Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коррекция развития школьников в процессе обучения




10_________________________________________________

Особенности:

1. Изучение условий возникновения того или иного явления.

2. Экспериментальное создание условий его возникновения.

Д. Б. Эльконин отмечал целесообразность сближения диагностики с процессом формирования. Ребенку предлагается выполнить задание, которое он сам осуществить не может, но такое, чтобы обучение было возможным. Оценивается то, как ребенок переходит на более высокий уровень. Другим условием является использование дозированной помо­щи, системы подсказок. Количество подсказок определяет величину зоны ближайшего развития.

Мы решаем задачу вместе с ребенком, создается мотивация.

При обследовании в этом случае отмечается не только результат, но и способ решения, переключение, инициатива, каковы повторы, ошиб­ки, паузы, характер ответов после паузы. Обследование носит неформаль­ный характер и имеет форму активного поиска.

Например: материал - любая классификация.

Вначале предлагаем выполнить задание самостоятельно, затем с под­сказками (фиксируется количество подсказок), затем аналогичное задание.

Умственное развитие и обучаемость фиксируются по трем пока­зателям:

1. Активность - пассивность;

2. Способность к логическому переносу - отсутствие переноса,
«частичный» перенос.

3. Восприимчивость к помощи.

Д. Б. Эльконин ввел новое понятие возрастной нормы. Он считал возрастной нормой не наиболее распространенный, а наиболее высокий уровень развития. Точкой отсчета при определении уровня развития каждый данный момент является уровень, достигаемый к концу периода при оптимальных условиях обучения и воспитания.

Диагноз желательно формулировать в деликатной форме с учето\ интересов ребенка и его защиты, не допуская психологических травм. Прогноз целесообразно строить, исходя из позиции педагогического оп­тимизма, стремясь в каждом ученике найти сильные стороны развития, на которые можно опереться в дальнейшей работе. Педагогический прогноз важно намечать в двух формах:

1. Как будет развиваться ребенок, если с ним не будет про­водиться специальная работа в тех же условиях;


Диагностика развития школьников



 


2. Как будет развиваться ребенок, если с ним будет свое­временно проводиться дополнительная коррекционная работа.

Необходимо в ходе диагностики и коррекции усиливать индивиду­альность ребенка, развивать чувство самоуважения и достоинства, моти-вационно-смысловую сферу личности учащегося. Для этого чаще ста­вить его в ситуацию выбора, оценки своих результатов. Стремиться, что­бы ребенок сам захотел измениться, а не предлагать готовые рецепты поведения. Помочь самому находить выход из своих проблем, самостоя­тельно принимать решения, учить понимать учебную задачу, смысл зада­ний и упражнений.

«Для чего мы выполняем это упражнение? Что мы сегодня узнали? » Конечной целью диагностики должна быть практическая помощь конкретному ученику.


КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Коррекция опирается на данные изучения ребенка. Выясняются затруднения ребенка, причины и время их возникновения, на каком этапе обучения усилились, как они отразились на общем уровне ум­ственного развития, какова структура отклонения (например, пер­вичное нарушение может состоять в низком умственном развитии, а вторичная - в снижении мотивации учения). Например, причинами неуспеваемости могут быть пробелы в знаниях, низкая успеваемость, невладение мыслительными операциями, заблокированные по причине ошибок учителя умственные способности (так называемая «выучен­ная беспомощность»).

Целесообразна коррекция с опорой на ЗБР. Желательно определить основу для компенсации, выявить, на какие сохранные качества ребенка можно опереться, например, на широкий запас знаний или на положи­тельную мотивацию к учению.

Коррекция отклонений в мыслительной деятельности включает в себя создание у ребенка мотива достижения результата, помощь в построении плана будущего действия, обучения мыслительным опера­циям, сопоставлению различных способов действий и т. д.

Необходима своевременная диагностика (с 3 - 4-х лет), ибо от­клонения в поведении дошкольников (низкая познавательная актив­ность, импульсивность, расторможенность и др. ) могут служить при­знаком возможных будущих неблагополучий в школе; своевременная коррекция, постановка коррекционных целей, достижение которых можно осуществить за 4 - 6 недель, чтобы получить зримые результаты,


________________________________________________________ 13

стимулирующие учащихся и родителей; коррекционные цели ставить позитивно: не устранение отклонений, а формирование, например, мотивации, создание обстановки психологической безопасности для ребенка.

