Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поэзия и проза Р.Киплинга как образец «литературы действия». Анималистические рассказы писателя (цикл «Маугли»).




Поэзия и проза Р.Киплинга как образец «литературы действия». Анималистические рассказы писателя (цикл «Маугли»). Талантлива деятельность Киплинга как смелого реформатора английского стиха, открывшего совершенно новые возможности.

Корни его поэзии лежат в искусстве английского мюзик-холла - самого демократичного, ведущего свое происхождение от представлений в старинных тавернах вида тогдашнего массового искусства. В свой приезд в Лондон в качестве начинающего завоевывать известность писателя он жил на Виллинерс-стрит, и его окна выходили прямо на один из крупнейших мюзик-холлов, а за углом располагался другой. Это было время расцвета поэзии мюзик холлов, и Киплинг не пренебрег таким соседством. Сама манера работы Киплинга-поэта, в которой был какой-то оттенок импровизационности, сближала его с мюзик-холлом.

Киплинг обращается в первую очередь к жанру, имеющему давнюю народную традицию,- к балладе. Вершиной балладного творчества Киплинга следует признать "Последнюю песнь Верного Томаса". Это своего рода "декларация независимости" художника, стоящего выше всех земных властей и не ждущего от них никаких наград. "Последняя песня Верного Томаса", как и другие произведения этого жанра, ориентирована на феодально-рыцарский идеал.

Именно Киплинг заложил в Англии традицию современной массовой песни, взлетом которой было творчество "битлов" с их сочетанием лирики и романтики.

И стиль, и содержания - все было дерзким, новым. Диалектные слова, интонации мюзик-холла, к которым поэт прибегал не ради комического эффекта, но содержательно, веря, что они привнесут жизнь в его поэзию. А жизнь - это солдатские будни, любовные истории, выпивки, драки, походы, отпуска, солнце, холера. Киплинг знал, как из этого самого непоэтического материала высекать истинные искры поэзии. Но не о солнце и холере писал он в конечном итоге. Писал он о свободе, нравственном долге, нравственной стойкости, зависимости цивилизации от воли обычных людей, иными словами, о настоящих бытийных, философских проблемах. В его стихах ожили люди незначительные и неяркие, мелкие чиновники, инженеры, врачи, полицейские, телеграфисты, строители и агрономы, железнодорожники и клерки, в которых при всех обстоятельствах, часто невыгодных, и вопреки им, Киплинг находит остаток человечности.

Всего перу Киплинга принадлежат 3 сборника стихотворений: "Казарменные баллады" ("Barrack-room ballad's and other verses", 1892); "Семь морей" ("The seven seas", 1896); "Пять наций" ("The five nations", 1903).

Солдатские стихотворения Киплинга, начиная с цикла "Казарменные баллады" (1892), написанные на популярные мотивы и снабженные рефренами, модернизируют традиционные жанры песни, баллады, марша.

Страсть к экзотике, риску, приключениям наравне с тягой к накопительству, характеризующая большинство героев Киплинга, сам выбор героев из довольно специфической среды: моряков, солдат, буржуа, мародеров, - задает их лексику, опирающуюся на определенный набор профессиональных морфем. На палитре Киплинга преобладают слова с экспрессивным наполнением, обозначающие движение, борьбу, страсть, пусть и ошибочные (или даже преступные) с точки зрения иных читателей.

При столь большом разнообразии антиномий их можно объединить в смысловые группы такого вида:

1. Мотив строительства - разрушения (жизнь/смерть, порядок/хаос, движение/застылость, война/мир, юность/старость).

2. Библейские мотивы (рай/ад, Бог/дьявол, христианство/инаковерцы, вера/безверие)

3. Мотив Дома и не-Дома (рай/ад, Англия/Индия, цивилизация/природа).

4. Высокое - низкое

5. Правитель - рядовой (солдат/не солдат, король/вассал, туземец/белый)

6. Свобода - рабство

7. Добро - зло (Империя/неимперия, Восток - Запад, цивилизация - природа).

