Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лидерство и власть в орг-ии. Источники власти в орг-ии. Понятие лидерства. Типы лидерских отношений. Лидер и рук-ль. Основные стили рук-ва. Особенности стилей рук-ва на гос и гражд службе.




Лидерст во – это тип управляющего взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Умеет вести за собой людей, влиять на коллектив в межличностных отношениях.

Власть в орг-ии - главное средство упр-я - способность и возможность оказывать влияние на поведение персонала, возможность принимать и реализовывать принятые реш-я, связанные с целями орг-ии.

Не может быть упр-я без реальной власти, как не может быть и власти, не подкрепленной реальным упр-ем. Власть реализуется в управлении.

Источники власти:

1. Власть, основанная на вознаграждении - зависит от наличия у S власти соответ-их рес-сов (материальных и моральных) и способности О упр-я оценить поощрительные действия рук-ля.

2. Власть, основанная на принуждении - опирается на страх наказания как глав стимул лояльного трудового поведения.

3. Легитимная власть - власть, основанная на доверии персонала своему рук-лю уже в силу того, что он занимает данную должность.

4. Референтная власть – основана на стремлении некот людей идентифицировать себя с людьми, кот для них привлекательны, и пользуются уважением в силу опред личностных и деловых качеств

5. Экспертная власть - власть спец-ов. Основана на глубоких проф знаниях и опыте.

Лидерство основывается больше на процессе соц. взаимод-ия в орг-и, предполагает наличие последователей, а не подчиненных.

М. Вебер выделил три типа лидерства:

1. Традиционное лидерство опирается на механизм традиций, ритуалов, силу привычки. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции и передачи власти по наследству. Право же на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению. Этот тип лидерства олицетворяет правление вождей, старейшин, монархов.

2. Рационально-легальное лидерство опирается на представление о разумности, законности порядка избрания лидера, передачи ему определенных властных полномочий. Его власть основыва­ется на своде правовых норм, признанных всем обществом. Компетенция каждого носителя власти четко очерчивается кон­ституцией и нормативно-правовыми актами.

3. Харизматическое лидерство основано на вере в исключительные качества конкретной лично­сти. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. При этом индивидуаль­ные качества лидера нередко играют второстепенную роль в фор­мировании его харизмы. Харизматическими лидерами были, на­пример, Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Фидель Кастро.

Таким образом, в основе первого типа лидерства лежит привычка, вто­рого – разум, третьего – вера и эмоции.

Лидерство – это психологический феномен. Руководство – это технология. Формально лидером быть невозможно. Лидеров не назначают. Но руководитель может стать лидером.

Руководитель - лицо, на которое извне, чаще всего контролирующей данную организацию инстанцией, возложены право и обязанность налаживания, оценки, внутреннего контроля и управления официально заданной деятельностью. Руководитель - официальный статус.

Лидер — член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

Стиль рук-ва – это привычная мера поведения рук-ля по отнош-ю к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей орг-и:

1. Директивный стиль управления: высокая централизация руководства, доминирование единоначалия. Руководитель требует, чтобы обо всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников

2. Демократический стиль управления: распределение полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, подчиненными. Руководитель всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.

3. Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.

Специфика менеджмента в госслужбе часто обозначается емкими терминами "администрирование" и бюрократия. Эти термины обычно обозначают тяготение менеджмента государственной службы к автократической модели управления, в которой ключевыми характеристиками менеджмента являются:

· Следование инструкциям;

· Разделение на тех, кто выдает инструкции и тех, кто их выполняет;

· Авторитарный стиль управления

. Либеральный на ггс невозможен, демократический со смещением в авторитарный

21. Традиц концепции лидерства. Новые теории лидерства. Личностно-деловые черты рук-ля – лидера на гос и мун службе. Подходы к изуч-ю лидерства:3 подхода к изучению лидерства: традиционные концепции, ситуационные концепции и новые теории лидерства. 1. Традиционные концепции: а) Концепция лидерских качеств (Р. Стогдилл, У. Беннис и Э. Гизелли 1930 гг) - рассматривает лидеров как особых людей с набором определенных черт характера, которые присущи только им. Главная идея теории состоит в том, что лидерами не становятся – ими рождаются. б) Концепция лидерского поведения (1940-1950 гг) - возможность подготовки лидеров по спец. программам с помощью воспитания в них соответствующих качеств. Послужила основой для разработки программ подготовки лидеров, рассм лидерство как набор образцов поведения рук-ля по отношению к подчиненным. 2. Ситуационный подход (Ф. Фидлер нач. 1960-х гг.) - лидер обнаруживает свои уникальные качества при определенных сложившихся условиях, причем при разнообразных обстоятельствах он проявляет их по-разному, особое внимание уделяетсят воздействию внешних факторов, оказывающих значительное влияние на способность человека вести за собой коллектив.3. Новые теории лидерства пытаются соединить тради­ционный и ситуационный подходы. а) Концепция атрибутивного лидерства - выводы лидера в равной мере, как и поведение последователей, обусловлены реакцией лидера на поведение последних. Наблюдая за работой подчиненных, лидер получает информацию о том, как она выполняется. В зависимости от этого он делает свои выводы о поведении каждого из работников и выбирает стиль своего поведения таким образом, чтобы адекватно реагировать на поведение подчиненного. б) Концепция харизматического лидерства - лидерство, основанное не на логике в действи­ях, а на личных качествах лидера его внешней и внутренней привле­кательности, имиджа, манеры и стиля поведения (речь, жесты, позы) и т. д. Харизма дает преимущества лидеру вести за собой людей. в) Концепция преобразующего ли­дерства.Способности лидера переводить новые видения реше­ния проблем в действия последователей, вызывать их энтузиазм — основа преобразующего лидерства. Лидер-преобразователь вдохнов­ляет творческим подходом к делу, подкрепленным реальными прошлыми достижениями. Отношения с подчиненными строятся по принципу «уважаю/рассчитываю». 4 фактора, влияющие на лидерство на госслуужбе: 1. компетентность;2. организация управления: разумная организация горизонтальных связей, столь же важных, как и вертикальных. 3 опыт, профессиональные контакты, системное понимание отрасли.4. бюрократия должна быть связана с населением, тогда трудности в реализации задач сводятся к минимуму.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...