Мотивы и механизмы обращения индивида к СМИ.
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Условно мотивы обращения аудитории к СМИ разделяются по предложению исследователей, на 6 блоков: · информационный – получение для ориентировки в окружающее мире информации; · развлекательный – необходимость в эмоциональной разрядке; · коммуникативный – необходимость контакта с другими людьми; · социальной идентификации – нахождение в материалах СМИ своих референтных групп; · утилитарный –потребности быта; · самоутверждение + самопознание – утвердение в своих взглядах и ценностях, познать себя в наблюдении за другими. Чаще всего мотивами обращения к СМИ, как показали исследования, являются потребности в информации, общении и развлечении. Как правило, участники исследований отмечали несколько мотивов сразу. Исследования Брайант и Томпсон. По их мнению, рассматривает теория использования и удовлетворения мотивы и поведение медиа-потребителей, или как и почему СМИ ими используется. Пользователи для удовлетворения свих индивидуальных потребностей выбирают активно телепередачи и другие носители медиаинформации - это одно из основных положений теории. Лежит теория использования и удовлетворения на нескольких ключевых положениях. Это: · зависимость реакции медиапользователей от социальных и психологических факторов; · использование СМИ для удовлетворения определенных потребностей; · активность аудитории и др. Обусловлены, согласно теории использования и удовлетворения, различия между членами аудитории, индивидуальное использование медиаинформации и индивидуальная реакция на нее. Считается, что обуславливает воздействие СМИ в такой же мере, как и собственно медиаинформация, психологические характеристики индивида и социальное окружение.
Синтез исследований медиавоздействия и принципов использования СМИ, по мнению многих исследователей, явится последовательным и полезным шагом. Дадут возможность объединенные исследования выяснить какими именно будут последствия определенных способов использования масс-медиа и каковыми явятся связанные с использованием СМИ последствия удовлетворения различных потребностей. Дана, с середины 1970-х, исследованиями возможность, более ясно понять принципы индивидуального использования СМИ и последствия этого использования. В ответ на критику предыдущих исследований, ученые начали применять сходные методы исследования по отношению к мотивам медиапользователей, которые работают в данном направлении. Различаются большинством ученых, изучающими принципы применения СМИ, следующие мотивы медиапользователей: · обучение; · привычка; · получение возбуждения; · релаксация; · поддержание компании; · заполнение свободного времени; · уход от реальности. Разработано несколько моделей учеными занимающимися исследованиями в сфере МК, объясняющие принципы воздействия и использования масс-медиа. Такими моделями явялются: · транзактная; · ожидания-оценки; · использования и зависимости; · поиска удовлетворения и активности аудитории. Транзактная модель. Обусловлено медиавоздействие комбинацией двух факторов: психологической ориентацией потребителей медиаинформации и ее характеристиками. Представляет эта модель синтез модели индивидуальных различий и модели непосредственного воздействия. Ограничена психологической ориентацией членов аудитории интенсивность воздействия медиаинформации. Модель поиска удовлетворения и активности аудитории. Обусловлен многими факторами, в рамках данной модели, процесс использования СМИ и их воздействия. Определяется внимание медиапотребителей к содержанию медиа-информации, их установками и тем, какие именно потребности они хотят удовлетворить.
Модель ожидания-оценки. Рассматривается использование масс-медиа моделью ожидания-оценки с позиций искомого и получаемого удовлетворения в дополнение к ожидающимся в начале результатам использования СМИ. Как утверждается некоторыми исследователями, объясняется данной моделью функционирование двух различных компонентов: ожидания и оценки, намерения, позиция и поведение индивида. Модель использования и зависимости. Как показали исследования, результатом действия двух основных факторов выступает зависимость от определенного СМИ: возможности выбора медиаинформации и мотивации медиапотребителей к получению удовольствия. Обусловлен различными социальными и психологическими характеристиками каждый из этих факторов. Модель использования и зависимости Этой моделью предполагается, что определенные элементы медиасистемы, обуславливают зависимость и использование СМИ. Социальные функции СМИ. Гарольдом Лассуэллом (Lasswell, 1948) выделено три основных функции, выполняемые в обществе средствами массовой информации: · масс-медиа через наблюдение за внешней средой удерживают членов аудитории в курсе происходящих событий; · масс-медиа рассматривая различные фрагменты внешней среды, оказывают членам аудитории помощь в понимании ее структуры в целом, связывая воедино фрагменты внешней среды, дает возможность составления более адекватного представления об окружающем мире потребителям массовой информации. Как передача социальных норм и установлений новым поколениям потребителей медиаинформации служат СМИ. Значительная функция СМИ - передача социального наследия. Неслучайно многие страны, которые импортируют из США медиаинформацию, заявляют о культурном империализме, о навязывании своим гражданам чуждых социальных норм и ценностей. Развлечение названо К. Райтом как одна из функций масс-медиа. Выделение этой важной функции говорит, что используются СМИ многими членами социума для удовольствия. Еще одна функция СМИ - уход от реальности, она предполагает позволение телевидением забыть зрителям проблемы повседневной жизни.