8. Этическое - неэтичное (смелость/трусость, героика/пошлость, героизм/преступление, слава/позор,

Наряду с работой над стихотворениями, в которых все было ново - жизненный материал, своеобразное сочетание героики и грубости и необыкновенно свободное, смелое обхождение с правилами английской просодии, результатом чего явилась неповторимая киплинговская версификация, чутко передающая мысль и чувство автора, - Киплинг выступил как автор столь же оригинальных рассказов, сначала связанных с традицией газетного или журнального повествования, поневоле сжатого и полного интересных фактов, а затем уже выдвинувшегося как самостоятельный киплинговский жанр, отмеченный преемственной близостью к прессе.

Киплинг изображал многие отвратительные для нас ситуации и характеры. Его славословия в честь английских солдат и офицеров нередко оригинальны и по стилю и по манере создавать живые образы. В той теплоте, с которой он говорит о простом "маленьком" человеке, мучающемся, гибнущем, но "строящем империю" на своих и чужих устоях, звучит глубоко человечное сочувствие, противоестественно уживающееся с бесчувствием по отношению к жертвам этих людей.

Он поведал правду о страшных эпидемиях голода и холеры, которые стали уделом колониальной Индии (повесть "На голоде", рассказ "Без благословения церкви"), о грубых и неотесанных завоевателях, которые мнили себя господами над древними народами, обладавшими некогда великой цивилизацией. Тайны древнего Востока, столько раз врывающиеся в повести и стихи Киплинга, встающие как неодолимая стена между цивилизованным миром конца XIX века и безграмотным востоком.

О повседневной жизни и труде в колониях, о людях этого мира - английских чиновниках, солдатах и офицерах, которые создают империю за тридевять земель. Об этом он пел в своих "Департаментских песнях" (1886) и "Казарменных балладах" (1892), издеваясь над старомодными вкусами любителей классической английской поэзии, для которых высокопоэтические понятия вроде песни или баллады никак не вязались с канцелярщиной департаментов или с запахом казармы; а Киплинг сумел доказать, что и в таких песнях и в таких балладах, написанных на жаргоне мелкой колониальной чиновничьей сошки и многострадальной солдатни, может жить подлинная поэзия.

Среди произведений Киплинга мы найдем "страшные" истории таинственного содержания, тем более захватывающие, что они разыгрываются в обычной обстановке ("Рикша-призрак"); новеллы-анекдоты, привлекательные не только своими оттенками юмора, но и четкостью образов ("Стрелы амура", "Ложный рассвет"), своеобразные рассказы-портреты в традиции старинного английского очерка ("Ресли из департамента иностранных дел"), психологические любовные новеллы ("За чертой"). Однако, говоря о следовании определенным традициям, нельзя забывать и то, что Киплинг выступал как рассказчик-новатор, не только в совершенстве владеющий искусством рассказа, но и открывающий в нем новые возможности, вводящий в обиход английской литературы новые пласты жизни.

Это особенно чувствуется в десятках рассказов о жизни в Индии, о той "проклятой англо-индийской жизни" ("Отброшенный"), которую он знал лучше, чем жизнь метрополии, и к которой относился так же, как один из его любимых героев - солдат Малвени, вернувшийся в Индию после того, как он пожил в Англии, куда уехал, получив честно выслуженную отставку ("Подгулявшая команда"). Рассказы "В доме Судху", "За чертой", "Лиспет" и множество других свидетельствуют о том, с каким глубоким интересом изучал Киплинг жизнь народа Индии, стремился уловить своеобразие их характеров. Изображение гуркхов, афганцев, бенгальцев, тамилов и других народностей в рассказах Киплинга не просто дань экзотике; Киплинг воссоздал живое разнообразие традиций, верований, характеров. Он уловил и показал в своих рассказах и гибельную кастовую рознь и социальные различия между индийской знатью, служащей метрополии, и задавленным, изнывающим от голода и непосильного труда простым людом индийских деревень и городов.

Киплинг смело касался запретных тем любви, связывающей белого человека с индийской женщиной, чувства, ломающего расовые барьеры ("Без благословения церкви").

Новаторство Киплинга наиболее полно раскрывается в его рассказах о колониальной войне в Индии.

Особенно богаты и разнообразны рассказы из цикла "Три солдата".

А рядом с рассказами о нелегкой солдатской жизни мы находим тонкие и поэтичные образцы анималистического рассказа ("Рикки-Тикки-Тави"), привлекающие описанием жизни индийской фауны, или рассказов о старых и новых машинах и об их роли в жизни людей - "007", ода паровозу.

