Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разделы дисциплин и виды занятий – заочная форма обучения (ускоренная), часы (ЗЕТ)




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ»

 

Ростов-на-Дону – 2015


 

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ ФИЛИАЛ РАНХиГС

Факультет экономики

 

Кафедра налогообложения и бухгалтерского учета

 

 

Рецензент – Пономарев А.И., заведующий кафедрой «Налогообложение и бухгалтерский учет» Южно-Российского института управления – филиала РАНХиГС, д.э.н., профессор

 

Внешний рецензент – Сильченко Т.Ю., главный налоговый инспектор УФНС по РО.

 

Голик Е.Н.

Налоги и налогообложение: Учебно-метод. комплекс. Ростов н/Д: Изд-во Южно-Российского института управления - филиал РАНХиГС, 2015.
21 с.

 

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности «Экономическая безопасность», утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 14.01.2011 г. № 19 и рабочей программы дисциплины.

Предназначен для студентов очной, заочной, заочной (ускоренной) форм обучения по специальность 38.05.01.65 «Экономическая безопасность».

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация ……………………………………………………...…………………..……………...4

Тема 1. Налоги в экономической системе общества. 5

Тема 2. Основы построения налогов и сборов. 13

Тема 3. Общая характеристика Российской налоговой системы...18

Тема 4. Государственные органы в налоговой сфере. 24

Тема 5. Права и обязанности участников налоговых отношений…………………………31

Тема 6. Налоговый контроль. 39

Тема 7. Ответственность налогоплательщиков (плательщиков сборов) и налоговых агентов за нарушение налогового законодательства………………………………52

Тема 8. Федеральные налоги и сборы…………………………………………………………61

Тема 9. Специальные налоговые режимы……………………………………………………96

Тема 10. Региональные налоги…………………………………………………………….….102

Тема 11. Местные налоги и некоторые другие платежи……………………………...…...111

Тема 12 Теоретические основы налоговой безопасности………………………………….124

Тема 13. Основные положения налоговой безопасности…………………………………..130

Тема 14. Информационная безопасность налоговых органов…………………………….134

Тематика курсовых работ………………………………………………………………...……139

Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету………………………………..141

Перечень основной и дополнительной учебной литературы…………………………..…143

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»………144

Информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса…………………………………………………………………………………….……145

Глоссарий………………………………………………………………………………………...145


 

Аннотация

В условиях активной интеграции и глобализации экономики трансформация экономической среды России сопровождается значительным усилением роли экономической безопасности на всех уровнях хозяйствования. Базой экономической безопасности национальной экономики является устойчивое развитие отдельных субъектов хозяйствования, от успешной деятельности которых в значительной мере зависит формирование бюджетов разных уровней и возможность реализа­ции социальных программ, обеспечивающих достойные стандарты уровня жизни населения. Налоговая безопасность государства является составной частью его финансовой безопасно­сти наряду с бюджетной, валютной и инфляционной безопасностью, а также безопасностью сферы финансово-денежного обращения. Налоги включены в систему экономической и финансовой безопасности как ресурсный источник государства, как инструмент воздействия на социально-экономические процессы и как форма взаимосвязи государства, регионов и налогопла­тельщиков.

Налоги являются одним из ключевых инструментов экономической политики государства. Они затрагивают самые важные стороны жизни человека и общества, а сам процесс разработки налогово­го законодательства и его применение неразрывно связаны с ост­рыми противоречиями и компромиссами. С одной стороны, го­сударство должно иметь достаточно средств для осуществления своих неотъемлемых функций (оборона, наука, образование и др.), а с другой - налоговое бремя организаций и физических лиц не мо­жет быть слишком тяжелым, чтобы не отнимать стимулы к труду и не сдерживать экономический рост. Поэтому налоговая тема­тика всегда и во всех странах актуальна. Ее особенная острота для России состоит сегодня в том, что продолжающаяся реформа налогов во мно­гом определяет глубину и характер современных экономических, социальных и политических преобразований в государстве. Поэтапное налоговое реформирование, проводимое в нашей стране в последние годы, еще окончательно не завершено и, по-видимому, будет продолжаться и дальше, поскольку изменения диктует сама быстроменяющаяся жизнь.

