Натурфилософия Н.Кузанского, Н.Коперника и др.
В понимании природы философия Возрождения имеет свою специфику. Природа трактуется пантеистически ("панте- изм"-всебожие). Натурфилософы Возрожд., например Парацельс, видят в природе некое живое целое, пронизанное магическими силами, которые находят свое проявление не только в сроении и функциях живых существ, растений, животных, человека, ангелов и демонов, но и в неодушевленных стихиях. Поэтому для овладения силами природы необходимо постигнуть ее душу. Одним из характерных представителей ренессансной философии был Николай Кузанский. Кузанский, как и большинство философов его времени, ориентировался на традиции неоплатоников. Но в отличие от Платона, где единое характеризуется через противоположность "иному", не единому. Кузанский делает вывод, что единое не имеет противоположности, т.е. единое тождественно беспредельному, бесконечному Н. Кузанский открыл принцип совпадения противоположностей - максимума и минимума. Согласно Кузанскому, центр и окружность космоса - бог, а поэтому, хотя мир не бесконечен, его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут. Совпадение противоположностей является важнейшим методологическим принципом Кузанского, что делает его одним из родоначальников европейской диалектики. Кузанский разрушает конечный космос античной и средневековой науки, в центре которого находится неподвижная земля. Вслед за ним Коперник пользуется принципом относительности и на нем основывает новую астрономическую систему. Он отрицает геоцентрическую систему Аристотеля, говоря, что Земля вращается вокруг Солнца, объясняя смену дня и ночи, вращение звёздного неба. Коперник говорит, что мир конечен и что есть центр Вселенной. Дж. Бруно переселяет бога в природу. В отличие от Коперника он говорит о бесконечности Вселенной, природы и пространства. Центром вселенной может быть любая точка, число миров бесконечно, вся вселенная одушевлена, небесными телами движет мировая душа, имеющая материальную природу. У Г. Галлилея было два основных фил. тезиса: 1) познание природы безгранично, истина – процесс бесконечный; 2) природу надо изучать с помощью математики, а не с помощью Библии.
43. Методология эмпиризма и рационализма в новоевропейской философии. Развитие науки Нового Времени (ХVII век) вызвали к жизни новую ориентацию философии. Теперь она опирается главным образом на науку, которая могла бы стимулировать рационализацию производственных процессов. При этом продолжается идущая еще от средних веков полемика между двумя направлениями: сенсуалистическим, опирающимся на опыт, добытый при помощи чувств и рационалистическим, выдвигающим в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума. Родоначальник эмпиризма- Фрэнсис Бэкон. Бэкон считал задачей философии создание нового метода научного познания. Цель научного знания - принесение пользы человеку, увеличение власти человека над природой. Наука-средство, знание-сила. В средние века пользовалось дедуктивным методом -мысль движется от очевидных положений (аксиом) к частным выводам. Бэкон предложил индукцию. Заблуждения, по Бэкону, возникают из-за попыток объяснения через цель - вместо "почему" ставится вопрос "для чего" –телеология. Характерна ориентация на познание реальности, основанное на чувственном. Формирование естествознания связано с тенденцией познания на единичных, изолированных фактах, не определяющих систему целостно. Встает вопрос о сущности и характере самого познания, что приводит к повышению значимости гносеологической ориентации новой философии. Стремление к систематизации, количественный рост и усилившаяся дифференциация познания вызывают развитие теоретического мышления, не только ищущего причинно следственного (связанного с законами) объяснения взаимосвязи между отдельными явлениями и областями явлений, но и стремящегося к созданию целостного образа мира, опирающегося на новую науку и ее данные. Стремление к выяснению взаимосвязей и взаимодействий закономерно ведет к повышению роли рационального рассмотрения, поэтому с развитием чувственного эмпирического познания мира развивается и точное, рациональное математическое мышление. Основные представители: Ф.Бекон, Р.Декарт.
В основу философии нового мышления Декартом был положен не просто принцип мышления как объективного процесса, а субъективно сознаваемый и переживаемый процесс мышления. Известен также оптимистический р ационализм Спинозы: Источник знаний - человеческий разум. Учению Спинозы о единой субстанции немецкий философ Лейбниц противопоставил учение о множественности субстанций, тем самым проводя в рационалистическую метафизику эмпирическое представление о реальности единого.
Читайте также: Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|