История. Музыкальной культуры. Учебное пособие. Санкт-петербург. З. М. Гусейнова. Высокая месса си минор, BWV 232
Стр 1 из 17Следующая ⇒ Санкт-Петербургское Государственное нетиповое образовательное учреждение «Санкт-Петербургский музыкальный лицей»
ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ 11 класс Учебное пособие для предпрофильной подготовки в области музыкального искусства в организациях, осуществляющих общеобразовательную деятельность Автор-составитель Т. Гурова Санкт-Петербург 2019 Настоящее учебное пособие адресовано преподавателям, учащимся организаций, осуществляющих общеобразовательную деятельность, и является примером адаптации традиционного курса музыкальной литературы, изучаемого на исполнительских отделениях средних специальных учебных заведений. К условиям и требованиям предпрофессиональной подготовки в области музыкального искусства. Учебный курс «История музыкальной культуры» для 11 класса освещает ряд важнейших произведений разных эпох, национальных школ и стилей. Отобранные для анализа сочинения представляются вершинами музыкального творчества XVIII - начала XX века. Философская глубина замысла, сложность строения, неоднозначность трактовки и восприятия этих шедевров могут быть восприняты учащимися на завершающем этапе обучения. Особенностью пособия является конспективый стиль изложения. Все положения сформулированы кратко, тезисно, что существенно облегчает подготовку учащихся к зачетам и контрольным работам. Наглядность пособия облегчает процесс восприятия и запоминания: текст имеет удобные, выделенные шрифтом названия и подзаголовки, а также рубрикацию разделов. Несомненным достоинством учебного пособия является наличие в тексте большого количества нотных примеров, иллюстрирующих аналитические положения. В совокупности с аудиоматериалами, предоставляемыми учащимся, пособие позволит в полной мере обеспечить данный учебный курс достаточным и систематически изложенным материалом.
Рецензенты: З. М. Гусейнова Доктор искусствоведения, профессор, зав. кафедрой истории русской музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории Имени Римского-Корсакова А. В. Сириченко, Преподаватель Санкт-Петербургского музыкального училища имени Н. А. Римского-Корсакова, председатель ЦК «Теория музыки» И. С. Бах (1685 – 1750) Высокая месса си минор, BWV 232 Жанр Месса как церковная служба представляет собой главный обряд католической церкви, в ходе которого совершается таинство Евхаристии (пресуществление, т. е. превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы), установленное Христом на Тайной Вечери. «Высокой» называется месса с пением. Та же месса, где молитвы читаются, называется «тихой» или «низкой». Как и большинство высоких месс, сочиненных после XVI века, баховское творение относится к разновидности месс-кантат, в которых каждая часть делится на разделы; кроме хора и органа в таких сочинениях допускается участие солистов и оркестра. История создания Месса си минор создавалась на протяжении многих лет и при жизни автора не была исполнена целиком. Возможно, это было связано с вопросами вероисповедания, а также с огромными масштабами произведения или с невниманием к творению Баха. Месса – католическое богослужение, тогда как Бах был лютеранином и работал в лютеранской общине в Лейпциге. Правда, в соответствии с реформой Лютера, отдельные части мессы могли использоваться в протестантской службе на латинском языке. Такие мессы, состоявшие только из Kyrie и Gloria, носили название missa brevis, и среди сочинений Баха имеется 4 подобных произведения. Известно, однако, что Месса си минор была предназначена католическому приходу. В 1733 году Бах отвез в Дрезден курфюрсту саксонскому Фридриху Августу 2 части Мессы, Kyrie и Gloria, с целью получить от властителя звание придворного композитора (в это время Бах официально занимал в Лейпциге менее почетное место кантора). Следует отметить, что с 1717 года саксонский двор стал католическим, так как курфюрсты этого княжества претендовали и на польскую корону (Польша – традиционно католическая страна). Получив желанный титул, Бах продолжил работу над Мессой и завершил ее в целом к 1738 году. Отдельные поправки композитор продолжал вносить в партитуру до 1749 года, когда он окончательно ослеп. Сведений об исполнении Мессы в архиве княжества не сохранилось, о труде Баха там могли просто забыть. Кроме того, использование баховской музыки в рамках богослужения затрудняется размерами сочинения, т. к. только музыкальные фрагменты, без чтений, звучат около 3-х часов.
