Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Иные реакции на варьирование переменной страха 8 глава




Таблица 12.1

Влияние привлекательности стимулов и комментариев «помощников» на оценки предварительно показанных стимулов и женщины-объекта.

Исследование 3

Привлекательность предварительно показанных стимулов
  Привлекательная Непривлекательная
Оцениваемый объект Комментарии Контроль «помощников Комментарии » Контроль «помощников»
Слайд За 4,63 5,08 6,04 5,00
Слайд 5а 4,30 5,02 6,96 6,08
Девушка-объект6 4,33 4,16 3,34 2,78

а — Большее числовое значение соответствует более позитивной оценке внешности женщины по 9-балльной шкале, б — Большее числовое значение соответствует меньшей желанности девушки как объекта для свидания по 7-балльной шкале.

Показанные предварительно стимулы и комментарии «помощников». Что касается слайдов, относительно которых «помощники» высказывали свои комментарии, оценки были, как и предсказывалось, более низкими в группах, где предварительно показывали привлекательных женщин (и делались негативные комментарии в адрес девушек-объектов), и более высокими в случаях, когда предварительно показывали непривлекательные слайды и делались положительные комментарии о «средних» девушках. При этом наблюдалось значительное Р х С взаимодействие в отношении слайда 5: F (1,14) = 4,66, р < 0,05 и менее значительное — в отношении слайда 3: F(1,14) = 4,4 1, р < 0,06 (см. табл. 12.1). Кроме того, было отмечено довольно значительное воздействие предварительно показанных стимулов на оценку слайда 5, F(l,14) = 25,50, р < 0,001, та же тенденция и относительно слайда 3, F (1,14) = 3,91, р < 0,07, что указывает на относительно низкие оценки объектов в случае предварительного показа очень привлекательных стимулов6,7.

 

"Поскольку не обнаружено влияния комментариев «помощников» (С), неудивительно, что все значения критерия F были меньше 1 как для слайда 3, так и для слайда 5.

 

ИТОГОВОЕ ОБСУЖДЕНИЕ

 

Результаты исследования 3, как и результаты первых двух исследований, подтвердили существование феномена влияния контраста на суждения о физической привлекательности объекта.

Этот эффект был отмечен несмотря на то, что привлекательные стимулы в первых двух исследованиях были взяты совершенно из другой среды, чем та среда, к которой принадлежала женщина-объект. Хотя красота женщин из рекламы или телевизионных шоу и может восприниматься как что-то не слишком реальное, это не приводит к снятию эффекта контраста при оценке внешности объекта. Не нашло подтверждения и предположение о прямом проявлении в подобной ситуации классических вариантов «условного рефлекса» (т. е. что «подкрепление» сочетанием в одной серии опытов привлекательных и «средних» фотографий автоматически скажется на повышении оценки последних). Этот результат, соответствуя и другим полученным данным, дает возможность предположить, что генерализация эмоциональных реакций в отношении привлекательных объектов на менее привлекательные на самом деле происходит нечасто, поскольку берут верх другие (например, когнитивные) факторы (Kenrick and Johnson, 1979).

 

Возможные выводы

 

Влияние средств массовой информации (the *Farrah factor*).7 Настоящие результаты вполне согласуются с предположением, что на наши первые впечатления от потенциальных интимных партнеров могут отрицательно влиять другие впечатления: например, если случится, что незадолго до этой встречи (или одновременно) мы увидели какую-то рекламу, фотографию в журнале, телевизионное шоу или кинофильм с изображением чрезвычайно привлекательных женщин (или, соответственно, мужчин). Авторы ранее получили результаты, аналогичные тем, которые приводятся здесь, используя фотографии-стимулы, отобранные наугад из рекламы или популярных журналов. Полученные результаты указывают, и это неудивительно, что женщины, которых демонстрируют нам средства массовой информации, на самом деле отбираются по принципу их редкой физической привлекательности.

 

7Этот термин придуман издателями журнала Human Behavior (февраль, 1979) для обозначения эффекта, который мы изучали в этой серии исследований.

