Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Адаптивные механизмы психологической защиты




Механизм совладания (копинг-поведение). Термин Coping впервые дал L.Murhy в 1962 г., Богомолец и соавт. (1981).

Это активные, преимущественно сознательные усилия личности, направляемые на овладение трудными ситуациями.

Цели копинг-поведения могут быть различными. Для больного это приобретение психического равновесия, эффективного приспособления к жизни, а при проявлениях болезни — оптимальной адаптации к лечению. Врач может использовать копинг-поведение больного для развития познавательного отношения и мотивации больного к лечению, на активное сотрудни-чество, выработку эмоциональной устойчивости и терпеливость в процессе лечения.

Типы механизмов совладания могут проявляться в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах.

В когнитивной — это могут быть отвлечение, переключение мыслей на другие, «более важные» аспекты размышлений, чем болезнь; принятие болезни как чего-то неизбежного, даже подшучивание, проявление философии, стоицизма; игнорирование болезни и ее последствий, поиск соответствующей информации; относительность в оценке болезни, сравнение с другими людьми, находящимися в худшем положении; религиозность — придание нового смысла и значения болезни (судьба).

В эмоциональной сфере — это переживания протеста, эмоциональной разрядки - отреагирование (плачем); изоляцией — подавлением чувств; оптимизмом.

С поведенческой точки зрения - отвлечение, уход в работу, альтруизм (помощь другим), активное избегание (избегают погружения в лечение), компенсация (отвлекающее удовлетворение каких-то желаний), уединение, активное сотрудничество, поиск поддержки и т.д.

Из представленного разнообразия видна их близость к защитным механизмам, но они отличаются по параметру активности (конструктивности) - пассивности (неконструктивности). Поэтому и называются «Механизмами психологической защиты и совладания».

Адаптация личности к болезни, психологическая защита и совладание формируют внутреннюю картину болезни (ВКБ).

 

Поэтому, прежде чем способствовать осознанию больным подлинного характера его защитных механизмов и освобождению от них, врачу следует разрабатывать некую программу преодоления.

Следует также рассматривать психологические защитные механизмы при действии стресса и как «феномен осознавания» между требованиями, предъявляемыми к личности и ее способностью справиться с этими требованиями (Кокс Т., 1981) в сис-теме представлений о нарушенном равновесии между личностью и средой. В случае адекватного и своевременного ответа формируется механизм мобилизующего стресса, в противоположном случае механизм стресса получает свое дальнейшее развитие — дистресса.

Ответная реакция как попытка справиться со стрессогенным фактором включает в себя различные механизмы когнитивных и поведенческих стратегий человека, а также и физиологических ответных реакций.

Адекватность и эффективность ответа на личностном и орга-низмическом уровне будет отвечать механизму совладания и преодоления, недостаточность — формировать патологическую стрессовую реакцию и болезнь.

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПСИХОТЕРАПИИ

Психотерапия в ее современном виде как самостоятельная наука и практика имеет сравнительно небольшую историю своего развития и является преимущественно достижением XX в. Своим возникновением она обязана медицине, психологии, со-циологии, педагогике, философии и находится как бы на их границе. С полным правом ее можно отнести к интердисциплинарной науке и практике. Пути развития западной и российской психотерапии были различными. Что касается «советского» этапа развития психотерапии, то он полностью отвечал понятиям лечебной, медицинской модели. У истоков ее стояли И.М.Ба-линский, И.Е.Дядьковский, П.Ф.Лесгафт.

Российская психотерапия формировалась в русле клинической дисциплины под влиянием работ И.Бернгейма, Ж.М.Шар-ко, Э.Кречмера, С.И.Консторума. Она была родной сестрой немецкой психотерапии. Основанная на клиническом мышлении врача, она идет из понимания биологических механизмов возникновения заболеваний, т.е. объясняет патопсихологическими механизмами те или иные клинические расстройства. Клиническая психотерапия обосновывает патологические болезненные механизмы, лежащие в основе таких расстройств, как «мнимая смерть», синдром «вегетативной бури», истерические расстройства невротического и психотического уровня.

