Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III-й ЭТАП




Блок 1


 


17. К словам, написанным слева, подберите родственные слова
Напишите их в две колонки, обозначьте корень.

шипит, шипы                    шипучка, зашипел, шиповки, шипу-

чий, шипение, шипящий, шиповник

вода, водит                     водитель, водяной, водный, подво-

дит, заводим, подводник, уводил, во­дянистый, заводной

18. Внимательно прочитайте слова. Найдите в каждой строчке два
однокоренных слова. Выпишите их, обозначьте корень.

скорость, сколько, скорлупа, скорый, скобки; коробка, короткий, кормить, коротышка, коричневый; весло, весенний, веселый, весело, весовщик; бродить, броневик, бросок, бродяга, брошка.

19. Внимательно прочитайте группы слов. Найдите слова, не отно­
сящиеся к данной группе.

печально, печаль, печальный, печатать, опечалить, печник, печа­литься;

слабый, слабость, ослабеть, слава, сладкий, слабенький, рас­слабиться.

Выпишите однокоренные слова, обозначьте корень.

20. Внимательно прочитайте группы слов. Найдите слова, не отно­
сящиеся к данной группе.

желтеть, желать, желтеет, пожелтеть, железный, желток, желтень­кий, желтоватый;

ослик, осел, осложнить, ослица, ослепить, ослиный, осленок.

Выпишите однокоренные слова, обозначьте корень.

21. Используя данные слова, составьте словосочетания или пред­
ложения так, чтобы было ясно значение корня.

проживать - прожевать висеть - вешать спеши - спиши чистота - частота запевать - запивать


/// этап: применение знании



слизать - слезать поседеть - посидеть

III-й ЭТАП

1. Сравните и докажите какое слово лишнее. Почему?

сыр, сырник, сырость, сырный соль, солонка, солист, солить горе, горный, горка, горняк, гора пол, поле, половник, половичок

Составьте предложения с «лишними» словами.

2. Объясните и докажите, что каждая группа слов - однокоренные.

дождь, дождливый, дождевик, дождик сор, соринка, мусор, сорняк, сорить дуб, дубрава, дубинка лес, лесник, лесовой, лесистая

Составьте предложение по схеме:

3. Прочитайте. Сделайте вывод о значении слова труд.

Труд. Какое это прекрасное слово! труд, трудиться, трудовой

Во многих словах труд является корнем. Но труд не только корень слова. Труд - корень всей нашей жизни. Все создано трудом людей.

(по Ю. Яковлеву)

Объясните, почему труд называют корнем жизни. Выделите корень в родственных словах. Докажите, что эти слова являются родственными.

4. Сравните, чем отличаются выделенные слова по написанию и по
смыслу. Обобщите.

Мед медведь в лесу нашел - мало меда, много пчел. Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет. Метла Мила не мила, нужно, чтобы чисто ошмеяа. Квартира удобная - спи на боку. Ляжешь в Москве, а проснешься в городе Баку.



Блок 1


 


5. Какое слово не подходит? Докажите почему. Составьте пред­
ложения.

полет, лето, летчик море, уморить, моряк, морской гора, горе, горка, горный, предгорье медовый, медок, медный, мед вода, провод, водичка, приводниться

6. Объясните значение данных слов. Какая часть слова помогает
это сделать? Составьте предложения.

земляника, перина, шиповник, лесник, среда, победитель, садов­ник

7. Выпишите те словосочетания, которые допустимы в речи и со­
ставьте с ними предложения.

Маслить маслом, старый старик, варить варенье, делать дело, работать работу, угощать гостя, петь песни, жарить жаркое, писать пись­мо, начинать сначала, закончить до конца, откусить кусочек, ясно объяс­нить, виться вьюном, ходуном ходить, красить краской, криком кричать, глазеть глазами, белить белилами, знать не знаю, точить точилкой, ко­сить косой.

8. Подберите однокоренные слова.

9. Сравните однокоренные слова по значению. Сделайте вывод.
Составьте словосочетания.

освещение, вещи, вещевой, вещун, весть, вещички, завещание, ве­сточка, известие

10. Являются ли однокоренными слова: шлем, гимнаст, гимна­
стерка?


/// этап: применение знаний



Спишите слова, обозначьте корень правильно.

12. Спишите текст. Вставьте пропущенные слова, обозначьте их
корень. Обоснуйте свой выбор.

Зимой птицам холодно и голодно. Им нечем... . Дети решили... птиц. Они сделали... и насыпали на них.... Всю зиму дети... птиц. Они... их крошками, семечками и зерном.

Слова для справок: кормили, подкармливали, корм, кормушки, кормиться, накормить

13. К словам левого столбика образуйте однокоренные слова в
порядке схем:

К каждой схеме подберите по одному слову с любым корнем тако­го же состава.

15. Установите значение корней в следующих словах:



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...