Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностика развития школьников в процессе обучения





 


ВВЕДЕНИЕ

Школа - это открытая социально-педагогическая система, которая создается обществом и меняется по мере обновления общества и измене­ния его социального заказа.

Развитие школы без новых идей невозможно, т. е. необходим инно­вационный процесс. Термины «инновационное» и «традиционное» обу­чение были предложены группой ученых в докладе Римскому клубу в 1978 году. Обращалось внимание мировой общественности на факт не­адекватности принципов традиционного обучения требованиям современ­ного общества к личности и развитию ее познавательных возможностей. Демократические перемены последующих лет, законодательно закреп­ленное право на свободу педагогического творчества освободили творчес­кий потенциал.

Инновационный процесс - это комплексная деятельность по со­зданию, освоению, использованию и распространению новшеств.

Задача авторов данной книги - рассмотреть условия эффективной коррекционной работы с детьми, страдающими недоразвитием речи, с учетом необходимости ориентации на умственное развитие детей.

В работе сформулированы принципы диагностики развития, даны рабочие понятия в диагностике развития, изложены принципы коррекции умственного развития, предложены приемы и методы работы, основан­ные на использовании новых технологий обучения и опыта ведущих пе­дагогов: Эльконина О. Б., Занкова Л. В., Шаталова В. Ф., Лозанова Г., Давыдова В. В., дана система планирования и практический материал

1*



для работы со школьниками, страдающими НВ ОНР или ОНР на 2-м эта­пе коррекционного обучения.

В основу систематизации и подачи материала положен принцип Д. Б. Эльконина о целостной учебной деятельности, включающей в себя: а) мотивизационное звено (понимание учебной деятельности); б) опера­ционное звено (учебные действия); в) регуляционное звено (контроль и оценка самих учащихся). Этот принцип предусматривает следующие эта­пы в работе по уровню усвоения знаний:

1-й этап: воспроизведение знаний П-й этап: понимание знаний 111-й этап: применение знаний

Предлагаемая система планирования носит примерный характер, I зависит от состава учащихся и степени выраженности дефекта, | предполагает творческое использование в работе.


ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Один из упреков в адрес современной школы состоит в том, что школа перегружает учеников ненужными знаниями, не давая им развития, не стимулируя в должной мере их способности.

В школе нередко по-прежнему преувеличивается роль знаний, которые выступают как самоцель, а не как средство развития. Задания носят порой репродуктивный, а не поисковый характер, сводятся к выполнению дей­ствий по образцу, что способствует перегрузке памяти и недогруженное™ мышления учащихся. Недостаточно активизируется самостоятельная учеб­ная деятельность школьников, их внутренняя мотивация, самооценивания учащихся, ответственность за результаты учебного поведения.

Необходим поворот от преувеличенного внимания к знаниям уча­щихся к акценту на их умственное развитие.

Для понимания сущности развития фундаментальной идеей яви­лось положение Л. С. Выготского о двух уровнях развития ребенка.

1. Уровень актуального развития - это успехи и итоги развития на
вчерашний день, то, что ребенок умеет делать самостоятельно.

2. Уровень потенциального развития (зона ближайшего развития -
ЗБР) указывает не только на уже достигнутое, но и находящееся в
процессе созревания. ЗБР определяется задачами, которые ребенок не
может решить самостоятельно, но решает с помощью другого человека,
а через некоторое время - уже самостоятельно. ЗБР - это умственное
развитие на завтрашний день.

Большинство авторов показатели умственного развития не сводят к знаниям, а привлекают внимание к активности, инициативе учащихся в



ходе приобретения и применения знаний. Развитие происходит в ходе усвоения знаний, но не всегда усвоение знаний обеспечивает развитие. Актуальным является положение Д. Б. Эльконина о целостной учеб­ной деятельности (ЦУД) и ее влиянии на развитие школьников. Важны; не отдельные мыслительные операции, а ЦУД, включающая:

1. Мотивизационное звено (понимание учебной задачи);

2. Операционное звено (учебные действия);

3. Регуляционное звено (контроль и оценка самих учащихся).

