Подготовительный этап контрольного мероприятия 1 глава
Стр 1 из 10Следующая ⇒ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
1.1 ОРГАНИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ (МФК)
1.1.1. Понятие, цели и функции муниципального контроля
Муниципальный финансовый контроль (МФК) представляет собой установленную законодательством РФ деятельность органов местного самоуправления по выявлению, предупреждению и пресечению ошибок и злоупотреблений в управлении муниципальными денежными и иными материальными ресурсами (капиталами), а также используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами муниципальной собственности. Целью МФК является обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению, включая стадии планирования, формирования, распределения и использования, муниципальными финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для выполнения функций органов местного самоуправления. В соответствии со своей основной целью МФК решает следующие задачи: – организация и осуществление контроля своевременности исполнения доходных и расходных статей бюджетов муниципальных образований по объему, структуре и целевому и назначению; – определение эффективности и целесообразности расходов муниципальных средств и использования муниципальной собственности; – оценка обоснованности доходных и расходных статей бюджетов муниципальных образований; – финансовая экспертиза проектов нормативных правовых актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств бюджетов муниципальных образований или влияющих на формирование и исполнение бюджетов муниципальных образований;
– анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджетов муниципальных образований и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом; – обеспечение поступления в доходную часть муниципального бюджета налоговых и неналоговых платежей; – контроль правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности; – выявление резервов роста доходной базы бюджетов муниципальных образований и снижения их расходной части; – контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов; – выявление финансовых злоупотреблений в сфере бюджетных и межбюджетных отношений; – проведение профилактической работы с целью повышения финансовой дисциплины. Основными функциями МФК являются: Оперативная – проведение контрольных мероприятий с целью выявления нарушению бюджетного законодательства. Информационная – формирования массива информации о выявленных нарушениях и его систематизация. Регулятивная – внесение предложений, связанных с изменением содержания нормативно-правовых актов, касающихся финансовой сферы. Превентивная – предупреждение возможных нарушений бюджетного законодательства путем предоставления разъяснений, касающихся проведения операций с бюджетными средствами, а также путем проведения контрольных мероприятий в рамках предварительного контроля.
1.1.2 Система муниципального финансового контроля и принципы ее построения Систему МФК формируют следующие основные элементы: – организационные структуры, наделенные полномочиями осуществлять МФК; – методологическая основа (определения понятий, цели, задачи, принципы, требования, виды МФК) и нормативная правовая база; – кадровое обеспечение; – информационно-коммуникационная инфраструктура (информационная система, система коммуникаций);
Рисунок – Классификация принципов муниципального финансового контроля – информационная система – статистическая, оперативная, плановая, учетная, отчетная, нормативно-справочная и другая информация. Система коммуникаций включает в себя процедуры взаимодействия между органами муниципального и государственного финансового контроля, координацию их действий, обмен информацией. Классификация принципов муниципального финансового контроля представлена на рисунке 1. Таблица 1 – Расшифровка принципов организации системы МФК
1.1.3.Классификации видов МФК Классификация по типам МФК. В основу типологии положен охват контроля в рамках муниципальной системы финансов, т.е. речь идет о том, что будет выступать предметом проверки – ассигнование средств в рамках составления бюджетов муниципальных образований и их исполнение, или правильность и эффективность использования бюджетных средств конкретными хозяйствующими субъектами. По типам МФК включает:
– финансово-бюджетный контроль (ФБК); – финансово-хозяйственный контроль (ФХК). ФБК охватывает финансы как единое целое, без привязки к конкретным экономическим единицам. Он осуществляется в непосредственно в рамках бюджетного процесса. ФБК, в частности, включает с себя: – оценка обоснованности доходных и расходных статей бюджетов в рамках бюджетной классификации; – поверка своевременности и полноты исполнения бюджетов муниципальных образований и т.д. ФХК выражается в проверках и ревизиях финансово-хозяйственных операций экономических субъектов, в оценке эффективности использования организациями выделенных им бюджетных средств. Классификация по отношению к ветвям власти МФК, осуществляемый по линии представительной власти. Согласно ст. 265 Бюджетного Кодекса РФ представительные органы местного самоуправления осуществляют следующие формы финансового контроля: – предварительный контроль – в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам; – текущий контроль – в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами; – последующий контроль – в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. При этом контроль представительных органов местного самоуправления предусматривает их право на: – получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета; – получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении; – утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета; – создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов; – вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты. Не все представительные органы местного самоуправления используют свое право создавать органы муниципального финансового контроля. Это связано с тем, что они должны финансироваться за счет средств бюджетов муниципальных образований, в которых зачастую нет средств для осуществления этих расходов. Органами МФК по линии представительной власти являются контрольно-счетные палаты. Их деятельность организована по образу и подобию деятельности Счетной палаты РФ, а Закон РФ «О Счетной палате РФ» № 41-ФЗ от 05.04.2013 является своего рода модельным законом при разработке нормативно-правовых актов, регулирующих их деятельность.
