Психологическая и физическая нагрузка, приемы ее регулирования при проведении физкультурного занятия.
Под физической нагрузкой понимается величина воздействия одного упражнения или занятия в целом на человеческий организм. Правильное чередование нагрузки и активного отдыха на занятии обеспечивает сохранение оптимальной возбудимости внимания и эмоций ребенка, предупреждает естественно развивающееся утомление. Имеющиеся исследования показывают, что работоспособность организма при чередовании работы и отдыха закономерно изменяются в процессе смены определенных фаз. При достаточной нагрузке работоспособность постепенно снижается, сопровождаясь некоторым утомлением. Смена деятельности ребенка, несущая отдых организму, содействует активизации восстановительных процессов. Таким образом, органическая связь и взаимопереходы процессов утомления и восстановления определяют закономерную взаимообусловленность нагрузки и отдыха. Вводная часть занятия способствует постепенной врабатываемости организма и активизации психических функций, подготавливающих ребенка к основной части занятия. В начале основной части детям предлагают новый материал, требующий наибольшей сосредоточенности внимания. При обучении новому двигательному действию у ребенка создается его первоначальный образ, двигательное представление. Это связывается с осмыслением задания, наблюдением за последовательностью элементов упражнения, выполняемого воспитателем, его пояснений или объяснений способа выполнения упражнения без наглядного показа. После этого дети самостоятельно начинают его воспроизводить. Одновременно ребенок проявляет волевые усилия (умственные и физические), стараясь возможно точнее выполнить упражнение. Все это вызывает достаточное напряжение нервной системы, повышение психических и физиологических функций организма. Поэтому такой процесс не дожжен быть слишком продолжительным.
Длительное возбуждение одних групп клеток или целых участков коры головного мозга неизбежно вызывает торможение в других. Внешне это проявляется в рассеянности внимания у детей, понижении интереса и эмоций, некотором нарушении координации движений. Одна из важных функций торможения – защищать клетки мозговой коры от перевозбуждения. В связи с этим становится понятным, какую роль играет дозировка нагрузки, своевременное переключение ребенка с одной деятельности на другую и регулярные чередования работы и отдыха. После усвоения детьми нового движения им предлагаются повторные, выполняемые с меньшим напряжением. Перед выполнением знакомого движения дети выслушивают словесную инструкцию воспитателя и затем воспроизводят двигательные действия. Время, затраченное педагогом на инструкцию, активизируя мыслительную деятельность детей, дает отдых мышечной деятельности. После этого дети сознательно выполняют и контролируют детали двигательного действия, уточняют его правильность, закрепляя путем неоднократных повторений. Затем детям предлагаются движения, находящиеся в стадии стабилизации. Выполнение этих упражнений предусматривает сохранение осознанности ребенком задачи, но не требует внимания к самому способу выполнения двигательного действия благодаря выработанной уже системе, их автоматизации. Чередование таких заданий позволяет педагогу предусмотреть удобный темп всего занятия, смену характера деятельности детей, количество повторений упражнений, обусловливающих необходимую взаимосвязь психической и физической функций организма. Для обеспечения оптимальной физической нагрузки необходимо: 1.Запрограммировать её объем и распределение с учетом возраста детей, их здоровья, физической подготовленности. Недопустимы как чрезмерная, так и недостаточная нагрузки: одна вызывает переутомление, другая – не даёт тренировочного эффекта. Результатом является снижение эффективности занятия в целом.
2.Для каждой части занятия подбираются специальные физические упражнения: подготавливающие, разминочные во вводной; обучающие и тренирующие в основной; успокоительные в заключительной. Упражнения подбираются по анатомическому признаку, сложности, интенсивности. 3. К специальным приёмам повышения физической нагрузки относятся: увеличение площади, количества повторений упражнений, их интенсивности, амплитуды, внесения дополнительных пособий, усложнение правил, заданий. Двигательная активность (ДА) на занятии – важный показатель его эффективности. Она обеспечивает удовлетворение биологической потребности детей в движении и создает условия для овладения конкретным движением. ДА может быть определена в объеме (с помощью шагомера) и во времени (моторная плотность). Объем ДА на занятии в младших группах составляет 900 – 1500 шагов, в средней 1400 – 2000, в старших группах – 2000 – 2500. Моторная плотность занятия в помещении 60 – 80%, на воздухе 80 – 85%. Основные приемы повышения ДА на физкультурном занятии: 1. четкость, краткость речи воспитателя; 2. использование наиболее рационального способа организации детей (поточный, посменный, фронтальный, групповой); 3. многократное повторение движений; 4. эффективное использование физкультурного оборудования. Для оценки правильности построения физкультурного занятия, соответствия физической нагрузки функциональным возможностям детей определенной возрастной группы, уровню их физической подготовленности следует пользоваться методом индивидуального хронометража. При проведении хронометража определяется также двигательная активность детей, общая и моторная плотность занятий. Как показали исследования (С.Я.Лайзане), двигательная активность детей 2 -3 лет на физкультурном занятии по данным шагометрии должна составлять в среднем 1370 локомоций, у детей в возрасте 4 -5 лет – 1550, 6 -7 лет – 2000 – 2500 локомоций (Г.П.Юрко). Уровень двигательной активности детей обеспечивается особенностями методики каждого занятия, а так же условиями их проведения в зале или на открытом воздухе.
