Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовительный этап контрольного мероприятия 4 глава




– анализ нормативно-правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, учтенных в расчетах доходной базы бюджета;

– факторный анализ изменения доходных источников проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период по сравнению с их оценкой в текущем году;

– сравнение динамики отдельных видов налоговых и неналоговых доходов (в сопоставимых ценах), а также факторов, определяющих эту динамику;

– оценку обоснованности расчетов иных доходов в части дивидендов по акциям и доходам от прочих форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования, доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности, доходов от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий.

Проверка и анализ полноты отражения и достоверности расчетов расходов проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период должна предусматривать:

– сопоставление динамики общего объема расходов, расходов в разрезе единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделов и подразделов классификации расходов бюджетов и субъектов бюджетного планирования на трехлетний период в абсолютном выражении и объемов расходов, утвержденных решением о бюджете по состоянию на 15 ноября текущего года, фактических расходов бюджета за предыдущий год, анализ увеличения или сокращения утвержденных расходов планового периода;

– анализ действующих и принимаемых расходных обязательств муниципального образования и субъектов бюджетного планирования, их сопоставление с поставленными целями и задачами и прогнозируемой оценкой результативности проектируемых расходов (с примерами по субъектам бюджетного планирования, главным распорядителям средств бюджета);

– анализ бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение муниципальных программ;

– анализ бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств.

Проверка и анализ обоснованности и достоверности формирования межбюджетных отношений на очередной финансовый год и на плановый период должна предусматривать:

– анализ изменений налогового и бюджетного законодательства, вступающих в силу в очередном финансовом году, проектов федеральных законов об изменении налогового и бюджетного законодательства, учтенных в расчетах прогноза бюджета, факторный анализ выпадающих и дополнительных доходов на очередной финансовый год по сравнению с текущим годом;

– сравнение объемов межбюджетных трансфертов, предоставляемых в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов.

Проверка и анализ обоснованности и достоверности формирования источников финансирования дефицита бюджета и предельных размеров муниципального долга в проекте бюджета на очередной финансовый год и на плановый период должны предусматривать:

– сопоставление динамики средств на погашение муниципального долга, предусмотренных в проекте бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, с аналогичными показателями за отчетный финансовый год, утвержденными и ожидаемыми показателями текущего года, а также предельных размеров муниципального долга на конец года;

– оценку обоснованности и достоверности предельных размеров муниципального долга, изменения его структуры, расходов на погашение муниципального долга исходя из графиков платежей;

– оценку обоснованности формирования источников внутреннего финансирования дефицита бюджета и структуры источников финансирования дефицита бюджета.

Организация предварительного контроля формирования проекта бюджета осуществляется исходя из установленных Порядком составления проекта бюджета муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период, утвержденным соответствующим распоряжением Администрации муниципального образования, этапов и сроков бюджетного процесса в части формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период и предусматривает следующие этапы работы:

