Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

IV.Использование физкультурного оборудования на занятии.




Для осуществления задач физического воспитания в дошкольных учреждениях используют физкультурное оборудование: стационарное и переносное; физкультурный инвентарь для спортивных упражнений и игр, физкультурные пособия.

Требования к физкультурному оборудованию:

- все оборудование и инвентарь, используемый на участке и в помещении, должен соответствовать правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики;

- размеры и конструкции оборудования и пособий должны отвечать анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.

Спортивная площадка и спортивный зал в каждом детском саду должны быть оборудованы всем необходимым. Физкультурная площадка должна иметь: яму с песком для прыжков в длину (размеры:4х4, глубина – 40 см.); дуги для подлезания (высота 40 – 60 см.); шведскую стенку (высота 2.5 – 3 м); бревно для равновесия (длина 5м, высота 40 см); стойки для натягивания сетки (для игры в мяч, бадминтон); разные типы пирамид для лазания; дорожку для бега (длина 30м); мишени разных типов; футбольное поле (длина 20 м, ширина 15м).

Оборудование спортивного зала составляют: гимнастическая стенка (высота 2,5 м), гимнастическая доска (длина 2,5м, шина 20 см); гимнастическая скамейка (длина 3 м, высота 20, 25, 30 см); мишени разных типов; стойки и планки для прыжков; пособия для выполнения физических упражнений (мячи, мешочки с песком, обручи, ленты, палки гимнастические, кубики, погремушки, ленты); тренажеры.

Чтобы обеспечить эффективность использования физкультурного оборудования на занятии, прежде всего, необходимо подобрать и объединить его разные виды в комплекты с учетом специфики размещения в разных помещениях и на воздухе. Дети должны иметь возможность подходить к оборудованию с разных сторон, не мешая друг другу.

Продолжительность и кратность использования оборудования увеличивается, если каждый из его видов применять для разных движений. Например, по гимнастической скамейке и доске можно ходить, бегать, ползать разными способами, выполнять разные действия с мячами и т.д.

Один из приемов повышения эффективности физкультурного оборудования – создание новизны. Новизна создается за счет смены переносного оборудования, размещения на стационарном и переносном оборудовании дополнительных (навесных, приставных); объединение разных пособий в своеобразные комплексы (полосы препятствий, дорожки, заборчики, домики); перестановка пособий в различном пространственном расположении.

Предпочтение следует отдавать сборно-разборным конструкциям, чтобы можно было превратить физкультурный комплекс в «пожарную лестницу», смотровую вышку, мачту корабля.

Эффективно используя физкультурное оборудование, воспитатель обеспечит разнообразную и интересную для детей деятельность

Приложение.

Приложение № 1.

Словарь терминов.

Двигательная активность (ДА) - биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.

Двигательная деятельность - деятельность, основным компонентом которой является движение и которая направлена на физическое и двигательное развитие ребенка. Двигательная деятельность является также средством разностороннего развития детей.

Двигательный навык - одна из форм двигательных действий человека, которая характеризуется явлениями автоматизации и приобретается в результате обучения или жизненной практики.

Двигательное умение - степень владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составные операции и нестабильными способами решения двигательной задачи.

Метод обучения - система приемов, направленная на оптимизацию процесса обучения в зависимости от содержания,дидактических задач, средств и условий. Усвоению ребенком двигательного опыта и качественному его развитию способствуют следующие методы обучения: информационно - рецептивный, репродуктивный, проблемного обучения и формирования творческих потенций детей; наглядные, словесные и практические (игровой, соревновательный) методы.

Общеразвивающие упражнения - специально разработанные движения для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной амплитудой, в разном ритме и темпе.

Подвижная игра - это сознательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Прием обучения - часть метода дополняющая и конкретизирующая его.

Приемы наглядного метода: наглядно - зрительные (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры), наглядно - слуховые (музыка, песни), тактильно - мышечные (непосредственная помощь воспитателя).

Приемы словесного метода: описание, объяснение, беседа, пояснение, вопросы к детям, команды, распоряжения, сигналы, образный словесный рассказ, активизация идеомоторных представлений посредством словесной инструкции, считалки, жеребьевные сговорки.

Приемы практического метода: повторение упражнений без изменения и с изменениями; проведение упражнения в игровой и соревновательной форме.

Принципы обучения: развивающего обучения, воспитывающего обучения, сознательности, систематичности, доступности, индивидуализации, оздоровительной направленности.

Психофизические качества - это сложный комплекс морфо - функциональных, биологических и психических свойств организма, которые определяют силовые, скоростные и другие характеристики движений ребенка, включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость:

- сила: способность в процессе двигательных действий преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений;

- быстрота: способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени;

- выносливость: способность организма совершать продолжительную мышечную работу мощностью от 60 до 80 - 90 % от максимальной (в зависимости от характера двигательной деятельности и физической подготовленности);

- ловкость: способность быстро овладевать новыми движениями;

(способность быстро обучаться), быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки;

- гибкость: морфофункциональное свойство опорно - двигательного аппарата, характеризующее степень подвижности его звеньев.