В конце XIX в. психоанализ, рассматриваемый нами как психологическая модель психотерапии, внедряется также и в российскую клиническую психиатрию. Это отличало российский психоанализ от западного. В 1930 г. была последняя публикация по психоанализу в России, так как он был запрещен. Психотерапия была представлена С.И.Консторумом, Сумбаевым и соавт. Психология развивалась отдельно (Выготский Л.С). В советский период развития психотерапии она опиралась на павловскую теорию высшей нервной деятельности. Теория и практика гипноза полностью опирались на это учение. В 60-х годах за все время его развития в России, использовалась аутогенная тренировка, представленная многочисленными публикациями в медицинской литературе. Наиболее яркими представителями 70-х годов можно назвать В.Рожнова (1970), Б.Д.Карвасарского (1974, 1975), РА.Зачепицкого (1973). 80-е и 90-е годы прошлого столетия отмечены взрывом публикаций по психотерапии отечественных авторов: по семейной психотерапии Э.Г.Эйдемидг лер (1980), по детской и подростковой психотерапии и другим областям книжные прилавки были наводнены переводными из-даниями зарубежной психотерапии.

Помимо медицинской существует психологическая модель, которая скорее всего призвана играть роль психопрофилактики. Г Если рассматривать возникновение заболеваний невротического регистра через систему психологических и социально-психо-1 логичеких стереотипов личностных отношений, то состояние / предболезни — это столкновение личностных ожиданий с внеш-I ней средой. Оно имеет характер межличностного и внутрилич-J ностного конфликта на уровне малоосознаваемых реакций. Ес-А ли этот конфликт не находит должного решения, то может фор-/ мироваться невротический синдром или психосоматическое расстройство. В этом смысле можно всегда говорить о том, что болезнь (невроз, психосоматика) — это неразрешенный по тем или иным причинам внутриличностный или межличностный конфликт. Если психологическая работа предшествует возник-новению симптома или синдрома, то ее адекватность очевидна. Задача ее — восстановить полноценное функционирование личности в среде. Место психолога в этом значении - вне медицинских учреждений. Психологическая модель психотерапии занимает сегодня доминирующее положение в мире. Ею занимаются в основном психологи, получившие соответствующую подготовку в области клинической медицины. Строго говоря, во многих странах нет точного разделения этих функций. Пример этому Австрия. В Германии психолог, занимающийся клинической практикой, должен пройти обязательную подготовку в клинической области (как теоретическую, так и практическую). Речь идет об ответственности психотерапевта как в области человече-ской, моральной стороны дела, так и юридической.

Психологическая модель исходит не из биологических механизмов функционирования личности, а из той или иной психологической концепции, теории. Теоретические посылки основаны на эксперименте и предположениях.

В психоанализе З.Фрейда так же, как и в психоаналитической терапии К. Юнга, Альфреда Адлера, просматриваются их личный жизненный опыт и их личное субъективное восприятие жизни. Часто это было связано с лечением самого себя. По этому поводу очень едко высказался Э.Кречмер: «З.Фрейд свой сексуальный невроз напялил на все человечество».

Психологическая модель психотерапии сегодня имеет три направления:

1. Психоанализ, трансформировавшийся в психоаналитическое направление. Оно отвечает принципу психодинамического подхода.

2. Экзистенциально-гуманистическое направление (принцип феноменологического подхода).

3. Бихевиоральное направление (отвечает принципу поведенческого подхода).

Эти подходы, отображенные в таблице №1 сравнительного обзора, прилагаемой в конце лекции, изложены впервые T.B.Karasu(1979).

В последние десятилетия появляются новые теории личности и соответствующие им психотерапевтические технологии. Широко обсуждается в печати сравнительная характеристика их эффективности и механизмы воздействия на личность. Но так как нет объективных критериев для их сравнения, нет и механизма измерения эффективности. Здесь надо учесть и субъективный фактор, относящийся как к личности врача, так и к личности пациента (клиента). Разнообразие технологий побуждает нас к мысли о создании какой-нибудь единой технологии, единой модели психотерапии, которая вобрала бы в себя все лучшее, что имеется в других техниках психотерапии. Но поскольку нет единой теории личности, нет и интегративной психотерапии. Однако при этом следует оговориться, что все психотерапевтические технологии достаточно эффективны, если речь идет особенно об авторстве. Следует при этом думать, что, работая с клиентом, мы всегда имеем возможность варьировать свои технологии в зависимости от реакций клиента и особенностей его личности.