  Наименование мероприятия Сроки выполнения работ
1 этап  
Запрос ГРБС о предложениях по корректировке или досрочному прекращению муниципальных программ или подпрограмм (далее – МП), признанных в установленном порядке неэффективными до 13.06
Анализ предложений ГРБС по корректировке или прекращению МП, обобщение предложений аудиторов для комиссии по бюджетным проектировкам в течение 3 дней с момента поступления
Участие в работе комиссии по бюджетным проектировкам до 25.06
Запрос в управление экономики администрации города о результатах мониторинга потребности в муниципальных услугах до 20.07
Изучение потребности в муниципальных услугах 30.07 – 01.11
Запрос ГАДБ о прогнозируемых доходах до 13.07
Анализ прогнозируемых доходов, разработка предложений 15.07 – 01.11
Изучение предварительного прогноза СЭР и его влияния на основные параметры бюджета 25.07 – 05.08
Запрос в ФКУ о проекте основных параметров бюджета до 05.08
Запрос ГРБС о перечне разрабатываемых специальных подпрограмм МП с кратким описанием до 13.08
Анализ основных параметров бюджета и перечня специальных подпрограмм МП, обобщение предложений аудиторов и направление их в комиссию по бюджетным проектировкам до 17.08  
Запрос ГРБС о результатах планирования и обоснования бюджетных ассигнований до 10.09
Получение проектов МП, проектов правовых актов о внесении изменений и дополнений в утвержденные МП с сопроводительными материалами, организация экспертизы до 10.09
Экспертиза МП, проектов правовых актов о внесении изменений и дополнений в утвержденные МП 10.09 – 21.09
Подготовка заключений по результатам экспертизы МП проектов правовых актов о внесении изменений и дополнений в утвержденные МП до 23.09
Повторная экспертиза МП проектов правовых актов о внесении изменений и дополнений в утвержденные МП (при необходимости) 23.09 – 28.09
Подготовка заключений по результатам повторной экспертизы МП проектов правовых актов о внесении изменений и дополнений в утвержденные МП до 28.09
Запрос в администрацию города о предоставлении Основных направлений налоговой политики и Основных направлений бюджетной политики на очередной финансовый год и плановый период до 10.10
Анализ Основных направлений налоговой политики и Основных направлений бюджетной политики на очередной финансовый год и плановый период, ОБАС 11.10 – 10.11
Сбор замечаний и предложений аудиторов по вопросам формирования проекта бюджета до 10.11
Изучение проекта бюджета, выносимого на публичные слушания. Участие в публичных слушаниях по установленной администрацией дате
Получение проекта бюджета, соответствующих материалов к нему до 15.11
2 этап  
– проверка и анализ обоснованности формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, до 18.11
– наличие и состояние нормативно-методической базы формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период до 20.11
– анализ итогов социально-экономического развития муниципального образования до 21.11
– анализ исполнения программ приватизации муниципального имущества и основных направлений приватизации муниципального имущества (проекта программы приватизации муниципального имущества) до 21.11
– анализ программ заимствований и предоставления муниципальных гарантий до 23.11
– проверка и анализ обоснованности прогноза основных макроэкономических показателей социально-экономического развития муниципального образования на очередной финансовый год и на плановый период, наличия и состояния нормативно-методической базы для их прогнозирования до 25.11
– анализ и оценка обоснованности материалов, представленных одновременно с проектом бюджета до 27.11
– анализ основных характеристик проекта бюджета и расходов бюджета на очередной финансовый год по разделам и подразделам, ведомственной структуре, а также на плановый период по разделам классификации расходов бюджетов до 28.11
3 этап  
– подготовка заключения Контрольно-счетной палаты до 3.12
– рассмотрение заключения Коллегией КСП муниципального образования до 4.12
– направление заключения КСП в Думу муниципального образования до 5.12

 

Организационно-распорядительные документы, необходимые для проведения предварительного контроля формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, определяются в соответствии с Регламентом КСП.

При необходимости может проводиться проверка и анализ обоснованности формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, наличия и состояния нормативно-методической базы его формирования конкретных субъектов бюджетного планирования, администраторов доходов бюджета, главных распорядителей средств бюджета и иных участников бюджетного процесса, закрепленных за направлениями деятельности КСП.

Заключение Контрольно-счетной палаты на проект решения Думы муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период подготавливается на основе:

– результатов комплекса экспертно-аналитических мероприятий и проверок обоснованности проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, наличия и состояния нормативно-методической базы его формирования;

– итогов проверки и анализа проекта решения Думы муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;

– итогов проверки и анализа материалов и документов, представленных Администрацией муниципального образования с проектом решения Думы муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в соответствии с Бюджетным кодексом РФ;

– результатов оперативного контроля за исполнением бюджета за предыдущий год и отчетный период текущего года, заключений КСП на проекты решений Думы муниципального образования об исполнении бюджета муниципального образования за предыдущие годы, тематических проверок за прошедший период;

– анализа статистической и иной информации о социально-экономическом развитии и финансовом положении муниципального образования за предыдущие годы и истекший период текущего года.