Органы местного самоуправления обязаны предоставлять всю информацию, необходимую для осуществления парламентского контроля представительным органам местного самоуправления в пределах их компетенции по бюджетным вопросам, установленной Конституцией Российской Федерации, Бюджетным Кодексом РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
1.1.4 Контрольное мероприятие как ведущая форма МФК Контрольное мероприятие – это организационная форма осуществления контрольной деятельности, посредством которой обеспечивается реализация задач, функций и полномочий контрольно-счетных органов, которое осуществляется путем проведения проверок, ревизий, обследований. Предметом контрольного мероприятия являются: – формирование и использование средств бюджета МО; – формирование и использование имущества, находящегося в муниципальной собственности; – использование средств бюджетов иных уровней, поступивших в бюджет МО. Предмет контрольного мероприятия, как правило, отражается в его наименовании. Объектами контрольного мероприятия являются: – органы местного самоуправления; – муниципальные учреждения и предприятия; – организации различных организационно-правовых форм, на которые в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами МО распространяются контрольные полномочия контрольно-счетного органа МО. Контрольное мероприятие проводится на основании годового плана работы контрольно-счетного органа МО, в котором указываются сроки его исполнения и ответственные должностные лица. Организация контрольного мероприятия включает следующие этапы: – подготовительный; – основной; – заключительный. Сроком окончания контрольного мероприятия является дата утверждения отчета о его результатах на Коллегии контрольно-счетного органа МО. На подготовительном этапе контрольного мероприятия осуществляется предварительное изучение его предмета и объектов, по итогам которого определяются цели, задачи, методы проведения контрольного мероприятия, критерии оценки эффективности при проведении аудита эффективности, а также рассматриваются иные вопросы, непосредственно связанные с подготовкой к проведению контрольных действий на объектах контрольного мероприятия. Результатом проведения данного этапа является подготовка и утверждение программы и плана-графика контрольного мероприятия. Основной этап контрольного мероприятия заключается в проведении проверки и анализа фактических данных и информации, полученных по запросам контрольно-счетного органа МО или непосредственно на объектах контрольного мероприятия, необходимых для формирования доказательств в соответствии с целями контрольного мероприятия и обоснования выявленных фактов нарушений и недостатков. Результатом проведения данного этапа контрольного мероприятия являются акты и рабочая документация. На заключительном этапе контрольного мероприятия осуществляется подготовка отчета о результатах проведенного контрольного мероприятия, который должен содержать выводы и предложения (рекомендации), подготовленные на основе анализа и обобщения материалов соответствующих актов по результатам контрольного мероприятия на объектах и рабочей документации. Подготавливается краткая информация об основных итогах контрольного мероприятия, а также при необходимости предписания, представления и обращения в правоохранительные органы. В целях проведения мероприятия издается приказ Председателя контрольно-счетного органа МО (Приложение 1), определяющий сроки проведения основного этапа контрольного мероприятия, состав проверочной группы, а также лицо, ответственное за его организацию. Формирование проверочной группы не должно допускать конфликт интересов и исключать ситуации, когда их личнаязаинтересованность может повлиять на исполнение должностных обязанностей при проведении контрольного мероприятия. В контрольном мероприятии не имеют права принимать участие сотрудники контрольно-счетного органа МО, состоящие в близком родстве или свойстве с должностными лицами объекта контрольного мероприятия. Они обязаны заявить о наличии таких связей, с момента обнаружения данного факта. Запрещается привлекать к участию в контрольном мероприятии сотрудника, если он в проверяемом периоде был штатным сотрудником объекта контрольного мероприятия. В случае если на объекте контрольного мероприятия планируется проверка сведений, составляющих государственную тайну, в данном контрольном мероприятии должны принимать участие инспекторы (аудиторы), имеющие оформленный в установленном порядке допуск к государственной тайне. Участники контрольного мероприятия обязаны соблюдать конфиденциальность в отношении полученной от объекта контрольного мероприятия информации до принятия решения об утверждении отчета о результатах контрольного мероприятия, если не принято иное решение, а также в отношении ставших известными сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну. К проведению контрольного мероприятия могут привлекаться специалисты иных организаций и независимые эксперты в порядке, предусмотренном регламентом контрольно-счетного органа МО. В ходе проведения контрольного мероприятия формируется рабочая документация, в состав которой включаются документы и материалы, послужившие основанием для результатов каждого этапа контрольного мероприятия. К рабочей документации относятся документы (их копии) и иные материалы, получаемые от должностных лиц объекта контрольного мероприятия и третьих лиц, а также документы (справки, расчеты, аналитические записки и т.