Постулаты теории использования и удовлетворения. Положено в основание теории использования и удовлетворения несколько постулатов, большая часть которых сформулирована в 1974 г.. Позже были продолжены исследования медиа-аудитории и расширен список основных положений. Теория использования и удовлетворения предполагает, что целенаправленное и мотивированное коммуникативное поведение членов аудитории, которые сами делают выбор медиаинформации в соответствии с личными мотивами, целями и потребностями, и обусловлены особенности их восприятия выбранной медиаинформации этими же факторами. Разделены С. Финном на две категории - проактивные и пассивные все мотивы использования масс-медиа. Также может быть описана либо как ритуализированная, либо как инструментальная ориентация на использование масс-медиа (Rubin, 1984). Ритуализированное использование подразумевает привычное заполнение свободного времени или отвлечение от проблем потреблением медиаинформации. Инструментальное использование имеет в виду активное, целенаправленное использование масс-медиа. Социальные и психологические факторы. Опосредовано коммуникативное поведение людей множеством социальных и психологических факторов. Результаты исследований говорят о том, что отличаются высокой степенью зависимости от СМИ инвалиды и одинокие люди. 7 .3. Средства массовой информации, общественное мнение и социальные проблемы. Нам не перестают напоминать о том, что мир сегодня проживает эпоху глобализации. Каждый может практически моментально получать известия о произошедших событиях, благодаря научно-техническому прогрессу. Однако будет совсем нелишне помнить о том, что увиденное и услышанное не всегда совпадает с действительностью. Порой в заблуждение вводится все общество, вся нация, все государство. Очень наглядным примером такого заблуждения служит происходящее в современном мире. Используя огромные потенциальные возможности телевидения, огромное количество заведомо ложной информации подается в эфир. Это связано и с Украиной, и с Сирией и многими другими прошедшими эпизодами современной истории. Современная политика всех ведущих государств и СМИ практически неразделимы - это две руки, моющие одна другую, при этом сложно установить, которая из них грязнее. А ведь население узнает исключительно из СМИ обо всех политических и государственных решениях. И вынуждены верить, так как другого источника не предоставляется.
Глобальность и популярность СМИ, если взглянуть под другим углом зрения, несет и положительное воздействие на мировую общественность, таковой является всемирная пропаганда против СПИДа, многими знаменитыми и деловыми людьми поддерживается это движение по двум причинам: или столкнулись или боятся столкнуться. Действительно, СМИ доставляют и положительную, и отрицательную информацию, в прямой зависимости от того, чей заказ выполняется. Бесспорно, что сегодня крайне велико влияние ее на общественность. Очень большой может обрушиться информационный поток на человека, задача самого человека разобраться в ней и ненужную информацию отфильтровать. Но так трудно различить полезность и не полезность, правду и ложь – все так переплетено в современном мире, что многие вместо поиска полагаются на общественное мнение, понимая, что они сами являются выразителями этого пассивного общественного мнения. Как СМИ формирует общественное мнение СМИ выступают весьма мощным инструментом и политиков, и политтехнологов. Не секрет, что общественное мнение на то или иное событие формируются именно посредством СМИ. Беспочвенны споры о том, что не оказываются СМИ на мысли и ощущения людей особого влияния, т.к. к СМИ относятся не только телевидение и печать, но популярный нынче интернет, поставляющий информацию в большом объеме. Под понятие «общественное мнение» подпадает целая совокупность различных суждений, а также оценки ситуации и определенных действий тех или иных неофициальных и официальных лиц. Причем легко поддаются такие взгляды влиянию извне. Это заметно на примерах регулярно развивающихся в мире информационных войн. Обычно привлечено основное внимание общественности рядом институтов, формирующих общественное мнение, в этом ряду - государство, церковь и т.п. Привычным стало отнесение СМИ к четвертой власти, и это имеет свое основание, которое связано с тем, что СМИ успешно конкурируют за популярность с ними. Определенное влияние оказывают СМИ на умы. И связано это не только с их массовостью, а и с тем, что они регулярно привлекают экспертов для подтверждения той или иной точки зрения. Правда, немногие задаются вопросом о том, какую сторону в споре поддерживает эксперт, просматривая новостные сюжеты или читая аналитику. Ведь не бывает людей абсолютно беспристрастных. В результате у человека формируется определенная точка зрения, которая подтверждается научными данными, статистикой и прочими достоверными источниками. Но в любом случае она не нейтральна.