Текст В каждой мессе использованы латынь, греческий и древнееврейский языки (именно на этих языках была сделана надпись на табличке, прибитой ко кресту, на котором был распят Спаситель). Композиторами кладутся на музыку обязательные разделы текста мессы – фрагменты ординария (остальные разделы, зависящие от праздника, называются проприем). Разделов ординария, предназначенных для пения, пять: § Kyrie eleison (греч. ) – «Господи, помилуй» § Gloria (лат. ) – «Слава в вышних Богу…» (текст взят из Евангелия от Луки, 2 глава, где описано, что в момент Рождества Христова пастухи видели в небе ангелов, поющих эти слова); § Credo (лат. ) «Верую во единого Бога Отца…» (Символ Веры, принятый на Никейском соборе в 325 году) § Sanctus (лат. ) – «Свят Господь Бог Саваоф…» (из 3 стиха 6 главы книги пророка Исайи, Ветхий Завет); Osanna (евр. ) – «Да будет спасен», «Benedictus…» (лат. ) – «Благословен Грядущий во имя Господне» (приветствие Иисусу во время его входа во Иерусалим, 21 глава Евангелия от Матфея), Osanna; § Agnus Dei (лат. ) – «Агнец Божий, взявший на себя грехи мира, помилуй нас» (агнцем назвал Иоанн Креститель Иисуса, 1 глава Евангелия от Иоанна).
Эти песнопения звучат в разных частях мессы как богослужения: · Kyrie и Gloria относятся к так называемым начальным обрядам мессы; при подготовке к Рождеству и в Великий пост Gloria опускается. (В православном обряде песнопение с текстом, аналогичным Gloria, используется на вечернем богослужении как Великое Славословие. ) · Раздел Credo принадлежит к Литургии Слова, где читаются фрагменты Нового Завета –Посланий (или Деяний) Апостолов и Евангелия. Молитва Credo означает единство молящихся в вере и любви. · Гимн Sanctus поется на Евхаристии, где по молитвам на хлеб и вино нисходит благодать, превращающая их в воплощение Тела и Крови Христовых. (В православном обряде эти тексты встречаем в песнопении «Милость мира». ) · После молитвы «Отче наш» поется «Agnus Dei» (Агнцем, приготовленным для жертвы, является сам Христос, агнцем же называется хлеб, используемый для причащения). Далее совершается причащение – в католической церкви прихожане получают смоченную вином «облатку» из бездрожжевого теста.
Строение Мессы Баха Бах разделил основные разделы текста на 25 номеров: 3 в Kyrie, 8 в Gloria, 8 в Credo, 4 в Sanctus, 2 в Agnus Dei. В мессе 17 хоров, 6 арий, 3 дуэта. В Мессе си минор ярко выделяются 2 образные сферы – скорбная, связанная с осмыслением Страстей Христовых, и ликующая, вытекающая из идеи Воскресения. К трагическим частям относятся №№1, 3, 8, 15, 16, 23, к праздничным – №№ 4, 17, 20.
Состав оркестра Номера «скорбной» образной сферы звучат в сопровождении струнных и деревянных духовых (подобный состав ансамбля использован в «Страстях по Матфею»). Песнопения «ликующей» сферы звучат с добавлением труб и литавр. Один раз в Мессе использовано соло валторны.
Тональный план Трагические номера написаны в тональностях h-moll, e-moll, g-moll (как S к D-dur), в «праздничных» используется D-dur. Эти тональные переклички создают единство цикла мессы.
Исполнители – пятиголосный хор (1-е и 2-е дисканты, альты, тенора, басы, т. е. мальчики и мужчины), – солисты-певцы (I и II дисканты, альт, тенор, бас), – оркестр, состоящий из струнных, 2-х флейт, гобоев, гобоев d’amour, гобоев da caccia, 2-х фаготов, 3-х «баховских» труб in D, валторны, литавр, continuo с органом.