В отличие от западного развития на Востоке происходило традиционное развитие, согласованное с философско-религиозным мировоззрением (буддизм, дзен-будцизм, дао), так как Восток остается по-прежнему непоколебимой цитаделью устойчивых религиозных взглядов. В настоящее время западные и восточные методы психологического и психотерапевтического воздействия на человека требуют интеграции в российскую психотерапию, что и происходит сейчас (вплоть до вредных влияний).

Каковы же механизмы психотерапевтического воздействия? Их можно подразделить на следующие.

1. Механизмы, использующие измененные состояния сознания. Техники при этом разные: гипнотерапия, аутогенная тренировка, медитативные техники, эриксоновские техники наведения транса, нейролингвистическое программирование, использующее трансовые состояния клиента, телесно-ориентированные технологии психотерапии и др.

2. Когнитивные (рациональные).

3. Активирующие.

4. Поведенческие.

5. Тренировочные.

6. Групповые технологии.

7. Игровые — психодраматические.

8. Креативные, связанные с творчеством и оживлением индивидуальности (Бурно М.Е.).

Существует также социальная модель психотерапии, в которой следует рассматривать проблему адаптации личности и манипулирования личностью или пациентом, или группой людей.

Существует понятие психосоциального стресса, поскольку это имеет прямое отношение к адаптации личности. Это состояние, в котором находится человек, попадающий в необычные условия жизни, в новую среду (общественную и биологическую). Это социально-общественные конфликты, изменение социальной среды, переход общества в новые социальные условия жизни, обще-ственные кризисы и т.д. Здесь к личности и к организму предъявляются повышенные требования, что требует мобилизации психологических ресурсов личности, что сопровождается физиологическими и биохимическими изменениями в организме.

Различают стрессовые раздражители мобилизующего характе-ра, когда за фазой раздражения следует фаза адаптации, и мы говорим о мобилизующем, позитивном стрессе. Если фаза сопротивления стрессу исчерпывает себя (чрезмерный стресс по силе и

длительности), наступает фаза истощения. Тогда мы говорим о дистрессе и о возможности формирования заболевания. В этом сЛучае стоит задача: научить человека более конструктивному поведению для совладания с трудными жизненными ситуациями.

При длительном стрессе выделяется несколько фаз:

I фаза - тревоги: а) шок — появляются симптомы эмоционального расстройства: сон, тревога, депрессия, страх; б) фаза, противоположная шоку.

И фаза — сопротивления — симптомы убывают и исчезают.

III фаза — истощение — вновь возвращаются симптомы.

Нельзя здесь обойти и проблему манипулирования пациентом в психотерапии, которая обсуждается в медицинских и психологических кругах еще со времен З.Фрейда. Этот вопрос касается проблемы оплаты труда психотерапевта пациентом. В таком случае психотерапевт может задерживать клиента, сделать его более зависимым и т.п. Естественно, что здесь вступают в действие мотивы нравственности. Где-то надо остановиться.

К проблеме манипулирования следует отнести необходимость, чтобы пациент в группе индуцировал других (к примеру, стресс-гипноз по В.Е.Рожнову) или в групповой психотерапии. Наконец, попытки психотерапевтов манипулировать группами людей и расширять свои воздействия через телевизионную ау-диторию, средства массовой информации.

На Западе страховые компании пытаются устранить механизмы манипулирования клиентом, если пациент долго лечится. Экспертная комиссия пытается выяснить, почему это происходит. Объяснить это явление очень трудно, так как в психотерапии не существует пока объективных критериев для определения вопроса о завершенности лечения.

