Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разделы дисциплин и виды занятий – заочная форма обучения (ускоренная), часы (ЗЕТ)




Наименование раздела дисциплины Лекции Практи- ческие Лабора- торные СРС
  Ответственность налогоплательщиков (плательщиков сборов) и налоговых агентов за нарушение налогового законодательства   -   - - 4(0,03)

Вопросы для проведения лекционного занятия:

1. Понятие налоговой ответственности.

2. Составы налоговых правонарушений.

3. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства.

 

Налоговая ответственность - применение уполномоченными органами к налогоплательщикам и лицам, содействующим уплате налога, налоговых санкций за совершение налогового правонарушения. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение правонарушений.

Первая Налогового кодекса РФ установила общие положения об ответственности за совершение налоговых право нарушений (гл. 15) и виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение (гл.16).

Налоговое правонарушение – это виновно совершенное противоправное (в нарушении законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое установлена ответственность. Юридическую ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

Субъектами налоговой ответственности являются: налогоплательщики (организации и физические лица), налоговые агенты (юридические лица и граждане – предприниматели), сборщики налогов и сборов (государственные органы и другие уполномоченные органы и должностные лица). В главе 18 Кодекса установлены виды нарушений банком законодательства о налогах и сборах и санкций за эти нарушения.

Статьей 108 Кодекса определены общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:

- налогоплательщик не виновен в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда;

- налогоплательщик не обязан доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения, так как эта обязанность возлагается на налоговые органы;

- неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика в совершение налогового правонарушения толкуются в его пользу;

- налогоплательщик (налоговый агент) в праве самостоятельно исправить ошибки, допущенные им при учете объекта налогообложения, исчислении и уплате налога.

Нормативными актами изменены условия, согласно которым налогоплательщик освобождается от ответственности. Теперь налогоплательщик освобождается от ответственности в том случае, когда уплатил недостающую сумму налога и пени до подачи заявления о внесение изменений и дополнений к налоговой декларации.

Кодекс (ст.111) признает два обстоятельства, исключающих вину юридического лица в отношении налогового правонарушения: совершение его в следствие стихийного бедствия или непреодолимых обстоятельств; выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом(ст.9)

При применении налоговой ответственности законодательством используются признаки повторности и умысла, раскрываются обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (ст.110-112).

Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения определен в три года. Для налоговых органов срок давности взыскания санкций установлен не позднее трех месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

В зависимости от направленности противоправных действий выделяют следующие виды нарушений в налоговой сфере:

- нарушения в системе налогов;

- нарушения против исполнения доходной части бюджетов;

- нарушение в системе гарантий выполнение обязанностей налогоплательщика;

- нарушение против контрольных функций налоговых органов;

- нарушения порядка ведения учета, составления и предоставления отчетности;

- нарушение обязанностей по уплате налогов;

- нарушение прав и свобод налогоплательщика.

 

В зависимости от субъекта ответственности установлены три вида налоговой ответственности:

- налогоплательщиков за нарушения порядка исчисления и уплаты налогов;

- сборщиков налогов за нарушение порядка удержания и перечисления в бюджет подоходного налога с физических лиц;

- кредитных учреждений за неисполнение или несвоевременное исполнение платежных документов налогоплательщиков.

Налоговая ответственность наступает при совершении одного из состава правонарушений.

Сокрытие доходов как налоговое правонарушение – это прежде всего неотражение в бухгалтерском учете выручки от реализации (продукции, услуг, основных фондов) и доходов от внереализационных опрераций:

- неоприходование поступивших денежных средств;

- неоприходование бартерного товара;

- невключение в балансовую прибыль доходов от внереализациооных операций;

- невключение в учет перечисленных со счета денежных средств при уступки требования и переводе долга контрагенту.

Занижение доходов (прибыли) – это неправильный расчет налоговой базы при правильном отражение выручки в учете. Характерно, что занижение дохода не приводит к недоплате иных налогов и сборов. Наиболее распространенными способами занижения дохода являются:

- неправомерное отнесение расходов на себестоимость;

- неотражение или неверное отражение курсовых разниц по валютным операциям;

- отнесение затрат по ремонту на себестоимость при наличии ремонтного фонда;

- неправильное списание убытков;

- невключение в базу внереализационных доходов, которые отражены в бухгалтерском учете не на тех счетах;

- счетные ошибки при расчете прибыли в сторону ее уменьшения.

Сокрытие или не учет объекта налогообложения касаются всех объектов, кроме доходов и прибыли. Основной признак сокрытия объекта – отсутствие в учете предприятия первичных документальных данных о тех или иных объектах налогообложения. Все способы сокрытия дохода (прибыли) приводит к сокрытию объектов налогообложения по разным налогам (НДС, акцизы, налог на пользователей автодорог). Неоприходование полученных материальных ценностей влечет сокрытие объекта по налогу на имущество.