п.), подготовленные участниками контрольного мероприятия самостоятельно на основе собранных фактических данных и информации. Подготовительный этап контрольного мероприятия Предварительное изучение проводится посредством сбора информации для получения знаний о предмете и объектах контрольного мероприятия в объеме, достаточном для подготовки программы проведения контрольного мероприятия. Основанием для осуществления подготовительного этапа контрольного мероприятия является годовой план работы контрольно-счетного органа МО. Получение информации о предмете и объектах контрольного мероприятия для их предварительного изучения может осуществляться путем направления запросов контрольно-счетного органа МО (Приложение 2)руководителям объектов контрольного мероприятия, органов местного самоуправления и иным лицам. Если в процессе предварительного изучения предмета и объектов контрольного мероприятия выявлены обстоятельства, указывающие на нецелесообразность его проведения, определяющие необходимость изменения сроков проведения контрольного мероприятия или препятствующие его проведению, должностное лицо контрольно-счетного органа МО, ответственное за проведение контрольного мероприятия, вносит на рассмотрение Председателя контрольно-счетного органа МО соответствующие обоснованные предложения об изменении вопросов или объектов контрольного мероприятия. В процессе предварительного изучения предмета и объектов контрольного мероприятия необходимо определить цели контрольного мероприятия. При этом формулировки целей должны указывать, на какие основные вопросы формирования и использования средств бюджета или деятельности объектов контрольного мероприятия ответит проведение данного контрольного мероприятия. Для осуществления конкретного контрольного мероприятия рекомендуется выбирать, как правило, несколько целей, которые должны быть направлены на такие аспекты предмета мероприятия или деятельности объектов контрольного мероприятия, которые по результатам предварительного изучения характеризуются высокой степенью рисков. По каждой цели контрольного мероприятия определяется перечень вопросов, которые необходимо проверить, изучить и проанализировать в ходе проведения контрольного мероприятия. Содержание вопросов контрольного мероприятия должны выражать действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели. Количество вопросов по каждой цели должно быть сравнительно небольшим, но они должны быть достаточным для ее реализации. Для проведения контрольного мероприятия целесообразно выбрать методы сбора фактических данных и информации,которые будут применяться для формирования доказательств в соответствии с поставленными целями и вопросами контрольного мероприятия. По результатам предварительного изучения предмета и объектов контрольного мероприятия подготавливается программа проведения контрольного мероприятия, которая является приложением к приказу о проведении контрольного мероприятия. После утверждения программы проведения контрольного мероприятия осуществляется подготовка плана-графика (Приложение №4) проведения контрольного мероприятия. Руководитель контрольного мероприятия доводит план-график до сведения всех его участников под роспись. Проведение контрольного мероприятия заключается в осуществлении проверки на объектах, сборе и анализе фактических данных и информации для формирования доказательств в соответствии с целями контрольного мероприятия. Доказательства представляют собой достаточные фактические данные и достоверную информацию, которые подтверждают наличие выявленных нарушений и недостатков в формировании и использовании средств и деятельности объектов контрольного мероприятия, а также обосновывают выводы и предложения (рекомендации) по результатам контрольного мероприятия. Процесс получения доказательств включает следующие этапы: – сбор фактических данных и информации в соответствии с программой проведения контрольного мероприятия, определение их полноты, приемлемости и достоверности; – анализ собранных фактических данных и информации на предмет их достаточности для формирования доказательств в соответствии с целями контрольного мероприятия; – проведение дополнительного сбора фактических данных и информации в случае их недостаточности для формирования доказательств. Фактические данные и информацию участник контрольного мероприятия собирает на основании письменных и устных запросов в форме: – копий документов, представленных объектом контрольного мероприятия; – подтверждающих документов, представленных третьей стороной; – статистических данных, сравнений, результатов анализа, расчетов и других материалов. Доказательства получают путем проведения: – инспектирования, которое заключается в проверке