Заключение Контрольно-счетной палаты на проект бюджета муниципального образования состоит из следующих разделов:

– общие положения;

– параметры прогноза исходных макроэкономических показателей для составления проекта бюджета;

– общая характеристика проекта бюджета муниципального образования на очередной финансовый год и на плановый период (включая анализ реализации основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципалитета);

– доходная часть проекта бюджета муниципального образования;

– расходная часть проекта муниципального образования;

– особенности формирования программного бюджета;

– выводы и предложения.

В заключении КСП должны быть отражены следующие основные вопросы:

– оценка обоснованности и достоверности основных макроэкономических параметров прогноза социально-экономического развития муниципального образования и его соответствие приоритетам Стратегии развития муниципального образования;

– оценка обоснованности основных характеристик и особенностей проекта бюджета;

– оценка соответствия положений проекта решения Думы муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период Бюджетному кодексу РФ и иным нормативно-правовым актам, регламентирующим бюджетный процесс;

– оценка обоснованности действующих и принимаемых расходных обязательств;

– концептуальные предложения Контрольно-счетной палаты по совершенствованию прогнозирования и планирования основных показателей бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, бюджетного процесса, эффективности бюджетных расходов.

 

1.4.2 Аудит исполнения доходной и расходной частей муниципального бюджета

 

Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета включает в себя следующие этапы:

–подготовительный этап;

–камеральная проверка отчетности ГРБС;

– комплекс контрольных мероприятий;

– подготовка Заключения КСП.

Основные этапы проведения внешней проверки годовой бюджетной отчетности и конечные сроки осуществления мероприятий приведены в Приложении № 1.

Подготовительный этап осуществляется до установленного Положением о бюджетном процессе муниципального образования (МО) срока представления главными распорядителями бюджетных средств годовой бюджетной отчетности в Контрольно-счетную палату (КСП).

На подготовительном этапе изучаются изменения нормативно-правовой базы в части формирования бюджетной отчетности, составляются рабочие таблицы, разрабатывается схема взаимодействия аудиторов и структурных отделов КСП в ходе внешней проверки.

С момента представления главными распорядителями бюджетных средств годовой бюджетной отчетности осуществляется камеральная проверка полученных документов.

Камеральная проверка включает в себя проверку полноты представленных документов, полноты заполнения реквизитов представленных форм отчетности, соответствие отчетности, представленной на бумажных носителях электронной версии, соблюдение контрольных соотношений, соответствие плановых показателей решению Думы МО о бюджете на истекший финансовый год.

Камеральная проверка завершается внесением отчетных данных по каждому главному распорядителю бюджетных средств в сводные таблицы расходов бюджета и оформлением соответствующих итогам камеральной проверки аналитических материалов (Приложения 2 – 8).

Комплекс контрольных мероприятий включает в себя проверки достоверности бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств и иные тематические проверки по вопросам, влияющим на формирование бюджетной отчетности.

Объекты контрольных мероприятий утверждаются соответствующими приказами Председателя КСП на основании предложений аудиторов. В обязательном порядке проводятся проверки достоверности бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств, по которым выявлены нарушения в ходе камеральной проверки.

Комплекс контрольных мероприятий осуществляется в соответствии со Стандартом финансового контроля КСП МО «Общие правила проведения контрольного мероприятия» с оформлением по итогам проверок соответствующих актов (Приложение 9).

Заключение Контрольно-счетной палаты по отчету об исполнении бюджета МО за истекший финансовый год подготавливается на основе:

– результатов камеральной проверки отчета об исполнении бюджета города и бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств МО;

– результатов комплекса контрольных мероприятий;

– сравнительного анализа отчетов об исполнении бюджета МО.