Неучет объекта связан либо с неправильным расчетом объекта, либо с неправильным отражением его в учете. Отсутствие учета объектов налогообложения и ведения учета с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение доходов за проверяемый период, предусматривают применение штрафных санкций.

Отсутствие учетов объектов налогообложения как один из составов налоговых правонарушений может применяться, например, в случае отсутствия сальдо прибыли за отчетный период на бухгалтерском счете 99.

Ведение учета с нарушением установленного порядка обусловлено:

- отсутствием соответствующих учетных регистров, журналов, отчетных ведомостей;

- отнесением на себестоимость затрат, не имеющих отношение к производству и реализации продукции;

- отнесением затрат, включаемых себестоимость продукции, не в том периоде, в каком это должно быть, и др.

Непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов для налогового производства влечет за собой взыскание штрафа. Ответственность по данному правонарушению наступает независимо от того, возникла ли по налогу недоплата или переплата.

Задержка уплаты налога. Налоговой ответственность за это правонарушение является взыскание пени-денежной суммы, которую налогоплательщик, плательщик сборов и налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налога или сбора в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки.

Кодекс не рассматривает пеню в качестве меры ответственности, а относит ее к способу обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пеня-это дополнительный платеж для компенсации потерь бюджета в части недополучения налоговых платежей в срок. Это значит, что освобождение налогоплательщика от ответственности за нарушение налогового правонарушения освобождает его только от взыскания штрафов, но не пеней, поскольку последние не являются мерой налоговой ответственности.

Порядок взыскания пеней определяется ст. 75 и 133 Кодекса.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязательств по уплате налога или сбора. Размер пени определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Неудержание налога у источника выплаты. Сборщики налогов и сборов несут ответственность за нарушение порядка удержания и перечисления в бюджет подоходного налога с физических лиц. С предприятий в бесспорном порядке взыскиваются соответствующие суммы и штраф, а также за несвоевременное перечисление- пеня за каждый просроченный день. Ответственность наступает лишь при выплате дохода физическому лицу и фактическом получении лицом этого дохода.

В соответствии со ст. 132-135 Кодекса к видам нарушений банком обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством, относятся:

-нарушение порядка открытия счета налогоплательщику;

-нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора;

-неисполнение банком решения о постановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента;

-неисполнение банком решения о взыскании налога.

Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах регулируется:

-налоговым Кодексом при наличии признаков налоговых правонарушений;

-Кодексом РФ об административных правонарушениях (действующий с 01.07.2002г.) при наличии признаков данных правонарушений;

-таможенным законодательством РФ при нарушении законодательства в связи с перемещением товаров через таможенную границу;

-уголовно-процессуальным законодательством РФ при наличии признаков преступления.

Вопросы для проведения опроса в рамках семинарского занятия:

1. Понятие налогового правонарушения.

2. Виды правонарушений.

3. Лица, подлежащие привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения.

5. Налоговые санкции, их виды и порядок применения.

6. Полномочия налоговых органов и их должностных лиц по применению налоговых санкций.

7. Давность привлечения к ответствен­ности за совершение налогового правонарушения. Давность взыскания налоговых санкций.

8. Документирование налоговых правонарушений. Решение налогового органа и иски по привлечению налогоплательщика или иного лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

9. Административная ответственность, административные штрафы.

10. Уголовная ответственность за совершение налогового правонарушения.

Регламент проведения и критерии оценки участия в опросе- см. в теме 1.

Примерные темы рефератов

1. Условия и обстоятельства привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

2. Анализ видов налоговых санкций.

3. Административные штрафы за правонарушения в области налогов, отнесенные к компетенции налоговых органов, их виды и порядок применения.

4. Условия привлечения к уголовной ответственности за совершение налогового правонарушения.

5. Ответственность за нарушение налогового законодательства: зарубежный опыт.

Критерии оценки рефератов: см. критерии, предложенные в теме 2.

Тестирование по теме 7.

1.Ответственность за занижение налоговой базы, повлекшее неуплату налога предусмотрена в размере:

1. 20% штрафа от размера заниженной налоговой базы.

2. 100% штрафа от неуплаченной суммы налога.

3. 20% штрафа от неуплаченной суммы налога.

4. Все ответы не верны.

Правильный ответ – 3.

2. Обстоятельствами, смягчающими ответственность за со­вершение налогового правонарушения, признаются совершение правонарушений:

1. Вследствие стихийных бедствий.

2. Под влиянием угрозы.

3. Под влиянием личных отношений.

4. Вследствие непреодолимых обстоятельств.

Правильные ответы – 2,3.

3.Найдите соответствие между видом налогового правонарушения и ответственностью за его совершение:

  Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний 10 000 рублей
  Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода 3 000 рублей
  Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения 5 000 рублей

 

4.Расположите нарушения налогового законодательства в порядке увеличения размера налоговых санкций по ним:

 

  Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если они совершены в течение более одного налогового периода
  Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе
  Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...