,    Если усвоение знаний происходит в ходе активной ЦУД школьни­
ков, оно обеспечивает развитие.                                                  В

Становление учебной деятельности предполагает самостоятельную! постановку задач, сопоставление различных способов учебных действи и выбор наиболее адекватного, владение всеми видами самоконтроля и самооценки.

Ученик может добиваться внешне неплохих успехов в учении, но путем нерациональных способов, без самостоятельной постановки за­дач, без самопроверки. Такой тип учения хотя и расширяет знания, но н обеспечивает подлинного умственного развития учащихся.

Сформулируем общий подход к соотношению учения и развития в!
его приложении к диагностике.                                                  г

Обучение является источником развития, но между ними нет одно­значной зависимости. Разные виды обучения вызывают различные сдви­ги в развитии, поднимают неодинаковые «пласты» в развитии. Развиваю­щее обучение неоднородно. Это может быть:

- частично развивающее (традиционное) обучение - усвоение
детьми новых знаний;

- развивающее обучение - овладение учащимися способами ак­
тивной деятельности;

- кардинально развивающее - перевод учащихся на новые стадии
интеллекта, например, от наглядно-действенного к словесно-логическо­
му мышлению, от эмпирического - к теоретическому, диалектическому
мышлению.

- опережающее развитие обучения - в ходе специальных уп­
ражнений раскрываются учащимся их дальнейшие возможности, перс
пективы.

Бывает и антиразвивающее образование, когда ошибки учителя (например, авторитарный и репрессивный способ обращения с детьми)


Диагностика развития школьников__________________ 7

тормозят и даже блокируют развитие детей, снижают их активность, интерес к учению.

Обратимся к диагностике. Каждый ребенок владеет определенным запасом знаний и уровнем умения учиться - обученностью.

Обученность (высокий уровень) - знания отличаются системнос­тью, высоким уровнем отдельных учебных умений и навыков (некото­рые приемы запоминания, организация учебного места, навыки письма и счета).

Обученность (низкий уровень) - ограниченный запас разрозненных знаний, знания в основном на этапе дословного воспроизведения без понимания и применения. Число отработанных учебных умений и навы­ков невелико.

Развитость (высокий уровень) - активная ориентация в новом материале, самостоятельное выделение ключевых понятий, принципов, понимание учебной задачи, самоконтроль, адекватная дифференцирован­ная самооценка всех частей свободной работы, планирование. Самостоя­тельная постановка учебных задач и выбор способов работы. Развернутый поэтапный самоконтроль, способствующий концентрации внимания, вла­дение приемами смысловой памяти. Напряженные личные усилия в учеб­ной работе. Высокие уровни мышления, владение операциями анализа, синтеза, обобщения, выделения существенных признаков, выполнение заданий в умственном плане и свернутом виде, свободный переход от абстрактного плана к конкретному, и наоборот, активность и инициатив­ность, нахождение нестандартных решений, осознанность и самостоя­тельность выполнения заданий.

Развитость (низкий уровень) - учебная деятельность в виде раздробленных, не связанных друг с другом действий. Отсутствие пони­мания смысла и цели учебной задачи, умения проверять и оценивать себя. Малое приложение личных усилий в учебной работе. Низкие уровни пла­нов интеллекта и мышления: выполнение заданий с опорой на нагляд­ный материал, неумение от конкретного плана перейти к абстрактному, слабая познавательная активность и инициатива, выполнение заданий в основном на репродуктивном уровне, отсутствие стремления и умения искать новые нешаблонные решения. Отсутствие владения мыслитель­ными операциями, трудности при выделении существенных признаков в ходе обобщения.

Воспитанность (высокий уровень) - широкий запас нравственных знаний (об отношении к труду, обществу, другому человеку, к себе).


8____________________________________________

Гармония знаний и убеждений с нравственным поведением. «Сильное» целеполагание - удержание целей в ситуациях затруднений, ошибок, до-j ведение работы до конца. Преобладание положительных конструктивных эмоций в учении.

