III-й ЭТАП
Блок 1
17. К словам, написанным слева, подберите родственные слова шипит, шипы шипучка, зашипел, шиповки, шипу- чий, шипение, шипящий, шиповник вода, водит водитель, водяной, водный, подво- дит, заводим, подводник, уводил, водянистый, заводной 18. Внимательно прочитайте слова. Найдите в каждой строчке два скорость, сколько, скорлупа, скорый, скобки; коробка, короткий, кормить, коротышка, коричневый; весло, весенний, веселый, весело, весовщик; бродить, броневик, бросок, бродяга, брошка. 19. Внимательно прочитайте группы слов. Найдите слова, не отно печально, печаль, печальный, печатать, опечалить, печник, печалиться; слабый, слабость, ослабеть, слава, сладкий, слабенький, расслабиться. Выпишите однокоренные слова, обозначьте корень. 20. Внимательно прочитайте группы слов. Найдите слова, не отно желтеть, желать, желтеет, пожелтеть, железный, желток, желтенький, желтоватый; ослик, осел, осложнить, ослица, ослепить, ослиный, осленок. Выпишите однокоренные слова, обозначьте корень. 21. Используя данные слова, составьте словосочетания или пред проживать - прожевать висеть - вешать спеши - спиши чистота - частота запевать - запивать /// этап: применение знании слизать - слезать поседеть - посидеть III-й ЭТАП 1. Сравните и докажите какое слово лишнее. Почему? сыр, сырник, сырость, сырный соль, солонка, солист, солить горе, горный, горка, горняк, гора пол, поле, половник, половичок
Составьте предложения с «лишними» словами. 2. Объясните и докажите, что каждая группа слов - однокоренные. дождь, дождливый, дождевик, дождик сор, соринка, мусор, сорняк, сорить дуб, дубрава, дубинка лес, лесник, лесовой, лесистая Составьте предложение по схеме: 3. Прочитайте. Сделайте вывод о значении слова труд. Труд. Какое это прекрасное слово! труд, трудиться, трудовой Во многих словах труд является корнем. Но труд не только корень слова. Труд - корень всей нашей жизни. Все создано трудом людей. (по Ю. Яковлеву) Объясните, почему труд называют корнем жизни. Выделите корень в родственных словах. Докажите, что эти слова являются родственными. 4. Сравните, чем отличаются выделенные слова по написанию и по Мед медведь в лесу нашел - мало меда, много пчел. Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет. Метла Мила не мила, нужно, чтобы чисто ошмеяа. Квартира удобная - спи на боку. Ляжешь в Москве, а проснешься в городе Баку. Блок 1
5. Какое слово не подходит? Докажите почему. Составьте пред полет, лето, летчик море, уморить, моряк, морской гора, горе, горка, горный, предгорье медовый, медок, медный, мед вода, провод, водичка, приводниться 6. Объясните значение данных слов. Какая часть слова помогает земляника, перина, шиповник, лесник, среда, победитель, садовник 7. Выпишите те словосочетания, которые допустимы в речи и со Маслить маслом, старый старик, варить варенье, делать дело, работать работу, угощать гостя, петь песни, жарить жаркое, писать письмо, начинать сначала, закончить до конца, откусить кусочек, ясно объяснить, виться вьюном, ходуном ходить, красить краской, криком кричать, глазеть глазами, белить белилами, знать не знаю, точить точилкой, косить косой. 8. Подберите однокоренные слова.
9. Сравните однокоренные слова по значению. Сделайте вывод. освещение, вещи, вещевой, вещун, весть, вещички, завещание, весточка, известие 10. Являются ли однокоренными слова: шлем, гимнаст, гимна /// этап: применение знаний Спишите слова, обозначьте корень правильно. 12. Спишите текст. Вставьте пропущенные слова, обозначьте их Зимой птицам холодно и голодно. Им нечем... . Дети решили... птиц. Они сделали... и насыпали на них.... Всю зиму дети... птиц. Они... их крошками, семечками и зерном. Слова для справок: кормили, подкармливали, корм, кормушки, кормиться, накормить 13. К словам левого столбика образуйте однокоренные слова в К каждой схеме подберите по одному слову с любым корнем такого же состава. 15. Установите значение корней в следующих словах:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|