Можно проводить целые PR-компании, грамотно используя влияние СМИ на умы человечества, и они будут весьма успешны. Истории известны случаи полного переосмысления информации, начала братских войн и т.д., на фоне пропаганды и рекламы. От того, каким образом преподносят обществу событие зависит формирование общественного мнения. К слову, если это сделано журналистом, который заслужил уважения и давно доказал свою компетенцию, то к его словам прислушаются. А вот серьезные слова и факты звучащие из уст человека, к которому нет доверия, не будут услышанными. Также свои коррективы на формирование общественного мнения вносит мода на определенные СМИ. 20 лет назад мода выбрала своим источником телевидение и слова дикторов имели больше доверия, чем печатное слово. В настоящее время из доверия телевизор вышел, на его место пришел интернет. Сеть предоставляет большие возможности: просмотр видеороликов, чтение статей и обзоров, а также предоставляет знакомство с аналитикой. Сегодня доказано и активно используется специалистами по НЛП влияние СМИ на умы общества. Они, чтобы все это максимально соответствовали их целям, подбирают картинку, текст и звук. Человек в результате начинает неосознанно поддаваться этому воздействию и у себя в голове создает ту или иную картину мира и развития событий. Напрашивается сам собою вывод о всеобъемлемости, своего рода глобальности СМИ, достигаемой посредством обхвата различных целевых аудиторий. Более того предоставляется возможность для проведения масштабных информационных исследований наличие разнополярных СМИ, в том числе иностранных обозревателей, которые не подчинены ни одному центру. Отмечается, что СМИ могут менять отношение к ним, а со временем и их значимость и значение, через манипуляции значениями каких-либо понятий не по зловредности, а просто по той причине, что уже может быть утеряно исходное толкование. Так же уделяется внимание развлекательно-информационному режиму, делается акцент на его все больше развивающуюся ненатуральность, виртуальность и глянец. Заменяют и даже подменяют представление о действительности многочисленные реалити-шоу, глянцевые журналы, красивые картинки заставляя, в основном молодежь, работать на индустрию моды, тратя огромные средства на рекламную продукцию, просто отдавая дань моде. СМИ также диктует моду используя средства печатные и телевизионные – решая, что носить, что смотреть, что читать, что делать, куда поехать отдыхать. Безусловно, в роли стимула экономики эти действия полезны и оправданы, но, безусловно, и то, что они навязываются. Да, говорится и ныне, что у человека всегда есть выбор, но по-прежнему все так же не любят «белых ворон» в обществе. И чтобы не смотреться смешными, многие предпочитают стереотип, живя в обществе, и боясь потерять достигнутый комфорт, боясь не успеть что-то узнать, пропустить сенсацию, забывая порой просто жить. 7.4. Механизмы и эффекты воздействия СМК на целевые аудитории. Средства массовой коммуникации или СМК явились одним из самых значительных и сравнительно поздних завоеваний общества, весьма стремительно пройдя путь от «листков», которые извещали подданных о важных событиях и государственных решениях с определенной периодичностью, к всеохватной глобальной информационной сети, которая ежесекундно и повсеместно распространяет свою информацию. Является очевидностью тот факт, что обладают СМК рядом особенностей, которые не только характеризуют их как самостоятельное явление, но и существенно выделяют их, что позволяет сделать утверждение: ключевая роль в нынешнем общественном бытии принадлежит СМК. При рассмотрении деятельности государственных, политико-правовых, политических, религиозных, образовательных, культурных институтов отмечается, что на данный момент все они пронизаны влиянием со стороны СМК. В современных условиях сама их деятельность, во многом основываясь на пассивное или активное включение в масс-коммуникационные потоки, становится возможной и более эффективной. Сегодня вне масс-коммуникационного контекста немыслимо существование и функционирование государственной власти, государства. Уже давно большинство населения отождествляет государственную власть и представителей высшей власти с «людьми из телевизора», с репортажами министерств, правительства, с брифингами, интервью, которые дают представители власти журналистам и обзорами аналитическими властной деятельности, которая производится для массовой аудитории. Успели убедиться за последнее десятилетие жители России в эффективности СМК, создавших и создающих образ ведущей политической партии и правящего лица государства. Не сходя в плоскость оценки, просто отметим, что выраженный ресурс народного доверия в устойчиво высоких рейтингах, как для предыдущего президента Д.