3. Физиология микроорганизмов. Вопросы для самопроверки. 4. Влияние условий внешней среды на микроорганизмы. 3. Физиология микроорганизмов
3. Физиология микроорганизмов При изучении этого наиболее важного и сложного раздела следует прежде всего ознакомиться с химическим составом микробной клетки. Изучая вопросы конструктивного обмена, необходимо четко представлять себе механизм проникновения в клетку питательных веществ, а также роль ферментов в процессах питания. Нужно иметь представление о состоянии тургора, плазмолиза и плазмоптиса микробной клетки, которые могут наблюдаться в зависимости от концентрации растворенных веществ в клетке и окружающей её среде. Необходимо разобраться в типах питания микроорганизмов (автотрофный и гетеротрофный) и знать об особенностях питания сапрофитов и паразитов. Студент должен иметь чёткое представление о потребности микроорганизмов в питательных веществах, о составе питательных сред, используемых для выращивания разных групп микроорганизмов. При изучении энергетического обмена следует иметь представление о способах получения энергии микроорганизмами (полное и неполное окисление в аэробных и анаэробных условиях), уметь объяснить сущность процессов дыхания и брожения и привести соответствующие примеры. Необходимо выяснить роль АТФ и способы её образования. Следует помнить, что избыточная энергия, образуемая микроорганизмами в ходе окислительных процессов, может вызвать самосогревание и порчу продуктов сельского хозяйства - зерна, кормов, хлопка и прочее. Необходимо иметь в виду, что метаболизм микробной клетки протекает с обязательным участием ферментов. Поэтому нужно знать основные и важнейшие группы ферментов микроорганизмов, разлагающих углеводы, белки, жиры, а также иметь представление об основных группах ферментов, участвующих в процессах дыхания микробной клетки.
Вопросы для самопроверки 1. Химический состав микроорганизмов. 2. Типы питания микроорганизмов. 3. Особенности в способах питания сапрофитов и паразитов. 4. Механизм поступления питательных веществ в клетку. Тургор, плазмолиз и плазмоптис микробной клетки. 5. Значение воды в процессе питания микроорганизмов. 6. Питательные среды и вещества, необходимые для питания микроорганизмов. 7. Сущность энергетического обмена и способы получения энергии микроорганизмами. 8. Полное и неполное окисление в аэробных и анаэробных условиях. 9. Дыхание и брожение. Химизм. Примеры. 10. Роль АТФ в энергетических процессах. 11. Основные группы ферментов микроорганизмов, их свойства и значение в жизни микробной клетки.
4. Влияние условий внешней среды на микроорганизмы Известно, что рациональное хранение и переработка сырья и пищевых продуктов основаны на регулировании и подавлении постоянно протекающих в них биохимических и микробиологических процессов. В связи с этим необходимо подробно изучить действие факторов внешней среды на микрофлору, способную развиваться и вызывать порчу указанных продуктов. Необходимо объяснить значение свободной воды в процессах жизнедеятельности микробов, дать определение водной активности и указать границы для основных групп микроорганизмов, постоянно присутствующих на сырье и пищевых продуктах. Важно знать о кардинальных температурных точках, в пределах которых происходит развитие микроорганизмов - психрофилов, мезофилов и термофилов. Необходимо четко представлять себе сущность влияния обезвоживания, пастеризации, стерилизации, охлаждения, замораживания, квашения, марино- вания, недостатка кислорода, лучистой энергии, антисептиков на микрофлору сырья и продуктов.
Знакомясь с влиянием биологических факторов на жизнедеятельность микроорганизмов, следует обратить внимание на существование разных типов взаимоотношений между микробами (явление симбиоза, метабиоза, антагонизма, паразитизма) и их практическим значением. Следует особо отметить явление антагонизма, широко используемое в пищевой промышленности и сельском хозяйстве (квашение овощей, силосование кормов и т. д. ), а также в медицине (производство лечебных препаратов - антибиотиков).
Вопросы для самопроверки 1. Три группы факторов внешней среды, влияющие на развитие микроорганизмов (физические, химические и биологические). 2. Развитие микрофлоры в зависимости от водной активности субстратов. 3. Влияние обезвоживания на микрофлору сырья и пищевых продуктов. 4. Влияние температуры на развитие микробов и деление микроорганизмов на три группы по их потребности в температурных условиях развития. 5. Влияние концентрации растворенных веществ (соли, сахара и т. д. ) и кислой реакции среды (рН) на жизнедеятельность микроорганизмов. 6. Развитие микрофлоры в зависимости от содержания кислорода в окружающей среде. 7. Действие антисептиков на микроорганизмы. Практическое применение. 8. Влияние различных форм лучистой энергии на развитие микробов. 9. Использование факторов внешней среды для регулирования и подавления жизнедеятельности микроорганизмов при хранении и переработке пищевых продуктов. 10. Практическое использование антагонизма у микробов.
5. Основные биохимические процессы, вызываемые микроорганизмами, их значение в природе и практическое использование При изучении данного раздела необходимо вспомнить, что микроорганизмы широко распространены и играют основную роль в круговороте органических веществ в природе. Особый интерес представляет роль микроорганизмов в превращениях соединений углерода и азота. Большое значение для многих отраслей народного хозяйства имеют анаэробные процессы превращения органических веществ (спиртовое, молочнокислое, маслянокислое брожение, брожение пектиновых веществ и др. ). Нужно знать химизм этих процессов и основных возбудителей. Обратите внимание на окислительные процессы - получение уксусной, лимонной, щавелевой и др. кислот, разрушение микроорганизмами клетчатки и древесины в аэробных условиях. Следует дать характеристику возбудителей этих процессов. Следует ознакомиться с процессами аммонификации, уметь объяснить его химизм, значение и изучить основные виды микроорганизмов, вызывающих разложение белковых веществ в аэробных и анаэробных условиях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|