Диагностика развития школьников в процессе обучения
Стр 1 из 48Следующая ⇒
ВВЕДЕНИЕ Школа - это открытая социально-педагогическая система, которая создается обществом и меняется по мере обновления общества и изменения его социального заказа. Развитие школы без новых идей невозможно, т. е. необходим инновационный процесс. Термины «инновационное» и «традиционное» обучение были предложены группой ученых в докладе Римскому клубу в 1978 году. Обращалось внимание мировой общественности на факт неадекватности принципов традиционного обучения требованиям современного общества к личности и развитию ее познавательных возможностей. Демократические перемены последующих лет, законодательно закрепленное право на свободу педагогического творчества освободили творческий потенциал. Инновационный процесс - это комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Задача авторов данной книги - рассмотреть условия эффективной коррекционной работы с детьми, страдающими недоразвитием речи, с учетом необходимости ориентации на умственное развитие детей. В работе сформулированы принципы диагностики развития, даны рабочие понятия в диагностике развития, изложены принципы коррекции умственного развития, предложены приемы и методы работы, основанные на использовании новых технологий обучения и опыта ведущих педагогов: Эльконина О. Б., Занкова Л. В., Шаталова В. Ф., Лозанова Г., Давыдова В. В., дана система планирования и практический материал 1* для работы со школьниками, страдающими НВ ОНР или ОНР на 2-м этапе коррекционного обучения. В основу систематизации и подачи материала положен принцип Д. Б. Эльконина о целостной учебной деятельности, включающей в себя: а) мотивизационное звено (понимание учебной деятельности); б) операционное звено (учебные действия); в) регуляционное звено (контроль и оценка самих учащихся). Этот принцип предусматривает следующие этапы в работе по уровню усвоения знаний:
1-й этап: воспроизведение знаний П-й этап: понимание знаний 111-й этап: применение знаний Предлагаемая система планирования носит примерный характер, I зависит от состава учащихся и степени выраженности дефекта, | предполагает творческое использование в работе. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Один из упреков в адрес современной школы состоит в том, что школа перегружает учеников ненужными знаниями, не давая им развития, не стимулируя в должной мере их способности. В школе нередко по-прежнему преувеличивается роль знаний, которые выступают как самоцель, а не как средство развития. Задания носят порой репродуктивный, а не поисковый характер, сводятся к выполнению действий по образцу, что способствует перегрузке памяти и недогруженное™ мышления учащихся. Недостаточно активизируется самостоятельная учебная деятельность школьников, их внутренняя мотивация, самооценивания учащихся, ответственность за результаты учебного поведения. Необходим поворот от преувеличенного внимания к знаниям учащихся к акценту на их умственное развитие. Для понимания сущности развития фундаментальной идеей явилось положение Л. С. Выготского о двух уровнях развития ребенка. 1. Уровень актуального развития - это успехи и итоги развития на 2. Уровень потенциального развития (зона ближайшего развития -
Большинство авторов показатели умственного развития не сводят к знаниям, а привлекают внимание к активности, инициативе учащихся в ходе приобретения и применения знаний. Развитие происходит в ходе усвоения знаний, но не всегда усвоение знаний обеспечивает развитие. Актуальным является положение Д. Б. Эльконина о целостной учебной деятельности (ЦУД) и ее влиянии на развитие школьников. Важны; не отдельные мыслительные операции, а ЦУД, включающая: 1. Мотивизационное звено (понимание учебной задачи); 2. Операционное звено (учебные действия); 3. Регуляционное звено (контроль и оценка самих учащихся). , Если усвоение знаний происходит в ходе активной ЦУД школьни Становление учебной деятельности предполагает самостоятельную! постановку задач, сопоставление различных способов учебных действи и выбор наиболее адекватного, владение всеми видами самоконтроля и самооценки. Ученик может добиваться внешне неплохих успехов в учении, но путем нерациональных способов, без самостоятельной постановки задач, без самопроверки. Такой тип учения хотя и расширяет знания, но н обеспечивает подлинного умственного развития учащихся. Сформулируем общий подход к соотношению учения и развития в! Обучение является источником развития, но между ними нет однозначной зависимости. Разные виды обучения вызывают различные сдвиги в развитии, поднимают неодинаковые «пласты» в развитии. Развивающее обучение неоднородно. Это может быть: - частично развивающее (традиционное) обучение - усвоение - развивающее обучение - овладение учащимися способами ак - кардинально развивающее - перевод учащихся на новые стадии - опережающее развитие обучения - в ходе специальных уп
Бывает и антиразвивающее образование, когда ошибки учителя (например, авторитарный и репрессивный способ обращения с детьми) Диагностика развития школьников__________________ 7 тормозят и даже блокируют развитие детей, снижают их активность, интерес к учению. Обратимся к диагностике. Каждый ребенок владеет определенным запасом знаний и уровнем умения учиться - обученностью. Обученность (высокий уровень) - знания отличаются системностью, высоким уровнем отдельных учебных умений и навыков (некоторые приемы запоминания, организация учебного места, навыки письма и счета). Обученность (низкий уровень) - ограниченный запас разрозненных знаний, знания в основном на этапе дословного воспроизведения без понимания и применения. Число отработанных учебных умений и навыков невелико. Развитость (высокий уровень) - активная ориентация в новом материале, самостоятельное выделение ключевых понятий, принципов, понимание учебной задачи, самоконтроль, адекватная дифференцированная самооценка всех частей свободной работы, планирование. Самостоятельная постановка учебных задач и выбор способов работы. Развернутый поэтапный самоконтроль, способствующий концентрации внимания, владение приемами смысловой памяти. Напряженные личные усилия в учебной работе. Высокие уровни мышления, владение операциями анализа, синтеза, обобщения, выделения существенных признаков, выполнение заданий в умственном плане и свернутом виде, свободный переход от абстрактного плана к конкретному, и наоборот, активность и инициативность, нахождение нестандартных решений, осознанность и самостоятельность выполнения заданий. Развитость (низкий уровень) - учебная деятельность в виде раздробленных, не связанных друг с другом действий. Отсутствие понимания смысла и цели учебной задачи, умения проверять и оценивать себя. Малое приложение личных усилий в учебной работе. Низкие уровни планов интеллекта и мышления: выполнение заданий с опорой на наглядный материал, неумение от конкретного плана перейти к абстрактному, слабая познавательная активность и инициатива, выполнение заданий в основном на репродуктивном уровне, отсутствие стремления и умения искать новые нешаблонные решения. Отсутствие владения мыслительными операциями, трудности при выделении существенных признаков в ходе обобщения.