Обзор избранных номеров I. Kyrie eleison. 3 номера. №1. «Kyrie eleison», 5-голосный хор (1-е и 2-е дисканты, альты тенора, басы), си минор. Открывается вступлением, после чего звучит оркестровая фуга. Тема фуги полна напряжения и скорби и образно близка №1 из «Страстей по Матфею», воссоздавая картину шествия на Голгофу. Мелодическая линия движется вверх как бы с большим трудом, все время возвращаясь к нижним звукам (скрытое двухголосие). Колорит темы обострен использованием в ней ув. 4 и ум. 7. Далее с той же темой имитационно вступают хоровые голоса.
II. Gloria. 8 номеров. №4. «Gloria in exelsis Deo, et in terra pax, hominibus bonae voluntatis…» («Слава в вышних Богу, и на земле мир людям доброй воли…»), пятиголосный хор, ре мажор. В 1-й части ликующий характер создается фанфарным рисунком мелодии, обилием юбиляций (больших подвижных распевов), пронзительным тембром барочных труб и ударами литавр.
2-я часть («и на земле мир…») звучит приглушенно и безмятежно.
№8. «Qui tollis peccata mundi, Miserere nobis» – «Взявший на себя грехи мира, помилуй нас», четырехголосный хор, си минор. Сумрачная, углубленно-возвышенная музыка связана с размышлением об искуплении Спасителем мира ценой распятия. Имитационно вступающая во всех голосах тема близка начальному мотиву протестантского хорала «Aus tiefer Not schrei ich zu dir», лежащего также в основе тем фуг dis-moll и b-moll из 1 тома ХТК, арии №58 из «Страстей по Матфею» и др. (I – V – VI ступени в миноре).
III. Credo. 8 номеров. №12. «Credo in unum Deum» – «Верую во единого Бога», пятиголосный хор. Мелодия григорианского хорала мерно проводится у хора на фоне величаво шествующих оркестровых басовых голосов. №15. «Et incarnatus est…» – «Воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившегося», си минор, пятиголосный хор. Оркестровое вступление построено на интонациях вздоха у струнных на фоне тяжелого пульсирующего органного пункта. Вокальная тема, нисходящая по звукам минорных и уменьшенного аккордов, имитационно вступает в разных голосах, зримо претворяя идею спускающегося с небес Бога, отдающего себя на заклание.
№16. «Crucifixus…» – «Распятого за нас при Понтии Пилате и страдавшего и погребенного», ми минор, четырехголосный хор, струнные. Трагическая кульминация мессы. Форма пассакалии (тема и 12 вариаций на неизменный бас, каждая вариация содержит новое гармоническое освещение темы). В мелодии – имитации на интонациях lamentо, жалобно никнущих, передающих идею страдания.
№17. «Et resurrexit…» – «И воскресшего в третий день…». Ре мажор, tutti с трубами и литаврами. Ликующе взлетающая мелодия возвещает победу над смертью.
IV. Sanctus. 4 номера. №20. «Свят Господь Бог Саваоф». Ре мажор, tutti с фанфарами труб и тремоло литавр. После величественных и торжественных возгласов «Sanctus» в хоре звучат широкие распевы – юбиляции.
V. Agnus Dei. 2 номера. №24. «Agnus Dei…» – «Агнец Божий, взявший на себя грехи мира, помилуй нас». Ария альта, струнные с солирующей скрипкой, соль минор. Основная тема, полная скорбных возгласов, является одним из вариантов «тем креста»: первый ее мотив устремлен вниз, а второй симметрично вверх. Первый мотив обострен интонацией м. 7, второй – ум. 5.
№25. «Dona nobis pacem» – «Даруй нам мир». Заключительный хор, двойная фуга, точное повторение музыки №6, Gratias («Благодарим Тебя»).
Особенности Мессы си минор Баха Влияние жанра «Страстей» на Мессу, большой вес трагедийных номеров, в которых подчеркнута идея искупления Христом человечества путем крестных страданий и смерти. Месса си минор – величайшее музыкально-философское сочинение, углубленное размышление в звуках о тайнах и законах бытия, очень личное переживание и осмысление догматов христианской веры. Она воспринимается как светское произведение на духовную тематику.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|