Взаимосвязь теорий информационного общества и изучения глобализации в области СМК.
Традиционные границы информационно-коммуникативного процесса изменились принципиально с переходом к электронным носителям информации. Новая информационная реальность формируется с помощью современных средств массовой коммуникации, оказывая принципиальное воздействие на становления глобального социума и процессы трансформации современного общества. В репрезентации политического процесса ключевую позицию занимают массмедиа как на глобальном, так и на локальном уровнях. Благодаря современным средствам массовой коммуникации идет формирование новых моделей социальных коммуникаций в условиях пространственно-временного расширения мира. В течении последних лет наблюдается становление нового мирового порядка, связанное с качественными переменами в функционировании и организации мировой экономики, права, международной политики, сфер искусства и культуры. Происходит во всех этих областях размывание национальных, культурных и других границ, что позволяет вести речь о неком глобальном социальном пространстве, о его возникновении. Глобализация в данном контексте представляется как современное расширение спектра взаимодействия культур, государств и индивидов, как увеличение взаимозависимости, взаимосвязанности мирового сообщества. Ко всему прочему, изменения, которые происходят сегодня, невозможны вне процессов развития средств коммуникации и информации, которые задали современному миру качественно иную динамику. Кардинальным образом изменила нформационно-коммуникационная революция последних десятилетий ХХ в. природу и структуру всемирного коммуникативного пространства. Одним из первых глобализацию как корреляцию, т.е. как социально-экономическую взаимообусловленность и взаимосвязь, определил Д. Харлей, социолог, обративший внимание на интенсивное развитие процесса сжатия пространственных и временных дистанций. Переход к электронным носителям информации традиционные границы информационно-коммуникативного процесса принципиальным образом изменил. Мгновенно и легко, при помощи современных средств массовой коммуникации преодолеваются характеристики предметного мира - пространство и время.
Современные СМК проявляют на процессы социальной трансформации общества принципиальное воздействие. Благодаря распространению цифровых способов передачи информации, выходу на массовый рынок спутникового и кабельного ТВ, а также развитию транснациональных медиакорпораций, сегодня включена большая часть планеты в новую информационную реальность, характеризующуюся беспрецедентно широким доступом к различной информации, будь то определенные знания или общие сведения. Все это качественным образом качественно меняет и саму роль потребителей массмедиа продукции. Нынче аудитория играет роль не простого пассивного наблюдателя, но самого активного соучастника событий, имеющих разворот в режиме реального времени. Следовательно, СМК нашего времени, в основном электронные массмедиа, погружают сознание к некую глобальную общность, благодаря нарастанию интенсивности и объемов массивов информации и изменению режима коммуникации в принципе. В настоящее время отводится первостепенное значение включённости в информационное пространство общества. Самым ценным ресурсом в постиндустриальную эпоху стало обладание информацией. Активным субъектом информационного обмена в информационном обществе выступает индивид, а не институты, как было в индустриальную эпоху. Отведена при этом главная роль средствам массовой информации. Одним из элементов социальной интеграции выступает постоянное включение в информационное пространство общества.
В значительной мере это определено тем, что потенциальным электоратом является аудитория СМИ. Право граждан избирать активирует информационные массивы и новости в особенности. Выступают именно массмедиа одними из главных «производителей идеологии», которые распространяют стабилизацию системы информации. Таким образом, действовать политически в эпоху развитых СМК это не только разрабатывать политические стратегии или работать над содержательной частью, но и планировать внедрение этой политики в общественный коммуникативный акт. Обращение политиков к населению напрямую ничтожно мало. В значительной степени зависит их доступ к населению от средств массовой информации, занимающих в репрезентации политического процесса ключевую позицию. Именно массмедиа большое влияние оказывают на то, что воспринимаются политические решения как законные и реализуемые. Современные глобальные телесети новостей по многим пунктам формируют международную общественно-политическую повестку дня, задавая происходящему в мире приоритеты. Особая роль в мировой политике отводится глобальным новостным телесетям. Даже самые влиятельные мировые политики именно их используют как уникальный источник информации. Массмедиа, помимо прочего, способствуют тому, что вне поля зрения общественности проходят определенные конфликты и кризисные ситуации. В научной литературе закрепился термин «CNN-Effect» в связи с развитием глобальных телесетей новостей, под этим термином понимается способность влияния телесетей на дипломатические и политические решения, а порой и менять весь ход событий. СМИ вносят темы в политическую повестку дня, и политические решения либо ускоряют, либо же затрудняют. Ведут сегодняшние тенденции глобализации массмедиа к утверждению глобального социума совершенно нового по своим качествам. При этом развитие СМК формирует новые модели социальных коммуникаций. Во-первых, дает возможность увеличивающийся спектр информационного выбора осуществлению индивидуальных моделей информационной активности. Совместно с принципиально доступным выбором расширение контента предоставляет аудитории в формировании своего собственного информационного «репертуара» большую свободу. Уже на второй план отходит массовое потребление. И базовым положениям теории массового общества не противоречит подобное воззрение. Более искушённым и разборчивым является потребитель сегодня, так же предпочитает сам определять и при выборе источников информации, сам выбирает каналы массовой коммуникации и информацию.
