I. Теоретические основы физкультурных занятий.
Стр 1 из 9Следующая ⇒ Физкультурное занятие в дошкольном образовательном учреждении как форма организации двигательной деятельности детей дошкольного возраста
Учебно – методическое пособие.
Борисоглебск ББК 74+95 УДК 37.01 С 56 Печатается по решению РИС ГОУ ВПО «Борисоглебский государственный педагогический институт» Протокол № 5 от 19.06.08
Пособие рекомендовано к печати кафедрой дошкольной педагогики и психологии Борисоглебского государственного педагогического института.
Рецензенты Тимушкин А.В., доктор пед. наук, доцент, декан факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности Балашовского филиала Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского. Кудрявцева Е.А., доктор пед. наук, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Киянченко Е.А., канд.пед. наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии.
Храмова И.И., Пахомова О.В. Физкультурное занятие в дошкольном образовательном учреждении как форма организации двигательной деятельности детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие.- Борисоглебск: БГПИ, 2008. – 74 с.
ISBN- 978-5-85897-414-7
В пособии рассматриваются вопросы организации и проведения физкультурных занятий в дошкольном образовательном учреждении. Пособие ориентировано на студентов дневного и заочного отделения факультета дошкольного воспитания, а также инструкторов по физической культуре ДОУ.
ISBN- 978-5-85897-414-7
© Храмова И.И., Пахомова О.В. Введение.
Физическое воспитание является важнейшей частью системы воспитания человека. В свою очередь, физическое воспитание как систему мероприятий, направленных на развитие растущего организма, его функций, можно считать приоритетным для всей воспитательной работы с детьми. Однако, как считают специалисты, эта система функционирует все еще недостаточно эффективно, и не обеспечивает в должной мере ни развития двигательной деятельности, ни психофизического развития ребенка.
Одним из направлений совершенствования системы физического воспитания детей является включение физической культуры в специально организованный педагогический процесс, основной формой которого является физкультурное занятие. Оно занимает ведущее место в формировании правильных двигательных умений и навыков, создает благоприятные условия для усвоения общих положений и закономерностей в выполнении физический упражнений, содействует развитию разносторонних, в том числе и двигательных, способностей детей Направленность педагогических вузов на совершенствование профессионализма выпускников обусловливает необходимость поиска эффективных форм и способов обучения студентов последним достижениям теории и методики физического воспитания дошкольников; формирование у студентов собственной физической и мотивационной готовности к профессиональной деятельности. Данное пособие ориентировано на студентов дневного и заочного отделения факультета дошкольного воспитания, а также инструкторов по физической культуре ДОУ. Оно нацеливает на освоение современных требований по организации и проведению физкультурных занятий.
I. Теоретические основы физкультурных занятий.
Физкультурные занятия были введены в дошкольные учреждения в 50е годы 20 века. Первоначально занятия с использованием физических упражнений получили название занятий гимнастикой и подвижными играми (Е.Г.Леви – Гориневская, Н.И.Кильпио). Это название определило содержание двигательных действий, которые включались в занятия. Оно ограничивалось подвижными играми и использованием физических упражнений, входящих в основную гимнастику (основные движения, общеразвивающие и строевые упражнения).
В дальнейшем, благодаря исследованиям ряда ученых, круг физических упражнений для дошкольников расширился. Была доказана целесообразность и полезность включения в работу с детьми спортивных видов физических упражнений. Обучения ходьбе на лыжах, катания на коньках, плавания; предусматривалось включение в обучение элементов спортивных игр: баскетбола, тенниса, бадминтона и т.д. Это содержание было значительно шире названия «занятия по обучению движениям», оно стало называться «занятием физическими упражнениями» В 70-е годы XX столетия исследования А.В.Кинеман и Г.П.Лесковой убедительно доказали, что в ходе обучения физическим упражнениям важно давать детям знания о технике движений, чтобы формирование двигательных умений и навыков осуществлялось не только через большое количество повторений, а влияло на быстроту усвоения движений через реализацию принципа осознанности в обучении. Тем самым был поставлен вопрос не только о формировании двигательных навыков, но и о приобщении дошкольников к физической культуре общества. В связи с этим данные занятия получили название физкультурных, предусматривающих передачу дошкольникам общественно – исторического опыта, культуры выполнения движений, выработанной человечеством. Учить детей движениям не только нужно, но и необходимо. Физкультурные занятия – основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям. Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков, создает благоприятные условия для усвоения общих положений и закономерностей при выполнении физических упражнений, содействует развитию разносторонних способностей детей. Обучающие физкультурные занятия одновременно со всеми детьми позволяют обеспечить сознательное усвоение материала, подвести детей к обобщениям, связанным с овладением двигательными действиями, и их использованием. Без обобщения невозможен перенос правильного выполнения в другие ситуации.
Занятия физкультурой позволяют научить дошкольников самостоятельно создавать условия для двигательной деятельности, формировать и развивать навыки самоорганизации в использовании различных движений и воспитывать интерес и стремление к активным действиям, создавая тем самым базу для интересной и содержательной деятельности в повседневной жизни. Чем увлекательнее и содержательнее занятие, тем богаче двигательный опыт ребенка, тем больше предпосылок для обеспечения высокого двигательного режима в течение дня, который необходим для удовлетворения биологической потребности растущего организма в движении. Физкультурные занятия способствуют формированию у дошкольников навыков учебной деятельности. Они приучают детей запоминать план действий и руководствоваться им в ходе выполнения физических упражнений, развивают у детей оценочные суждения. Комплексность нагрузки, единство образовательных, оздоровительных и воспитательных задач, характерные для физкультурных занятий, получают качественно новое звучание в свете современных требований развивающего образования: детей необходимо активно приобщать к здоровому образу жизни, приучать осознанно манипулировать движениями – видоизменять, придумывать, выбирать наиболее целесообразный способ действия, передавать в движении эмоциональные состояния, входить в воображаемую ситуацию. Таким образом, обучение движениям приобретает специфическую направленность: не подражать, а сотворять. Активизация мыслительной деятельности может осуществляться с помощью называния упражнений и проговаривания действий; использования пространственной терминологии и специальных упражнений на ориентировку в пространстве, привлечения детей к оценке, самооценке; самостоятельность выбора детьми способа выполнения действий; использования сравнений, анализа, вопросов, создания поисковых ситуаций и т.д. В качестве приемов эстетического воспитания на занятии выступают внешний вид, одежда детей и воспитателя; эстетика зала, площадки, оборудования; использование музыки.
