Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Помнишь ли ты, чему научился?. Что мы знаем о звуках и буквах?. 4. Кто главнее?. 5. Как стать волшебником. 6. Ступеньки. 7. Пропала буква




22___________________________________________

« практическое овладение навыками образования слов при помо­щи приставок;

. понятие о предлогах, дифференциация предлогов и приставок; . практическое овладение навыком подбора антонимов, синонимов; . понятие о многозначности слов.

Количество часов, отводимых на каждую тему, зависит от состава группы и объема нарушений у детей.

Помнишь ли ты, чему научился?

'     Ты живешь в мире слов. Каждое слово - маленькое чудо. У слова

долгая и интересная жизнь. Подружись со словом - и ты откроешь уди­вительную страну родного языка.

Сколько звуков в слове жизнь! А сколько в нем букв? Почему букв больше, чем звуков?

Какие мягкие согласные звуки в слове мел!

Как обозначается мягкость согласных на письме?

Что мы знаем о звуках и буквах?

Звуки - это материал, из которого строятся слова. Сами по себе звуки ничего не значат. Зато они различают слова. Поменяешь звук - по­лучится совсем другое слово или совсем слова не будет.

Звуки бывают гласными и согласными. Они помогают друг другу. Гласные звуки соединяют согласные в слоги. А из слогов, как из кирпичи­ков, составляются слова.

В каждом слове один кирпичик самый главный. Это ударный слог. Если неправильно поставлено ударение, можно совсем не понять слово.


H_fi этап коррекционно-развивающего обучения 23

8. Все ли слова построены из слогов? (нет - в, к)

9. Могут ли в совсем разных словах все звуки быть оди­
наковыми? (омонимы).

1. Прочитайте стихи. Выпишите выделенные слова. Поставьте в
них ударение.

От удивленья охнул кок И почесал затылок: Капустный бросился вилок Вскачь от ножей и вилок.

(Я. Козловский)

Иголка ходит вверх и вниз, Вот листья появились. Сосет Аленушка ирис, А вышивает ирис.

(Я. Козловский)

2. Прочитайте стихи. Выпишите выделенные слова. Поставьте в
них ударение.

Скорей, сестра, на рыб взгляни, Попались на крючок они! В ведерко руку окуни. Не бойся - это окуни.

(Я. Козловский)

Серая ворона черного ворона Утром ругала, присев на сучок. Новость о том разнесли на все стороны Сплетницы-кумушки сорок сорок.

(Я. Козловский)

3. Прочитайте сразу два предложения. Найдите слова с одинако­
вым написанием, но различным звучанием. Обратите внимание, как
ударение меняет смысл слова.

Я варю уху.                             Лена мыла пол.

I                                             I

Мама похвалила Варю.        Вера принесла кусочек мыла.


24

Спишите предложения. Поставьте ударение в словах с одинаковым написанием.

4. Кто главнее?

Вот два слова без согласных : у_е_ «_; у_ и_ е_. Какие это слова?

А вот те же слова без гласных: __ч_н_к; _ч_т_ль. Догадались?

Значит, согласные звуки главнее гласных? Пожалуй. Но без глас­ных они не могут соединиться, поэтому и называются согласными. Зна­чит, ни согласным, ни гласным друг без друга нельзя.

и

5. Как стать волшебником

Хочешь превратить луну в розы! Замените в слове луна 3-й звук согласным ж, вместо у - о и т. д.

Цепочка слов: луна-лужа -ложа - кожа - кожи - козы -розы...

6. Ступеньки

Поднимись с                   ПУ ПЮ                    Спустись с

твердым                ПО                      ПЕ                   мягким

согласным ПА                                         ПЯ согласным

7. Пропала буква

Ребенок выходит с карточкой. Например:

Напишите «мо», поставьте точку. Пишите дальше.

- Какую букву я пропустила? Петя, иди к доске, впиши пропу­щенную букву. Прочитай, проверь.

Второй ребенок: В слове Москва буква «с» обозначает звук [с], звук [с] в середине слова. Можно специально сделать ошибку.

Задание:

(

Исправьте, объясните. Составьте предложение с этим словом, за­пишите, прочтите.

8. Выборочное письмо

Запись слов с определенным звуком; звуком на определенном мес­те; с двумя оппозиционными звуками; отбор картинок с последующим анализом и записью.


ц_й этап коррекционно-развивающего обучения 25

9. Живые слоги (слова)

Два ребенка.

1-й ребенок: Я — ман.

2-й ребенок: Я - кар.

Как надо поставить слоги, чтобы получилось слово (предложение).

Запись, чтение.

10. Послушайте, запомните, запишите

са-со- са

~-                      са-со -су и т. п.

Анализ по следам записи.

11. Чтение слоговых таблиц на время

(использовать секундомер)

Ведение учеником части занятия.

Цель: уметь следить за связной речью, сосредотачиваться, исполь­зовать в речи термины.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...