34. Дидактическая игра: «За кем последнее слово?»
34. Дидактическая игра: «За кем последнее слово? » Эта игра научит образовывать слово от данного корня и находить корень в родственных словах. Блок 1 Один из участников игры называет слово. Второй называет другое слово с этим же корнем. Выигрывает тот, кто последним назовет слово с данным корнем. Примеры гнезд однокоренных слов- а) Слова с корнем -вод- (однокоренные со словом вода). вода, водица, водичка, водник, водовоз, водоворот, водоем, водоизмещение, водокачка, водолаз, водомерка, водонапорный, водород, водоросль, водоснабжение, водопуск, водохранилище, водянистый, водянка, водный, безводный, надводный, подводный, водяной, пресноводный, земноводный, заводь, наводнять, наводнение, половодье. б) Слова с корнем -вод- (однокоренные со словом водить). в) Слова с корнем -зем- (однокоренные со словом земля). земля, земелька, землица, земледелие, земледелец, землевладелец, землекоп, землемер, землепашец, землеройка, землетрясение, землеустройство, землечерпалка, земляк, землячка, земляника, землянка, земноводные, земство, безземелье, заземление, подземелье, поземка, земной, земляной, землистый, земельный, земледельческий, землевладельческий, безземельный, наземный, подземный, приземистый, заземлять, приземлиться. г) Слова с корнем -цвет-. цветок, цветочек, цветик, расцветает, расцветка, цветение, цветник, цветочница, выцветший, цветущий, зацветать, одноцветный, цветовой, бесцветный, цветной.
35. Дидактическая игра «Кто больше? » Играют две команды. Первая команда предлагает корень. Например: -цвет-. Игроки второй команды называют родственные слова: цветок, цветочек, цветик и т. д. Каждый за правильно подобранное слово получает фишку. Но игроки первой команды могут продолжить перечень родственных слов, за что тоже получают фишки. // этап: понимание знаний_____________________ 43 Например: цветение, расцветка, цветник, цветочница, зацветает, отцветает, цветик-семицветик и т. д. Потом команды меняются ролями. Выигрывает та команда, которая больше соберет фишек. 11-й ЭТАП 1. Прочитайте пары слов. Являются ли эти слова родственными? Подберите к каждому слову родственные слова, напишите их, обозначьте корень. гора - горе рис - рисунок вол - воля делить - дело 2. Прочитайте пары слов. Являются ли эти слова родственными? роса - рослый жалеть - жало 3. Проанализируйте, близки ли по значению следующие пары слов. Корова - теленок Лошадь - жеребенок Свинья - поросенок Овца - ягненок Объясните, могут ли они считаться родственными словами, если не имеют одинакового корня? 4. Объясните значение следующих слов. Например, слова из первой Пара - два каких-то соединенных вместе предмета; Парк - большой парк или насаженная роща; Парник - небольшая теплица под пленкой; Парик - накладные (не свои) волосы. пара, парк, парник, парик летун, летний, перелетный, летчик седой, седок, седло, сиделка долгий, долг, долина, должник трава, травянистый, отрава 5. Прочитайте пары слов и объясните, почему они не являются Блок 1
вода, водит гора, горел дело, делил носовой, носит роса, рослый 6. Разделите слова на группы по значению. Близки ли по значению горе, гора, горел, горечь, горение, горюшко, горелый, горчица, горький, пригорелый, огорчение, пригорюниться 7. Включите в собственные предложения нижеперечисленные слова. горчица, горный, пригоревший крот, кроткий, короткий, укротитель печной, печальный, печать переводчик, водитель, подводник 8. Вставьте пропущенные слова с тем же корнем, что у выделен Скоро сказка... , да не скоро дело .... Хватит тебе, молодцу, горе.... Не впервой волку зиму .... Молодое растет, а старое.... На... и рак —рыба. Все живое хочет.... 9. Словарный диктант. Запишите только те слова, в которых корень осина, оса, осинка, осел, осиновый, осинник, подосиновик, ослик Составьте предложения с записанными словами. 10. Сгруппируйте слова по значению. Выделите корень. Составьте лук, лучик, лучок луч, луковица, лучистый лучевой, излучина, луковый излучение, луковичный, облучение 11. Выпишите слова с корнем -бег- в первый столбик, с корнем -вар- // этап: понимание знаний______________________ 45 повар, выход, разбег, бегает, варит, вареный, ходит, поход, варенье, выходной, бегун, забег, сварил, вареник, ходьба, побег, проходная, беговая, отвар, бегущий, ходоки. 12. Разделите слова на группы по значению. Выделите корень. Со река, речь, речевой, реченька, речистый, речушка, речной, наречие, речник, заречье, изречение 13. Прочитайте однокоренные слова и объясните, почему они явля снег вред зверь снеговой вредитель зверек снеговик вредный звериный снегурочка вредить зверинец 14. Подберите к словам дом, двор, жар, шаг родственные слова. Домик, жаркое, дворник, жарить, жара, домашняя, дворняжка, жаркий, домище, шагать, дворец, шагом. Поставьте в словах ударение. Выделите корень. 15. Прочитайте слова. Выпишите пары слов с общим корнем.
гусь - гусята кот - котята тигр - тигрята ворона - воронята лошадь - жеребята овца - ягнята ласточка - птенцы волк - волчата корова - телята аист - аистята свинья - поросята лиса - лисята курица - цыплята коза - козлята собака - щенята 16. К словам, написанным слева, подберите родственные слова. маляр, маленький малыш, малевать, размалеванный, малютка, малюет . дорога - дорогой дорожный, дорого, подорожал, при- дорожный, подорожник, дороговизна
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|