Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типы и формы физкультурных занятий.




Различают следующие типы занятий:

По содержанию:

- гимнастика и подвижная игра;

- обучение спортивным упражнениям и элементам спортивных игр;

- развитие ориентирования, занятия – походы;

По использованию методов работы:

- занятие по изучению нового программного материала;

- занятие смешанного типа (обучение и закрепление);

- занятие по совершенствованию ранее изученного программного материала;

- занятие контрольного типа (цель – определить уровень усвоения материала).

При этом структура физкультурных занятий не меняется, они отличаются задачами содержания, подбором упражнений и формой проведения.

Формы проведения занятий

Формы проведения занятий по физкультуре разнообразны. Их название, специфика содержания представлены в таблице.

Таблица № 2. Специфика содержания разных форм физкультурных занятий (по В.Н.Шебеко).

№ № Специфика содержания по частям занятия
Название Вводная Основная Заключительная
  Учебно-тренировочного характера Разные виды ходьбы, строевые упражнения на ориентировку в пространстве, различный бег ОРУ, основные движения, подвижная игра. Спокойная ходьба, дыхательные упражнения, малоподвижные игры.
  Сюжетные Любые физические упражнения, органично сочетаемые с сюжетом.
  Игровые Игра средней подвижности (разминка) 2 – 3 игры с разными видами движений (последняя игра большой подвижности) Малоподвижная игра.
  Тематические С одним видом физических упражнений: лыжи, плавание и др., (проводятся по специальной методике)
  Комплексные С элементами развития речи, математики, конструирования и т.д. По типу занятий №№ 1, 2, 3, но с включением дополнительной задачи из других разделов программы, которая решается через движение.
  На воздухе По типу занятий №№ 1 – 5, но с большим содержанием интенсивных движений (бега в разном темпе, прыжков).
  Контрольно - учетные Могут быть укорочены 1 и 3 части занятия, увеличено время на основные движения. Проводятся в конце квартала, года для получения информации об овладении детьми основными движениями.

 

Формы проведения занятий воспитатель выбирает сам, в зависимости от возраста детей, выдвинутых задач, места проведения, условий. Так, в младших группах используются преимущественно занятия комплексного, сюжетного, игрового характера. В старших группах в общей системе занятий следует выделить место для занятий учебно – тренирующего, тематического, контрольно – учетного характера, на воздухе.

Недельное количество занятий от 2 до 5 определяется администрацией дошкольного учреждения.

В первой младшей группе занятия проводятся по подгруппам (по 10 -12 человек), а начиная со второй младшей группы – со всеми детьми одновременно. Однако при необходимости воспитатель может проводить занятия и по подгруппам, устанавливая для каждой из них одинаковое или разное недельное количество.

Длительность занятия диктуется возрастом детей, их здоровьем, физической подготовленностью и равняется примерно 15 – 20 минут в младших группах, 20 – 25 в средней, 25 – 35 в старших.

 

II. Методика проведения физкультурных занятий.

Физкультурное занятие – самая эффективная школа обучения движениям. Другие, несомненно, важные формы организации физического воспитания, не могут обеспечить системного накопления двигательного опыта детей.

Физкультурное занятие – именно тот элемент традиционных педагогических технологий, который необходимо сохранить в условиях многопрограммности и вариативности образовательной работы в ДОУ.

Комплексность нагрузки, единство оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, характерные для физкультурных занятий, получают качественно новое звучание в свете современных требований развивающего образования: детей необходимо активно приобщать к здоровому образу жизни, приучать осознанно манипулировать движениями – видоизменять, придумывать, выбирать наиболее целесообразный способ действия, передавать в движении эмоциональное состояние, входить в воображаемую ситуацию.

Обучение движениям приобретает, таким образом, специфическую направленность: не подражать, а сотворять. Успех деятельности, безусловно, определяет творчески работающий воспитатель.

В самом деле, прыгать по очереди через один «ручеек», начерченный воспитателем, довольно скучное, неинтересное, да и не каждому малышу понятное, а значит и малопродуктивное занятие. Другое дело, когда ручейков много, широких и узких, коротких и длинных, да и текут они в разные стороны, а еще лучше, если они начерчены разноцветными мелками, тогда хочется прыгнуть и через красный, и через синий, и через зеленый – кто через какой хочет. И, главное, не надо ожидать очереди! Вот ситуация, когда ребенку предоставляется возможность выбирать вот самое начало его творческих, еще не осознаваемых поисков, вот созданная взрослым проблемная ситуация, которая поддерживает и совершенствует игровую позицию ребенка, интерес к процессу, стремление многократно повторить движение.