Киплинг, близкий к поэтике неоромантизма, представлял так называемую «литературу действия»: его герои — люди, преданные долгу, твердые в своей самодисциплине. Его идеальные герои — люди дела, бескорыстные труженики, которые отправляются на край света, чтобы прокладывать дороги, возводить мосты, лечить; управлять, защищать, строить— словом, чтобы нести, стиснув зубы, «бремя белых». Преображая мир, герой Киплинга преображает и самого себя: только действие придает смысл его существованию, только действие выковывает из «Дрожащей твари» сильного Человека. Пафосом деяния овеяна и поэзия Киплинга, внесшего свежий импульс в жанр баллады, придавший ей мужественное, героическое звучание. Хрестоматийными стали такие баллады Киплинга, как «Баллада о Востоке и Западе», «Томми», «Том-линсон», «Мэри Глостер», стихотворения «Серые глаза», «Рассвет», «Пыль», «Заповедь», «Если».

В сказках Р. Киплинга прослеживается история возникновения людей и животных со дня их появления на земле. В этом автор, видимо, видел познавательное и развлекательное значение своих сказок. Родившийся и работавший в английской колонии (Индии), Киплинг хорошо знал местный и английский фольклор. Но тем не менее в его сказках много авторского, оригинального, претендующего на неоспоримую истину. Во всех своих сказках, Киплинг использовал олицетворение, наделяя своих персонажей человеческой речью и мышлением. Эти сказки называют “анималистическими”, потому что в них всегда присутствуют образы животных – прародителей нынешних.

Киплинг в этих сказках берет на себя роль древнейшего летописца – свидетеля создания мироздания с его порядками. При этом писателя больше волнует не научная подлинность, а идея доминирования человека над животными.

Сказочные версии Киплинга пользуются популярностью у детей ввиду своей веселой занимательности и развлекательности. В них есть и назидание детям, как того требует закон жанра. Причем, эти сказки Киплинга завершаются стихотворениями, являющимися логическим продолжением прозаического текста.

Киплинг пренебрегает эволюцией, он упускает хронологию событий в своих сказках: показав причину изменения характера и внешнего вида персонажей, он перескакивает через века, упуская период между возникновением животных и их сегодняшним видом и характером, причем, не допуская никакой возможности изменения их с появления на свет и до наших дней.

Таким образом, ход истории в сказках Киплинга имеет весьма прерывистый, скачкообразный характер. Поэтому герои сказок Киплинга, как и фольклорные, лишены психологизма. Они существуют как неизменная данность, полученная в наказание или в награду за их поведение на заре возникновения мира.

Писатель выхватывает самые значительные, судьбоносные события из жизни героев, а все остальное для него не представляет интереса, и он не утруждает себя описанием малозначительных, с его точки зрения, происшествий. Это обычная привилегия народных сказок, в которых, как правило, характеры героев не меняются, с ними не происходит метаморфоз.

Самыми знаменитыми сказками являются “Книги джунглей” о Маугли. “Книги Джунглей” принадлежат к числу анималистических произведений писателя. Киплинг наделяет животных чертами человеческой психики. Жизнь животных оказывается иносказательным изображением жизни человеческого общества.” В ней Киплинг тоже берется рассказать о создании мироздания, но дискретная хронология здесь проявляется еще более необычно: первый из слонов Тха вытащил Джунгли из глубоких вод, сотворил джунгли. Он создал первый закон, по которому стали жить все последующие поколения животных. Его потомок, Хатхи, был главным хранителем и блюстителем законности в джунглях. Именно он уничтожил со своими сыновьями деревню, жители которой изгнали Маугли.

Кроме Маугли, никто из людей не мог найти общий язык с животными. Маугли, выросший среди беззаветно любивших его животных, гораздо лучше чувствует себя в джунглях, на лоне дикой природы, потому что ему чужды людские корысть, алчность, лживость, подлость, болтливость. Именно поэтому он возмущался людьми, которые убивают “от безделия и ради забавы”. Маугли вернул драгоценный анкас, усыпанный рубинами и другими редкими камнями, потому что из-за него шестеро человек убили друг друга, желая им обладать. Для Маугли значение имеют другие вещи: дружба, верность, благородство, ум. Кроме своей матери (Мессуа), он ни у кого из людей, к сожалению, не встретил этих качеств, но он все-таки вынужден из-за одиночества вернуться к людям: чувствуя себя властителем джунглей, он испытывал тягу к людям, хотя и видел их пороки и изъяны.

