Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ф-ия Сковороды. Учение о «сродном» труде.




Известные полемисты Смотриц­кий, Суразский, Вишенский выступали за демократизацию церкви и критиковали базисные догмы католицизма, в первую очередь вопрос о Духе Святом и Боге-сыне. Получает распро­странение рационализм. Попов­ский, Яворский, Чарнуцкий, Вишневский ограничивали права разума границами религии и веры. Представители другого направления-Прокопович, Бужинский, Горка критиковали религиозный фанатизм, реакци­онную схоластическую ценность духовенства, горячо поддержи­вали становление библиотек, учебных заведений, печатных фабрик. Они предлагали сократить влияние религии в интересах научных знаний. В Киево - могилянской академии читались курсы моральной Ф-ии, в которых человек рассматривался как"микрокосм", часть "макро­косма"-природы. При этом достижение счастья связывалось с самопознанием и моральным усовершенствованием. Сково­рада, бывший преподавателем КМА, в дальнейшем стал странствующим Ф-ом. Сковорода был тесно связан с традициями демократической украинской культуры, как крестьянскому просветителю ему свойственно критическое отношение не только к феодаль­ной, но и раннебуржуазной идеологии, с ее культом матери­ального довольства и преуспева­ния. Его Ф-ское учение исходит их идей "трех миров": макрокосма, или Вселенной, микрокосма, или человека, и третьей, "символической" реальности, связывающей большой и малый мир, идеально их в себе отражающей Ее наиболее совершенный образец есть, по С., Библия. Каждый из этих миров состоит из "двух натур": видимой ("тварь", сотворенный мир), и невидимой ("бог"). В обнаружении невиди­мой натуры через видимую состоит основная проблема человеческого существования, которая решается в подвиге самопознания, в обнаружении "внутреннего", "сердечного", "единого" человека. Бог прини­мается не только как заинтересо­ваная в человеке личность, но и как безусловное условие реальности, безличная и умозри­тельная форма, законоустраи­вающая материю, что дает возможность говорить о тенден­ции С. к пантеизму. Ему харак­терно и внимание к античной филос, к платонизму. Эта двойственность отражена и в его Ф-. сочинениях. Соц. и педагогич. взгляды С. основаны на учении о "сродности", "сродном труде". Сродность каждого человека к определен­ному виду деятельности, физ. или духовной, выявляется через самопознание; человек, распо­знавший свою сродность, становится воистину счастлив. Согласно С. только через духовное устроение отдельной личности можно прийти к идеалу совершенного человече­ского общества. Так как не каждый человек способен к творческому усилию самопозна­ния, визникает проблема соц. педагогики. Идеальный педагог у С.-деликатный помощник ученику, занятому поиском истинного призвания, "сродно­сти". ф. берёт человека и челов. существование

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...