Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Завершающий шаг - закрепление в управлении новых качеств и свойств, привитых ему в процессе изменения.




 

1. Классическое направление менеджмента (XIX — начало XX в.) - орг-и рассматриваются как эффективно функциони­рующие механизмы. Принято выделять три области: научный менеджмент, концепции бюрократических организаций и административных принципов.

1) Ф. Тейлор стал основоположником научного менеджмента - ос­новное внимание уделялось проблемам повышения производительности труда посредством внесения в процесс управления научно обоснованных измене­ний.

Недостатки: не учитывался социальный контекст работы и возрастающие потребности работ­ников, Не признавались различия между индивидами, Менеджеры, как правило, мало способствовали гармонии и сотрудничеству, к которым стремились Ф. Тейлор и его последователи.

2) Макс Вебер - концепция бюрократических орга­низаций - систематическая, предполага­ющая анализ орг-и как единого целого: - компании должны управляться на безличной, сугубо рациональной основе, - орг. форма - бюрократия (правила, процедуры, инструкции, разделение труда, иерархия).

3) Концепция административных принципов: уделяют основное внима­ние не отдельным рабочим, а орг-и в целом и таким функциям менеджмента как планир-е, орг-я, командная цепочка, координация и контроль произво­дительности труда отдельных рабочих. Основной вклад в внесли Анри Файоль, Мари Паркер Фоллет и Честер Бернард..

А. Файоль выделяет 14 базисных принципов менеджмента: Единовластие, разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единство направления, подчиненность личных интересов общим, вознаграждения персонала, централизация, скалярная цепь, порядок, справедливость, инициатива, корпоративный дух и т.д.

Перенос центра тяжести в упр-ии на человека является основной отличительной характеристикой школы человеческих отношений (20 – 30 гг 20 века). В направлении гуман. менеджмента уделялось основное внимание анализу поведения людей в процессе труда, их потребностям, соц. взаимоотношениям и групповым процессам. Области гуманист направлений менеджмента:

1) движение человеческих отношений (Элтон Мэйо. Результат хоторнских исследований – высокая производительность труда объяснялась особыми отн-ми м/у людьми, их совместной работой);

2) концепция человеческих ресурсов – она связана с удовлетвор-м потребности людей:

а) А. Маслоу, пирамида потр-й: - физиолог. (еда, вода, воздух; в орг-и – гарантированная оплата труда); - в безопасности (общ. порядок; безопасные условия труда); - в принадлежности (взаимоотношения с друзьями; коллегами); - в уважении и самоуважении (признание, повышение статуса); - в самовыражении (самореализация, рост, проявление творческих способностей).

б) Дуглас Макгрегор представил теорию Х: индивид имеет неприязненное отношение к труду, избегает труда; из-за этого людей нужно принуждать к труду материальными стимулами; й человек предпочитает, чтобы им управляли и избегали всяческой ответственности, его амбиции невысоки. Теорию У: когда у людей есть общие цели, они демонстрируют эффективное самоуправление и самоконтроль; в опр. условиях ср. индивид готов взять на себя большую отв-ть; больш-во работников способны на выс. уровень воображения, изобретательства, мастерства.

3) бихевиористский (поведенческий) подход. Он использует научные методы для изучения поведения людей, изучение движущих мотивов поведения раб-ка и его взаимод-е с другими людьми в орг.среде.

 

9. Особенности рос менеджмента. Этапы развития управленч мысли в Рос (19-20вв). богданов тектология

Особенности российского менеджмента заключаются в:

· чрезвычайно высокой скорости протекания политических и социально-экономических процессов в стране, которые не могут не оказать значительного влияния на все сферы человеческой деятельности;

· приоритет корпоративных интересов над личностью.;

· особых чертах менталитета русского человека (все в последнюю минуту).

В России нет такого богатого опыта управления предприятиями в условиях свободной конкуренции, какой имеется на Западе, в связи с чем отмечаются такие проблемы российского менеджмента, как:

· недостаточная изученность спроса. Спрос на тот или иной продукт определяется только по достижению конечного результата деятельности;

· отсутствие долгосрочных целей развития бизнеса;

· отсутствие независимой оценки деятельности российских менеджеров;

· отсутствие школы руководящего резерва, коррупция, невозможность добиться желаемого результата своей предпринимательской деятельности без наличия связей в высоких кругах, денежных средств и т.п.

