Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социология массовых коммуникаций как научная дисциплина.




 

Считается, что интерес к социальным явлениям и процессам возник у человечества одновременно с установлением общества. Во всяком случае, специалисты отмечают в самых ранних источниках и текстах Древнего мира интерес к социальным проблемам, этот интерес выражен в пристальном внимании древних к проблемам политики, государственного устройства и этики. Но как наука, социология сформировалась относительно недавно. При этом не были синхронно включены в предметную область данной дисциплины все сферы социальной действительности. Так коммуникация стала объектом научного социологического интереса, хотя и играя на протяжении всей истории существования человечества одну из самых важных ролей в социализации, только в ХХ веке. Различные научные направления психологии, лингвистики явились истоками для ее изучения, а также идеи социального конструктивизма, которые рассматривают как часть социальной деятельности людей формирование социального знания. Социология массовых коммуникаций, несмотря на свою юность выступает одним из самых заметных научно-исследовательских направлений.

Внимание ученых в начале ХХ века было привлечено к деятельности массовой коммуникации или МК, как к формирующемуся виду социальной деятельности. Первым такой интерес проявил Макс Вебер, он с позиций социологии обосновал необходимость изучения прессы и ее роли в социальных процессах. Проявление интереса в направлении проблем деятельности массовой коммуникации, выказанное Максом Вебером не осталось без внимания и ответа со стороны довольно широкого круга зарубежных социологов в середине 40-х гг. Теперь же эта область социологии особо актуальна и в междисциплинарной, и во внутридисциплинарной матрице социологии.

Под определение междисциплинарной матрицы социологического знания подпадает вся совокупность в их взаимосвязи родственных социологии дисциплин. В тесном сотрудничестве с другими дисциплинами, родственными ей, таким как психология, социальная психология, экономика, антропология, политические науки и этнография, образует социальное знание - некую подсистему целостной системы научного знания. Понятия и категории родственных дисциплин переходят из одной в другую, обмениваясь результатами исследований, методами и теоретическими выводами.

Исследуется как социальный процесс массовая коммуникация многими науками, как гуманитарными, так и социальными. Политология как наука, проявляет значительный интерес к исследованию этого феномена, имея интерес в знании поведения человеческих масс и их отношения к предлагаемым обществу процессам достижения и удержания власти. Заметный вклад в формирование социологии массовой коммуникации внесли результаты исследований в области психологии такие исследователи, как А. А. Леонтьев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, в области лингвистики такие исследователи, как Дж. Р. Серль, Д. Вандервеккен, М. М. Бахтин, в области теории информации и кибернетики таковыми были - Н. Винер, К. Шеннон, С. Бир.

Социология представляет собой, при рассмотрении ее со стороны внутридисциплинарной матрицы, некоторую совокупность ее отраслевых направлений, тематических областей и сфер, выделившихся в процессе дифференциации социологического знания, нынче определяющие сложную систему.

Одним из отраслевых направлений социологии является социология массовой коммуникации, она вобрала все сквозные элементы, которые присущи всей структуре социологического знания. Структура же социологического знания составлена из многих уровней: общая теория, научная картина мира, специальная теория, методология, методика и техника, эмпирическое исследование, прикладное исследование.

Вся совокупность общетеоретических и философских категорий дает научную картину мира, описывая реальность, которую изучает социология массовой коммуникации. К этому относятся такие представления и понятия:

· общество как целостная система;

· деятельность, объект и субъект деятельности;

· потребности и интересы, которые в деятельности людей выступают побудительными силами;

· сущность, явление, содержание и форма, системно раскрывающие процесс массово-коммуникативного воздействия на человеческие массы;

· функции и функционирование;

· сознание, массовое сознание и общественное мнение.

Положенная в основу социологии массовой коммуникации картина мира, включает в себя:

· теоретическое представление об особенностях психологического восприятия информации;

· особенности самой информации;

· ценности, составляющие основу целей, реализуемые в процессе массово-коммуникативной деятельности;

· язык и текст как средства актуализации информации.

Общая теория социологии, основанная на научной картине мира, определенной философией и спектром всех других общественных наук, раскрывает большой фрагмент реальности, который социологией массовой коммуникации изучается. Массовая коммуникация или МК, как социальный процесс выступает таким фрагментом, если ее рассмотреть в контексте ее отношения к обществу и к другим его подсистемам, как подсистему в целостной системе общества. Посредством этой теории, создаются модели абстрактных объектов исследования и объясняются их связи с иными, но подобными объектами и предсказываются возможные изменения этих связей, объясняются особенности социальной структуры и социальной дифференциации, являющиеся чрезвычайно важными понятиями при изучении массовых коммуникаций, ее субъектов и объектов, а также вводится понятие массовой коммуникации как социального института.

Специальная или частная социологическая теория, основанная на общей теории как методология научного познания, создает модели конкретных явлений и процессов, которые реально существуют в обществе. Она объясняет существующие между этими конкретными явлениями и процессами связи, при этом прогнозируя для данных связей возможные изменения. Социология массовой коммуникации, выступая частной теорией, ведет разработку соответствующего категориального аппарата, с помощью которого ведется исследование полного спектра деятельности массовой коммуникации:

· определение и изучение субъектов и объектов конкретных уровней массово-коммуникативного процесса;

· анализ средств деятельности, свойственных массово –коммуникативному процессу;

· исследование влияния и взаимосвязи массовой коммуникации с определенными подсистемами общества;

· определение роли массовой коммуникации на различных этапах общественного развития.

Частной социологической теорией определяется место и роль МК в социальном развитии общностей, процессов, ситуаций и отношений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...