста стимулов, на суждения о привлекательности объекта. Они показали, что когда субъектам предварительно предъявляют образы очень красивых женщин (из масс-медиа), это может послужить причиной заниженных оценок женщины средней привлекательности. Третье исследование проводилось для дополнительной проверки результатов первых двух исследований, а также для изучения более прямого воздействия неформального социального влияния (Deutsch and Gerard, 1955) на суждения о привлекательности. Нам часто приходится выслушивать оценки, которые наше окружение дает представителям противоположного пола, и некоторые классические социальнопсихологические факты свидетельствуют, что суждения окружающих нас людей могут повлиять на оценки даже какой-то «объективной» реальности (например, Asch. 1951; Crutchfield, 1955; Sherif, 1935). Учитывая важность суждений о привлекательности для межличностных отношений, интересно понять, действует ли этот классический эффект в данной сфере.

Представляет интерес также вопрос, могут ли повлиять ненароком высказанные оценки окружения на суждения людей о других индивидах, когда нет прямого обсуждения и оценивания последних, т. е. могут ли мнения окружающих изменить какие-то общие идеалы и понятия, и это послужит причиной того, что человек начнет в целом иначе оценивать людей.

И наконец, в третьем исследовании испытуемыми стали не только мужчины, но и женщины. Поскольку было обнаружено, что суждения о физической привлекательности влияют на межличностное поведение, когда речь идет о представителях не только противоположного, но и того же самого пола (см.: Berscheid and Walster, 1974), представлялось интересным узнать, применимы ли наши выводы к оценкам представителей того же пола.

 

Метод

 

Субъекты. Испытуемыми были 98 старшекурсников (49 юношей, 49 девушек), изучающих вводный курс психологии в Государственном университете штата Монтана, которые участвовали в исследовании группами от 2 до 7 человек. Один субъект был исключен из числа участников, т. к. он с недоверием относился к студентам, помогавшим исследователям.

Процедура проведения исследования. Студентов, прибывших для эксперимента под названием «предварительные стимулы», приглашали в небольшую комнату, в которой стояло несколько стульев и проектор для просмотра слайдов. В половине опытов два молодых человека, помогавшие исследователям, играли роль испытуемых и сидели вместе в заднем ряду; всего было 2 ряда по пять стульев. Экспериментатор объяснял условия:

Как указано в наших информационных листках, мы заинтересованы в том, чтобы вы помогли нам провести предварительную оценку нескольких объектов-стимулов. Это важно для эксперимента, который мы собираемся провести в начале следующего семестра. Цель эксперимента заключается в том, чтобы посмотреть, насколько хорошо люди могут оценить личность, имея очень небольшую информацию. Мы будем показывать слайд, на котором можно видеть только лицо человека, и попросим дать оценку личности человека в целом. Ранее мы обнаружили, что на эти суждения часто оказывают влияния другие, посторонние факторы, так что мы просим вас высказывать по возможности объективные суждения, чтобы мы могли проконтролировать эти посторонние факторы в следующем семестре. Итак, по первым шести слайдам вы будете оценивать физическую привлекательность каждого показанного вам лица.

Предварительные стимулы. Испытуемым выдавали бланк, содержащий шесть 9-балльных шкал, причем 1 балл означал «очень непривлекательная», а 9 баллов, соответственно, «очень привлекательная». Затем субъектов попросили внимательно разглядывать каждый слайд в течение 40 секунд, затем экран станет пустым, и это будет для них сигналом выносить свое суждение. Во всех случаях слайды под номерами 2,3 и 5 были постоянными. На этих слайдах — черно-белые фотографические изображения девушек, внешность которых расценивалась как «обыкновенная» (Kenrick and Guttierres, запись 1). Половина субъектов увидела под номерами 1, 4 и 6 очень красивых девушек, в то время как другая половина увидела под этими номерами весьма непривлекательные образы. Привлекательные и непривлекательные изображения также представляли собой фотографии из ежегодника, отобранные таким же образом, что и фотографии (слайды) девушек со «средней» внешностью.

Комментарии помощников. Половина людей каждой группы слышала свои комментарии «помощников» относительно третьего и пятого (средняя внешность) слайдов. Эти комментарии были негативными (например, высказывание «Что за рожа!», невербальные жесты, показывающие неудовольствие) в группах, где на 1, 4 и 6 слайдах показывались очень привлекательные образцы, и позитивными (например, высказывание «Что за лапочка!», невербальные знаки удовольствия от привлекательности девушки) в группах, где на 1, 4 и 6 слайдах предъявлялись непривлекательные изображения. После того как показывали слайд 5, экспериментатор упоминал, что комментарии могут повлиять на других людей в комнате, и просил субъектов воздерживаться от любых комментариев относительно объектов-стимулов. (В контрольных группах об этом просили перед тем, как показать слайд 10.)