Государство может реально использовать налоги через присущие им функции, и, прежде всего, фискальную и стимулирующую только в том случае если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов. В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и особенностей его функционирования является непременным условием воспитания налоговой культуры. Налоговая грамотность членов общества и особенно специалистов, занимающихся финансовыми проблемами, являются необходимым условием обеспечения успешного продвижения экономических реформ.

«Налоги и налогообложение» как учебная дисциплина, являющаяся составной частью процесса подготовки специалистов в сфере экономической безопасности, тесно связана с другими учебными курсами специальности «Экономическая безопасность». В современных условиях особенно велика ее роль в подготовке высококвалифицированных кадров, способных разобраться в сложных вопросах налогообложения.

 

 

Тема 1. Налоги в экономической системе общества

 

Разделы дисциплин и виды занятий – очная форма обучения, часы (ЗЕТ)

Наименование раздела дисциплины Лекции Практи- ческие Лабора- торные СРС
  Налоги в экономической системе общества 2 (0,05) 2 (0,05) 2 (0,05) 5 (0,13)

Разделы дисциплин и виды занятий – заочная форма обучения (ускоренная), часы (ЗЕТ)

Наименование раздела дисциплины Лекции Практи- ческие Лабора- торные СРС
  Налоги в экономической системе общества   1 (0,04)   1 (0,03) - 4(0,03)

Вопросы для проведения лекционного занятия:

1.Экономическая сущность налогов.

2.Функции налогов и их взаимосвязь.

3.Классификация налогов.

 

Налоги - важная экономическая категория, исторически связанная с существованием и функционированием государст­ва. Способ, характер и масштабы мобилизации денежных ре­сурсов и их расходования зависят от стадии экономического развития общества, породившего соответствующее государство.

Налоги на протяжении многотысячелетней истории существования все­гда были только денежными отношениями. Здесь следует напомнить о том, что деньги — товар, относительно недавно принявший металлическую, а тем более бумажную форму. На Руси первым товаром, выделившимся в качестве посредника для обмена, по сущности — первыми деньгами, служил скот. Следовательно, подати, взимаемые скотом, следует считать денежными, не натуральными.

Впервые термином «налог» русский язык обогатился в 1766 г. благодаря сочинению А.Я.Поленова «О крепостном состоянии крестьян в России». С начала XIX в. термин «налог» применялся параллельно с термином «подать» и только к концу столетия стал основным термином, обозначавшим денеж­ные отношения, устанавливаемые государством, для формирования казны за счет средств населения (граждан).

Общность экономической сущности налога в любом государстве во всех экономических формациях обусловлена естественным ходом развития обще­ства, экономической общностью финансов в целом. Это отмечал еще вид­ный русский экономист Н.И.Тургенев в работе «Опыт теории налогов»: «...налоги суть средства к достижению пели общества или государства, т.е. той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общест­во. Или при составлении государства... Люди, соединившись в общество и вручив Правительству власть верховную, вручили ему вместе с сим и право требовать налоги».

Налоги, налоговая политика, налоговая система, налогообложение постоянно находятся в центре внимания всего общества в любом государстве.

Налог – одно из основных понятий финансовой науки. Проблемы правильного понимания его природы обусловлены тем, что налог – понятие не только экономическое, но и правовое, социальное, философское. Налогообложение как элемент экономического строя общества присуще всем государственным системам.

Налог – это индивидуальное безэквивалентное движение денежных средств от индивидуума к государству, осуществляемое на основании принуждения со стороны власти, имеющее целью формирование денежного фонда, используемого для выполнения государством своих функций. При этом налог должен взиматься с соблюдением принципов справедливости по отношению к плательщику и достижения больше эффективности взимания налогов. Налог также является эффективным рычагом воздействия государства на экономику, но для положительного влияния налогообложения на народное хозяйство необходимо установление оптимального предельного уровня налоговых изъятий, индивидуальный для каждой страны.

Налоговый кодекс Российской Федерации дает следующее опреление налога: «Под налогом понимается обязатель­ный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организации и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных

Функции налогов. Социально-экономическая сущность и роль налогов проявляется в их функциях, т.е. в основных направлениях воздействия налогов на развитие общества и государства. Функции налогов являются способом выражения их различных свойств. Функции показывают, каким путем реализуется общественное назначение налогов как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

Налоги используются всеми государствами с рыночной экономикой как метод прямого влияния на бюджетные отношения и опосредованного (через систему льгот и санкций) воздействия на производителей товаров, работ и услуг. Через налоги достигается относительное равновесие общественных потребностей и ресурсов, необходимых для их удовлетворения, через налоги обеспечивается рациональное использование природных богатств, в частности путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств. Посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.

