Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материал для отработки у учащихся навыка нахождения безудар­ной гласной в корне слова и подбора проверочных слов




МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОТРАБОТКИ У УЧАЩИХСЯ НАВЫКА НАХОЖДЕНИЯ БЕЗУДАР­НОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВА И ПОДБОРА ПРОВЕРОЧНЫХ СЛОВ

Откуда появляются в уме проверочные слова? Они «вылетают из гнезд».

А что это за гнезда?

«Гнезда» - это объединение родственных слов в нашем уме. В этом объединении слова связаны в единую семью. «Родственники» в такой семье легко приходят на помощь друг другу.

Определите, какие слова в каждой четверке «родственники», а не родственников выбросьте из «гнезда».

маленький, малявка, маляр, малыш гроза, грозный, гроздь, грозовой конница, конник, подоконник, конюшня лень, лентяй, лента, ленивец

Чтобы проверочные слова быстро приходили в голову, вам надо почаще собирать «гнезда» слов.

Каковы же правила игры в собирание слов?

1) Слова от одного корня, «живущие» в одном «гнезде», могут при­надлежать к самым разным частям речи.

Например:

|

дом, домашний, домовничать, домовито, доморощенный, бездом­ный, домище.


___________________________________________________ Блок 2

2) Надо собирать слова с самыми разными приставками и суф­
фиксами.

Например •

I

 прогул, прогулять, прогульщик, гуляние, загулять, гулянка, нагу­ляться, отгул

3) В одном «гнезде» могут оказаться корни с чередующимися глас­
ными и согласными, а так же с беглыми гласными.

Например:

I

 свеча, освещение, свет двигать, движение зоркий, зрение, зритель, взор

4)В одном «гнезде» могут оказаться «дальние родственники». Они одновременно и имеют общий смысл, и обозначают совсем разные вещи

Например:

земля - земляной, земной, земельный, землянка, земляк, земле­делец, землепроходец.


Безударная гласная в корне, проверочные слова 59

В этом тексте есть три группы однокоренных слов. Найдите и вы­пишите их. Составьте схемы.

2. Прослушайте стихотворение. Какова его основная мысль?

Ударный слог

Ударный слог,

Ударный слог -

Он назван так недаром...

Эй, невидимка-молоток,

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит,

И четко

Речь

Моя

Звучит.

(А. Шибаев)

3. Прочитайте сказку. Выпишите слова с выделенными буквами.
Совпадает ли их произношение с написанием?

Я познакомился с ней в прошлом году, когда началось мое путеше­ствие по морям и континентам знаний. Отправился я в плавание вместе с веселой ватагой моих ровесников. После странствия по алфавитным островам мы прибыли в большую страну, которой управляла принцесса Грамматика.

Хорошо помню свой первый визит во дворец. Они вышли мне навстречу - принцесса и пара графов-Параграфов с такими вот значками:

§, §.

Параграфы всегда сопровождали принцессу. Стал я знакомиться с Параграфами.

- Я вам должен сказать, что переносить нужно только по слогам, -
говорил мне один Параграф.

- Я бы вам не рекомендовал писать предлог слитно, - вступил в
разговор другой Параграф.

Постепенно я подружился с разными Параграфами. Благодаря зна­комству с ними я полюбил принцессу Грамматику и стараюсь ее не за­бывать.

(по Ф. Кривину)



Блок 2


 


4. Рассмотрите схему образования однокоренных слов.

5. Рассмотрите схему образования однокоренных слов.

Напишите однокоренные слова в строчку. Точкой обозначьте без­ударную гласную в корне, которую нужно проверить. Подчеркнутые сло­ва разберите по составу. Подчеркните ту часть слова, с помощью которой это слово образовано.

6. Соберите однокоренные слова.

завалинка, валежник, валик, валун, обвал, перевал, привал, разва­лины.

Напишите имена существительные с корнем -вал- в порядке значе­ний: 1) сухие сучья деревьев; 2) остановка в пути; 3) остатки разрушен­ного строения; 4) камень; 5) земляная насыпь вокруг стен избы; 6) туго набитая подушка для дивана; 1) дорога через горный хребет; 8) снежные глыбы или камни, упавшие с гор.

Допишите однокоренные глаголы. Какую гласную вы напишете в корне этих слов?

1. Подберите и напишите однокоренные слова с указанным корнем. Выделите его в однокоренных словах. Какими словами можно дополнить каждую группу однокоренных слов?



Безударная гласная в корне, проверочные слова 61


8. Прочитайте. Сколько групп однокоренных слов в этом тексте?
Каждую группу однокоренных слов напишите с новой строчки. Выдели­
те корень.

Чистики - небольшие птицы. Они живут в открытом море.

Только на время гнездования выходят на берег. Чистики гнездятся на каменных островах. Среди камней строят они свои гнезда. Гнездовья морских птиц надежно защищены от врагов.

9. Прочитайте слова. Выделите голосом ударный слог.

море, горы, шапка, голос, тыква, сумка, ветка, лапка, корка, шутка, крыша, сушка, груша, слива, дырка.

Начертите схемы слов. Впишите гласные. Обозначьте ударную гласную.

Образец: О Е

10.   Графический диктант. Прочитайте слова. Выделите голосом
ударный слог.

светлый, грязный, старый, новый, мокрый, синий, красный, алый, ясный, резвый, яркий, метко, ярко, быстро, тихо, страшно

Начертите схемы слов. Впишите гласные. Обозначьте ударную гласную.

Образец: Е Ы

11. Прочитайте слова. Выделите голосом ударный слог.



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...