Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Натурфилософия Н.Кузанского, Н.Коперника и др.




В понимании природы филосо­фия Возрождения имеет свою специфику. Природа трактуется пантеистически ("панте-

изм"-всебожие). Натурфилософы Возрожд., например Парацельс, видят в природе некое живое целое, пронизанное магическими силами, которые находят свое проявление не только в сроении и функциях живых существ, растений, животных, человека, ангелов и демонов, но и в неодушевленных стихиях. Поэтому для овладения силами природы необходимо постигнуть ее душу.

Одним из характерных предста­вителей ренессансной филосо­фии был Николай Кузанский. Кузанский, как и большинство философов его времени, ориен­тировался на традиции неопла­тоников. Но в отличие от Платона, где единое характери­зуется через противоположность "иному", не единому. Кузанский делает вывод, что единое не имеет противоположности, т.е. единое тождественно беспре­дельному, бесконечному Н. Кузанский открыл принцип совпадения противоположностей - максимума и минимума.

Согласно Кузанскому, центр и окружность космоса - бог, а поэтому, хотя мир не бесконе­чен, его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут. Совпадение противоположностей является важнейшим методологическим принципом Кузанского, что делает его одним из родоначаль­ников европейской диалектики. Кузанский разрушает конечный космос античной и средневеко­вой науки, в центре которого находится неподвижная земля.

Вслед за ним Коперник пользу­ется принципом относительно­сти и на нем основывает новую астрономическую систему. Он отрицает геоцентрическую систему Аристотеля, говоря, что Земля вращается вокруг Солнца, объясняя смену дня и ночи, вращение звёздного неба. Коперник говорит, что мир конечен и что есть центр Вселенной. Дж. Бруно пересе­ляет бога в природу. В отличие от Коперника он говорит о бесконечности Вселенной, природы и пространства. Центром вселенной может быть любая точка, число миров бесконечно, вся вселенная одушевлена, небесными телами движет мировая душа, имеющая материальную природу. У Г. Галлилея было два основных фил. тезиса: 1) познание при­роды безгранично, истина – процесс бесконечный; 2) природу надо изучать с помо­щью математики, а не с помо­щью Библии.

 

43. Методология эмпиризма и рационализма в новоевропей­ской философии.

Развитие науки Нового Времени (ХVII век) вызвали к жизни новую ориентацию философии. Теперь она опирается главным образом на науку, которая могла бы стимулировать рационализа­цию производственных процес­сов. При этом продолжается идущая еще от средних веков полемика между двумя направ­лениями: сенсуалистическим, опирающимся на опыт, добытый при помощи чувств и рациона­листическим, выдвигающим в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума.

Родоначальник эмпиризма- Фрэнсис Бэкон. Бэкон считал задачей философии создание нового метода научного позна­ния. Цель научного знания - принесение пользы человеку, увеличение власти человека над природой. Наука-средство, знание-сила.

В средние века пользовалось дедуктивным методом -мысль движется от очевидных положе­ний (аксиом) к частным выво­дам. Бэкон предложил индук­цию. Заблуждения, по Бэкону, возникают из-за попыток объяснения через цель - вместо "почему" ставится вопрос "для чего" –телеология. Характерна ориентация на познание реаль­ности, основанное на чувствен­ном. Формирование естествозна­ния связано с тенденцией познания на единичных, изоли­рованных фактах, не опреде­ляющих систему целостно. Встает вопрос о сущности и характере самого познания, что приводит к повышению значи­мости гносеологической ориен­тации новой философии. Стремление к систематизации, количественный рост и усилив­шаяся дифференциация познания вызывают развитие теоретиче­ского мышления, не только ищущего причинно следствен­ного (связанного с законами) объяснения взаимосвязи между отдельными явлениями и областями явлений, но и стремящегося к созданию целостного образа мира, опи­рающегося на новую науку и ее данные. Стремление к выясне­нию взаимосвязей и взаимодей­ствий закономерно ведет к повышению роли рационального рассмотрения, поэтому с развитием чувственного эмпири­ческого познания мира развива­ется и точное, рациональное математическое мышление. Основные представители: Ф.Бекон, Р.Декарт.

В основу философии нового мышления Декартом был положен не просто принцип мышления как объективного процесса, а субъективно созна­ваемый и переживаемый процесс мышления. Известен также оптимистический р ационализм Спинозы: Источник знаний - человеческий разум. Учению Спинозы о единой субстанции немецкий философ Лейбниц противопоставил учение о множественности субстанций, тем самым проводя в рационали­стическую метафизику эмпири­ческое представление о реально­сти единого.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...