Выше уже упоминалось о том, что аудитория - это не просто публика наблюдающая пассивно, она уже интерактивной становится. Всё более размытой выглядит граница между потребителем и производителем медиапродукции. Это следствие того, что обратная связь набирает обороты. Взаимодействие в виртуальном пространстве дает ход возникновению и функционированию виртуальных сообществ, не зависящих от характеристик пространства и времени. Одновременно, не ограниченные границами пространства и рамками времени, широкие слои населения могут обсуждать значимые вопросы. Электронные СМК предоставили новые арены обсуждений, где возможно одновременное участие разных по интересам и действиям групп. Так же нелишним будет отметить роль новых СМК в деятельности гражданского общества, речь идет о возникновении электронной демократии. Электронные СМК внесли значительные упрощения в технологию голосования, в отправку заявлений, петиций, не оставив в стороне большую часть других форм социальной активности населения. Возможность накопления значительных информационных массивов – это еще одна характерная черта современных массмедиа. Обратиться в режиме реального времени к всевозможным, и архивным в том числе, массивам информации предоставлена аудитории возможность новыми масс-медиа. Следовательно, человечество, в условиях глобализации, всё больше включается в единую мировую сеть культурных кодов и смыслов, которые создаются и распространяются посредством СМИ. СМИ перестают быть только средством, как раз наоборот, средством становится все то, что вокруг них совершается. В жизни современного человека массмедиа претендуют на доминирующую роль. В известной степени, виртуальная реальность подчиняет предметный мир себе. Воспринимаются как реальные, происходящие на самом деле, многие события, если о них сообщили СМИ.
Включённость в глобальное информационное пространство сегодня не менее значима, чем к собственной культурной традиции привязка. Всё это определяет формирование новой социокультурной реальности - глобального мира, а не только ведёт к трансформации социума и моделей взаимодействия в нём. В эпоху глобализации, таким образом, с помощью новых механизмов организации коммуникативного пространства и взаимодействия в нём, новых способов воздействия на индивида и общество СМК, значительно повышается роль массмедиа, и это вызывает новое осмысление современности, постигаемой лишь в связи с коммуникацией. Ставят современные СМК пред необходимостью повышения индивидуальной ответственности, при этом предлагая человеку широкий выбор сценариев деятельности и поведения не только в медиапространстве, но и в иных существенных сферах жизнедеятельности. 6.2. Понятие "информационная безопасность" в системе национальной (государственной) безопасности.
Понятие информационной безопасности. Выделение трех составляющих информационной безопасности лежит в основе подхода, эти составляющие: · обеспечение защиты субъектов; · обеспечение безопасности информации; · удовлетворение информационных потребностей субъектов. Следовательно, в сущностном плане, согласно философскому подходу, информационная безопасность - такое состояние объекта, при котором само состояние окружающей информационной среды, предоставляет ему возможность сохранить способность и возможность принять и реализовать решения, которые направлены на прогрессивное развитие согласно личным целям. Это говорит о том, что информационной безопасности можно достичь укрепляя иммунитет и развивая способности объекта уклоняться, за счет предвидения такой возможности, от вредоносного информационного воздействия, также и как результат проведения мероприятий, которые направлены на поддержание самой информационной среды для объекта защиты в состоянии безопасности и защиту объекта от вредоносного воздействия. Таким образом, обеспечение информационной безопасности государства определено созданием таких условий функционирования информационной инфраструктуры, при которых имеется возможность принятия управленческих решений и достижения их реализации согласно целям, которые направлены на прогрессивное развитие всего общества органами власти, коллективами, отдельными гражданами.