 

По серии данных опытов нельзя определить, как долго могут продержаться полученные эффекты. Даже если эффекты контраста весьма недолговечны, они все же могут иметь некоторое значение, поскольку от них может зависеть, насколько желанными оказываются женщины, которым случается встретить мужчину сразу после (или во время) того, как он увидел необычайно привлекательных женщин масс-медиа. В этой связи некоторый интерес представляет недавнее исследование Снайдера, Танке и Бершайда (Snyder, Tanke and Berscheid, 1977). Эти авторы полагают, что первоначальные суждения человека о привлекательности объекта могут сказаться на его дальнейшем поведении в отношении этого объекта. По данным Снайдера с соавторами, люди действительно стали вести себя менее доброжелательно в отношении объектов, которых они изначально сочли непривлекательными, сравнительно с объектами, которых признали привлекательными. Кроме того, есть другие исследования, показывающие, что если в результате общения по сети Internet состоялось заочное знакомство и у человека сложилось впечатление о физической привлекательности заочного объекта, при реальном знакомстве с этим человеком это первое впечатление остается определяющим (Walster et al., 1966).

Итак, давайте представим себе жизненный сценарий, героем которого является некий юноша студенческого возраста, который, подобно субъектам нашего первого исследования, с увлечением смотрит по телевизору какой-то эпизод телевизионного шоу с необыкновенно красивыми женщинами в главных ролях (примеры легко обнаружить, поскольку в настоящее время создатели телешоу сознательно и единодушно берут на главные роли исключительно очень красивых женщин). Юношу накоротке представляют соседке, которая оказывается девушкой средней физической привлекательности. По нашим данным, можно предположить, что немедленная оценка ее внешности и желание договориться с ней о встрече будут меньше, чем, возможно, это было бы при других обстоятельствах. В соответствии с выводами Дайона (Dion, 1977), можно ожидать, что юноша захочет вообще как можно меньше видеть свою соседку (таким образом, замедляя возвращение к своему обычному уровню средних стандартов женской привлекательности). Согласно Снайдеру и др. (1977), юноша может также проявлять по отношению к своей соседке недружелюбие, а также — в соответствии с выводами Уолстера и др. (Walster et al., 1966), — скорее всего, и в будущем постарается по возможности не контактировать с ней.

Индивидуальные различия в истории с показом стимулов. Исследование суждений, связанных с восприятием в других областях, дает возможность предположить, что суждения об объекте-стимуле зависят как от контекста предъявления последнего, так и от предшествующего опыта оценивающего субъекта в отношении стимулов той же области обсуждения (Helson, 1964,1971). При тех довольно существенных последствиях, которые могла бы иметь для нашего студента история с показом «красоток», условия исследований 2 и 3 можно рассматривать как имеющие временное влияние, которое, скорее всего, разрушится при относительно недолговременном общении с реальными женщинами. Тем не менее насаждаемая тенденция избирательности внимания и активного поиска возможностей смотреть на исключительно красивых женщин (Dion, 1977) дает возможность предположить, что привычные стандарты физической привлекательности иногда могут очень завышаться, особенно у индивидов, которые сравнительно часто контактируют со средствами массовой информации (где в качестве главных героев обычно фигурируют люди не с обычной, а с неординарно привлекательной внешностью). В этой связи отметим наличие свидетельств, что в нашем обществе обычные подростки проводят больше времени, глядя в телевизор, чем в школе (Gerbner and Gross, 1976).

Мы сфокусировали нашу дискуссию на эффектах красоты, показываемой масс-медиа, но следует указать, что полученные нами результаты могут иметь отношение и к другим возможным областям воздействий. Например, некоторые индивиды по роду своей профессии постоянно видят рядом с собой объекты с необычным уровнем привлекательности, например, пилоты авиалиний, бармены Плейбой-клуба, старшекурсники Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе и т. д. Если они сами не слишком привлекательны, то обстоятельство, что им постоянно приходится наблюдать очень красивых людей, окажет особенно отрицательное воздействие, поскольку будет способствовать привыканию индивида к очень высоким стандартам физической красоты и, следовательно, к чувству неудовлетворенности теми женщинами, которые на самом деле подходили бы ему и сами могли бы заинтересоваться им (по крайней мере, в соответствии с гипотезой «ровни»; Berscheid and Walster, 1974).