документов, полученных от объекта контрольного мероприятия; – аналитических процедур, представляющих собой анализ и оценку полученной информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей объекта контрольного мероприятия с целью выявления нарушений и недостатков в финансовой и хозяйственной деятельности, а также причин их возникновения; – проверки точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнения самостоятельных расчетов; – подтверждения, представляющего процедуру запроса и получения письменного подтверждения необходимой информации от независимой (третьей) стороны. В процессе формирования доказательств необходимо руководствоваться тем, что они должны быть достаточными, достоверными и относящимися к делу. Доказательства являются достаточными, если их объем и содержание позволяют сделать обоснованные выводы в отчете о результатах проведенного контрольного мероприятия. Доказательства являются достоверными, если они соответствуют фактическим данным и информации, полученной в ходе проведения контрольного мероприятия. При оценке достоверности доказательств следует исходить из того, что более надежными являются доказательства, собранные непосредственно инспекторами, полученные из внешних источников и представленные в форме документов. Доказательства, используемые для подтверждения выводов, считаются относящимися к делу, если они имеют логическую связь с такими выводами. В процессе сбора фактических данных необходимо учитывать, что не вся полученная информация может быть использована в качестве доказательства. Это относится, в частности, к информации, которая является противоречивой по своему содержанию или недостоверной, а также, если источник информации имеет личную заинтересованность в результате ее использования. Доказательства, получаемые на основе проверки и анализа фактических данных о предмете и деятельности объектов контрольного мероприятия, используются в виде документальных, материальных и аналитических доказательств. Документальные доказательства получают на основе финансовой и иной документации на бумажных носителях или в электронном виде, представленной объектом контрольного мероприятия, вышестоящими и другими организациями, которые имеют непосредственное отношение к предмету контрольного мероприятия или деятельности данного объекта. Материальные доказательства получают при непосредственной проверке каких-либо процессов или в результате наблюдений за событиями. Они могут быть оформлены в виде документов (актов, протоколов), докладных записок или представлены в фотографиях, схемах, картах или иных графических изображениях. Аналитические доказательства являются результатом анализа фактических данных и информации о предмете или деятельности объекта контрольного мероприятия, которые получают как от самого объекта контрольного мероприятия, так и из других источников. Доказательства и иные сведения, полученные в ходе проведения контрольного мероприятия, соответствующим образом фиксируются в актах и рабочей документации, являющихся основой для подготовки отчета о его результатах
1.2ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗАКУПОК ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
1.2.1 Правовое регулирование организации контроля закупок для муниципальных нужд Эффективность муниципального муниципальных закупок должна обеспечиваться: - единством законодательной базы; - своевременным формированием потребности закупаемой продукции муниципальными учреждениями в едином документе; - прозрачностью и регламентацией закупочных процедур; - повышением конкуренции при размещении государственного заказа; - экономным расходованием бюджетных средств, за счет снижения закупочных цен; - строгой отчетностью муниципальных заказчиков и контролем и их деятельности по размещению муниципальных закупок; - ответственностью должностных лиц, занимающихся вопросами муниципальных закупок; - равным доступом поставщиков к информации о муниципальном заказе. - своевременным выполнением обязательств, установленных в муниципальных контрактах; - предотвращением возникновения несанкционированной кредиторской задолженности. Регламентация вопросов государственных и муниципальных закупок проводится через Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В соответствии со ст. 1, настоящий закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в сфере закупок, касающейся: 1) планирования закупок товаров, работ, услуг; 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего закона; 4) особенностей исполнения контрактов; 5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг; 6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; 7) контроля соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [ ]. В соответствии со статьей 99 Федерального закона и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий: 1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок; 2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами; 3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Таблица хх – Виды осуществляемого контроля (п.3.ст.99)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|