Нравственное воспитание осуществляется через использование ситуаций, непроизвольно возникающих в ходе занятия, а так же создание специальных ситуаций для проявления тех или иных способов поведения (где бы ребенок мог проявить смелость, находчивость, оказать помощь товарищу, проявить выдержку, честность). Физкультурное занятие – именно тот элемент традиционных педагогических технологий, который необходимо сохранить в условиях многопрограммности и вариативности образовательной работы в ДОУ. Содержание и структура физкультурных занятий. В настоящее время авторы учебников и методических пособий по физическому воспитанию предлагают разные схемы построения занятий. В учебнике А.В.Кинеман предлагается трехчастная структура занятия, состоящая из вводно – подготовительной части, основной и заключительной. Д.В.Хухлаева предлагает в структуре физкультурных занятий выделить четыре части: вводную, подготовительную, основную и заключительную. Выделение подготовительной части, включающей общеразвивающие упражнения, выполняющих подводящую, функцию при обучении. Однако и эта структура не может быть принята безоговорочно. Общеразвивающие упражнения должны выполнять функцию подводящих упражнений при условии их правильного выполнения. Если взять детей школьного возраста, то они большинство общеразвивающих упражнений могут выполнять с ходу. Дошкольники же должны сначала усвоить точность структуры самих общеразвивающих упражнений, прежде чем они смогут выполнять роль подводящих упражнений. И в связи с этим данный вид упражнений часто планируются в основной части занятия. Т.И.Осокина в своем пособии предлагает трехчастную структуру занятия. Оно состоит их вводной, основной (ОРУ, основные движения и подвижная игра) и заключительной части. Содержание занятий составляют физические упражнения, обусловленные программой для каждой возрастной группы. При проведении разнообразных по содержанию занятий обязательно сохранение ясных и четких задач, соблюдение последовательности прохождения программы, а так же учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Структура занятия заключается в последовательном выполнении детьми физических упражнений. Она определяется поставленными задачами и особенностями работоспособности нервной системы и всего организма ребенка на каждом отдельном этапе возрастного развития. Контроль за динамикой организма ребенка и его психикой на занятии – одна из основных обязанностей воспитателя, от этого зависит эффективность процесса обучения и воспитания.
Содержание и задачи каждой части занятия. Задачи и содержание вводной части: 1. создание у детей интереса и эмоциональной настроенности на занятие; 2. постепенная подготовка организма ребенка к более интенсивной работе в основной части занятия; 3. освоение разных видов ходьбы и бега; 4. разучивание строевых упражнений; 5. использование подводящих упражнений для успешного овладения сложными движениями, включенными в занятие; 6. развитие быстроты реакции и активизация внимания детей; 7. разминка стопы и предупреждение плоскостопия. Содержанием вводной части являются знакомые упражнения или их варианты, содействующие воспитанию правильной осанки, профилактике плоскостопия, связанные с ориентировкой в пространстве, не требующие много времени на выполнение. К таким упражнениям относятся различные построения и перестроения, ходьба и бег с выполнением заданий (со сменой ведущих, к разным ориентирам, изображениям различных животных и т.д.); ходьба различных видов (на носках, на пятках, с высоким подниманием колена (бедра), приставных и др., по узкой дорожке, канату, врассыпную и т.д. Заканчивается вводная часть построением детей в круг, в три – четыре колонны и т.д., что служит переходом к обучению детей общеразвивающим упражнения. Продолжительность по времени первой части занятия в младших группах 4- 5 минут, в средней -5 – 6 минут. В старших – 7 -8минут, Задачи и содержание основной части занятия: 1. формирование двигательных умений и навыков; 2. развитие физических качеств. В этой части занятия в одном случае вначале намечаются задачи по обучению детей общеразвивающим упражнениям, затем основным движениям и воспитанию физических качеств; в другом случае – упражнениям в основных движениях, которые предусматривают ознакомление с новым двигательным материалом, повторение уже известного с использованием различных вариантов; совершенствование двигательных навыков, находящихся в стадии закрепления. После этого проводится подвижная игра с правилами, включающая всех детей в интенсивное движение. Продолжительность основной части занятия с обучениям общеразвивающим упражнениям в младших группах от 15 до 18 минут, в средней 20 -22 минуты, в старших – 25 – 28 минут. Без обучения общеразвивающим упражнениям длительность в младших группах 8 -12 минут, в средней 12 – 15 минут, в старших 15 – 20 минут. Задачи и содержание заключительной части занятия: Назначение этой части – снизить физическую нагрузку, привести организм ребенка в относительно спокойное состояние, сохранив при этом бодрое настроение и подвести итог занятия. Для решения этих задач используются ходьба, бег в медленном темпе, подвижные игры спокойного характера. Подводится итог занятия, дается домашнее задание, а затем следует организованный уход детей в группу. Продолжительность в младших группах – 2 -3 мин., в средней – 2 – 3 мин., в старших – 1,5 – 2 мин. Таблица №.1. План – конспект физкультурного занятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|