Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

11-й этап коррекционно-развивающего обучения




11-й ЭТАП КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

При общем недоразвитии речи (ОНР), нерезко выраженном ОНР или выраженном ОНР нарушены как звуковая сторона речи, так и поня­тийная ее сторона.

Нарушения звукопроизношения в виде дефектного произношения нескольких оппозиционных групп, смешений и замен (в том числе и ис­каженных звуков) [д] - [т], [з] - [ж], [л] - [р] и др., в виде несформирован-ности (или недостаточной сформированности) фонематических процес­сов приводят к следующим последствиям: недостаточная сформирован-ность к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового со­става слова; недостаточная сформированность к успешному овладению грамотой, трудности к успешному овладению письмом и чтением.

Нарушения понятийной стороны речи проявляются в нарушениях лексического запаса слов и грамматического строя речи. Словарь ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноце­нен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов, смешение по смыслу и по акустическому сходству), в речи отмечаются многочисленные грамматические нарушения.

Рассмотрим подробнее, в чем проявляются вышеназванные нарушения. Ограниченность словаря - это и количественная и качествен­ная характеристика лексического запаса учащихся. Особенность словарного запаса детей с ОНР проявляется в виде трудностей в овладе­нии семантикой (значением) слов. Следствием этого являются много­численные ошибки в употреблении слов. У детей с ОНР перенос назва­ния одного предмета на другой может происходить на основе:

2. Л Г. Кобзарева и др.


18

. звуковой близости слов (по акустическому сходству и функцио­нальному назначению), например, клубок - колобок;

• отождествление наглядной ситуации - замещения названия
предмета внешне сходным (плащ - пальто)',

• сходного назначения (тарелка - блюдце);

• ситуационной связи друг с другом (рама — окно, марка - кон­
верт);

• обозначение вместо предмета всей ситуации, что ведет к пери­
фразу (душ - кран льет воду);

• замещения на основе родственных семантических групп -
расширение смыслового содержания (идет черепаха, идет по пес-

ку)',

• сужения смыслового содержания (зашивает швея, зашивает
пальто);

• смещения лексико-грамматических признаков сходных слов (са­
молет заземлился, засмотрелся на интересное кино).
Эти ошиб­
ки составляют качественную характеристику лексического запа­
са детей с ОНР.

Нарушения лексики проявляются также в нарушениях слоговой структуры слова: элизии (усечение слога, пропуск гласного звука или бук­вы); повторы слова (персеверации); уподобление одного слога другому (антиципация); перестановки слогов; добавление слога, гласного звука или буквы. Нарушения лексики проявляются также в нарушениях морфологической структуры слов, в словоизменении, в словообразовании.

Нарушения количественного объема словаря проявляются в том, что словарь детей с ОНР может быть ограничен рамками обиходно-бытовой лексики, может быть менее обиходного, в запасе слов мало прилагательных, наречий. Отсутствие тех или иных лексико-грамма­тических разрядов слов, недостаточное количество глаголов в актив­ной речи детей указывает на отставание развития лексико-граммати­ческих средств языка.

У детей с ОНР, выраженным или нерезко выраженным ОНР отмеча­ется наличие аграмматизмов в виде отсутствия сложных синтаксических конструкций, аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций. Задания на построение простых предложений с большим распространением и сложных, а также задания на сокращение или распространение предложений выполняются детьми ошибочно. Наруше­ния грамматического строя речи проявляются в нарушении количества и


11-й этап коррекционно-развивающего обучения 19

места слов в предложении (пропуски основных слов, особенно глаголов) -это структурные аграмматизмы. Наблюдаются ошибки в согласовании, управлении, примыкании. Они обусловлены недостаточным усвоением норм падежного и предложного управлений - это морфологические аграмматизмы. Семантические аграмматизмы проявляются в неправиль­ном употреблении слов при составлении фразы.

Вследствие недостаточной ориентировки в языковых явлениях, несовершенного набора средств языка у детей с ОНР наблюдается недо­статочное понимание учебных заданий, трудности в усвоении учебных терминов, трудности в формулировании собственных мыслей, в оформлении собственных высказываний из-за недостаточно развитой связной речи.

Поэтому одной из главных задач корригирующего обучения явля­ется коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно-воспитательного воздействия на логопедических занятиях.

Тенденция современного обучения состоит в побуждении детей к выполнению различных видов рече-мыслительной деятельности в процессе учебной работы.