Когнитивные влияния. У социальных психологов в настоящее время снова стал проявляться интерес к изучению феноменов, сопутствующих реконструкции субъектами социальных ситуаций, с которыми им приходится сталкиваться. Думается, что на социальное поведение оказывают воздействие не только «объективные» стимулы окружающей среды, но и то, как сами субъекты воспринимают эти стимулы, как проявляется избирательность внимания и запоминания (например: Berkowitz, 1978; Snyder and Uranowitz, 1978). Если говорить о данном исследовании, то в свете наших фактов можно рассмотреть еще кое-какие аспекты проблемы. Люди с легкостью выделяют из своего окружения индивидов с необычно привлекательной внешностью и запоминают их (возможно, даже активно представляют образы таких людей в их отсутствие). Таким образом, люди, повседневная жизнь которых предоставляет возможность, в основном, наблюдать самых обычных представителей противоположного пола, могут, тем не менее, сформировать себе необычные стандарты.

Здесь следует отметить, что мы еще не прояснили, какие именно когнитивные факторы лежат в основе полученного нами результата. Хотя подобный вопрос неуместен для затронутых здесь социальных проблем, представляло бы теоретический интерес исследовать когнитивные процессы, являющиеся причиной полученного нами результата. Например, не похоже, что полученные в этой области эффекты кон-* траста (как и в других областях социальных суждений) обусловлены «усталостью» органов чувств («receptor fatigue»), как это могло бы быть с аналогичными эффектами, при исследовании чисто сенсорных феноменов (Helson, 1964), если при формировании суждений не подключался какой-то важный механизм более высокого порядка. С другой стороны, объяснение полученных эффектов с точки зрения «шкалы привычек» («scale usage») (Anderson, 1975; Parducci, 1965) неприменимо к результатам исследований 1 и 2 и, с большой натяжкой, — к результатам исследования 3.

Влияние оценок окружения на суждения о привлекательности. Кроме того, что результаты третьего исследования продемонстрировали влияние косвенных характеристик ситуации на суждения о привлекательности, стало ясно, что информация, касающаяся суждений окружающих людей по тому же вопросу, оказывает влияние на оценки физической красоты. В суждениях субъектов нашего исследования просматривалась тенденция поддерживать оценочные комментарии «помощников». Поскольку суждения субъектов были в этом случае конфиденциальными, эти результаты могли бы служить примером того, что Deutsch и Gerard (1955) называли «информационным» — в отличие от «нормативного» — социальным влиянием. Представляется также, что этот последний эффект имеет отчетливо выраженные аналогии с реальной жизнью. Было замечено, что на то, как проходит первая встреча, очень влияет внешность человека (Levinger, 1974), и очень часто первые визуальные впечатления сопровождаются высказываниями друзей, старающихся дать свою оценку привлекательности объекта. На самом деле, можно заметить, что студенты часто стремятся узнать, как оценивает окружение привлекательность их потенциальных романтических партнеров, отношения с которыми находятся пока; по терминологии Levinger (1974), на «уровне поверхностного контакта».

Результаты исследования 3 показали только прямой результат комментариев «помощников» на суждения о физической привлекательности представленных объектов, в то время как на общие «стандарты» того, с какой девушкой хотелось бы встречаться, эти комментарии не повлияли. Возможно, что длительное общение с окружением, имеющим очень высокие или очень низкие «стандарты», привело бы к более общему результату, но настоящая методология (при которой оценивались окружением только две женщины) не позволяет выносить суждения.