Воспитанность (высокий уровень) - широкий запас нравственных знаний (об отношении к труду, обществу, другому человеку, к себе). 8____________________________________________ Гармония знаний и убеждений с нравственным поведением. «Сильное» целеполагание - удержание целей в ситуациях затруднений, ошибок, до-j ведение работы до конца. Преобладание положительных конструктивных эмоций в учении. Воспитанность (низкий уровень) - слабые разрозненные нравст-Д венные представления о том, что хорошо и что плохо. Мотивы учения нар? уровне интереса к фактам, узкая ориентация на результат работы при отсутствии интереса к способам работы. Цели негибкие, ситуативные, нереалистические разрушаются в условиях затруднений и помех. Преобладают отрицательные деструктивные эмоции в учении, тревожность, неуверенность в себе. Обучаемость (высокий уровень) - высокая чувствительность к помощи другого человека, т. е. невелико число подсказок для дальнейшего продвижения. Выраженная активность, перенос усвоения способов работы в новые условия. Быстрота и легкость усвоения новых понятий и способов работы в новых условиях, высокий темп усвоения. Большая работоспособность, усидчивость, прилежание. Обучаемость (низкий уровень) - закрытость для помощи другого. Пассивность, неиспользование старого багажа знаний, инертность в новых учебных ситуациях. Медленный темп работы, истощаемость, утомляемость, рассеянность. Труднообучаемость, конфликты с учителем. Развиваемостъ (высокий уровень) - быстрота включаемости в задания, переключаемость с одного плана мышления на другой. Глубина, гибкость и подвижность мышления. Стремление к соревнованию, интерес к заданиям на сообразительность, новому необычному материалу. Развиваемостъ (низкий уровень) - отсутствие стремления перейти с имеющегося уровня на более высокий. Поверхностность и инертность мышления. Уход от ситуаций, выявляющих уровень интеллекта. Безучастное отношение к неожиданным ситуациям. Воспитуемость (высокий уровень) - следование советам другого человека. Легкость использования усвоенных способов социального поведения в новых условиях, активная ориентировка в новых условиях. Воспитуемость (низкий уровень) - закрытость личности для развития, нежелание прислушаться к советам, конфликты с окружающими, агрессия при попытках воздействия со стороны другого человека.
Самообучаемость, саморазвиваемость, самовоспитуемость (высокий уровень) - инициативность без толчков и стимулов извне, самостоятельная постановка целей, построение программ, вариативность Диагностика развития школьников___________________ 9 стратегий, внутренняя устойчивость и цельность. Владение приемами мобилизации и расслабления. Самообучаемость, саморазвиваемость, самовоспитуемость(ша-кий уровень) - отсутствие потребности и способности самому что-то делать для своего развития (что может сочетаться с высокой дисциплиной как исполнителя). Отсутствие внутреннего смысла и стержня существа личности. Отсутствие интереса к самоанализу. Напряженность и комплексы в учебе. В детском развитии постоянно происходят взаимовлияние и компенсация одних сторон развития другими. Например, недостаток знаний может компенсироваться высокой обучаемостью, низкая обучаемость -высокой работоспособностью, невысокий мыслительный уровень - памятью и т. д. Сложность диагностики в том, что разные «пласты» развития находятся в постоянном движении. То, что вчера составляло ЗБР, входило в обучаемость, сегодня является уже актуальным развитием и характеризует обученность. Установив названные особенности развития, мы можем достаточно обоснованно строить программу индивидуального продвижения ребенка. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОБУЧАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ Для изучения умственного развития используются различные тесты. Этот метод имеет ряд достоинств - четкая стандартизация, возможность количественных оценок, массовость, объективность выводов. Вместе с тем, традиционное использование тестов направлено на выявление только наличного уровня развития, преобладают количественные оценки, а качественный анализ опущен. Если ребенок допускает ошибку, то тест не выявляет ее причину, которая может состоять в высоком уровне трудности задания, отсутствии необходимых знаний, низкой мотивации, неадекватных эмоциональных реакциях и др. В тестах выявляются неизменные качества, а не процесс. Нет стратегии понимания, оценки, выбора. Индивидуальный диагностический обучающий эксперимент - это двухуровневая диагностика актуального развития и зоны ближайшего развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|