2 подхода в понимании менеджмента в России:

1) Полное отрицание возможности и необходимости менеджмента в Рос (зап. модели не приживутся);

2) Применение западных моделей менеджмента в готовом виде.

В России наука управления развивалась периодами:

1 этап - до 19 века (основание – М.В.Ломоносов, 1711-1765 гг. – выработаны подходы к экономической политике, внедрение идеи замены рабочих машинами);

2 этап - промышленный переворот в конце 30-х начале 40-х годов 19 в. (переход от мануфактуры к фабрике, замена ручного труда машинным, техническая перестройка, формирование пролетариата и крупной буржуазии);

3 этап - вторая половина 19 в. (, Александра I (1777 - 1825). В 1860г был издан манифест об учреждении министерств, кот строились на принципах единоличной власти и ответственности, П.А.Столыпин, 1862-1911 гг. – автор серии реформ, выступал против хаоса, беззакония, коррупции, взяточничества, защищал идею обеспечения трудолюбивого крестьянина землей, крестьянская реформа 1861г, отменившая крепостное право и положившая начало капиталистич формации в стране».);

4 этап - начало 20 в. (широкое распространение в России процессов индустриализации и коллективизации, А.А.Богданов – автор понятий «организованность» и «дезорганизованность», идеи развития системного подхода и тектологии – науки об общих принципа организации; О.А.Ерманский – создатель теории «организационной суммы» и «оптиума»; «основной закон организации – организационная сумма больше арифметической суммы сил, ее составляющих», «оптиума – нахождение коэффициента рациональности путем сопоставления проделанной работы затраченным силам»; др.);

5 этап - расцвет 20 в. (1967 г. — выделение основных функций НОТ: экономической, психофизиологической, социальной и определение основных задач НОТ: рациональное разделение труда и кооперация, подбор, подготовка и расстановка кадров, обслуживание рабочих мест, внедрение передовых методов и приемов труда, нормирование труда, выбор методов и форм материального и морального стимулирования, улучшение условий труда, укрепление дисциплины труда);

6 этап - современный этап (события августа 1991 г. и завершение социалистического этапа общественного развития; развитие рыночных отношений, развитие идей системного подхода, инноваций, формирование нового типа руководителей «менеджер-профессионал», понятий «стратегические» и «тактические» цели управления).

А.А. Богданов в 1912 году издал свой труд «Тектология. Всеобщая организационная наука». Ее основная идея - в тождественности организации систем разных уровней - от микромира до биологических и социальных.

Анализируя сущность организации, А.А. Богданов высказал идею о необходимости системного подхода к ее изучению, дал характеристику соотношения целого (системы) и элементов и показал, что организационное целое (система) превосходит простую сумму его частей (и наоборот).

Богданов одним из первых в мире ввел понятие системности, указав, что организация есть целое, которое больше суммы своих частей.К числу общих законов, исследуемых организационной наукой, А.А. Богданов относил закон наименьших: если система состоит из частиц высшей и низшей организованности, то ее отношение к среде определяется низшей организованностью; например, прочность цепи определяется наиболее слабым из ее звеньев.

Закон композиции отражает необходимость согласования целей организации: они должны быть направлены на поддержание основной цели более общего характера.

Закон пропорциональности - равновесия отражает необходимость соотношения между частями целого, а также их соразмерность, соответствие или зависимость. Достижение необходимых пропорций, соразмерности, соответствия, соотношений в границах организации любой природы равнозначно повышению жизнеспособности системы и эффективности ее функционирования. Несоответствие между частями, элементами целого называется диспропорцией. Диспропорции снижают эффективность организации, способствуют ее разрушению.

"Всякая человеческая деятельность объективно является организующей или дезорганизующей". Организующая деятельность человека направлена на преобразование окружающего мира в соответствии с потребностями самого человека. Организованным будет комплекс, представляющий собой больше, чем простую сумму составляющих его частей, а дезорганизованным — меньший такой суммы.

 

 

10. Планирование как функция управления. Планирование как процесс и его этапы. Виды планирования. Система планов организации. Система планов на государственной и муниципальной службе.