Воспитанность (низкий уровень) - слабые разрозненные нравст-Д венные представления о том, что хорошо и что плохо. Мотивы учения нар? уровне интереса к фактам, узкая ориентация на результат работы при от­сутствии интереса к способам работы. Цели негибкие, ситуативные, нереалистические разрушаются в условиях затруднений и помех. Преобладают отрицательные деструктивные эмоции в учении, тревож­ность, неуверенность в себе.

Обучаемость (высокий уровень) - высокая чувствительность к помощи другого человека, т. е. невелико число подсказок для дальнейше­го продвижения. Выраженная активность, перенос усвоения способов работы в новые условия. Быстрота и легкость усвоения новых понятий и способов работы в новых условиях, высокий темп усвоения. Большая работоспособность, усидчивость, прилежание.

Обучаемость (низкий уровень) - закрытость для помощи другого. Пассивность, неиспользование старого багажа знаний, инертность в но­вых учебных ситуациях. Медленный темп работы, истощаемость, утом­ляемость, рассеянность. Труднообучаемость, конфликты с учителем.

Развиваемостъ (высокий уровень) - быстрота включаемости в задания, переключаемость с одного плана мышления на другой. Глубина, гибкость и подвижность мышления. Стремление к соревнованию, интерес к заданиям на сообразительность, новому необычному материалу.

Развиваемостъ (низкий уровень) - отсутствие стремления перейти с имеющегося уровня на более высокий. Поверхностность и инертность мышления. Уход от ситуаций, выявляющих уровень интеллекта. Безучас­тное отношение к неожиданным ситуациям.

Воспитуемость (высокий уровень) - следование советам другого человека. Легкость использования усвоенных способов социального пове­дения в новых условиях, активная ориентировка в новых условиях.

Воспитуемость (низкий уровень) - закрытость личности для развития, нежелание прислушаться к советам, конфликты с окружающими, агрессия при попытках воздействия со стороны другого человека.

Самообучаемость, саморазвиваемость, самовоспитуемость (вы­сокий уровень) - инициативность без толчков и стимулов извне, само­стоятельная постановка целей, построение программ, вариативность


Диагностика развития школьников___________________ 9

стратегий, внутренняя устойчивость и цельность. Владение приемами мобилизации и расслабления.

Самообучаемость, саморазвиваемость, самовоспитуемость(ша-кий уровень) - отсутствие потребности и способности самому что-то делать для своего развития (что может сочетаться с высокой дисципли­ной как исполнителя). Отсутствие внутреннего смысла и стержня суще­ства личности. Отсутствие интереса к самоанализу. Напряженность и комплексы в учебе.

В детском развитии постоянно происходят взаимовлияние и ком­пенсация одних сторон развития другими. Например, недостаток знаний может компенсироваться высокой обучаемостью, низкая обучаемость -высокой работоспособностью, невысокий мыслительный уровень - па­мятью и т. д. Сложность диагностики в том, что разные «пласты» развития находятся в постоянном движении. То, что вчера составляло ЗБР, входи­ло в обучаемость, сегодня является уже актуальным развитием и харак­теризует обученность. Установив названные особенности развития, мы можем достаточно обоснованно строить программу индивидуального продвижения ребенка.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОБУЧАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Для изучения умственного развития используются различные тес­ты. Этот метод имеет ряд достоинств - четкая стандартизация, возмож­ность количественных оценок, массовость, объективность выводов.

Вместе с тем, традиционное использование тестов направлено на выявление только наличного уровня развития, преобладают количествен­ные оценки, а качественный анализ опущен.

Если ребенок допускает ошибку, то тест не выявляет ее причину, которая может состоять в высоком уровне трудности задания, отсутствии необходимых знаний, низкой мотивации, неадекватных эмоциональных реакциях и др.

В тестах выявляются неизменные качества, а не процесс. Нет стратегии понимания, оценки, выбора.

Индивидуальный диагностический обучающий эксперимент - это двухуровневая диагностика актуального развития и зоны ближайшего развития.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...