А. Медведева, так и для нынешнего президента В.В. Путина создан с помощью усиленных, методичных и планомерных воздействий СМК на массовую российскую аудиторию, и в первую очередь электронных. Данное замечание еще в более значительной степени относится к выдвижению «Единой России» в качестве ведущей политической партии, которая уверенно на всех региональных и федеральных выборах в местные и общефедеральные законодательные органы заняла первое место. Принимая во внимание все уже сказанное, остается только признать, что существует только два пути развития в сложившейся ситуации. Первый, когда окончательно СМК ратифицируют свое монопольно-анонимное положение манипулятора с сосредоточением, по логике глобального развития, в руках глобальной олигархии масс-коммуникационного влияния, второй - общество сможет ввести деятельность СМК в четко очерченные правовые рамки, которые будут декларировать их общественное бытие в формах, способных обеспечить интересы всего общества. Появится шанс, при таком развитии событий, у каждого государства оздоровления государственно-политической жизни, ее реальной демократизации в изменившихся условиях, а также сохранения собственной идентичности. Отдельному человеку будет возвращена одна из степеней первичной социальной свободы – политическая свобода и возможность соучастия и осведомленности в гласно формируемых СМК. А если шире, то отдельный человек получит некоторые гарантии на защиту своего сознания от целенаправленных воздействий, которые ныне осуществляются на уровне контроля и обладания СМК без его ведома. Основанные на передовых достижениях в области информационно-коммуникационных технологий эффективные механизмы социального контроля должны работать, именно, в отношении строго асоциального вида деятельности с помощью СМК, так же как и для реальной повседневности. Контроль же, при этом, должен быть двойным: со стороны общества - за поведением подростков в сети Интернет, а со стороны органов государственной власти - за СМК. Сверхзадачей СМК, в этой ситуации, становится удовлетворение высоких потребностей аудитории и для того, чтобы люди могли сформировать целостное восприятие мира - обеспечение доступа к качественной, достоверной информации. Предполагает постоянную динамику и непpедсказуемость своих эффектов как социально-психологический феномен МК. В современных условиях, при заявленных свободе слова, права каждого на получение и pаспpостpанение информации и т.д., могут быть реализованы с максимальным эффектом возможности МК, если с учетом психологии массовой коммуникации выстраиваются соответствующие технологии. Изменение поведения аудитории под воздействием СМИ является основным эффектом от воздействия СМК. С заранее поставленными целями должно быть согласовано изменение поведения аудитории. Понимается некий отклик под эффектом. Коммуникативные эффекты это изменение отношения к товару, услуги или торговой марке, или изменение осведомленности о товаре или услуги. Эффективность делится на: маркетинговую и коммуникативную. Маркетинговая эффективность, как прагматическая деятельность СМК ставит целью отследить в какую цену обходится ее итог. Под коммуникативной эффективностью подразумевается любой отклик. Коммуникативная эффективность не имея стоимостного выражения, может быть оценена стоимостью отклика. На итог воздействия СМК, как считают многие исследователи, имеют влияние: выбор материала читателем, слушателем зрителем; восприятие этого материала; представления потребителя об источнике - доверие к нему, его престиж и т. п.; семейное положение; активность лидера мнения группы, к которой потребитель принадлежит; принадлежность к той или иной социальной прослойке потребителя; природа информационного средства и особенности содержания; образовательный и культурный уровень потребителя; социальные условия происходящей коммуникация. Предполагает изучение эффектов деятельности СМК исследование происходящих под воздействием массовой коммуникации изменений в сознании и поведении людей. Выделяются три основных этапа исследования эффектов: 1 этап - 20-30-е годы XX в. - предполагал, что обладает очень большими возможностями воздействия МК. Отражены ранние концептуальные построения достаточно точно такими понятиями, как "теория магического снаряда" или "теория подкожной иглы". 