Планирование как функция управления - построение плана действий в будущем. При помощи него определяется последовательность и содержание шагов, которые должны привести к намеченной цели, устанавливаются намеченные конечные результаты. Планирование как функция управления производством имеет свою сущность, которая проявляется в четкой конкретизации целей дальнейшего развития всего предприятия и каждого его подразделения на отдельно установленный период, в грамотном определении задач и возможных средств их достижения, а также установленных сроков и четкой последовательности организации. При помощи планирования выявляются трудовые, материальные и финансовые ресурсы, которые понадобятся, чтобы решить поставленные задачи. Является одной из важнейших функций управления.

Процесс планирования состоит как минимум из пяти этапов:

1. Прогнозирование. Под прогнозированием понимается работа, выполняемая менеджером, пытающимся заглянуть в будущее. На этом этапе дается оценка риска.(в тетр: 1. прогнозирование(внешних и внутр-х факторов,выявление тенденций,составление прогнозов)2. Постановка целей и задач,выработка предварител-х решений по планированию.3.принятие решений о составе раб.группы по планированию,организация ее работы.4.разработка систем и подсистем мероприятия необходимых для достижения плановых целей.5.уточнение наборов факторов внеш и внут среды влияющие на качество планируемой деят-ти.6.разработка делатьной модели,плановой деят-ти по достижению целей(проект)7.оформление модели(проекта)в в идее плана в документальной форме.8. утверждения плана рук-ля данной организации.9.подготовка задач для исполнителей.)

2. Выяснение и выбор альтернатив развития.

3. Формулирование целей.

4. Разработка программы действий и составление графика работ.

5. Формирование бюджета.

Виды планов:

1. По степени охвата:

- общее (охватывающее всю сферу деятельности фирмы);

- частное (охватывающее определённые сферы деятельности);

2. По содержанию планирования:

- стратегическое (поиск новых возможностей);

- тактическое (создание определённых предпосылок);

- оперативное (реализация возможностей).

3. По предмету планирования:

- целевое (определение целей);

- планирование средств (материальные и трудовые ресурсы, финансы);

- программное (планирование программ производства и сбыта);

- планирование действий (специальные продажи, многоуровневый маркетинг).

4. По сферам функционирования:

- планирование производства;- планирование сбыта;- планирование персонала;- расширенное общее планирование.

5. По срокам: - краткосрочное – до 1 года (полугодовое, квартальное, месячное, недельное);- среднесрочное (на срок от 1 до 5 лет);- долгосрочное (на срок от 5 и более лет).

6. С точки зрения структуры управления:

- общее планирование предприятия;

- планирование сфер деятельности;

- планирование работы подразделений фирмы.

7. По возможностям изменения планов:

- жёсткое планирование;

- гибкое планирование.

Если брать организацию в целом, то планирование осуществляется в следующем порядке:система планов…

1. Стратегический план (генеральный план фирмы) – составляется на 5 и более лет вперёд.

2. Общий фирменный план, составленный в продолжение стратегического плана и определяющий главные задачи развития организации. Основу этих планов составляет план развития.

Оперативные планы организаций:

3. Общефирменные планы текущей деятельности (хозяйственные планы, планы прибыли) – рассчитываются, как правило, на 1 год.

4. Текущие планы подразделений, в том числе бюджеты – дополняют общефирменные планы текущей деятельности.

5. Помимо планов результатами процесса планирования являются программы и проекты.

Различают три основные формы организации планирования:

· "сверху вниз";

· "снизу вверх";

· "цели вниз - планы вверх".

Концепция стратег развития страны-округа – муниципалитетов

Концепция – стратегия – план – программы – мероприятия

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года-Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 г.- Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020г. и на период 2030г. – Стратегия социально-экономического развития города Ханты-Мансийска до 2020 года.

В системе планирования выстроена сначала идет концепция соц-эк развития страны,на основе ее формируется стратегия,на основе ее формир-ся проекты,программы,потом развивается на региональном уровне идут потом отраслевые.потом на уров-не городов формируются стратегии,планы,программы.