Таблица №3. Средние показатели ДА детей на физкультурном Занятии (по М.А.Руновой).
Оценка ДА детей на занятии проводится путем вычисления общей и моторной плотности. Таблица № 3 Хронометраж физкультурного занятия.
При определении общей плотности занятия учитывается время, затрачиваемое на выполнение движений, показ и объяснение воспитателя, перестроение и расстановку, уборку инвентаря, методические указания (полезное время), за вычетом времени, затраченного на простой по вине воспитателя: неоправданные ожидания, восстановление нарушенной дисциплины, неготовность инвентаря. Общая плотность занятий представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности занятия, выраженное в процентах. Общая плотность = полезноевремя/продолжительность занятия *100; Общая плотность должна составлять не менее 90 – 95 %.
Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затраченного ребенком на выполнение движений, ко времени всего занятия, выраженное в процентах. Моторная плотность = время, затраченное на движения / общее время занятия*100; Наименьшая моторная плотность может быть при условии, если на занятии применяется 1/3 нового материала, когда моторная плотность 65 – 67% считается нормой (по данным А.В Кинеман, Д.В.Хухлаевой). Если же занятие решает задачи закрепления и совершенствования упражнений, то моторная плотность должна приближаться к 68 – 80 %. Эффективность проведения физкультурных занятий оценивается не только по успешному решению образовательных задач и влиянию на развитие личности, но и по их оздоровительному воздействию на организм. Достаточная двигательная активность, с одной стороны, обеспечивает хорошее усвоение материала при разучивании, а с другой стороны, позволяет обеспечить тренирующее воздействие на организм ребенка. Величина нагрузки и правильное ее распределение в течение занятия определяется по физиологической кривой, которая фиксирует работу сердечно – сосудистой системы при выполнении всех упражнений, включенных в разные части занятия. Интенсивность мышечной нагрузки зависит от подбора физических упражнений, их сложности и сочетания, частоты повторения. При подборе и использовании физических упражнений для нормирования физической нагрузки следует ориентироваться на сдвиги ЧСС, которые выражают влияние физической нагрузки на организм детей, и имеет прямую связь с характером энергообеспечения мышечной деятельности. Для определения интенсивности мышечной нагрузки, правильности построения занятия проводят измерения ЧСС у двух детей (мальчика и девочки) 10 – ти секундными отрезками: 1. – до занятия; 2. – после вводной части; 3. – после общеразвивающих упражнений; 4. – после обучения основным движениям; 5. – после повторения ранее изученных движений; 6. – после подвижной игры; 7. – после заключительной части; 8. – в восстановительный период в течение 3 – 4 мин. На основании изменений частоты сердечных сокращений составляется физиологическая кривая занятия – графическое изображение частоты сердечных сокращений. По горизонтали откладываются в масштабе времени части занятия, а по вертикали – показатели пульса. При правильно построенном занятии физиологическая кривая постепенно повышается от начала занятия к основной его части. Максимальная частота пульса обычно достигается во время подвижной игры, что объясняется как увеличением нагрузки, так и большим эмоциональным возбуждением детей.
По данным Г.П.Юрко, при правильном распределении нагрузки во вводной части занятия, пульс должен повыситься на 15 – 20% от исходного, увеличение пульса после выполнения общеразвивающих упражнений может составить 40% от исходного; выполнение основных движений и проведение подвижной игры должны приводить к увеличению пульса на 7- - 80% от исходного, а в заключительной части занятия он увеличивается на 10 – 15% от исходного. Спустя 3 -4 минуты после занятия пульс должен придти к исходному уровню (см. Приложение 9).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|