Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Монадология Лейбница.




Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716) считал, что существует множество субстан­ций. Жизнь разнооб­разна; чтобы объяснить много­образие вещей, раскрыть связь Лейбниц определяет монаду – духовный атом, который обладает самодостаточностью. Монады образуют мир первич­ный, идеальный, понять который можно только разумом. Монад не только бесконечно много, они образуют определенную иерархию, в границах которой идет процесс их развития. Лейбниц рассматривает: 1. “Голые” монады: низшая форма психической деятельности, те которые в основном создают неорганическую природу; 2. Те которые имеют чувства и наблюдение (животные); 3. Монады души (об­ладают способностью к сознанию и самосознанию). Лейбниц считал, что во Вселен­ной есть живые существа более совершенные чем люди и в духовном и в материальном отношении. У Лейбница идея гармонии – центральная, Бог – символ упорядоченности. Понятию бога отводится роль организации монад. Предусмот­ренная гармония: 1. Про­шлое монады определяет будущее; 2. Из гармонизации монад следует, что мир загадо­чен на уровне явлений и понятен на уровне сущего. Духовное состояние монады гар­монизировано с телесной формой ее проявления. Т. е. материальное определяет ду­ховное. Предусмотренная гармония оправдывает детерми­нистское определение мира (т. е. все взаимосвязано). Каждая монада отражает целое. Мир постоянно совершенст­вуется, т. е. уменьшается количество зла. Без страдания нет удовольствия. Зло под­разделяется на метафи­зическое (несовершенное), физическое (страдание) и мораль­ное (грех). По Лейбницу, человек может преодолеть свое зло; причина зла – в непра­вильно направленной воле.

Субъективный идеализм Беркли.

Английский философ Джордж Беркли (1685 - 1753) настаивает на том, что общеизвестный факт существо­вания вещей никак не обозначает их объективного, независимого от нашего духа и существования, как про это думают философы-материалисты. Беркли ничего не выдумывает и не фальсифици­рует, а только последовательно развивает те выводы, про которые уже догадывался Дж.Локк, думая о статусе существования субстанции. Беркли очень последовательно указывает на отсутствие прин­ципиальных отличий между первичными и вторичными качествами, поскольку первые, также как и вторые, даны нам с помощью ощущений. Объект и ощущения у Беркли одно и то же и они не могут быть абстрагиро­ваны друг от друга. Приведенная позиция субъективного идеа­лизма Беркли противоречит распространенным среди философов представлениям и есть собственной позицией английского философа. Она есть объективной и даже теологиче­ской (Беркли был епископом). И все же Беркли говорит, что невозможно, исходя из позиций субъективного идеализма, ответить на вопрос о том, откуда берутся «непосредственные данные» - ощущуния.

Скептицизм Юма.

Английский философ Д.Юм (1711 -1776) оказался наиболее последова­тельным. Он считал, единосуще­ствующим только впечатления - впечатления ощущений и впечатления рефлексии. Что же до «субстанции», то это просто удобная фикция нашего пред­ставления. Существование для Юма тождественно восприятию, однако в отличие от Беркли, Юм более последовательно утвер­ждает, что едино неотрицаемым есть существование впечатле­ний. Что же досуществования вне этих впечатлений субстан­ции – то тут ничего определен­ного сказать нельзя.

Т.е. позиция Юма есть скептиче­ской. Одним из центральных понятий его философии есть вера (не путать с религиозной). Единственное, о чем следует постоянно помнить, это наша уверенность в объективном существовании мира, что базируется на вере, но никак не может претендовать на истин­ность.

53. Природа и человек в философии французского Просвещения.

Трактовка при­роды человека и общества. В XVIIIв. во Франции сформиро­вались два идейных течения, которые характеризовали духовную жизнь этой странного времени. Это французский механистический материализм и Просвещение. В этих течениях господствовали материалисти­чески ориентированный эмпи­ризм английской философии и фил. идеи франц. материали­стов.Французское Просвещение не было лишь политическим или лишь философским явлением, хотя философия, частности, материалистическая, играла в нем исключительную роль. Просвещение было широко ориентировано на критику всего, что было связано с существо­вавшим тогда во Франции феодальным устройством общества. Его сторонники возвышали роль разума по отношению к вере, боролись против религиозных предрассуд­ков и суеверий, выступали за свободу научного и философ­ского мышления, художествен­ного творчества и гражданских мнений. В философской области Просвещение, преимущественно с материалистических позиций, выступало против метафизики. Механистический материализм разделялся на два направления. Одно брало свое начало от Локка, другое от Декарта. Мыслитель Франц. Просв. Вольтер в фил. заметках об обществе, человеке и свободе он понимал человека как существо бщественное, общественность которого состоит в том,что он живет среди других обществен­ных людей.

Свободу чело­века Вольтер также понимал в чисто абстрактном правовом и политическом смысле. Свобода является по его представлениям прежде всего свободой воли, и эту свободу он понимал чисто индетерминистски. Жан Жак Руссо в работе "О влиянии наук на нравы" подчеркивал, что основы общественной жизни составляют "телесные потребно­сти", тогда как духовные потребности являются их украшением.

Имущественное неравенство, Расслоение на бедных и богатых, является, по Руссо, первой ступенью общест­венного неравенства. Вторая ступень неравенства связана с возникновением государства. Согласно Руссо, богатые и бедные заключили договор, ведущий к образованию государ­ственной власти, которая должна быть гарантом государ­ственности и мира. Третья ступень неравенства в обществе появляется с превращением законной власти в деспотизм. Если раньше народ был обманут государством и законами, то деспот обманывает законы и народ.

По Руссо естественное состояние человеческого общества - это такое состояние, когда человек является в сущности самодостаточным, когда он не зависит от др. людей ни как производитель, ни как потребитель.

Сущность человека в том, что он заключает в себе материаль­ный и духовный принципы, тело и душу. 2. Развитие диалектики на основании современного научного понимания саморазви­тия материи.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...