И, наконец, проблема вождей, авторитетов, гуру, которые могут направить толпу куда угодно. Это относится и к различно-го рода религиозным сектам.

Педагогическая модель психотерапии используется для улучшения процессов научения. Это прежде всего нейролингвисти-ческое программирование, поиск ресурсов, научение в трансо-Вьгх, гипнотических состояниях (усвоение иностранных языков, Усвоение новой информации). А в практической жизни — это воспитание чувств, приобретение или коррекция социальных навыков, что носит название психокоррекция, психопедагогика.

Философская модель психотерапии. Присутствует в каждой встрече врача и пациента, когда затрагиваются общие проблемы жизни, быта, обсуждаются политические и социальные проблемы, проблемы адаптации и смысла жизни.

Стихийная психотерапия (кухонная, телефонная) - В.В.Макаров.

Профессор В.Ю.Завьялов (Новосибирск) говорит о «необъявленной психотерапии», которая использует эффекты измененного сознания и плацебо-эффекта.

В литературе можно найти довольно много определений понятия «психотерапия». Это объясняется разностью взглядов на этот предмет, наличием разных школ и направлений, так как нет единой модели, теории психотерапии. Обратимся к отечественным авторам, которые делали попытку определить предмет психотерапии.

В.Е.Рожнов: «Психотерапия - комплексное лечебное воздействие с помощью психических средств на психику больного, а через нее на весь организм с целью устранения болезненных симптомов, и изменения отношений к себе, своему состоянию и окружающей среде».

Канабих: «Психотерапия — планомерное применение психических воздействий на больного в лечебных целях».

Психотерапию следует понимать шире, чем только лечение словом, так что определение «психическое воздействие» шире и более содержательно.

Современное понятие психотерапии, с моей точки зрения, возможно обозначать так: «Психотерапия — это комплекс психических воздействий на человека, в процессе которых снижается уровень эмоционально-негативных реакций на ситуацию или проблему, на свою болезнь и т.д., за счет чего расширяется сфера само-осознавания человека и нового понимания жизни, ее смысла, возникшего симптома - синдрома, как неразрешенной своевременно проблемы, как неэффективного пути жизни. Это осознание (ин-сайт) на эмоциональном и когнитивном уровне сути проблемы, ле-жащей скорее в субъективном мире самой личности (в сфере бессознательных механизмов деятельности и отношений), а не вне личностной сферы, и осознание возможных путей ее преодоления не через изменение окружающего мира, а путем самоизменений».

Изменение отношения к проблеме изменяет функционирование личности на сознательном и бессознательном уровнях и способствует регуляции психоэмоциональных и вегетосомати-ческих реакций и дисфункций. «Психотерапия - это лечение различных заболеваний с помощью психологических методов» (Александров А. А., 1997).

В каких областях применяется психотерапия?

1. В области донозологической, когда есть проблема, но личность не может ее разрешить.

2. Пограничные нервно-психические заболевания и так называемые функциональные расстройства.

3. Психосоматические расстройства.

4. Психические расстройства, в том числе и депрессии.

5. Зависимости.

6. Личностные расстройства.

7. Семейные диссоциации.

8. Расстройства поведения в детстве.

9. Работа с отдельным симптомом (депрессия, фобия и т.д.).

К психотерапии следует относить невербальные методы воздействия, такие как музыкотерапия, ландшафтотерапия, косвенная психотерапия, а также различные принципы, мировоззрения, техники, игры, роли и т.п.

Отечественные авторы различали общую психотерапию — весь комплекс психических воздействий на больного с любым заболеванием, которые ведут к созданию благоприятных условий для повышения защитных сил организма. Это лечебно-охранительный режим, исключение психической травматиза-Ции, ятрогении.

И частную психотерапию, ведущую в лечении больных. Она не исключает применение других методов, которые имеют второстепенную роль. При этом используются специальные методики, принципы и техники.

Уровни психотерапии (Карвасарский Б.Д., 1990)

1-й уровень — «Врач должен быть психотерапевтом».