 

11.Научные подходы к планированию. Принципы планирования. Методы планирования. Методы разработки государственных и муниципальных планов и программ. В инете: Современная наука управления представлена самыми различными течениями, школами, направлениями, концепциями, которые часто используются в практике управления фирмами в форме сочетания нескольких подходов.

Ниже приведены типы и краткие характеристики наиболее распространенных на современном этапе подходов к менеджменту. Системный подход — система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая вход, выход (цель), связь с внешней средой, обратную связь. Комплексный подход — учет технических, экологических, экономических, организационных, социальных, психологических и других аспектов менеджмента и их взаимосвязи. Интеграционный подход — исследование и усиление взаимосвязей между отдельными элементами (подсистемами) менеджмента, стадиями жизненного цикла объекта управления, Уровнями управления по вертикали, субъектами управления по горизонтали. Маркетинговый подход — ориентация управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя (повышение качества, экономия ресурсов, использование научно-технического прогресса). Функциональный подход — потребность рассматривается, как совокупность минимальных по затратам на единицу полезного эффекта функций, которые нужно выполнить для ее1 удовлетворения. Динамический подход — объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности, на основе ретроспективного анализа и] перспективного прогноза. Воспроизводственный подход — ориентация на постоянное возобновление воспроизводства товара для удовлетворения, потребностей конкретного рынка с меньшими затратами на единицу полезного эффекта (опережающее планирование, интеграция науки и производства и т.д.). Процессный подход — процесс управления является об щей суммой всех функций, серией непрерывных взаимосвязанных действий. Нормативный подход — установление рационально обоснованных нормативов управления по всем подсистемам менеджмента: целевой, функциональной, обеспечивающей. Количественный подход — переход от качественных оценок к количественным при помощи математических, статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок и др. Административный подход — регламентация функции прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах. Поведенческий подход — оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, творческих способностей на основе концепции поведения в управлении фирмой. Ситуационный подход — самым эффективным методом в конкретной ситуации (сочетания внутрифирменных и внешних факторов) является наиболее адаптированный к ней.

 

Подходы:

1. При планировании очень важно применять структурный подход к обоснованию распределения ресурсов: по компонентам дерева целей, разделам плана, структурным подразделениям, проблемам, времени и т.д. Главными критериями распределения ресурсов являются актуальность проблемы и эффективность использования ресурсов.

2. Сценарный подход - основное назначение сценария – определение генеральной цели развития объекта прогнозирования-планирования, выявление основных факторов фона, на котором развивается объект. Сценарий может носить многовариантный характер и освещает несколько линий развития событий: оптимистическую – развитие событий в наиболее благоприятной ситуации; пессимистическую – развитие системы в наименее благоприятной ситуации; рабочие линии – развитие событий с учётом противодействия негативным факторам, появление которых наиболее вероятно.

3. При системном подходе процесс выработки и обоснования любого решения отталкивается от определения общей цели системы и подчиняет достижению этой цели деятельность всех подсистем. Системный подход предполагает создание системы показателей, методов, моделей, которые соответствовали бы содержанию каждого отдельного самостоятельного объекта и одновременно позволяли бы построить целостную картину возможного развития системы.

4. Применение комплексного подхода выражается в учете при планировании технических, экономических, экологических, организационных, социальных, психологических и других аспектов разработки и реализации планов Если какой-то аспект будет упущен, то вероятность осуществления плана будет низкой.

5. Применяя при планировании оптимизационный подход, разработчик плана должен опираться на инженерные расчеты, математические и статистические методы, экспертные оценки, систему баллов и др. Плановые показатели должны быть не качественными (типа "улучшить", повысить"), а количественными.

Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности в экономической организации. Правильное соблюдение принципов планирования создает предпосылки для эффективной работы фирмы и уменьшает возможность отрицательных результатов планирования.

Еще А.Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действия:

1. единство,

2. непрерывность,

3. гибкость,

4. точность.