Влияние мужских масс-медиа-образов на суждения женщин. В сериях наших опытов в качестве объектов оценки использовались только женщины. Хотя считается, что физической привлекательностью важнее обладать женщине, чем мужчине (см.: Berscheid et al.,1971; Efran, 1974; Stroebe et al., 1971; Walster et al., 1966), обнаружилось, что для мужчин — в глазах женщин — она тоже имеет значение. Важное значение фактора физической привлекательности мужчин при оценке их женщинами отмечено в названных исследованиях. Так, Berscheid and Walster (1974) указывают, что хотя женщины постоянно заявляют, что в оценке мужчины его физическая привлекательность не особенно важна, характеристики их реального поведения свидетельствуют об обратном (см., например: Byrne et al,. 1970). В свете этих фактов представляется весьма вероятным, что сходный смысл имели бы и суждения мужчин (вероятно, касающиеся оценки внешних качеств обычных мужчин под влиянием мужских образов масс-медиа. — Примеч. ред.), хотя это еще и нуждается в практической проверке.

 

Литература

 

Anderson, N. On the role of context effects in psychophysical judgment. Psychological Review, 1975,82,462-482.

Asch, S. E. Effects of group pressure upon the modification and distortion of judgment. In H. Guetzkow (Ed.), Groups, leadership, and men. Pittsburgh: Carnegie Press, 1951.

Berkowitz, L. Cognitive theories in socialpsychology. New York: Academic Press, 1978.

Berscheid, E., Dion, K., Walster, E., and Walster, G. W. Physical attractiveness and dating choice. Journal of Experimental Social Psychology, 1971,7,173-189.

Berscheid, E., and Walster, E. Physical attractiveness. In L. Berkowitz (Ed.), Advances in experimental social psychology (Vol. 7). New York: Academic Press, 1974.

Bevan, W., and Pritchard, J. R. The anchor effect and the problem of relevance in the judgment of shape. Journal of General Psychology, 1963,69,147-161.

Brislin, R. W., and Lewis, S. A. Dating and physical attractiveness. Psychological Reports, 1968,22,976.

Brown, D. R. Stimulus similarity and the anchoring of subjective scales. American Journal of Psychology, 1953, 66, 199-214.

Byrne, D., Ervin, C. R., and Lamberth, J. Continuity between the experimental study of attraction and real-life computer dating. Journal of Personality and Social Psycho-logy, 1970,16,157-165.

Cavior, N. Physical attractiveness, perceived attitude similarity, and interpersonal attraction among fifth and eleventh grade boys and girls. Unpublished doctoral dissertation, University of Houston, 1970.

Clore, G. L., and Byrne, D. A reinforcement-affect model of attraction. In T. L. Huston (Ed.), Foundations of interpersonal attraction. New York: Academic Press, 1974.

Cross, J. F, and Cross, J. Age, sex, race, and the perception of facial beauty. Developmental Psychology, 1971, 5,433-439.

Crutchfield, R. A. Conformity and character. American Psychologist, 1955,10,191-198.

Deutsch, M., and Gerard, H. B. A study of normative and social influences upon individual judgment. Journal of Abnormal and Social Psychology, 1955, 51,629-636.

Dion, К. K. The incentive value of physical attractiveness. Personality and Social Psychology Bulletin, 1977,3,67-70.

Efran, M. G. The effect of physical appearance on the judgment of guilt, interpersonal attraction, and severity of recommended punishment in a simulated jury task. Journal of Experimental Research in Personality, 1974,8, 45-54.

Gerbner, G., and Gross, L. The scary world of TV's heavy viewer. Psychology Today, 1976,9, 41-45.

Gross, A. E., and Crofton, C. What is good is beautiful. Sociometry, 1977,40, 85-90.

Heintz, R. K. The effect of remote anchoring points upon the judgments of lifted weights. Journal of Experimental Psychology, 1950,40,584-591.

Helson, H. Adaptation-level theory: An experimental and systematic approach to behavior. New York: Harper & Row, 1964.

Helson, H. Adaptation-level theory: 1970 and after. In M. H. Appley (Ed.), Adaptation-level theory: A symposium. New York: Academic Press, 1971.

Helson H., and Kozaki, T. Effects of duration of series and anchor-stimuli on judgments of perceived size. American Journal of Psychology, 1968,81,292-302.

Hovland, C, Harvey, O., and Sherif, M. Assimilation and contrast effects in reactions to communication and attitude change. "i Journal of Abnormal and Social Psychology, 1957, 55, 244- 252.

