Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«Страсти по Матфею», BWV 244. (Passio Domini nostril Jesu Christi secundum Matthaeum)




«Страсти по Матфею», BWV 244

(Passio Domini nostril Jesu Christi secundum Matthaeum)

Жанр

«Страсти», или пассион, в лютеранской церкви – жанр духовной ораториальной музыки. Исполняется в Страстную пятницу (Страстная неделя – неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям страданий Христа). Первая часть пассиона звучала на богослужении, начинавшемся около 2-х часов дня пением хоралов, вторая часть, также с хоралами, исполнялась на службе в 5 часов вечера.

 

История создания и исполнения

Бах написал 4 или 5 пассионов, но только «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну» дошли до нас целиком. Они предназначались для исполнения в церквях св. Фомы и св. Николая в Лейпциге. «Страсти по Матфею» были впервые исполнены 11 апреля 1727 года. В 1736 году Бах повторил этот пассион в переработанном виде, используя в инструментовке уже два органа. Вероятно, последний раз при жизни Баха «Страсти по Матфею» звучали в 1749 году. После смерти Баха это произведение было исполнено только в 1829 году в Берлинской певческой академии под управлением 20-летнего Феликса Мендельсона (учителем Мендельсона был большой поклонник гения Баха композитор Цельтер). В авторском тексте дирижером были сделаны значительные изменения: изъяты почти все арии, оставлены только 6 хоралов, оркестровые партии были заново инструментованы.

 

Состав исполнителей 

– два смешанных хора (во времена Баха партии дискантов и альтов пелись мальчиками, учениками школы св. Фомы);

– солисты хора для исполнения арий, ариозо и дуэта;

– вокалисты для исполнения партий Иисуса, Пилата, Петра и прочих Евангельских персонажей;

– 2 оркестра (фактически ансамбля по 12-14 человек), включающие только струнные и деревянные духовые инструменты; наряду с привычными для современных слушателей струнными использовались виолы да гамба, в группу деревянных входили 2 поперечные флейты, 2 гобоя da caccia, 2 гобоя d’amour, 2 гобоя, в группу continuo – орган, виолончель, контрабас. Особенность инструментовки: 1-2 солирующих инструмента звучат на всем протяжении каждого ариозо или арии (облигатные инструменты).

 

Либретто

Автор – Пикандер (псевдоним поэта Х. Ф. Хенрици, друга Баха). Скорее всего, Бах принимал активное участие в формирование текста «Страстей». Либретто включает 3 вида текста:

– разделенные на фрагменты 26-27 главы Евангелия от Матфея (Матфей – один из 4-х евангелистов, т. е. авторов Евангелий, другие – Марк, Лука, Иоанн);

– стихи для арий, ариозо и мадригальных хоров, сочиненные Пикандером;

– тексты хоралов (богослужебных лютеранских песнопений), подобранных Бахом.

 

Евангельские события, показанные в «Страстях по Матфею»:

сговор первосвященников, желающих схватить Иисуса; возлияние драгоценного масла женщиной на голову Иисуса и возмущение учеников; договор Иуды со священниками; Тайная Вечеря; предсказание об отречении Петра; молитва Иисуса в Гефсиманском саду; пленение Иисуса и поцелуй Иуды; допрос у первосвященника Каиафы; поругание Христа; отречение Петра; самоубийство Иуды; Иисус у Пилата; бичевание, распятие с разбойниками и глумление народа; смерть Иисуса и его погребение.

 

Строение

Произведение состоит из 78 номеров, в том числе из

речитативов secco (текст из Евангелия). Речитативы secco (в переводе – «сухой», без оркестра) здесь, в отличие от оперы buffa, звучат в сопровождении basso continuo – органа, виолончели и контрабаса, а не клавесина. Исключение – фразы Иисуса, которые исполняются с аккомпанементом квартета струнных. Их партия изложена крупными длительностями, что создает эффект струящегося света, «нимба». Только последние слова Христа на кресте: «Боже мой, Боже мой! Для чего Ты меня оставил? » (Мф 27: 46) звучат без этого сияющего окружения, что символизирует богооставленность. Косвенная речь Евангелия декламируется Евангелистом (тенор), его партия звучит предельно экспрессивно. Прямая речь звучит от лица Иисуса (бас), Петра (бас), Иуды (бас), Пилата (бас), жены Пилата (сопрано), служанок (сопрано) и т. д.;

хоров turbae (текст из Евангелия); хоры turbae играют драматическую роль, передавая стихийность и ярость толпы – учеников, первосвященников, народа;

арий (поэтический текст Пикандера); роль арий, ариозо и мадригальных хоров -лирическая, в них выражено сопереживание Евангельским событиям;

ариозо (текст Пикандера), представляющих собой аккомпанированные речитативы;

мадригальных, т. е. поэтических, хоров, текст Пикандера;

хоралов (мелодии протестантских хоралов в аккордовой четырехголосной гармонизации Баха, хоралы по смыслу подобраны самим композитором). В «Страстях по Матфею» 13 хоралов, не считая тех, которые использованы в хорах и ариозо. Роль хоралов – подчеркнуть вероучительный смысл (идеи покаяния, искупления и т. д. ). Некоторые хоралы повторяются неоднократно, скрепляя целое. Так, 5 раз повторяется хорал «О чело, окровавленное и раненое» (в №№21, 23, 53, 63, 72). Трижды звучит хорал «Горячо любимый Иисус» (№№3, 25, 55). Два раза мы слышим мелодию «О мир, смотри, здесь жизнь твоя» (№№16 и 44). В разных номерах используются разные строфы текста.