Целью проведения комплекса контрольных мероприятий является оценка достоверности отчетности об исполнении бюджета МО, выявление нарушений и недостатков, а также их возможных последствий.

Задачи контрольных мероприятий следующие:

– установление корректности заполнения отчетных форм главного распорядителя бюджетных средств в части суммирования соответствующих данных подведомственных получателей бюджетных средств;

– установление законности составления бюджетной росписи и доведения лимитов бюджетных обязательств;

– установление своевременности и полноты формирования муниципальных заданий для подведомственных получателей;

– установление наличия и законности перемещений бюджетных ассигнований;

– определение результативности бюджетных ассигнований на основе анализа отчетных данных;

– установление причин выявленных нарушений и недостатков;

– установление соответствия бюджетной отчетности регистрам бухгалтерского учета и первичным документам.

При осуществлении контрольного мероприятия главные распорядители бюджетных средств проверяются как:

– администраторы доходов бюджета МО;

– администраторы источников финансирования бюджета;

– распорядители средств бюджета МО по подведомственным получателям;

– органы, регулирующие предоставление субсидий;

– получатели бюджетных средств.

Оценка отчета об исполнении бюджета по доходам включает в себя определение соответствия показателей бюджетной отчетности показателям, учтенным в прогнозе доходов бюджета, анализ выполнения данных показателей, анализ эффективности деятельности главного администратора доходов по контролю правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты платежей в бюджет, взыскания и принятия решений по возврату излишне уплаченных платежей.

Проверка использования бюджетных ассигнований включает в себя:

– анализ обоснованности внесения изменений в бюджетную смету, роспись;

– анализ выполнения показателей, утвержденных сводной бюджетной росписью;

– анализ причин неиспользования бюджетных ассигнований;

– подтверждение расходов регистрами учета и первичными документами (выборочно).

Проверке и анализу подлежит каждая форма бюджетной отчетности, включая Пояснительную записку к отчету.

При рассмотрении вопросов результативности деятельности главных распорядителей бюджетных средств рекомендуется использовать Доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования (ДРОНД), а также отчетами об исполнении муниципальных программ, ведомственных целевых программ.

Заключение КСП по отчету об исполнении бюджета состоит из следующих разделов (Приложение № 10):

– общие положения;

– изменение плановых показателей бюджета МО;

– исполнение бюджета по доходам;

– исполнение бюджета по расходам;

– исполнение программной части бюджета;

– результат исполнения бюджета;

– состояние муниципального долга;

– оформление годовой бюджетной отчетности;

– выводы и предложения.

Общие положения содержат информацию о соответствии состава бюджетной отчетности требованиям Инструкции о порядке составления и представления отчетности, о соблюдении сроков её представления в Контрольно-счетную палату, о соответствии показателей отчета об исполнении бюджета города суммарным показателям бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств.

Изменение плановых показателей основных характеристик бюджета города анализируется согласно принятым в истекшем году решениям Думы МО по внесению изменений в решение о бюджете МО.

В данном разделе отражаются основные причины вносимых изменений как в целом по бюджету города, так и в разрезе отдельных администраторов бюджетных средств.

Исполнение бюджета по доходам анализируется в разрезе налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы.

Налоговые и неналоговые доходы анализируются в разрезе основных видов, безвозмездные поступления – по наиболее значительным в суммовом выражении.

В данном разделе отражается выполнение прогнозных значений по доходам, устанавливаются причины и последствия отклонений от плановых значений.

Исполнение бюджета по расходам анализируется с точки зрения соответствия Основным направлениям бюджетной политики МО.

Определяется освоение бюджетных ассигнований в разрезе функциональной и ведомственной структуры расходов бюджета, муниципальных заданий, выявляются причины неосвоения.

Отдельно рассматривается использование резервного фонда Администрации МО.