С этих позиций налогообложение выполняет четыре важнейших функции, каждая из которых реализует то или иное практическое назначение налогов.

Фискальная функция обеспечивает перераспределение части финансовых ресурсов общества в пользу государства. Социальная функция реализуется через неравное налогообложение разных сумм доходов. С помощью данной функции перераспределяются доходы между различными категориями населения. Регулирующая функция нацелена на решение тех или иных задач налоговой политики государства посредством использования налоговых механизмов. Данная функция предполагает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также его структуру. Контрольная функция позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах.

Классификация налогов. В первую очередь налоги делят на прямые и косвенные. В основе такого деле6ния могут лежать различные подходы и принципы (перелагаемость налога, способ обложения и взимания, платежеспособность). В настоящее время деление налогов на прямые и косвенные связано в основном с подоходно-расходным принципом, установленным финансистами в начале ХХ века.

и конкретизировать налоги, последние подразделяются на:

Федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на все ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган, но зачисляться эти налоги могут в бюджеты различных уровней;

Региональные налоги, отличительной чертой которых является то, что элементы налога устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;

Местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в действие только решением, принятым на местном уровне и поступают только в местные бюджеты.

По целевой направленности введения налогов различают:

Абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;

Целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюдж6етный фонд.

Принципы налогообложения. Налогообложение в любом цивилизованном государстве должно базироваться на определенных принципах – основополагающих идеях и положениях, существующих в налоговой сфере. Эти принципы во все времена были предметом особого внимания со стороны общества, так как от них во многом зависело социально-экономическое благополучие населения и спокойствие граждан. Разные общественные государственные деятели и ученые в качестве основных выделяли те или иные принципы.

Принципы налогообложения – это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. В системе налогообложения можно выделить экономические, юридические и организационные принципы.

Экономические принципы впервые были сформулированы А.Смитом. Эти принципы присущи налогу как объективной экономической категории вне зависимости от конкретного государства и времени, поэтому их иногда называют фундаментальными принципами. В настоящее время экономические принципы претерпели некоторые изменения. Они именуются иначе и могут быть кратко охарактеризованы следующим образом.

Юридические принципы налогообложения – это общие и специальные принципы налогового права, ибо налогообложение есть смена форм собственности. Можно сформулировать 6 основных юридических принципов:

Принцип равного налогового бремени. Он предусматривает всеобщность уплаты налогов и равенство плательщиков перед налоговым законом. Принцип установления налогов законами закреплён в Конституции РФ. Среди положений ст.3 Кодекса указано, что каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги. Принцип отрицания обратной силы налоговых законов – общеотраслевой принцип, согласно которому вновь принятый закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия. Принцип приоритета налогового закона над неналоговым является специальным. Он означает, что если в неналоговых законах есть нормы, так или иначе касающиеся налоговой сферы, то их применять можно только в том случае, если они подтверждены и соответствуют нормам налогового законодательства.

Организационные принципы налогообложения – это положения, на которых базируется построение налоговой системы и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов

Вопросы для проведения опроса в рамках семинарского занятия:

1. Объективная необходимость и предпосылки возникновения налогов.

2. Функции налогов и их роль в экономике.

6. Место и роль налогов в воспроизводственном процессе.

7. Общая характеристика принципов налогообложения.

8. Классические принципы налогообложения.

9. Правовые принципы налогообложения.

10. Организационные принципы налогообложения.

Алгоритм проведения опроса:

1 этап. Вступительное слово преподавателя. Преподаватель напоминает студентам тему практического занятия, цель и задачи, содержание темы, требования, предъявляемые к теоретическим знаниям и практическим навыкам, полученным студентами в ходе самостоятельной внеаудиторной подготовки.

2 этап. Опрос проводится в устной форме. Опрос по темам практических занятий проводится с использованием контрольных вопросов. Примеры контрольных вопросов:

1. В чем заключаются причины возникновения налоговых платежей в экономике государства.

2. Охарактеризуйте теории налогов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...