Физическая нагрузка - это величина воздействия одного упражнения или занятия в целом на человеческий организм.

Физическая культура - часть общей культуры, характеризующая достижения общества в области физического, психического и социального здоровья человека.

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка. В процессе физического воспитания одновременно решаются и задачи разностороннего развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового).

Физическое образование - одна из сторон физического воспитания, направленная на овладение профессиональными знаниями, двигательными навыками.

Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания.

В узком значении этот термин используется для обозначения антропометрических и биометрических понятий.

В широком смысле термин включает и физические качества

Физическая подготовленность - уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств человека.

Физическая подготовка - это профессиональная направленность физического воспитания. Воспитатель детского сада как специалист по физической культуре должен обладать определенным уровнем двигательных умений и физических качеств, необходимых в работе с детьми.

Физические упражнения - движения, двигательные действия, отдельные виды двигательной деятельности, которые используются для решения задач физического воспитания.

 

Приложение № 2.

Вопросы для анализа физкультурного занятия.

1. Сведения о воспитателе (образование, стаж работы, физическая подготовленность).

2. Сведения о группе, в которой проводилось занятие (количество детей, их возраст, состояние здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности).

3. Условия для проведения занятия (физкультурный зал, площадка).

4. Подготовленность воспитателя (наличие плана - конспекта, правильность и тщательность его разработки, подготовка места для занятий и физкультурного инвентаря).

5. Костюм и обувь детей и воспитателя.

6. Организация занятия (своевременность начала и окончания); разделение на отдельные части; способы организации детей при выполнении упражнений и приемы их размещения; рациональность использования помещения; раздача и сбор физкультурного инвентаря.

7. Эффективность решения задач физического воспитания:

а) реализация образовательных задач по разучиванию физических упражнений и закреплению двигательных навыков; качество выполнения упражнений детьми (степень владения двигательными навыками);

б) практическая реализация дидактических принципов (сознательности, активности, наглядности и др.), соответствие применяемых методов и приемов возрасту и подготовленности детей, этапам обучения, характеру упражнения, использование подводящих упражнений;

в) умение предупреждать ошибки, видеть их и тактично исправлять, обеспечивать страховку;

г) формирование навыка правильной осанки; привитие навыков личной и общественной гигиены;

д) сообщение теоретических знаний о пользе физических упражнений, о методике их использования в повседневной жизни; закрепление знаний об окружающей действительности (в различных видах деятельности); обеспечение правильной физической нагрузки;

е) соответствие продолжительности занятия, дозировки и темпа выполнения каждого упражнения возрасту детей; регулирование физической нагрузки, оценка двигательной плотности занятия;

ж) осуществление задач формирования трудовых навыков;

з) реализация задач развития физических качеств (ловкости, быстроты, глазомера, равновесия, гибкости, силы, выносливости);

и) решение оздоровительных задач (укрепление всех органов и систем организма), закаливание;

к) осуществление воспитательных задач: привитие умений заниматься физическими упражнениями самостоятельно, в коллективе с другими детьми; развитие интереса к результатам занятий (здоровью, физическому развитию, физической подготовленности, повышению работоспособности);

л) решение задач развития психических процессов (восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения); мыслительных процессов (наблюдения, сравнения, анализа, синтеза, обобщения), нравственных качеств (честности, справедливости, чувства товарищества, взаимопомощи, бережного отношения к оборудованию), волевых качеств (смелости, решительности, настойчивости, выдержки); умение творчески пользоваться знаниями, навыками; активности, самостоятельности, сообразительности, смекалки, находчивости; положительных эмоций, умения преодолевать отрицательные эмоции и поддерживать бодрое, жизнерадостное настроение; способности воспринимать, понимать, оценивать правильность, (красоту, изящество, выразительность) движений, осанки, оборудования, окружающей обстановки, музыкального сопровождения.

8. Поведение и самочувствие детей (заинтересованность, внимание, активность, инициатива, организованность, дисциплинированность, взаимоотношения с другими детьми).

9. Уровень методической подготовленности воспитателя и его педагогическое мастерство, качество показа физических упражнений; правильность объяснений, указаний, подачи команд и распоряжений; умение видеть всех детей группы и осуществлять контроль за качеством выполнения упражнений, самочувствием и поведением детей; владение педагогической техникой, голосом, культурой речи; соблюдение педагогического такта, тон в обращении с детьми; характер ведения занятия (уверенно, неуверенно), настроение воспитателя.

10. Общая оценка занятия.

11. Предложения по исправлению недочетов и совершенствованию методики проведения занятия.

 

Приложение № 3.

Вопросы для анализа подвижной игры.

1. Название игры и её содержание.

2. Правила игры.

3. Подготовка воспитателя и детей к игре

4. Сбор детей на игру.

5. Приемы создания интереса к игре.

6. Объяснение игры, ее правил.

7. Распределение ролей, использование считалок, сговорок, жребия.

8. Руководящая роль воспитателя.

9. Использование мелких и крупных пособий.

10. Воспитательные моменты при проведении игры.

 

Приложение №4.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...