Принцип единства (холизма) предполагает, что планирование в экономической организации должно иметь системный характер (Единое направление плановой деятельности, общность целей всех элементов экономической организации). Принцип непрерывности означает, что на предприятии должны разрабатываться долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные (годовые) планы. Среднесроч­ные и долгосрочные планы должны систематически пересмат­риваться и корректироваться с учетом изменившихся обсто­ятельств, а годовые планы должны вытекать из среднесрочных планов. Этим достигается непрерывность планирования на предприятии. Принцип гибкости взаимосвязан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями. Поэтому планы обычно содержат так называемые резервы, иначе называемые «надбавками безопасности», или «подушками». Принцип точности. Всякий план должен составляться с такой степенью точности, какая только совместима с нависшей над судьбой фирмы неизвестностью. Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.

К основным методам планирования относятся:

· балансовый

· опытно-статистический

· нормативный

· экономико-математический

Каждый из указанных методов включает десятки, а то и сотни разновидностей, приемов и способов расчета.

1. Балансовый метод – характеризуется установлением материально-вещественных и стоимостных пропорций в показателях. Обычно применяется в виде уравновешивающих таблиц, содержащих наличие и источники образования ресурсов и соответствующие потребности. С его помощью проверяется обоснованность расчетов, взаимоувязка разделов и показателей на различных этапах планирования. Примером может служить баланс рабочего времени, баланс производственных мощностей, трудовых ресурсов.

2. Опытно–статистический метод – характеризуется ориентацией на фактически достигнутые в прошлом результаты, по экстраполяции которых определяется план искомого показателя. Такой метод планирования является достаточно простым и широко используется в плановых расчетах. Хорошо известны такие приемы этого метода, как: расчет по средней арифметической, посредством скользящей средней, экспертный, расчет по ежегодному проценту изменений и др. Но этот метод имеет существенный недостаток – плановый показатель будет отражать сложившийся уровень работы с его погрешностями в прошлом.

3. Нормативный метод (метод технико-экономических расчетов) основан на использовании норм и нормативов расхода живого и овеществленного труда для определения переменных величин. Используется для обоснования количественной меры плановых заданий или технико-экономических расчетов. Примером могут служить разрабатываемые и широко используемые в практике нормы расхода сырья, материалов, топлива, труда, финансовых ресурсов на единицу продукции, ставка налогов и др.
4. Экономико-математические методы и модели. Сущность их состоит в том, что они позволяют с меньшими затратами времени и средств находить количественное выражение взаимосвязи между сложными социально-экономическими, технологическими и иными процессами, опосредованными в показателях. В современных условиях практически любой показатель может быть запланирован посредством экономико-математического метода. Применение этой группы методов способствует устранению субъективизма в планировании и повышает научный уровень обоснованности плана. Однако применение этих методов требует точного математического описания экономической задачи и часто экспертной оценки полученных данных.

Разработка ГиМ планов и программ проводится с использованием таких же научных подходов, как и в организациях, главное различие в целях – если у организаций цель – получение прибыли, то у государства – социальные. Суть в 4-ех этапах:

1. аналитическая работа, анализ текущего состояния;

2. взаимодействие с ОВ всех уровней, проведение расчетов и т.д.;

3. подготовка самого плана/программы на соответствующий год, уделяется внимание сбалансированности всех показателей;

4. обсуждение (используются общественные слушания), уточнение по результатам общественных слушаний, утверждение.

12.Стратегическое планирование. Стратегия и этапы ее разработки. Классификация стратегий. Методы выработки стратегий. Стратегическое планирование на уровне страны, региона, территории.

Стратегическое планирование является одним из наиболее важных видов планирования в организации. Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

Стратегия – это детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Разработка стратегии должна проводиться с учетом системы целей и приоритетов организации, а также правил, регламентирующих процесс реализации стратегии (например, формирование оргструктуры, выполнение специальных операций и т.д.).

5 этапов разработки стратегии:.

1. Формирование стратегического видения будущего компании, определение долгосрочной перспективы развития. (какие будут использоваться технологии, кто выступит в роли поставщиков сырья, какова целевая аудитория, средства продвижения товара и т.д.)

2. Постановка целей. Формируется миссия компании. Она раскрывает основное содержание и направления деятельности компании в настоящее время.

3. Создание стратегии, учитывая положение и перспективы организации. Нужно учитывать, что во внешней и внутренней среде происходят постоянные изменения, что предполагает постоянное изменение и корректировку стратегии.

4. Реализация стратегии. Это набор конкретных действий по воплощению стратегии: развитие компетенций и возможностей организации, финансирование, выработка политики поддержки, мотивация работников, создание корпоративной культуры, надлежащее руководство.