Однако некоторые исследователи считали, что, “развивая теорию “естественного человека”, Киплинг лишил образ Маугли социального значения. Но расшифровка отдельных образов иногда обнаруживает их скрытую реакционность. В том, как Акела управляет волчьей стаей, чувствуется утверждение дисциплины и примитивного гражданского кодекса. Империалистический смысл вложен в описание войны с Дхолями, которые предстают, как низшая раса. Осуждая сборища “бандар-логов” – обезьян, Киплинг, как это отмечали и современники, дал иносказательную сатиру на французскую буржуазную демократию и на ненавидимый им парламентаризм”.

Маугли, лишенный социальных предрассудков, – это человек будущего для индийского общества, которое до сих пор делится на касты. Когда Маугли помог провалившемуся в яму человеку из касты неприкасаемых, деревенские старшины угрожали ему превращением в неприкасаемого. Маугли с его моралью был слишком хорош для несовершенного человеческого общества. Его победа над главными врагами (Шер-Ханом и рыжими собаками), а также доверительная дружба с самыми могущественными представителями джунглей (Каа, Багирой, Балу) не сделала его заносчивым. Маугли оставался спокойным и добрым. Каа, Багирой, Балу, Мать Волчица постоянно признавались Маугли в любви, которую всегда подтверждали делами.

Выросший в атмосфере преданной, искренней любви, благородства, бесстрашия, Маугли безуспешно пытался все это найти у людей. И он оказался не способным утвердить эти законы в обществе людей, которые прежде всего одержимы жаждой наживы. Единственное, что смог Маугли, – это стереть с лица земли ненавистную деревню, изгнавшую его, с помощью своих диких братьев, Маугли разрывался между миром людей и зверей. Последним люди во многом уступали. В этих книгах - особенно в первой - все светится красками и звуками большой поэзии, в которой народная основа в соединении с талантом мастера создали неповторимый художественный эффект. Вот почему поэтическая проза этих книг неразрывно связана с теми стихотворными отрывками, которые так органически дополняют отдельные главы "Книг Джунглей".

