Материал для отработки у учащихся навыка нахождения безударной гласной в корне слова и подбора проверочных слов
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОТРАБОТКИ У УЧАЩИХСЯ НАВЫКА НАХОЖДЕНИЯ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВА И ПОДБОРА ПРОВЕРОЧНЫХ СЛОВ Откуда появляются в уме проверочные слова? Они «вылетают из гнезд». А что это за гнезда? «Гнезда» - это объединение родственных слов в нашем уме. В этом объединении слова связаны в единую семью. «Родственники» в такой семье легко приходят на помощь друг другу. Определите, какие слова в каждой четверке «родственники», а не родственников выбросьте из «гнезда». маленький, малявка, маляр, малыш гроза, грозный, гроздь, грозовой конница, конник, подоконник, конюшня лень, лентяй, лента, ленивец Чтобы проверочные слова быстро приходили в голову, вам надо почаще собирать «гнезда» слов. Каковы же правила игры в собирание слов? 1) Слова от одного корня, «живущие» в одном «гнезде», могут принадлежать к самым разным частям речи. Например:
дом, домашний, домовничать, домовито, доморощенный, бездомный, домище. ___________________________________________________ Блок 2 2) Надо собирать слова с самыми разными приставками и суф Например •
прогул, прогулять, прогульщик, гуляние, загулять, гулянка, нагуляться, отгул 3) В одном «гнезде» могут оказаться корни с чередующимися глас Например:
свеча, освещение, свет двигать, движение зоркий, зрение, зритель, взор 4)В одном «гнезде» могут оказаться «дальние родственники». Они одновременно и имеют общий смысл, и обозначают совсем разные вещи Например: земля - земляной, земной, земельный, землянка, земляк, земледелец, землепроходец. Безударная гласная в корне, проверочные слова 59 В этом тексте есть три группы однокоренных слов. Найдите и выпишите их. Составьте схемы.
2. Прослушайте стихотворение. Какова его основная мысль? Ударный слог Ударный слог, Ударный слог - Он назван так недаром... Эй, невидимка-молоток, Отметь его ударом! И молоток стучит, стучит, И четко Речь Моя Звучит. (А. Шибаев) 3. Прочитайте сказку. Выпишите слова с выделенными буквами. Я познакомился с ней в прошлом году, когда началось мое путешествие по морям и континентам знаний. Отправился я в плавание вместе с веселой ватагой моих ровесников. После странствия по алфавитным островам мы прибыли в большую страну, которой управляла принцесса Грамматика. Хорошо помню свой первый визит во дворец. Они вышли мне навстречу - принцесса и пара графов-Параграфов с такими вот значками: §, §. Параграфы всегда сопровождали принцессу. Стал я знакомиться с Параграфами. - Я вам должен сказать, что переносить нужно только по слогам, - - Я бы вам не рекомендовал писать предлог слитно, - вступил в Постепенно я подружился с разными Параграфами. Благодаря знакомству с ними я полюбил принцессу Грамматику и стараюсь ее не забывать. (по Ф. Кривину) Блок 2
4. Рассмотрите схему образования однокоренных слов. 5. Рассмотрите схему образования однокоренных слов. Напишите однокоренные слова в строчку. Точкой обозначьте безударную гласную в корне, которую нужно проверить. Подчеркнутые слова разберите по составу. Подчеркните ту часть слова, с помощью которой это слово образовано. 6. Соберите однокоренные слова. завалинка, валежник, валик, валун, обвал, перевал, привал, развалины. Напишите имена существительные с корнем -вал- в порядке значений: 1) сухие сучья деревьев; 2) остановка в пути; 3) остатки разрушенного строения; 4) камень; 5) земляная насыпь вокруг стен избы; 6) туго набитая подушка для дивана; 1) дорога через горный хребет; 8) снежные глыбы или камни, упавшие с гор.
Допишите однокоренные глаголы. Какую гласную вы напишете в корне этих слов? 1. Подберите и напишите однокоренные слова с указанным корнем. Выделите его в однокоренных словах. Какими словами можно дополнить каждую группу однокоренных слов?
8. Прочитайте. Сколько групп однокоренных слов в этом тексте? Чистики - небольшие птицы. Они живут в открытом море. Только на время гнездования выходят на берег. Чистики гнездятся на каменных островах. Среди камней строят они свои гнезда. Гнездовья морских птиц надежно защищены от врагов. 9. Прочитайте слова. Выделите голосом ударный слог. море, горы, шапка, голос, тыква, сумка, ветка, лапка, корка, шутка, крыша, сушка, груша, слива, дырка. Начертите схемы слов. Впишите гласные. Обозначьте ударную гласную. Образец: О Е 10. Графический диктант. Прочитайте слова. Выделите голосом светлый, грязный, старый, новый, мокрый, синий, красный, алый, ясный, резвый, яркий, метко, ярко, быстро, тихо, страшно Начертите схемы слов. Впишите гласные. Обозначьте ударную гласную. Образец: Е Ы 11. Прочитайте слова. Выделите голосом ударный слог.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|