Внимание к технике как таковой, правильность выполнения на начальном этапе обучения – это как бы второй план. Главное – вызвать желание действовать.

Таких ситуаций множество. Почему, например, все должны идти «через речку к кукле в гости», по одному мостику? Мостиков может быть несколько, они разной высоты и ширины (доска, скамейка и т.д.). А можно идти по камешкам – куски доски, фанеры или картона. Вот и пусть каждый выбирает себе «переправу», какую хочет.

И на другом берегу живет целый игрушечный город – 5 -6 разных игрушек (Чебурашка, Каркуша, Степашка, Хрюша). Дети движутся все одновременно, в разных направлениях, в удобном для каждого ритме и темпе, и, что особенно важно, выполняются таки двигательные действия с большим удовольствием, одновременно решается проблема двигательной активности (ДА).

В любой организационной форме и, прежде всего, на каждом физкультурном занятии есть место и время для творческих заданий, для самовыражения, для проявления инициативы, выдумки, импровизации. Самое главное – быть уверенным в том, что способ подачи двигательного задания вызывает адекватную реакцию детей.

Так, упражнения в сюжетной форме хорошо воспринимаются детьми второй младшей и средней группы, общий и двигательный опыт которых позволяет им «войти в образ». Дети первой младшей группы лучше справляются с манипуляцией предметами – догнать, принести, поставить, достать, – но практически не готовы должным образом реагировать на двигательный рассказ.

Для младших дошкольников такой доминантой является создание интереса к движению. Воспитатели, формируя двигательную задачу, обращаются к знакомым детям образам и, выполняя, например, общеразвивающие упражнения вместе с детьми, проговаривают действия. Малыш, играя в упражнения, подражает воспитателю.

Старшим дошкольникам понятна смысловая сторона движения. Общепедагогической задачей становится развитие двигательной инициативы и самостоятельности.

Огромный интерес для творческой работы представляют общеразвивающие упражнения. Если упражнение знакомое, не надо его показывать, а следует только назвать, давая детям возможность вспомнить.

Можно использовать такой прием: «Сегодня все упражнения будете придумывать сами. Я только буду подсказывать, для какой части тела они должны быть». Для того чтобы старшие дети успешно справлялись с такими заданиями, уже в младших группах надо чаще предлагать детям последний повтор упражнения выполнять самим.

Основные движения – ходьба, бег, прыжки, лазание, метание – стержень каждого типового физкультурного занятия и алгоритм для разработки нетрадиционных занятий (тематических, сюжетных, игровых, занятий – драматизаций, занятий – импровизаций и др.).

Осваивать основные движения можно и нужно не только посредством прямого обучения (показ и объяснение), но и через игровые задания.

Игровые задания, особенно соревновательного типа, стимулируют проявление различных психофизических качеств – ловкости, быстроты, выносливости.

Принципиально важно, чтобы они стали не только показателем уровня обученностьи детей, но и мотивом формирования двигательного воображения.

Подвижные игры на физкультурном занятии самый востребованный вид физических упражнений и простор для развития творчества и фантазий ребенка.

Для создания радостного настроения при проведении подвижных игр следует отказаться от скучных объяснений типа «сейчас мы поиграем в интересную игру…» Начало должно быть захватывающим, веселым. Например, «Я спрятала недалеко от нашей площадки маски. Мы будем играть в ту игру, для которой вы быстрее найдете маску – шапочку». Или: «Попробуйте, ребята, придумать (или вспомнить) игру вот по этому стихотворению:

Мышки – серые воришки,

Сыр нашли в кладовке мышки.

Но не спит хозяйский кот,

Кот кладовку стережет!

В.Степанов.

Или – «Мы будем играть в игру, которую назовет тот, кого, выберет считалочка»

Развивающий потенциал физических упражнений огромен. В арсенале средств, формирующих личность, они – самая благоприятная основа детской изобретательности и самая доступная форма сотворчества ребенка и взрослого.

Понимание воспитателем специфики различных физкультурных занятий, умелый подбор двигательного материала и дифференцированная методика руководства, забота о том, чтобы ребенок не просто освоил движение, но выполнял его с удовольствием, - условие и средство развития детского двигательного творчества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...