Если на I этапе работы по коррекции ОНР основной задачей явля­лось формирование полноценных представлений о звуковом составе сло­ва, то на II этапе основной задачей будет формирование полноценных обобщений о морфологическом составе слова, на III этапе - синтаксичес­ких обобщений, поскольку именно ему подчинено правописание подав­ляющего большинства слов. Каждая общая для родственных слов значи­мая часть (морфема) пишется всегда одинаково, независимо от ее звуча­ния. Для успешного овладения детьми морфологическим принципом письма необходимо, чтобы они уже овладели:

1) фонетическим принципом письма (как слышим, так и пишем).
Это была задача I этапа;

2) хорошо владели морфологическим анализом слов - находили
приставку, корень, суффикс, окончание;

3) обладали достаточно большим, систематизированным словарным
запасом, накопленным за счет родственных, однокоренных слов,
слов-обобщений, синонимов, антонимов, осмысленным исполь­
зованием многозначных слов, образных выражений;

4) грамматическими нормами родного языка.

Итак, формирование морфологических обобщений составляет важ­нейший аспект совершенствования речи, который включает следующие 2*


задачи: уточнение значений как имеющихся у детей в активном запасе слов, так и приобретенных вновь, дальнейшее обогащение словарного запаса как за счет слов, обозначающих обобщенные и абстрактные поня­тия, слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словоизменения и словообразования, развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения навыком лексической сочетаемости слов, словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций; формирование умения активно пользоваться простыми предложениями с распространением (до 7 и более слов), с однородными членами, а также со сложносочиненными и некоторыми сложноподчиненными конструкциями; систематизация основных синтак­сических и морфологических закономерностей языка.

То есть на II этапе коррекционно-развивающего обучения дети с ОНР осваивают язык, его лексико-грамматические средства - формы, значения и функции. Слово является одной из значимых единиц языковой системы: оно называет, имеет звуковое оформление, несет смысловое содержание, а значит является частью познания.

За каждым словом скрывается сложная система связей и отноше­ний, которые в нем отражаются. Слово имеет еще и грамматическое зна­чение и грамматическое оформление. Обогащение словарного запаса происходит в процессе усвоения детьми различных способов слово­образования.

В процессе данной работы происходит развитие восприятия и различения значимых частей слова. Обогащение лексики должно происходить также за счет усвоения детьми предлогов, союзов, междо­метий, т. к. без знания этих слов дети не смогут овладеть структурой различных типов предложений и связной речью.

Обогащение лексического запаса происходит как путем накопле­ния слов, так и за счет усвоения детьми богатства и разнообразия связей и отношений между словами, т. е. усвоение групп слов. Т. е. научить уча­щихся производить отбор и группировки слов по различным признакам: морфологическим (по общности корня, приставки, суффикса), по лекси-ко-семантическим признакам (по общности или противоположности зна­чений, по обобщениям (например, слова, обозначающие движение: идти, ехать, бежать, слова, обозначающие речевую деятельность молвить^, ответить, сказать).


11-й этап коррекционно-развивающего обучения 21

Через прием сравнения легче усваиваются связи между лексичес­кими единицами, т. е. лексические задачи должны отрабатываться в сло­восочетаниях и предложениях. Например, при изучении темы «Образование слов при помощи приставок» дети усваивают модели различных предложений, т. к. значение каждого образованного с помо­щью приставки слова уточняется в контексте, т. е. в словосочетании или предложении.

При изучении антонимов дети овладевают моделями сложносочи­ненных предложений с союзом я. При изучении синонимов дети овладева­ют навыком построения предложений с однородными членами. При изу­чении темы «Родственные и однокоренные слова» дети учатся подбирать родственные слова, находить корень и безударную гласную в нем, нахо­дить место ударения в слове, выделять слова с ударением в определенной позиции. При изучении темы «Состав слова» осуществляется работа по совершенствованию навыков полноценного чтения и письма: чтение таб­лиц на различные грамматические формы (дом, дома, к дому, за домом; на кустах, на домах, на ногах); чтение слов с одним корнем, но разными приставками (поход, уход, приход); чтение слов с разными корнями, но одинаковой приставкой (приползти, приплыть, принести); чтение однокоренных слов (море, моряк, морской, заморский). После прочтения слова обязательно сопоставляются, выясняется их звуко-буквенный состав, сходство и различие, лексическое и семантическое значение.

Таким образом, на II этапе коррекционного обучения дети накап­ливают опыт и вырабатывают умение различения и выделения морфо­логических частей слова, расширяют запас однокоренных слов, совер­шенствуют навык выбора проверочных слов, т. е. формируется механизм словоупотребления, фонетически, грамматически и семантически правильное употребление слова в предложении.

Итак, основным содержанием в коррекционном обучении должна быть работа по усвоению значения слова, расширению стоящей за ним системы связей.

Последовательность проводимой на II этапе работы может начать­ся с уточнения имеющихся у детей представлений о составе слова и продолжиться в следующей последовательности:

• практическое овладение понятием о родственных и однокоренных
словах и их подбором;

• практическое овладение навыками образования слов при помо­
щи суффиксов;


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...