Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1-й ЭТАП. Крепыш и скрепка. Родственники




1-й ЭТАП

1. Назовите слово, от которого образовались выделенные слова. Подберите слова с тем же корнем.

Если скажут слово родина, Сразу в памяти встает Старый дом, родная улица,



Блок 1


Толстый тополь у ворот. 'Вся родня моя любимая, Родственники здесь и там!.. Родина бывает разная, Но у всех она одна!

Справка: родительский, родовитый, родовой.

2. Прослушайте стихотворение. Запомните и назовите близкие по
смыслу слова. Расположите их на дереве. Как растут слова?

Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым -Был он только словом. Это слово, словно корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло -Стало много новых слов. Вот из сада Вам рассада. Вот еще посадки рядом, А вот садовод, С ним садовник идет. Очень интересно Гулять в саду словесном.

(Е. Измайлов)

3. Разгадайте ребусы. Напишите слова. Обозначьте корень.

4. Прослушайте текст. Вспомните и назовите слова, которые выва­лились с крепкой страницы {крепость, крепыш, скрепка). Назовите похо-


/ этап: воспроизведение знаний

слова, которые услышите в сказке (крепкая, крепостные, укрепле­ния, подкрепление, скрепка, крепчайшая). Как называются эти слова? (Род­ственные). От какого корня образовались эти слова? (-креп-),

Крепыш и скрепка

Это случилось в библиотеке, где столько книг, что одному человеку не прочесть за всю жизнь.

Там, у дальней стенки, стоял словарь. На его страницах были напе­чатаны все слова, которые есть в русском языке.

Однажды к словарю стали подбираться мыши, чтобы сгрызть его. Страшно стало словарю. Начал думать он, как спастись от гибели. Ду­мал, думал и вспомнил, что у него в самой середине есть крепкая страница.

На ней напечатаны слова с корнем креп.

Потряс словарь эту страницу, и вывалилась из нее крепость, выпрыгнул крепыш, а вслед за ним вывалилась скрепка.

Крепость с бойницами, рвами и башнями окружила словарь, у ворот на мосту встал крепыш. В крепостные ворота по мосту направилась скреп­ка. Увидел ее крепыш и засмеялся: «Ты зачем сюда такая тонкая? Без тебя обойдемся».

Собрались мыши под крепостными стенами на военный совет и начали думать, как крепость захватить. Мыши-разведчики сказали: «Креп­ка крепость, укрепления такие, что крепышу никаких подкреплений не надо».

Хотели мыши планы и чертежи крепости получить, но их крепко скрепила скрепка. Пошли мыши в другой конец крепости, да и угодили в мышеловку.

Отпраздновал крепыш победу. Себя наградил орденом укрепления 1-й степени, крепости дал название крепчайшая и вернулся в словарь, скрепка тоже заняла свое место в словаре.

И до сих пор никто не знает, что скрепка словарь спасла. Тонкая она, незаметная.

5. Найдите слова с корнем -гус-. Относится ли к ним слово гусеница*! Докажите, указав значение однокоренных слов.

Родственники

- Вы кто такие?

- Я гусь, это - гусыня, это наши гусята. А ты кто?



Блок 1


- А я ваша тетя - гусеница.

6. Определите, являются ли однокоренными слова: съели, сели, с ели.
Если нет, то почему? Составьте предложения, запишите их.

7. Разгадайте ребусы. Напишите слова. Обозначьте корень.


/ этап: воспроизведение знаний________________ 33

8. Прослушайте и запомните слова с корнем -снег-

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

На сверкающих кустах -

Снежные халаты.

Скрипнут лыжи на бегу

В белом снегопаде.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежинки,

Режут снег снегурки.

А в завьюженных лесах -

Снежные палаты.

Впишут в синюю строку,

В снежные тетради.

А вокруг в снега одет

Весь простор безбрежный.

Чем не сказка - белый свет -

Снежный - снежный - снежный!

Назовите слова, близкие по значению. Что объединяет их?

9. Прослушайте текст. Назовите родственные слова слову дремать.

Лесной край к северу от Оки называется дремучим. Я исходил по тамошним лесам десятки километров вместе с Аркадием Гайдаром.

Мы разговорились с ним о старом народном выражении «дремучие леса», восхищались точностью русского языка. Действительно, лесные дебри как бы цепенели в дремоте. Дремали леса, лесные озера и реки. По берегам реки росли цветы - кукушкины слезы, которые народ назвал дремой.

(по К. Паустовскому)

10. Прочитайте текст. Кто оказался чужаком? Докажите, что это
так. Помогите ему найти своих родственников. Составьте список род­
ственников воды и допишите тех, кто в гости не пришел.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...