Kenrick, D. Т., and Gutierres, S. E. Influences of mass media on judgments of physical attractiveness: The people's case against Farrah Fawcett. Paper presented at the meeting of the American Psychological Association, Toronto, August 1978.

Kenrick, D. T, and Johnson, G. A. Interpersonal attraction in aversive environments: A problem for the classical conditioning paradigm? Journal of Personality and Social Psychology, 1979,37,570-577.

Krantz, D. L., and Campbell, D. T. Separating perceptual and linguistic effects of context effect upon absolute judgment. Journal of Experimental Psychology, 1961,62,35-42.

Levinger, G. A three-level approach to attraction: Toward an understanding of pair relatedness. In T. Huston (Ed.), Foundations of interpersonal attraction. New York: Academic Press, 1974.

Lott, a., and Lott, B. The role of reward in the formation of positive interpersonal attitudes. In T. L. Huston (Ed.), Foundations of interpersonal attraction. New York: Academic Press, 1974.

Manis, M. Context effects in communication: Determinants of verbal output and referential decoding. In M. H. Appley (Ed.), Adaptation-level theory: A symposium. New York: Academic Press, 1971.

Marshall, D. S., and Suggs, R. C. (Eds.), Human sexual behavior: Variations in the ethnographic spectrum. New York: Basic Books, 1971.

Meiners, M. L., and Sheposh, J. P. Beauty or brains: Which image for your mate? Personality and Social Psychology Bulletin, 1977,3,262-265.

Parducci, A. Category judgment: A range-frequency model. Psychological Review, 1965,72,407-418.

Pepitone, A., and Dinubile, M. Contrast effects in judgments of crime severity and the punishment of criminal violators. Journal of Personality and Social Psychology, 1976,33,448-459.

Sherip, M. A study of some social factors in perception. Archives of Psychology, 1935,187.

Sherip, M., Taub, D., and Hovland, C. Assimilation and contrast effects of anchoring stimuli on judgments. Journal of Experimental Psychology, 1958, 55,150-156.

Simpson, D. D., and Ostrom, Т. M. Contrast effects in impression formation. Journal of Personality and Social Psychology, 1976,34,625-629.

Snyder, M., Тапке, E. D., And Berscheid, E. Social perception and interpersonal behavior: On the self-fulfilling nature of social stereotypes. Journal of Personality and Social Psychology, 1977,35,656-666.

Snyder, M., and Uranowitz, S. W. Reconstructing the past: Some cognitive consequences of person perception. Journal of Personality and Social Psychology, 1978,36, 941-950.

Stephan, W., Berscheid, E., and Walster, E. Sexual arousal and heterosexual perception. Journal of Personality and Social Psychology, 1971, 20,93-101.

Stroebe, W, Insko, C. A., Thompson, V. D., and Layton, B. D. Effects of physical attractiveness, attitude similarity, and sex on various aspects of interpersonal attraction. Journal of Personality and Social Psychology, 1971,18, 79-91.

Walster, E., Aronson, V., Abrahams, D., and Rottmann, L. Importance of physical attractiveness in dating behavior. Journal of Personality and Social Psychology, 1966, 4, 508-516.


 

ВЛИЯНИЕ УСТАНОВОК НА ЛИЧНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ

 

 

Майкл Росс, Кэти Макфарланд и Гарт Дж. О. Флетчер (Michael Ross, Cathy McFarland, and Garth J. O. Fletcher)

 

 

Были проведены два исследования, посвященные изучению связи между установками и воспоминаниями о собственном поведении в прошлом. В обоих экспериментах применялся одинаковый подход. Во-первых, производилось воздействие на установки испытуемых, касающиеся предмета воспоминаний. Затем испытуемых просили вспомнить релевантные по отношению к заново сформированным установкам действия в прошлом. Было установлено, что установки могут оказывать направляющее влияние на воспоминания о событиях личной жизни. В данной статье обсуждается значение результатов, полученных при исследовании связей между установками, поведением и воспоминаниями.