2этап - середина 40-х - начало 70-х годов - выяснил, что не нашли эмпирического подтверждения предполагаемые ранее мощные эффекты МК. Поэтому в тот период "теории ограниченных эффектов" массовой коммуникации были отмечены доминантой. 3 этап - начало 70-х годов по настоящее время - характерно для этого этапа то, что какое-либо одно ведущее теоретическое направление отсутствует. Интересно, что к представлениям о значительных возможностях воздействия массовой коммуникации вернулась некоторая часть исследователей. Лазарсфельд в 30-х годах ХХ в. дал типологию эффектов: · немедленные; · краткосрочные; · Долгосрочные; · Институционные. При этом указал и возможные причины этих эффектов: · отдельные блоки текстов; · жанр; · экономическая и социальная структура СМК; · технологическая природа канала коммуникации. Эффекты подразделяются на запланированные и незапланированные, основные и побочные, мгновенные и отложенные, долгосрочные и краткосрочные. Выделяются основные эффекты: · кампания в СМК - используется несколько каналов массовой коммуникации для достижения цели информирования или убеждения аудитории, применяются чаще в области политики и потребительской рекламы; · индивидуальная реакция - непланируемые коммуникатором последствия, наблюдаемые после контактов индивидов с материалами МК, происходит за счет наущения и имитации, предметом выступают самые различные области индивидуальной и социальной реальности: акты девиантного поведения, следование новым жизненным стилям, проявления боязни и страха, и т.д.; · коллективная реакция - ряд индивидуальных реакций, переживаемых одновременно многими людьми, приводит к совместным действиям неуправляемого типа: способны привести к панике и гражданским волнениям эффекты страха, беспокойства, ярости в потенциале; · распространение инноваций - планируемое в целях долгосрочного развития распространение нововведений; · распределение информации и знаний - следствие деятельности СМК по распространению информации событийного порядка; · социализация - влияние СМК в конкретной социальной ситуации на процессы наущения и принятия норм, ценностей и образцов поведения; · социальный контроль - относится в деятельности СМК к тенденциям по поддержке стабильности сложившегося социального порядка посредством индустрии сознания; · представление социальной реальности – процесс очень близкий к предыдущему, тем не менее, больший акцент здесь ставится на производстве знаний и мнений, нежели на формировании ценностных представлений; · институциональные изменения - результат непланируемого приспособления существующих институтов к развитию СМК. · культурные изменения - трансформация наиболее общих ценностей, поведения, символических форм. Получившая достаточно широкое распространение одна из концепций о влиянии СМК, истекает из весьма простой предпосылки. Определяется, прежде всего, избирательным вниманием коммуникатора сам эффект воздействия на формирование общественного мнения. Эффекты МК наиболее явно проявляются в сфере информирования, а не изменения установок, как показали эмпирические исследования. Необходимо провести для этого количественный анализ содержания. Помимо этого, необходимо с помощью массовых опросов в начале и конце исследуемого временного интервала фиксировать изменения в общественном мнении. Психологические эффекты массовой коммуникации. Две тенденции до сих пор борются в мире. Никак не желают признавать представители уходящей, наличия каких-либо особых «эффектов». Однако известен целый ряд интересных и важных эффектов массовой коммуникации, как из специальных исследований, так и из практики. Подвергнем рассмотрению достаточно яркие примеры: крайне позитивное и крайне негативное свойство по отношению к телевидению - ведущему средству МК, которое рождает наиболее заметные ее эффекты. «Эффект ореола» или «эффект нимба» - современная