Выдающийся поэт и прозаик Джозеф Редьярд Киплинг стоит особняком в английской литературе рубежа 19-20 веков, представляя сочетание глубоко консервативного мировоззрения и яркого оригинального таланта. Восторженное отношение англичан к раннему творчеству Киплинга имело ряд причин. Литература переживала кризис викторианского псевдореализма с его слащавостью и сентиментальностью, с обязательными требованиями строгой благопристойности; на смену ему пришли натурализм и неоромантизм, уводящий от пошлой буржуазной действительности в мир невероятных приключений. Киплинг же соединил черты того и другого. Он открывал перед читателями далекую экзотическую страну, однако рисовал ее не только правдиво, но и с особой суровой беспощадностью. Грязь, голод, нищета, опустошительные эпидемии, глубокая взаимная отчужденность между индийцами и английскими хозяевами страны – все это было показано в рассказах Киплинга с незаурядным художественным мастерством. Он критикует бессилие и невежество английской администрации, часто вскрывает лицемерие и ханжество даже лучших ее представителей. Без всякой идеализации показана миссионерская деятельность. В конце 80-х годов Киплинг создал несколько циклов рассказов в сборниках «Три солдата», «Под сенью деодаров», действие их тоже развертывается в Индии. Его героями становятся солдаты колониальных войск, балагуры, смельчаки и верные служаки – лондонец Ортерис, ирландец Малвени и йоркширец Лиройд. Крайняя нужда толкнула их на военную службу в колониях, где жизнь полна опасностей и страданий, однако они не падают духом. Важная черта сложного творчества Киплинга – любовь к детям и животным, которая поможет создать лучшие его произведения. «Книга джунглей» содержит рассказы о различных животных, но центральное место в них занимает история Маугли, мальчика, выкормленного волками и ставшего другом и вожаком зверей. Лишь законы физической природы человека заставляют его покинуть этот мир, найти себе подругу и уйти к людям; но дружеские связи с миром джунглей сохраняются в дальнейшем у молодого лесника, каким стал Маугли. Образы зверей наделены своеобразной психологией и своим языком, который понятен мальчику Маугли. Мудрый слон Хатхи, учитель джунглей Балу, грозная, но справедливая пантера Багира, питон Каа – верные друзья и покровители Маугли. Окрепший и выросший Маугли, в свою очередь платит добром воспитавшим его зверям, помогает им в самых неожиданных и страшных бедах. Обитателям джунглей чужда бессмысленная жестокость. Даже волчья стая, в которой вырос Маугли, руководствуется своим Законом, запрещающим убивать из одной только злобы или нападать на человека. Характерны картины длительного перемирия зверей во время засухи, когда все они приходят к одному водопою. Кровожадный Шер-Хан – враг не только Маугли, он ненавистен всем джунглям. Киплинг в своей поэзии чужд изысканности, насытил ее разговорными интонациями, просторечными словами и оборотами. И в то же время тесная связь с народной и солдатской песней, богатство инструментовки, частое обращение к рефренам и повторам, разнообразие ритмов придают этой грубоватой поэзии обаяние и силу; простой рассказ о фактах и героических подвигах солдат и моряков не лишен авторского пафоса. Сильнейшее впечатление на современников произвели «Казарменные баллады», опубликованные в 1892 г. Здесь Киплинг любовно описал нелегкую жизнь английского солдата и моряка, в совершенстве овладев приемами солдатской песни и сказа. Киплинг говорит суровую правду о войне, о ее ужасах, возмущается пренебрежительным отношением буржуазии и интеллигенции к солдату. Усиливается апология колониализма. В балладе «Томлинсон» Киплинг издевается над никчемной и слабой буржуазной интеллигенцией. Поэтическое творчество Киплинга оказало влияние ан поэзию Элиота в Англии, на поэзию Гумилева. Влияние его новелл и анималистических рассказов ощущается в творчестве Лондона. В России им увлекся Куприн, который одновременно восхищался оригинальностью Киплинга, волшебной увлекательностью фабулы, правдоподобием рассказа и сурово осуждает его за национализм, за оправдание колониальных захватов.

 

 

22. Английский эстетизм: его становление, принципы искусства и место в нереалистической литературе конца 19-начала 20 века. О.Уайльд – теоретик эстетизма.

О. Уайльд, провозгласивший эстетизм как литературное течение в Англии, выдвинул культ красоты в качестве антипода буржуазной пошлости. Он вместе с тем отделяет красоту от нравственного начала и в связи с этим отходит от реальности, отрицает необходимость познания ее, тем самым он впадает в эстетство, аморализм, декаданство. Он ставит искусство выше жизни, предпочитает жизни красоту произведений искусства. Он усвоил идеи Д. Раскина и В.Пейтера. Эстетическая доктрина первого требовала связи красоты и правды, красоты и добра, красоты и справедливости. Раскин подчеркивал враждебность капитализма красоте, искусству, физическому и моральному здоровью человечества. Пейтер определял красоту как основополагающую категорию эстетики. Он доказывал, что единственный для человека выход из темницы одиночества – его эстетическое наслаждение произведениями искусства – носит субъективный характер и не имеет ничего общего с идейным и этическим содержанием произведений. В теоретических работах Уайльд утверждает, что не искусство подражает реальности, а наоборот. Он полностью отрицал зависимость искусства от морали, разделял этику и эстетику не только творца, но и обыкновенного человека. Эстеты восприняли от Раскина отвращение к капитализму и культ красоты, но они отбросали его религионо-моральные тенденции. Уайльд доказывает, что настоящее искусство всегда было искусством лжи. Отказ от красивой лжи, поиск жизненной правды привели к упадку искусства. Уайльд проповедует безыдейность, аморальность искусство, хотя в этой проповеди много бравады. История эстетизма начинается с середины 19 века. В 1848 г возникает группа художников и поэтов «Братство прерафаэлитов» (Данте Росетти, Моррис). Они были устремлены к новой правде в искусстве. Они полагали, что в истории по-настоящему верными природе были художники до Рафаэля, с которого началось приукрашенность в творчестве. Они стремились воссоздать дух и душу средневековья. Их творчеству присущ оттенок мистицизма, они стремились запечатлеть экстаз души в мистическом созерцании идеального. Главная их цель – передать художественными средствами истинность и правдивость состояния человеческой души. Они склонны к усложненной метафоричности, к символико-аллегоричной образности, стилизации. Но все их средства отмечены общей установкой на воспроизведение прекрасного.