Исполнение программной части бюджета раскрывается на основе анализа бюджетных ассигнований, выделенных на реализацию муниципальных и ведомственных программ. Приводится динамика ассигнований в целом по программам и в разрезе переходящих программ. Устанавливаются причины внесения изменений в программы, неосвоения бюджетных ассигнований. Определяется влияние изменений на результативность программ.

Результатом исполнения бюджета является профицит или дефицит бюджета. Проводится сравнение плановых и фактических показателей. Устанавливаются факторы, повлиявшие на результат. Определяются источники финансирования дефицита бюджета.

Состояние муниципального долга рассматривается как в целом по бюджету за счет привлечения сторонних средств в качестве источника финансирования дефицита бюджета и за счет предоставления муниципальных гарантий, так и в разрезе главных распорядителей бюджетных средств в части дебиторской и кредиторской задолженности.

Выявляемые в ходе внешней проверки другие нарушения и недостатки, в том числе в части оформления форм, таблиц и текстовой части годовой бюджетной отчетности отражаются в соответствующем разделе Заключения КСП.

По итогам внешней проверки формулируется вывод о достоверности представленного отчета об исполнении бюджета. Обобщаются выводы по каждому разделу Заключения, выявляются причинно-следственные связи и разрабатываются предложения в части повышения эффективности бюджетного процесса.

 

1.4.3 Анализ проектов муниципальных программ

 

Основными задачами экспертизы проекта муниципальной программы является оценка:

– обоснованность отнесения мероприятий программы к вопросам местного значения;

–соответствия положений проекта муниципальной программы нормам законов и иных нормативных правовых актов;

– целостности и связанности целей, задач муниципальной программы и мероприятий по их выполнению;

– обоснованности заявленных финансовых потребностей муниципальной программы.

В экспертизе проектов муниципальных программ в обязательном порядке принимают участие аудиторы, руководитель экспертно-аналитического отдела (ЭАО), инспектор-юрист ЭАО.

Комплекс мероприятий по экспертизе проекта муниципальной программы определяется аудитором исходя из целей и задач экспертизы и условий ее проведения (срока подготовки заключения, а также полноты представленных материалов и качества их оформления).

Аудитор (с привлечением сотрудников КСП, а также внешних экспертов при необходимости) рассматривает следующие вопросы:

‒ обоснованность выделения подпрограмм и мероприятий с учётом проведённого анализа текущей ситуации в сфере реализации Программы;

‒ соответствие целей программы поставленной проблеме;

‒ соответствие планируемых задач целям программы;

‒ четкость формулировок целей и задач;

‒ наличие измеряемых (натуральных и стоимостных) показателей, позволяющих оценить степень достижения целей и выполнения задач;

‒ соответствие программных мероприятий целям и задачам программы;

‒ целесообразность предлагаемых мероприятий для достижения цели (целей) и ожидаемых результатов Программы, достижения ожидаемых результатов подпрограмм;

‒ наличие промежуточных планируемых результатов;

‒ наличие финансово-экономического обоснования, технико-экономического обоснования (при необходимости) и его соответствие установленным требованиям;

‒ обоснованность объемов финансирования программных мероприятий и эксплуатационных расходов;

‒ корректность и обоснованность классификации мероприятий Программы на аналитические и специальные, а также их группировки по аналитическим и специальным подпрограммам;

‒ наличие прямой взаимосвязи между индикаторами (целевыми, индикативными показателями) и программными мероприятиями;

‒ виды и обоснованность источников финансирования муниципальных программ;

‒ иные вопросы.

Инспектор-юрист ЭАО рассматривает следующие вопросы:

– соответствие структуры проекта программы требованиям действующего законодательства и нормативных правовых актов МО;

‒ обоснованность отнесения мероприятий программы к вопросам местного значения;

‒ наличие коррупциогенных факторов и предпосылок ограничения конкуренции;

‒ экспертиза программы на соответствие юридических терминов и понятий;

‒ иные вопросы.