В работе с педагогически запущенными детьми (но, может быть, с сохранной обучаемостью) надо устранить пробелы в знаниях, довести до необходимого уровня учебную деятельность, стимулировать самооцен­ку, создавать возможность выбора в занятиях, повышать личную ответ­ственность.

В работе со школьниками с низкой обучаемостью важно пред­усмотреть специальные, разделенные на мелкие этапы упражнения с опо­рой на схемы, проговаривание, применение развернутой инструкции с регулярным контролем; использование не только подсказок, но и стиму­лирование активности учащихся, обучение их постановке целей.

С детьми с акцентуациями характера - психотерапевтическая ин­дивидуальная работа, карточки с индивидуальными заданиями.

В случаях «вынужденной беспомощности» - восстановить моти­вацию, устраняя ошибки учителя, подкрепляя даже небольшие успехи ребенка.

В работе с детьми с низкой мотивацией используется, например, изменение позиции слабого ученика, когда он ведет часть занятия, зани­мается с более слабым учеником, применяются сначала более слабые, легкие задания, укрепляющие положительную мотивацию к учению.

В последнее время составляются разные стратегии воздействия взрослого на ребенка. Стратегия развития понимается как раскрытие творческого потенциала ребенка, усиление заложенных в нем возмож­ностей, помощь в обретении веры в свои силы, стимулирование актив­ности, самостоятельности, ответственности, т. е. как развитие, идущее изнутри.

Формирование предполагает направленное воздействие на ребенка, но эти воздействия не должны нарушать внутреннего развития ребенка, а учитывать его индивидуальность, предоставлять ему право выбора.

Дать в руки ученика максимум того, что накопило человечество, чтобы он мог осознанно выбрать те средства, которые созвучны его ин­дивидуальности.

Психологической сущностью новых технологий обучения должно стать планирование учебного процесса от ученика, т. е. психологически ориентированное обучение.


ЭТАПЫ И УРОВНИ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ

1-й ЭТАП воспроизведения знаний устанавливается вопросами и заданиями типа: назови, перечисли.

П-й ЭТАП понимания знаний - заданиями типа: объясни, нарисуй схему.

111-й ЭТАП применения знаний типа: сравни, докажи, сделай вывод.

Передовые учителя подчеркивают роль положительных мотивов и рмоций в обучении и развитии. В. Ф. Шаталов отмечал: «Ученик должен учиться победно». Представитель одной из болгарских школ Г. Лозанов считает, что правильно организованное (суггестивное) обучение сопровождается отсутствием усталости, предусматривает ненапряженную концентрацию, ибо напряжение очень утомляет и расходует энергию уча­щегося. Эти психологические состояния достигаются внутренней моти­вацией (установкой учителя на резервные возможности ученика), широкой вариацией условий обучения, ситуацией свободного общения на заняти­ях, отсутствием оценок. Внешняя расслабленность не мешает внутренней концентрации учащегося.

Суггестивная гипермнезия - повышенная запоминаемость путем внушения в состоянии бодрствования (метод Лозанова).

Метод представляет интерес для логопедов в процессе фронтальных занятий, т. к. при суггестивном обучении выявляются скрытые резервные возможности памяти. Запоминание приближается к непосредственному, естественному детскому запоминанию. Именно таким путем идет есте­ственный процесс доречевого и речевого развития ребенка, в памяти ребенка накапливается основная доля информации. Использование слу­хового анализатора оправдано тесной органической и функциональной связью корковых речевых и слуховых центров.

Важное условие:

Неосознанный процесс запоминания в момент спокойной пред­метно-игровой деятельности, многократное повторение. Записанный на магнитофон текст воспроизводится в течение 20-30 мин. 2 раза в день (3 месяца) во время свободных игр детей.

Метод прост, физиологичен, может применяться везде, достаточно изменить текст и время звучания записи (например, постепенное формирование словарного запаса).