Объект. После того как показывали слайд 6, субъектам говорили, что следующий слайд нужно будет «оценивать в более широком плане». Вручался лист бумаги, на котором испытуемые видели предложение выбрать один из семи вариантов суждений от «я бы очень хотел назначить свидание этой девушке» до «я считаю, что эта девушка слишком непривлекательная, чтобы хотелось с ней встретиться». Испытуемым-девушкам было сказано, что они должны оценить девушку на слайде как потенциальный объект свидания для их приятеля. Это последнее изображение отбиралось точно так же, как другие «средние» слайды (2,3 и 5), и было, подобно им, показано всем субъектам в одной закрепленной функции.5

Затем всех субъектов попросили подробно рассказать о том, как они поработали, и проверили, не возникало ли у субъектов каких-либо подозрений. Все сообщили, что хорошо слышали комментарии «помощников» (когда эти комментарии делались), и многие в частной беседе говорили, что комментарии «помощников» казались им неприятными и оскорбительными, и что они не считают, что эти высказывания могли повлиять на них. Тем не менее, как и предполагалось заранее, другие юноши в некоторых случаях во время этой серии экспериментов спонтанно высказывали согласие с комментариями «помощников». Поэтому в качестве единицы анализа данных была принята группа (т. е. данные по группе усреднялись. — Примеч. ред.).

 

'Хотя эта фотография (слайд) не оценивалась в данном опыте по физической привлекательности (как другие фотографии девушек обычной внешности), в эксперименте следующего академического года (участвовало 66 старшекурсников — 34 юноши и 32 девушки) мы просили оценивать эту фотографию по 7-балльной шкале, как и в предыдущих двух исследованиях (1 — очень непривлекательная, 4. — обычная внешность, 7 — очень привлекательная). Средняя оценка для этой группы составила 4,42. Следует заметить, что полученные данные отличались от рейтингов желанности девушки как объекта для свидания. Оценка также осуществлялась по 7-балльной шкале, и средний по группе показатель составил, для сравнения, 3,58.

 

Предварительные соображения

 

1. Предполагалось, что предварительная демонстрация привлекательных женщин-стимулов приведет к снижению показателей желанности как объекта для свидания девушек-объектов оценки.

2. Кроме того, ожидалось, что на оценку субъектами физической привлекательности девушек на слайдах 3 и 5 (изображения девушек «обычной» внешности, по поводу которых делались комментарии) будут оказывать влияние комментарии «помощников». Предполагалось, что оценки внешности «средних» девушек будут более низкими в тех группах, где изображения на слайдах 1, 4 и 6 были очень привлекательными, а по поводу этих «средних» делались негативные комментарии; и более высокими в тех случаях, когда показывали непривлекательные слайды, а комментарии по поводу девушек «средней» внешности были положительными. Это показало бы взаимодействие между комментариями «помощников» и фактором привлекательности.

В дополнение скажем, что нам было интересно, усилят ли напрямую комментарии «помощников» влияние предварительно показанных стимулов на оценки последнего из показанных слайдов с изображением девушки-объекта (т. е. при повышении «планки» в случаях показа привлекательных женщин, и наоборот). Это демонстрировало бы также результат взаимодействия, как указывалось в предварительных соображениях 2.

 

Результаты

 

Контроль проделанной работы. Сравнения привлекательных и непривлекательных слайдов в позициях 1, 4 и 6 показали существенные различия выше уровня значимости 0,001 в каждом случае. Средние оценки трех привлекательных слайдов были 7,00,7,74 и 7,82 для привлекательных изображений и 4,24, 3,26 и 2,36 для непривлекательных, соответственно. С учетом воздействия независимых переменных (рассматривается ниже) общие средние оценки слайдов 2, 3 и 5 (постоянные слайды в сериях) были 5,18,5,00 и 5,51, соответственно.

Пол субъекта. Прежде чем изучить полученные данные, используя среднюю оценку группы как единицу исследования, были рассмотрены данные, полученные при разделении групп по половому признаку. Это исследование показало, что пол субъекта не оказывал существенного влияния на любую из зависимых переменных, за исключением оценок слайда 5, по поводу которого было отмечено наиболее значительное влияние пола субъекта, F(l,29) = 8,26, р < 0,01. Девушки, по сравнению с юношами, оценили этот слайд как более привлекательный (средняя оценка объекта девушками 5,91, а юношами 5,19).

Основной анализ. Оценки девушки-объекта на предмет ее «желанное™ в качестве объекта возможного свидания» подтвердили предполагаемое прямое воздействие предварительного показа стимулов (Р), F(l,14) = 15,01, р < 0,002. Как и предполагалось, учитывая более ранние результаты, субъекты, которым предварительно показали слайды с изображением очень привлекательных женщин, дали значительно более низкие оценки желанности встречи с девушкой-объектом (см. табл. 12.1). Как говорится в разделе предварительных замечаний (см. выше), если бы существовало значимое взаимодействие предварительно показанных стимулов и комментариев «помощников» (С), эти комментарии еще больше бы усилили контраст, которому уже способствовал предварительный показ стимулов. Критерий F при анализе взаимодействия был меньше, чем 1, таким образом, данные не подтвердили предположения исследователей. Прямое воздействие С было также незначительным, F(l,14) = 1,51.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...