5. Оценка результатов. В результате деятельности у каждой компании появляется опыт, она яснее видит перспективы развития, обстановку на рынке, что дает новые возможности, рождает свежие идеи. Это является поводом для корректировки стратегического видения, глобальных целей, стратегии и ее реализации.

Классификация:

1. По сложности:

· простые (охватывают один хозяйственный процесс)

· сложные (охватывают несколько процессов)

2. По направленности

· предпринимательского типа (использование внешних возможностей)

· рационалистического типа (использование внутренних резервов)

3. По способу обеспечения конкурентоспособности (по М.Портеру):

· лидерство в низких издержках (получение дополнительной прибыли за счет экономии на постоянных затратах)

· дифференциация (производство уникальных видов товаров за высокую цену)

· фокусирование (обслуживание узкого сегмента потребителей с особыми запросами; на этом сегменте достигается эффект от экономии издержек или максимизации цены)

4. По связи с текущей деятельностью фирмы:

· Сокращение: Ликвидация; Сокращение бизнеса (ликвидация части бизнеса); «Сбор урожая» (максимизация нынешнего дохода без долгосрочных планов); г) Минимизация расходов (поиск возможностей уменьшения издержек и сокращение затрат на неприбыльное производство; носит временный характер)

· Концентрированный рост: а) Усиление позиций на рынке (стремление завоевать максимальную долю с данным продуктом на данном рынке); б) Развитие рынка (поиск новых рынков для уже производимых продуктов); в) Развитие продукта (производство усовершенствованного продукта и его реализация на уже освоенном рынке)
Интегрированный рост: а) Обратная вертикальная интеграция (рост фирмы за счет приобретения поставщиков); б) Вперед идущая вертикальная интеграция (приобретение структур, находящихся между фирмой и конечными потребителями)

· Диверсификационный рост: а) Центрированная диверсификация (поиск и использование дополнительных возможностей, заключенных в существующем бизнесе; изменение технологии изготовления освоенного продукта; работа на освоенном рынке); б) Горизонтальная диверсификация (поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, технологически связанной с уже существующей, но требующей новой технологии); в)Конгломеративная диверсификация (расширение за счет производства технологически несвязанных с уже производимыми продуктов)

Методы разработки стратегий:

1. SWOT-анализ позволяет:

a. выявить сильные и слабые стороны, определить возможности и угрозы;

b. разработать план по устранению слабых сторон и действия компании на случай возникновения угроз, варианты наиболее эффективно можно использовать возможности и сильные стороны.

2. Анализ модели пяти сил конкуренции по Портеру(угрозы появления продуктов-заменителей; угрозы появления новых игроков; рыночной власти поставщиков; рыночной власти потребителей; уровня конкурентной борьбы). В результате - возможность определить сильные и слабые позиции организации на рынке и определить области, стратегические изменения в которых могут дать максимальные результаты, разработать мероприятия (как стратегические ходы), направленные на то, чтобы занять наиболее выгодную позицию на рынке.

3. Стержневые компетенции как способность организации к чему-то уникальному, обеспечивающему лидерские позиции среди конкурентов, легли в основу разработки стратегии в рамках следующих процедур:

a. определение уникальных свойств организации и ее конечного продукта;

b. оценка коллективных умений (совокупной системной компетенции) работников организации;

c. фокусирование внимания организации на стержневых компетенциях (базовые, пороговые конкурентные преимущества компании в долгосрочной перспективе=>уникальные достоинства конечного продукта и потенциальный доступ к различным рынкам.), которые составляют основу стратегии;

d. обеспечение невоспроизводимости стержневых компетенций организации;

e. разработка стратегии лидерства.

В настоящее время в Российской Федерации законодательно не закреплена единая система государственного стратегического.

В качестве одного из принципов, заложенных в Концепции 2020, является скоординированность принятия на федеральном, региональном и местном уровнях мер по созданию условий для развития отраслей экономики и социальной сферы и формированию центров опережающего экономического роста с учетом конкурентных преимуществ каждого региона.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года-Стратегии социально-экономического развития УрФО на период до 2020 г.- Стратегии социально-экономического развития ХМАО - Югры до 2020г. и на период 2030г. – Стратегия социально-экономического развития города Х-М до 2020 года

 

Организация как функция управления. Организация как процесс. Организация во времени и пространстве. Координация. Законы и принципы процесса организации. Координация в системе государственного управления.