МК подразумевает голубое свечение, отличающее телеэкраны и которое переносится на наиболее часто мелькающие на телеэкране персоны. «Эффект бумеранга» - суть в том, что получается результат при некоторых воздействиях источника информации на аудиторию или на отдельных лиц, обратный тому, что ожидался. Возникает, если подорвано доверие к источнику информации. Проявляется современный «эффект бумеранга» в том, что перекормленная одним и тем же персонажем масса зрителей, вначале начинает тихо и молча ненавидеть его, потом отказывает в социологических опросах ему в доверии и, наконец, откровенно бунтует, голосуя тайно на выборах против него. «Эффект края» - явление, заключающееся в том, что запоминаются быстрее элементы заучиваемого материала расположенные в ряд, те, что находятся в начале и конце, чем в элементы расположенные в середине. Изучается в современных исследованиях как эффект первичности и эффект недавности. «Эффект недавности», известный больше как эффект новизны - заключается в том, что по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т.е. более новая информация о нем, тогда как оп отношению к незнакомому человеку более значима первая информация и изучается при восприятии людьми друг друга. «Эффект первичности» - касается значимости определенного порядка поступления информации о человек для формирования представления о нем и изучается при восприятии людьми друг друга. Акцентируется, в рамках концептуальной модели, внимание на следующей совокупности эффектов массовой коммуникации: · эффекты когнитивные - формирование установок, определение «пунктов повестки дня», расширение представлений людей, уточнение ценностных ориентации; · эффекты аффективные - формирование чувств обеспокоенности, страха, влияние на моральное состояние и степень отчуждения в обществе; · эффекты поведенческие - активизация или не активизация какой-либо деятельности, направление различных видов акций, провоцирование альтруистических проявлений. По большому счету способствует развитию всей цивилизации развитие МК процессов. Человечество не имеет развития без общения, при этом общение и миp единое целое составляют, и подразумевает одно другое непременно. Контрольные вопросы: 1. Какой моделью рассматривается использование масс-медиа с позиций искомого и получаемого удовлетворения в дополнение к ожидающимся в начале результатам использования СМИ? 2. Кем названо развлечение как одна из функций масс-медиа? 3. В каком году сформулирована большая часть постулатов, положенных в основание теории использования и удовлетворения? 4. Кто, как говорят результаты исследований, отличаются высокой степенью зависимости от СМИ? 5. Под какое понятие подпадает целая совокупность различных суждений, а также оценки ситуации и определенных действий тех или иных неофициальных и официальных лиц? 6. Что можно проводить, грамотно используя влияние СМИ на умы человечества, и они будут весьма успешны? 7. Какими специалистами сегодня доказано и активно используется влияние СМИ на умы общества? 8. Чему принадлежит ключевая роль в нынешнем общественном бытии? 9. Каким эффектом от воздействия СМК является изменение поведения аудитории под воздействием СМИ?
Список использованных источников. 1. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. - М.: УРСС, 2002. 2. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. – М.: Дело, 2004. 3. Новиков К.Ю. Психология массовой коммуникации: Механизмы, рактика, Ошибки. М.: Высш.шк, 2007. 4. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. – М.: Рефл-бук, Ваклер, 2007. 5. Блохин И.Н. Виноградова С.М. Корконосенко С.Г. Социология журналистики: Учебное пособие для студентов вузов (под ред.Корконосенко С.Г.).М., 2004. 6. Буданцев Ю.П. Социология массовой коммуникации. М., 1995. 7. Гидденс Э. Социология. М., 2008. 8. Карпухин О.И. Луков В.А. Макаревич Э.Ф. Социальный контроль масс: учебное пособие для вузов. М., 2007 9. Касянов В.В. Социология массовой коммуникации. М., 2009 10. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации: теория и практика. М., 2008. Дополнительная литература 1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. - Екатеринбург, 2009. 2. Социология. Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. М., 2012. 3. Федотова Л.Н. Социология рекламы. М.,2011.