Руководитель ЭАО рассматривает следующие вопросы:

‒ наличие ответственных лиц (подразделений) за реализацию программы в целом и за исполнение отдельных программных мероприятий;

‒ механизм управления программой, в том числе схемы мониторинга реализации программы и взаимодействия разработчиков и исполнителей программных мероприятий;

‒ наличие и полнота заключений ответственных лиц КСП;

‒ взаимосвязь программных мероприятий, исключение дублирования мероприятий в различных программах;

‒ проверяются соответствие объемов финансирования мероприятий муниципальной программы паспорту программы и проекта бюджета и т.п.

При проведении экспертизы проекта муниципальной программы, учитываются результаты ранее проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствующей сфере формирования и использования средств муниципального образования.

Экспертиза проектов нормативных правовых актов, предусматривающих внесение изменений в действующие муниципальные программы, осуществляется в порядке, определенном для экспертизы проекта муниципальной программы с освещением вопросов правомерности и обоснованности предлагаемых изменений муниципальной программы, соответствия их показателям бюджета муниципального образования, а также:

‒ корректности предлагаемых изменений (в т.ч. отсутствие изменений программы «задним числом»);

‒ логичности предлагаемых изменений (в т.ч. отсутствие внутренних противоречий в новом варианте программы; согласованность изменений финансирования, программных мероприятий, целевых (индикативных) показателей и ожидаемых результатов);

‒ целесообразности предлагаемых изменений (потенциальная эффективность предлагаемых мер);

‒ устранения или сохранения нарушений и недостатков программы, отмеченных Контрольно-счетной палатой ранее по результатам экспертизы проекта программы.

В целях обсуждения и решения возникших вопросов по результатам проведенной экспертизы может быть организовано рабочее совещание с привлечением представителей разработчика и исполнителей муниципальной программы. Форма проведения совещания определяется Председателем КСП по предложению руководителя ЭАО по согласованию с заместителем Председателя КСП.

Экспертиза проектов муниципальных программ проводится в форме экспертно-аналитического мероприятия. Ответственность за организацию мероприятия возлагается на заместителя Председателя КСП.

Экспертиза проектов нормативных правовых актов об изменении муниципальных программ не оформляется отдельным мероприятием. Ответственность за подготовку заключения по итогам экспертизы возлагается на руководителя экспертно-аналитического отдела.

При поступлении проекта муниципальной программы главный специалист ЭАО оформляет поступившие документы согласно требованиям инструкции по делопроизводству в Контрольно-счетной палате МО. В случае отсутствия пакета документов в электронном виде главный специалист может перевести их в текстовый или графический формат с указанием на регистрационном листе проекта муниципальной программе адреса местонахождения электронной версии документа в локальной сети КСП. Главный специалист после регистрации документов передает их Председателю КСП и заместителю Председателя КСП.

Объем экспертизы проекта муниципальной программы, а также привлечение необходимых сотрудников КСП (аудиторов и сотрудников с учетом их специализации) определяется заместителем Председателя КСП с указанием Ф.И.О. на регистрационном листе, исходя из целей и задач экспертизы и условий ее проведения (срока подготовки заключения, а также полноты представленных материалов и качества их оформления).

При необходимости заместителем Председателя КСП при проведении экспертизы могут быть определены вопросы, на которые участвующим в проведение экспертизы предлагается обратить особое внимание.

Заместитель Председателя КСП возвращает проект главному специалисту, который подготавливает в электронном виде вводную часть заключения и лист согласования с указанием сотрудников, привлекаемых к экспертизе проекта, после чего передает пакет для ознакомления аудиторам и руководителю экспертно-аналитического отдела КСП.

Ответственным за проведение экспертно-аналитического мероприятия, организацию подготовки и представления Председателю заключения на проект Программы для его рассмотрения является руководитель экспертно-аналитического отдела КСП

Информация о поступлении проектов муниципальных программ и участии сотрудников КСП доводится до заинтересованных лиц ежедневно на рабочем совещании у Председателя КСП.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...