Ф-ия Сковороды. Учение о «сродном» труде.
Известные полемисты Смотрицкий, Суразский, Вишенский выступали за демократизацию церкви и критиковали базисные догмы католицизма, в первую очередь вопрос о Духе Святом и Боге-сыне. Получает распространение рационализм. Поповский, Яворский, Чарнуцкий, Вишневский ограничивали права разума границами религии и веры. Представители другого направления-Прокопович, Бужинский, Горка критиковали религиозный фанатизм, реакционную схоластическую ценность духовенства, горячо поддерживали становление библиотек, учебных заведений, печатных фабрик. Они предлагали сократить влияние религии в интересах научных знаний. В Киево - могилянской академии читались курсы моральной Ф-ии, в которых человек рассматривался как"микрокосм", часть "макрокосма"-природы. При этом достижение счастья связывалось с самопознанием и моральным усовершенствованием. Сковорада, бывший преподавателем КМА, в дальнейшем стал странствующим Ф-ом. Сковорода был тесно связан с традициями демократической украинской культуры, как крестьянскому просветителю ему свойственно критическое отношение не только к феодальной, но и раннебуржуазной идеологии, с ее культом материального довольства и преуспевания. Его Ф-ское учение исходит их идей "трех миров": макрокосма, или Вселенной, микрокосма, или человека, и третьей, "символической" реальности, связывающей большой и малый мир, идеально их в себе отражающей Ее наиболее совершенный образец есть, по С., Библия. Каждый из этих миров состоит из "двух натур": видимой ("тварь", сотворенный мир), и невидимой ("бог"). В обнаружении невидимой натуры через видимую состоит основная проблема человеческого существования, которая решается в подвиге самопознания, в обнаружении "внутреннего", "сердечного", "единого" человека. Бог принимается не только как заинтересованая в человеке личность, но и как безусловное условие реальности, безличная и умозрительная форма, законоустраивающая материю, что дает возможность говорить о тенденции С. к пантеизму. Ему характерно и внимание к античной филос, к платонизму. Эта двойственность отражена и в его Ф-. сочинениях. Соц. и педагогич. взгляды С. основаны на учении о "сродности", "сродном труде". Сродность каждого человека к определенному виду деятельности, физ. или духовной, выявляется через самопознание; человек, распознавший свою сродность, становится воистину счастлив. Согласно С. только через духовное устроение отдельной личности можно прийти к идеалу совершенного человеческого общества. Так как не каждый человек способен к творческому усилию самопознания, визникает проблема соц. педагогики. Идеальный педагог у С.-деликатный помощник ученику, занятому поиском истинного призвания, "сродности". ф. берёт человека и челов. существование
Читайте также: II. Получение, отправление и подготовка договоров Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|