Список электронных ресурсов: www.sociology.ru www.reclama.su http://pr.tsu.ru/ revolution.allbest.ru
Глоссарий. Агитация – распространение информации, содержащей в том или ином виде призыв к действию. Аудиометр – электронное устройство, счетчик для измерения аудитории радио, времени включения телевизора с целью подсчета рейтинга передач подключается с согласия владельца телевизора. Аудитория – совокупность читателей, слушателей, зрителей или пользователей интернета. Вторичное исследование – это анализ уже существующей либо на бумаге, либо в электронном виде информации, собранной ранее другими лицами для целей, отличных от цели данного исследования. Вторичная информация – это статистические данные, собранные ранее для других целей. Глубинные интервью («лицом к лицу» или «face–to–face») - свободная, но структурированная беседа между интервьюером и одним респондентом. Социологическое исследование - специфический вид систематической познавательной деятельности, которая направлена на исследование социальных объектов, отношений и процессов для получения новой информации и выявления закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии. Лабораторное наблюдение - исследователь определяет условия окружающей среды и наблюдаемой ситуации. Первичное исследование - сбор информации, необходимой для удовлетворения непосредственно связанных с целями исследования насущных потребностей. Первичная информация - данные, полученные специально для решения конкретной проблемы. Фокус-группы или мини-группы личное собеседование, проводимое модератором одновременно с небольшим количеством людей по заранее определенным темам. Наблюдение – сбор информации путем фиксации объектов, событий, ситуаций или поведения людей. Методы вербального опроса -в ходе качественного исследования интервьюеры стараются выявить опыт, установки и чувства респондентов Полевое наблюдение проводится в естественной обстановке Проективные методы проведения качественных исследований -альтернативой прямому опросу выступают проективные методы Планирование фокус-групп включает как выбор модератора или ведущего, так и определение характеристик респондентов или участников. Личные интервью – это опрос респондентов интервьюером лицом к лицу. Телефонные интервью предполагают проведение опроса по телефону. Опрос – метод получения первичной информации, основанный на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне. Опрос по почте потенциальному респонденту отсылают пакет, в который вкладываются сопроводительное письмо, анкета, инструкции по заполнению и возврату, конверт с маркой и адресом исследовательской компании, проводящей данное исследование. Физиологические исследования – регистрация психофизиологической реакции людей на стимул. Электронный интерактивный опрос сочетает в себе черты личного интервью и интервью по почте. Эксперимент – спланированное и управляемое субъектом исследование, в ходе которого экспериментатор воздействует на объект и регистрирует изменение его состояния. Глобализация – процесс интеграции человечества и сфер его деятельности в ходе эволюции в информационную эпоху. Глобальная деревня – термин Г.М. Маклюэна для обозначения современного общества, в котором благодаря развитию коммуникационных систем люди рассуждают и поступают так, как если бы они были совсем рядом, жили в одной деревне. Дневник полевой документ для измерения чтения, телесмотрения, радиослушания. Заполняется самостоятельно респондентами по каждому дню периода измерения. Идеология – совокупность идей, теорий, ценностей и мировоззренческих установок, выстроенных в логически обоснованную доктрину. «Индустрия культуры» - стандартизированное производство и рационализация способов распространения культурной продукции. Понятие ввели Т. Адорно и М. Хоркхаймер, представители Франкфуртской школы. Информационная безопасность - состояние защищенности информационной среды, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства. Масс-медиа (англ. mass media) – средства массовой коммуникации, массовой информации и общения: телевидение, пресса, компьютерные сети. Массовая коммуникация – систематическое распространение информации с помощью специальных средств среди большой рассредоточенной аудитории. Модель Лассуэлла – модель влияния СМИ на аудиторию, предложенная в 1948 г. Г. Лассуэллом. Общественное мнение – скрытое или явное отношение различных социальных общностей, групп и индивидов к проблемам, событиям и фактам действительности в конкретной социальной или социально-политической ситуации. Панель – не сменяемая в течение нескольких измерений выборочная совокупность. Панельное исследование – исследование с выборочной совокупностью, не сменяемой в течение нескольких измерений. Социология массовой коммуникации – социологическая дисциплина, изучающая процессы функционирования и развития средств массовой коммуникации, а также их социальную обусловленность и последствия деятельности. Эффект массовой коммуникации – возникающие вследствие воздействия массовой коммуникации изменения в оценках и поведении людей. Эффективность СМИ – оценка экономической эффективности включения в план размещения рекламы, рекламной кампании данного канала или СМИ в целом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|