Коррекция развития школьников____________________ 15

Г. Лозанов отмечал, что на учащихся влияет не только прямая информация (от учителя), но и материал, который охватывается «боко­вым» зрением, оттенки общения (интонация, ритм речи учителя, паузы), общий фон - свет, звуки.

Роль неосознаваемого в учении достаточно велика, т. к. оно разгружает сознание ученика. Учитель управляет непроизвольным вни­манием, памятью в учебном процессе, создает второй план обучения, который необходим для высокопроизводительной работы.

Обучение на высоком уровне трудности (Л. В. Занков) требует предъявлять задания, «нащупывающие» верхний предел возможностей. При необходимости степень трудности заданий снижается, дифферен­цируется. Вопросы должны вызывать у детей активную работу мысли: анализ, сравнение, сопоставление, отнесение слов к группам. Один ребенок дает ответ, у другого возникает мысль по аналогии, начинается живое, активное обсуждение. Учитель-логопед подхватывает мысль, развивает ее, обобщает. Недопустима интенсификация темпа занятия ради интенсификации, спешка, нагромождение упражнений и заданий на за­нятии.

Должно быть обеспечено оптимальное развитие каждого.

Методы:

[

многогранность, процессуальность, разрешение коллизий, вариантность.

Познание учащихся движется при постоянном тесном переплетении новых знаний с ранее полученными.

Занятие может начаться с нового вопроса, связь которого с прежним опытом дети осознают самостоятельно или с постепенным нарастанием меры помощи со стороны логопеда. Или занятие может развертываться в виде постоянного углубления. Главное - не гладкость занятия, когда дети безошибочно отвечают на вопросы, а естественный процесс развертыва­ния познания - с его ошибками, трудностями, эмоциями удовольствия, радости, огорчения, преодоления инертности и лени. Дети при этом многосторонне раскрываются, следовательно, создаются возможности для их полноценного обучения.

Отношения при этом должны быть добрыми, доверительными, на­сыщенными положительными эмоциями; обстановка занятий - радостная, атмосфера увлеченности и удовлетворенности детей процессом учения. Методы должны аппелировать не только к интеллекту, но и к чувствам


16_________________________________

детей. Исключительное значение имеет возможность делиться на заня­тии своими личными наблюдениями.

Л. Г. Выготский обосновал возможность и целесообразность обу­чения, ориентированного на развитие ребенка. Отказ от сведения развития ребенка к развитию только познавательных функций и выдвижение на первый план процесса его становления как субъекта разнообразных ви­дов и форм человеческой деятельности. Не обучаемый индивид, а само­изменяющийся объект учения —учащийся. К концу дошкольного возраста формируется потребность в реализации себя как субъекта и в расширении сферы этой реализации.

Обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учеб­ной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему, - такова исходная задача развивающего обучения. Качественное усвоение детьми достаточно сложной системы понятий, опираясь на учеб­ную деятельность репродуктивного типа, невозможно. Ученик должен понимать, почему он делает именно так, а не иначе.

Основной метод - учебное исследование. Любое исследование по своей природе коллективно, оно предполагает сопоставление позиций, методов, результатов.

Организация занятий проводится в форме развернутого коллек­тивного учебного диалога. Чтобы организовывать, направлять и под­держивать такой диалог, дефектолог должен хорошо владеть техникой педагогического общения «изнутри», т. е. включаясь в диалог как один из его участников.

В развивающем обучении неприемлема авторитарная позиция учи­теля, руководящего учебным процессом. Единственно возможной явля­ется позиция делового партнера, активно сотрудничающего с детьми в процессе решения учебных задач.

Необходимым условием эффективной коррекционной работы яв­ляется создание условий, вызывающих положительные эмоции. Успеш­ное обучение при безразличном отношении к работе невозможно, поэто­му необходимо обеспечить личностную включенность ребенка в работу. Переживание маленьких успехов в учебе, удовольствие от хорошо проделанной работы, достаточно быстрое достижение изменений в уче­нии личностно включает ребенка в занятия, что и является основным ус­ловием успеха.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...