Сегодня политический анализ проблематики информационной безопасности является одним из наиболее активных и, прежде всего, такое положение указывает на рост необходимости объединить усилия в поиске способов противостояния многообразным угрозам в данной области, как частного сектора, так и экспертно-аналитических сообществ, политических институтов и правоохранительных структур. Политологи, высказывают мнение, согласно которому все еще на перепутье стоит Россия, и задача государственной политики в области безопасности РФ определяется не только защитой граждан и общества от всех угроз, но и реализацией этой политики в тех формах и методах, которые бы не подставили под угрозу нынешний вектор развития демократии. Должна базироваться адекватная к запросам времени политика в области безопасности на приоритетах развития гражданской инициативы и взаимовыгодного сотрудничества, где государству отводится руководящая и направляющая роль. Все предпосылки сегодня сложились так, что заняли стратегии гражданского участия и социального партнерства в процессах выработки и реализации комплексной политики информационной безопасности достойное место. Базируется технический подход, преимущественно, на проблеме разработки требований безопасности сайтов, которые включают защиту серверов, сертификацию, лицензирование, и аттестацию объектов информатизации, применение при передаче данных по каналам связи криптографических механизмов, использование для пользователей на сайте методов аутентификации и идентификации. Помимо этого, акцентируется на необходимости научного обоснования дальнейших разработок нормативных актов, с использованием полного объема международных принципов и норм, которые направлены на укрепление международной информационной безопасности и вместе с тем максимально учитывая национальные интересы, вся системная работа в сфере правового обеспечения информационной безопасности. Понятие информационной безопасности развивается социологами в рамках одного из направлений социологии - социологии информатики, связывая тем самым в единое социологический и информационный подходы. Информационная безопасность, как категория получила развитие с появлением между людьми средств информационных коммуникаций, а также с осознанием присутствия у людей и их сообществ интересов, наличие и развитие которых обеспечивает информационный обмен между всеми элементами социума и которым, путем воздействия на средства информационных коммуникаций, может быть нанесен ущерб. В. Н. Лопатин, выделяет отдельно информационно-психологическую безопасность и как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия вредной информации - интерпретирует ее. Выступает базовым документом стратегия планирования развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, где изложены меры по обеспечению национальной безопасности и порядок действий, а так же основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений по защите национальных интересов Российской Федерации и обеспечению безопасности государства, общества и личности. Стратегия дает определение семи наиболее значимых: · «национальная безопасность» - это есть защищенность государства, общества и личности от внешних и внутренних угроз, позволяющая обеспечить конституционные права, свободы, достойный уровень и качество жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства; · «национальные интересы Российской Федерации» - это совокупность внешних и внутренних потребностей государства в обеспечении устойчивого развития государства, общества и личности и их защищенности; · «угроза национальной безопасности» - возможность, прямая или косвенная, нанесения ущерба конституционным правам, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, достойному качеству и уровню жизни граждан, свободам, безопасности и обороне государства; · «стратегические национальные приоритеты» - это основные направления обеспечения национальной безопасности, реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого социально-экономического развития и охраны суверенитета страны, ее независимость и территориальная целостность; · «система обеспечения национальной безопасности» - это силы и средства, обеспечивающие национальную безопасность; · «силы обеспечения национальной безопасности» - Вооруженные Силы Российской Федерации, другие рода войск, воинские формирования и органы, в которых предусмотрена федеральным законодательством военная или правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, которые обеспечивают на основании законодательства Российской Федерации национальную безопасность государства; · «средства обеспечения национальной безопасности» - это технологии и средства правовые, организационные программные, технические, лингвистические, а так же телекоммуникационные каналы, которые используются для формирования, обработки, сбора, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению в системе обеспечения национальной безопасности. Был разработан с учетом положений Стратегии и в качестве меры законодательной поддержки для ее реализации и Президент Российской Федерации внес в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, где был принят и 29 декабря 2010 г. после чего вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности». Пункт «ж» статьи 83 Конституции Российской Федерации явился правовым основанием для разработки Федерального закона, в соответствии с ним Президент Российской Федерации «формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом». Дало возможность принятие Федерального закона после утверждения увязки Стратегии с нормами закона содержащиеся в ней современные взгляды и подходы к обеспечению национальной безопасности. Закон, имевший действие до этого принятия, закреплял правовые основы