Организация –составная часть управления, суть которой заключена в координации действий отдельных элементов системы, достижении взаимного соответствия функционирования ее частей. Сyщнocть организации как функции менеджмента - coздaть тaкиe yпpaвлeнчecкиe oтнoшeния, кoтopыe бы oбecпeчили нaибoлee эффeктивныe cвязи мeждy вceми элeмeнтaми yпpaвляeмoй cиcтeмы, включая pacпpeдeлeние oтвeтcтвeннocти и пoлнoмoчий, a тaкжe ycтaнoвлeния взaимocвязeй мeждy paзличными видaми paбoт. Орг-ия как процесс в тетраде- это деят-ть менеджмента по достижению единства струк-ры и содержания организ-ой системы,организ-я ее формы,функционирование системы в соответ-ии с ее миссией,а в конечном итоге- обеспечение наиболее эффект-ых путей достижение целей организации. Орг-я(как процесс) —совокупность приемов, методов рационального сочетания методов и звеньев управленч. системы, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей внутри предприятия (непосредственное создание системы). Орг-я (во врем и простр) - совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо задачи на основе разделения труда, обязанностей и наличия иерархической (управленческой) структуры.

Координация - процесс распределениядеятельности во времени, обеспечения взаимодействия различных частей организации в интересах выполнения стоящих перед ней задач. Координация обеспечивает целостность, устойчивость организаций (использование созданной системы).

Законы и принципы процесса организации:образует собой систему,источником явл природа и общества. с одной стороны (законы организ-ии статики-/общие принципы формир-я струк-ры-/частные специфич принципы рационализации)с др стороны (законы организ-иив динамике-/общие принципы формир-я процесса-/рационализ процессов?). Законыделятся на 2-е группы: Закон-это отражение объективных необходимо устойчивых связей проявляющийся в природе,общ-ве,человеч-ом мышлении.Динамические законы проявляются через причины следственные связи(напр.организация труда сотрудников).Статистические законы они проявляются в единстве необходимых и случайных событий(закон слабого звена).Закономерности-это объективно сущ-ие устойчивые связи м/у явлениями и причинами.Это не закон потому что может прекратить свое проявления. Законы статики: закон композиции отражает необ-ть согласование целей организации:они должны направлены на поддержку основ цели выставляются в опред струк-ру.

Закон пропорциональности: отражает необх-ть опред соотношения м/у частями целого,их соразмерности,соответ-е,зависимость.Необх-мо стремиться к гармонии т.е. к правельным пропорциямпроцессах и явлениях. Закон наименьших: структкрная устойчивость целого определ-ся его наименьшей частичной устойчивостью,прочность цепи определяется самым слабым звеном. Закон онтогизеза: стадия равития каждая организация проходит в своем развитии фазы жизненного цикла становление-расцвет-угасание. Законы организации динамики в процессах: Закон синергии: сумма свой-тв организац-го целого на равна(больше)арифметической суммы св-в кажднго из его элементов (2+2=5).При хорошей организов-ти система суммы св-тв намного больше суммы компонентов(положит синергии).плохая организ-я эффек-ть функ- системы низкая (-). Закон информированности,упорядоченности: не может быть большего порядка чем в информации. Закон единства анализа и синтеза: анализ означает разложение на элементы(декомпозиция),Синтез процесс объединения,построения нового модернизация старого,на основе анализа. Закон самохранения: любая организация стремится сохранить себя как целостное образование и сохранить эконом-ие расходы.Задача организ-ии-достич и сохранить как можно дольше равновесие системы.

К принципам статического состояния организации относятся (этап утилизации орг-ции):

1. Принцип приоритета цели В системе «цель - задача - функция - структура - персонал\" наивысший приоритет имеет цель, затем задачи, а дальше функция, структура и персонал

2. Принцип приоритета функций над структурой. При создании организаций в системе \"функция - структура\" высокий приоритет принадлежит функциям

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...