 

Композиция

Чередование номеров строится на взаимодействии трех линий: рассказа и показа Евангельских событий, сопереживания им, осмысления их значения. Изложение текста Евангелия прерывается введением ариозо, арий и хоралов в наиболее трагичных моментах Евангельского повествования (ариозо и арии часто звучат друг за другом).

 

Изобразительность

Бах музыкально передает шаги героев, потоки слез или крови, о которых говорится в тексте, «рисует» вспышки молнии, изображает грохот грома и удары бичей. Такой прием усиливает впечатление от описываемых событий и сказанных слов, создает зримость образа.

 

 

Обзор избранных номеров

№1. Хор (мадригальный). Звучат 2 смешанных хора и отдельно хор мальчиков. Оркестровое вступление создает грандиозную и трагическую картину шествия на Голгофу: мерно пульсирующий бас, мелодия поднимается вверх как бы с трудом, откатываясь назад.

1-й хор вступает со словами «Придите, сестры, помогите мне оплакивать». Он звучит от лица «Дочери Сиона» (символический образ сострадающей души).

 

2-й хор создает эффект живой сцены в толпе, задавая вопросы: «Кого? Как? ». Голоса мальчиков добавляют звучание хорала «О, невинный Агнец Божий», который как бы парит над всеми, подобно пению ангелов (этот хорал обычно исполняется в лютеранской церкви на Страстной неделе).

№2. Речитатив secco. Предсказание Иисуса о своей кончине. Смысл слова «распят» («gekreuziget») передан «темой креста» – напряженно звучащим мотивом, содержащим два уменьшенных трезвучия и симметрично устремленным сначала в одну сторону (вниз), потом в другую (вверх).

 

№3. Хорал «Милый сердцу Иисус, за что тебе такой ужасный приговор? », использован также в №25 и №55.

№12. Ария сопрано «Истекай кровью, измученное сердце». Звучит как сочувствующий отклик паствы или слушателей на сцену договора Иуды с первосвященниками. Облигатные инструменты – 2 флейты. Их мелодический рисунок – покачивание параллельных терций – символически передает течение крови. В основе темы интонация lamentо(жалобы).

 

 

№21. Хорал «Признай меня, мой защитник и пастырь, прими меня» (звучит в пассионе 5 раз, в № 21, 23, 53, 63, 72). В №21 звучит как сострадание в ответ на предсказание Иисуса о бегстве учеников после его пленения.

 

 

№26. Ария тенора «Я хочу с моим Иисусом бодрствовать». Передает переживания верующих и сострадающих душ в ответ на сцену с заснувшими во время молитвы Спасителя учениками (Гефсиманский сад). Звучит пронзительное соло гобоя. На фразы тенора откликается хор со словами: «Так засыпают наши грехи».

 

 

 

 

№33. Дуэт сопрано и альта «Мой Иисус пленен» – реакция на сцену пленения Христа. 1-я часть: в жалобные распевы солистов вторгаются отрывистые реплики хора («Отпустите, не вяжите его»). 2-я часть рисует наступление бури, как будто сама природа противится произошедшему. Изобразительность: подобная молнии зигзагообразная мелодия имитационно звучит в партиях обоих хоров. Пассажи органа и басовых голосов передают рокот грома.

 

№47. Ария альта «Помилуй меня, Господь» – один из наиболее популярных номеров «Страстей». Ей предшествует рассказ об отречении Петра и его раскаянии. В музыке передан неровный шаг плачущего ученика, горькие отчаянные стоны (скачки на м. 6), жалобные интонации (lamento, м. 2) сначала в партии солирующей скрипки, а затем в голосе.

 

 

 

№54. Речитатив secco с хором turbae является сценой у Пилата, спрашивающего у толпы, кого ему освободить в честь праздника Пасхи. На этот вопрос оба хора ответят страшным и мощным уменьшенным септаккордом на слово «Barrabam! » («Варраву! »), после чего следует мрачное, «дьявольское» фугато на тему с ум. 4 и ум. 5 («Распни его! », т. е. Христа).

 

 

№58. Ария сопрано «За любовь умрет мой спаситель», как и предшествующее ей ариозо, является ответом сострадающей души на вопрос Пилата: «Какое зло сделал он? ». Сопровождение вокальной партии прозрачное, звучат только солирующая флейта и 2 гобоя da caccia. Начальная интонация напоминает тему фуги dis-moll из 1 тома ХТК и др. Обе мелодии основаны на мотиве из хорала «Aus tiefe Not schrei ich zu dir» («Из глубины бед я взываю к тебе, Господи», слова 129-го псалма). В музыке арии слышны вековая печаль, одиночество и трогательная нежность.

 

 

 

№78. Хор «Мы сидим со слезами». Этот заключительный мадригальный хор следует за сообщением Евангелиста о погребении Иисуса. Как многие темы «Страстей», эта экспрессивная мелодия изобразительна, она как бы рисует обряд оплакивания – жесты воздетых рук, печальный мерный шаг. В музыкальной ткани слышен пульсирующий бас, стонущие интонации lamentо, напряженные гармонии, большие скачки-возгласы. Нисходящее движение мелодии символизирует положение во гроб.

 

«Страсти по Матфею» Баха отличаются глубиной духовного содержания, силой и яркостью драматизма, проникновенностью лирики. Это размышления о человеческой жестокости и несправедливости, о страданиях и смерти, об искупительной жертве Спасителя, показанные с величайшей силой и мастерством.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...