обеспечения безопасности государства, общества и личности, устанавливал порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, определял систему безопасности и ее функции, а также надзора и контроля за законностью их деятельности. Федеральный закон в отличие от предыдущего, определяет «основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации». Следовательно, это дает право говорить о разных, в принципе, законах, которые при этом имеют схожие рычаги регулирования. В Федеральном законе, несмотря на свое название «О безопасности», впервые в законодательстве Российской Федерации появляется указание на то, что понимается под национальной безопасностью. Понятийного аппарата Федеральный закон не содержит, поскольку в нем применены термины, которые были использованы в Стратегии. В Федеральном законе раскрывается в 3 статье, в отличие от закона действовавшего ранее, содержание деятельности по обеспечению безопасности, она включает в себя: · выявление, прогнозирование, анализ и оценку угроз безопасности; · стратегическое планирование в области обеспечения безопасности и определение основных направлений государственной политики; · правовое в области обеспечения безопасности регулирование; · разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению, выявлению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления; · применение в целях обеспечения безопасности специальных экономических мер; · разработку, производство и внедрение военной и специальной техники, современных видов вооружения, а также в целях обеспечения безопасности техники двойного и гражданского назначения; · в области обеспечения безопасности организацию научной деятельности; · координацию деятельности в области обеспечения безопасности органов местного самоуправления, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; · финансирование обеспечение безопасности и контроль за целевым расходованием выделенных средств; · международное в целях обеспечения безопасности сотрудничество; · осуществление в области обеспечения безопасности иных мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации. В Федеральном законе, в отличие от ранее действующего закона, дана более четкая формулировка принципам обеспечения безопасности, основными из которых являются: · законность; · соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; · комплексность и системность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, другими государственными органами, политических, организационных, информационных, социально-экономических, правовых и иных мер обеспечения безопасности; · приоритет в целях обеспечения безопасности предупредительных мер; · взаимодействие с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности - федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов. Четыре, из перечисленных пяти, основных принципа, кроме принципа законности, совершенно новые и не предусматривались в предыдущем Законе. Вопросу государственной политики в области обеспечения безопасности в Федеральном законе отведена статья 4, по которой говорящая о том, что «государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер. Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности определяет Президент Российской Федерации». Статья 6 Федерального закона впервые в законодательстве о национальной безопасности регулирует проблему координации деятельности по обеспечению безопасности, а статья 7 - в области обеспечения безопасности регулирует вопросы международного сотрудничества Российской Федерации. Только Доктриной информационной безопасности сегодня определяется исследуемая дефиниция: информационная безопасность - в информационной сфере это состояние защищенности ее национальных интересов, определяющих совокупность сбалансированных интересов государств, общества и личности. Вместе с такими понятиями, как «безопасность», «информационная безопасность», «национальная безопасность» является и понятие информационной безопасности личности весьма актуальным. Эта проблема в современных условиях ставится на общенациональный уровень. Актуально и своевременно сегодня решение проблем обеспечения информационной безопасности личности. Высказанные учеными взгляды на понятие и проблему информационной безопасности раскрывают и наличие общих взглядов, и специфичность каждого из научных подходов. Главное из всего это то, что возможно только путем координации и объединения в единый замысел организационных, информационных, социально-экономических, политических, правовых, военных, специальных и иных мер решение проблем информационной безопасности.
Контрольные вопросы: 1. Что представляется как современное расширение спектра взаимодействия культур, государств и индивидов, как увеличение взаимозависимости, взаимосвязанности мирового сообщества? 2. Кто одним из первых определил глобализацию как корреляцию, т.е. как социально-экономическую взаимообусловленность и взаимосвязь? 3. Кто нынче играет роль не простого пассивного наблюдателя, но самого активного соучастника событий, имеющих разворот в режиме реального времени? 4. Кто выступает активным субъектом информационного обмена в информационном обществе, а не институты, как было в индустриальную эпоху? 5. Кто выступает активным субъектом информационного обмена в информационном обществе, а не институты, как было в индустриальную эпоху? 6. Что в жизни современного человека претендует на доминирующую роль? 7. Как называется, согласно философскому подходу, состояние объекта, при котором само состояние окружающей информационной среды, предоставляет ему возможность сохранить способность и возможность принять и реализовать решения, которые направлены на прогрессивное развитие согласно личным целям?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|