 

 

Перепечатано с разрешения авторов и TheJournal of Personality and Social Psychology, том 40, № 4,1981. Copyright © 1981 American Psychological Association, Inc.

Совет социальных и гуманитарных наук (Social Sciences and Humanities Research Council) выделил Майклу Россу (Michael Ross) грант для исследования данной проблемы. Во время вышеупомянутых исследований Кэти Макфарланд (Cathy McFarland) готовилась к защите докторской диссертации. Авторы благодарят Сьюзен Фиск (Susan Fiske), Джима Олсона (Jim Olson) и Марка Занна (Mark Zanna) за комментарии к рукописи этой статьи.

 

 

Понятие «установка» в социальной психологии имеет неустойчивый статус. В известной цитате установка описана как «основной строительный блок в здании социальной психологии» (Allport, 1968). Однако в последние годы кое-кто из социальных психологов склонен согласиться с предложением Уикера (Wicker, 1971), что «возможно, стоит отказаться от понятия "установка"». Это разочарование вызвано тем фактом, что во многих случаях попытки спрогнозировать поведение с применением концепции установок оказываются неудачными (Calder & Ross, 1973; Wicker, 1969). Хотя эта точка зрения чрезмерно пессимистична (Ajzen & Fishbein, 1977; Fazio & Zanna, 1981), очевидно, что в этиологии многих форм поведения установки играют ограниченную роль.

Однако значение установок не ограничивается их ролью в прогнозировании поведения. Функция установок, рассматриваемая в данном исследовании, возникла в контексте работы Бартлетта (Bartlett, 1932), посвященной вспоминанию изображений и отрывков прозы. Бартлетт предположил, что установки влияют на память: «Воспоминания... это конструкция, основанная, главным образом, на установках, и ее главная функция — обоснование этих установок». Бартлетт вывел данное утверждение на основании воспоминаний испытуемых и их описания стимуляции этих воспоминаний.

После Бартлетта было проведено значительное количество исследований, связывающих когнитивные схемы и воспоминания. Эти исследования косвенно указывают на то, что установки могут влиять на память, — воспоминания могут искажаться под воздействием оценки и впечатлений. Например, в исследовании, посвященном проверке теории баланса Хайдера (Heider, 1958), Зайонц и Бернштейн (Zajonc & Burnstein, 1965) обнаружили, что при ошибочном вспоминании гипотетических связей отмечается тенденция к воспроизведению когнитивно сбалансированных структур, а не наоборот. Также обнаружилось, что на воспоминания о свойствах гипотетических личностей атияют впечатления испытуемых, сформированные после описания этих свойств (Lingle, Geva, Ostrom, Leippe & Baumgardner, 1979; Snyder & Uranowitz, 1978).

Исследование гипотезы избирательного научения более тесно связано с нашей темой. Это исследование предоставило недостаточно убедительные доказательства связи установок и вспоминания. Левин и Мерфи (Levine & Murphy, 1943) сформулировали гипотезу избирательного научения так: «Человек обращает внимание и лучше запоминает те данные, которые согласуются с его установками, чем те, которые им противоречат». Подход, использованный Левином и Мерфи, а также последующими исследователями, заключается в том, что испытуемым предъявляют информацию, согласующуюся с их установками или же им противоречащую, а позднее просят воспроизвести этот материал. Хотя ранние исследования подтвердили эту гипотезу (см., например: Jones & Kohler, 1958; Levine & Murphy, 1943), последующие попытки часто давали противоречивые или негативные результаты (см., например: Greenwald & Sakumura, 1967). Современные сведения подтверждают, что гипотеза избирательного научения может быть применена только к некоторым типам людей (Olson, 1980).

Резонно ожидать, что установки могут влиять на припоминание отрывков прозы или высказываний, выражающих мнение человека. Например, любой, изучавший сложные эзотерические отрывки, использованные Бартлеттом, не будет удивлен, узнав, что испытуемые быстро забывали детали и реконструировали их, опираясь на смутные впечатления или направляющие установки.