 

 

23. Отражение эстетических и этических исканий О.Уайльда в романе «Портрет Дориана Грея». Своеобразие художественной формы романа Уайльда. Эпатируя буржуа, Уайльд отрицал пошлость бытия, прагматизм. Но, поскольку он лишь теоретически знал, что́ можно противопоставить царству пошлости, превращал «все бытие — в эпиграмму», а собственное существование — в эксперимент. Театральность, самоизучение и даже самокопание — черты романтического сознания, доведенные до крайности, принявшие болезненные формы, они становятся чертами сознания декадентского. У романтиков, в том числе и у современных Оскару Уайльду неоромантиков, есть идеал, есть нравственные устои и за них они готовы отдать жизнь. У декадентов во всем, даже в искрометных парадоксах, изощренном самоизучении, чувствуется усталость, тем более надсадная, что душа жаждет идеала, а все попытки приблизиться к нему тщетны и смешны. Хотя Уайльда сжигает боль и раздирает сомнение, во всех его поступках, в его браваде, неистощимой игре, по сути дела заменившей ему жизнь, все равно чувствуется апатия, растерянность. Уайльд дал подробное описание этой болезни, ее различных стадий, а также и драматического финала в «Портрете Дориана Грея» (1891). Экспериментатор, сделавший себя главным героем искусства, а собственную судьбу материалом для доказательства тезиса, что «личности, а не принципы создают эпохи», Уайльд с блеском показал, к каким драматическим духовным последствиям может привести поведение и жизненная позиция, когда маска заменяет лицо, а поза — естественное поведение, искусство объявляется бессмысленным, но в то же время к нему относятся как к феномену более реальному, чем реальная жизнь. Подобное отношение, сознание и психологический тип Уайльд воплотил в характерах лорда Генри, многим напоминающего самого Уайльда, в Дориане Грее. Этическое и эстетическое начала тесно переплетаются и в «Портрете Дориана Грея». Формально это произведение можно причислить к «романам воспитания», фактически же это моральная притча. Героем выступает молодой человек, который, испытав воздействие циника, эстета и гедониста, начинает относиться к жизни как к увлекательному эксперименту, у которого нет никаких ограничений. В романе действует циничный и бездушный остроумец лорд Генри Уоттон, который сыплет блестящими парадоксами, прославляя красоту зла. Именно он увлекает юношу Дориана на путь порока. Многие мысли самого Уайльда, уже изложенные в его трактатах, вновь повторяются лордом Гарри. Под влиянием лорда Генри Дориан превращается в безнравственного прожигателя жизни и даже убийцу. Однако бурная и безнравственная жизнь не оставляет следа на лице Дориана; меняется только портрет, написанный его другом-художником. На нем безнравственность, жестокость, убийства оставляют свои следы. Портрет обличает Дориана, и в припадке бешенства герой вонзает в него нож, но на самом деле убивает себя, а лицо на портрете обретает прежние черты, тогда как лицо мертвого Дориана отражает его духовное падение. В книге дана история артистки Сибиллы Вэн, брошенной Дорианом и лишившей себя жизни. Эта история должна подтверждать тезис Уайльда о том, что жизнь убивает искусство. Воплощать на сцене страсть можно лишь с совершенно холодным сердцем. В образе Дориана Грея осужден бессердечный гедонизм, ведущий к моральной деградации. Сочувствие Уайльда на стороне простых и искренних людей, способных на большие чувства, - Сибиллы Вэн, ее брата матроса, художника Холуорда. Опускаясь все ниже и ниже, Дориан Грей совершает убийство, чтобы скрыть свою тайну. Вывод книги был однозначно сформулирован Уайльдом в одном из эссе: безнаказанно убивать совесть нельзя. В романе чувствуется влияние готических романов о человеке, продавшем душу дьяволу за неувядаемую молодость и красоту.

 

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...