Это проблемы «присоединения» врача к пациенту, внимание, эмпатия, демонстрация большей компетентности, уверенности в выздоровление, совместная программа лечения, исключение иатрогении и фиксации больного на болезненных симптомах и многое другое.

 

70 Тема 3. Общее понятие о психотерапии

На Западе врач общей практики хорошо ориентирован в проблеме о роли социально-психологических факторов на возникновение, течение и исход заболеваний. Не случайно за рубежом имеют практику психосоматические отделения, где работают психотерапевты и медицинские психологи. Однако и там врач общей практики тратит на больного 7-8 мин. Для того, чтобы врач общей практики был более успешен в работе с больным, на Западе пошли по пути Балинтовского движения, где в групповом процессе разбираются проблемы врача и клиента.

2-й уровень - Психотерапия в руках специалиста (кардиолога, пульмонолога, фтизиатра). Психотерапевт необходим как единица, как участник реабилитационного процесса в структуре специализированных центров.

3-й уровень - Психотерапия в руках профессионала. Здесь имеют место несколько сложностей. Первая заключается в том, что вместе с тем, что психотерапия должна стать целостной наукой и практикой, она уже распадается на различные ветви, методы и направления (к примеру, групповая динамика, психодрама, гештальт-терапия, трансовые методики, НЛП, трансактный анализ, позитивная психотерапия, поведенческая и т.п.). Вторая сложность — психотерапия использует и другие методы: медикаментозные, ЛФК, физиотерапию, баро- и оксигенотерапию и т.п., что не соответствует названию.

Если говорить о 3-м уровне, то психотерапия попадает в ту зону, где базисной сертификацией является психиатрия (Карвасарский Б.Д.). Здесь же находится и психологическая терапия.

S.Kratochvil — чешский автор руководства по психотерапии (1978) считает, что психотерапевт должен овладеть десятком методов и выбирать, какой метод наиболее адекватен и доступен больному. Если можно так сказать, то психотерапевт должен изучить все технологии и «стать пустым», чтобы дать человеку возможность самостоятельного выбора, а не мани-пулировать им, применяя к больному (клиенту) те или иные технологии.

Если говорить о движении в области психотерапии за рубежом, то это ассоциации групповой терапии, гештальт-терапии, поведенческой психотерапии и т.д. В России это движение определено созданием Российской Психотерапевтической Ассоциации (РПА) и Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги (ППЛ).

Психотерапия сегодня в мире

Истоки психотерапии находятся в пределах классического фрейдовского психоанализа. Сегодня психоанализ постепенно теряет свои позиции и трансформируется в различные направления в рамках психодинамического подхода. Основным положением психодинамической терапии является утверждение, что мысли, чувства и поведение человека обуславливаются бессознательными психическими процессами, которые занимают главное место в личности человека («подводная часть айсберга» — по образному выражению З.Фрейда).

Психоаналитическая терапия направлена на исследование актуальной конфликтной ситуации. Она характеризуется принципами историзма, когда утверждается, что возникшие симптомы заболевания являются реакцией на конфликт в сфере бес-сознательного, которые вызваны фрустрацией подавленных сексуальных инстинктов инфантильного прошлого. Это борьба между «Ид», «Эго» и «Супер-Эго» в личности. Следует сказать также, что само психодинамическое направление неоднородно как по своему теоретическому обоснованию, так и по способам решения задач терапии.

Классический психоанализ устарел, так как теория личности З.Фрейда, основанная на инстинктах, вызывает вполне обоснованные сомнения у врачей, особенно фрейдовские ненаучные мифические концепции, а утверждение З.Фрейда, что все симптомы являются следствием фрустраций в области инфантильных сексуальных влечений, спровоцированных конфликтными отношениями в жизни, смущают откровенным биологизмом классического психоанализа.

Другие направления психоаналитического подхода в боль-Шей степени опираются не на функцию «Ид», в бессознательном и прошлом. Они обращены больше к функции «Эго», для Решения проблем актуального настоящего. Они направлены на осознание таких чувств, как тревога, неуверенность, неполноценность, которые приводят к эмоциональным расстройствам и нарушениям отношений в среде.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...