Однако для социального психолога более интересен вопрос о том, направляют ли и формируют ли установки припоминание событий повседневной жизни. Таким образом, в настоящем исследовании мы изучали, влияют ли установки на припоминание событий из личной жизни. Нам не удалось обнаружить исследований влияния установок людей на их воспоминания об их собственном поведении. Возможная причина подобного пренебрежения заключается в том, что люди могут не основывать припоминание на установках. Например, многие из наших действий являются привычными, даже рутинными. В результате мы способны без труда извлекать их из памяти, вспоминая не каждое мгновение, а просто привычный ход событий. Во-вторых, действия вписаны в рамки социального контекста и контекста обстановки, что значительно ограничивает разнообразие потенциальных форм поведения. Таким образом, припоминание контекста может способствовать припоминанию вписанного в него поведения. В-третьих, многие установки свободно и многогранно связаны с разнообразным множеством форм поведения, а не с какой-то одной его специфической формой (Fishbein & Ajzen, 1974). Более того, с одной формой поведения может увязываться несколько разных установок, а некоторые формы поведения могут быть не связаны с какими-либо отчетливо выраженными установками. Таким образом, установки нередко выглядят как вспомогательное и необязательное средство припоминания действий в прошлом.

Учитывая все эти соображения, в данном исследовании мы рассматривали следующий вопрос: «Можно ли доказать, что установки оказывают направляющее влияние на припоминание поведения в прошлом, если условия эксперимента оптимальны для проявления такого влияния?» Чтобы ответить на этот вопрос, мы изменяли установки испытуемых, касающиеся предмета воспоминаний, а затем оценивали воспоминания, релевантные заново сформированным установкам.

Наш выбор схемы эксперимента и предмета установок основывался на нескольких соображениях. Во-первых, чтобы подвергнуть гипотезу справедливой проверке, необходимо вызвать достаточно значительные изменения установок. Было бы неудивительно, если бы незначительные изменения установок не затронули процесс припоминания поведения в прошлом. Магуайр (McGuire, 1964) показал, что наиболее уязвимы широко распространенные и редко подвергаемые сомнению убеждения («культурные трюизмы»). Поэтому для изменения мы выбрали две установки именно такой природы. Во-вторых, мы выбрали такие установки, для которых могли однозначно определить релевантные и специфические виды поведения. В-третьих, мы прибегли к методике, призванной уменьшить количество просьб вспомнить действия, которые могли быть связаны с установками. Таким образом, мы изменяли, но не оценивали установки испытуемых, отвечавших на вопросы об их поведении в прошлом. Эта методика была разработана для уменьшения вероятности того, что испытуемые воспримут эксперимент как попытку изучения связи между установками и припоминанием. Кроме того, вопросы, касающиеся поведения в прошлом, были включены в обширную анкету, которую давали испытуемым при проведении «второго эксперимента». Это второе исследование выглядело не связанным с первым, в котором производилось воздействие на установки. Наконец, для проверки эффективности воздействия на установки мы оценивали их у дополнительной группы испытуемых, которые не вспоминали поведения в прошлом.

Резюмируя, можно сказать, что цель настоящего исследования заключалась в изучении эффекта, оказываемого

установками на припоминание событий из жизни человека. Влияют ли установки испытуемых на припоминание?

 

ЭКСПЕРИМЕНТ 1

 

Метод

 

Испытуемые. В роли испытуемых выступали 54 мужчины и 47 женщин, набранные из студентов Университета Ватерлоо; 35 испытуемых заполнили анкету, оценивающую установки, и еще 66 — анкету, оценивающую припоминание поведения. Сведения, полученные от четверых из испытуемых, не подвергались анализу. Трое из них подозревали о связи между двумя исследованиями, а четвертый неправильно заполнил анкеты. (Трое испытуемых, заподозривших связь между двумя экспериментами, оказались распределены по группам следующим образом: один в группе, с помощью которой оценивались установки, ее членам было предъявлено высказывание о негативном эффекте чистки зубов; еще один — в группе, с помощью которой оценивалось припоминание, ее членам было предъявлено высказывание о негативном эффекте чистки зубов; третий — в группе, с помощью которой оценивалось припоминание, ее членам было предъявлено позитивное высказывание о пользе умывания.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...