Структурные составляющие коммуникационных процессов.
Используя в качестве методологии положения специальной социологической теории эмпирические исследования, как таковые, полагают сбор первичных данных об изучаемых объектах, который проводится по заранее разработанной программе. Эмпирические исследования в отношении массовой коммуникации проводятся для всех звеньев массово-коммуникативного процесса: · коммуникатор; · информационные сообщения; · каналы распространения информации; · массовая аудитория, как объект массово-коммуникативного воздействия; · обратная связь, как необходимое условие для осуществления на массовую аудиторию информационного воздействия; · эффекты, как результат воздействия массовой коммуникации. Основываясь определенными правилами научного вывода производится обработка данных. Результаты эмпирических исследований являются репрезентативной информацией, которая имеет двоякое значение: · во-первых: служит проверке теоретических положений, которые формулируются на уровне специальной социологической теории; · во-вторых: для дальнейшей разработки специальной социологической теории является эмпирической базой. Решая конкретные практические проблемы в рамках социологии МК, эмпирическое исследование дает возможность отдельного изучения: фрагментов массово-коммуникативной деятельности, каналов распространения, реакции аудитории на конкретную информацию, а также изучения целевой аудитории на перспективу распространения рекламы и так далее. Определение причин конкретного явления является задачей прикладного исследования, процесса или ситуации и выработкой соответствующих практических рекомендаций по оптимизации в исследуемой ситуации функционирования массовой коммуникации.
В социологии массовой коммуникации уровнем методологии как системой принципов и способов организации теоретической и практической деятельности рассматриваются способы построения научной теории, а также способность применения различных научных теорий как объяснительных принципов массово-коммуникативной деятельности. Такими объяснительными принципами делятся с социологией массовых коммуникаций: теория структурно-функционального анализа, теория деятельности, системный анализ в исследовании массовой коммуникации. Содержит методологический уровень ряд вопросов: · выработка и построение гипотез; · разработка методов эмпирических подтверждений; · концептуализация и операционализация понятий; · определение выборочных совокупностей и т. д. Предполагает уровень методики и техники: · разработка конкретных приемов и методов формирования выборочной совокупности; · составление анкет; · определение методов количественного и качественного исследования всех звеньев массово-коммуникативного процесса: коммуникатора, информационного содержания сообщений; · разработка оптимальных методов исследования каналов, передач, а также массовой аудитории. В структуре социологического знания уровень методики и техники ориентирован на применение новейших методик, которыми учитывается специфика массово-коммуникативной деятельности и оптимизация исследований массово-коммуникативного процесса. Таким образом, структура социологии массовой коммуникации является многоуровневой, поднимая уровни от самой практики, или от преобразовательной деятельности, шествуя по ступеням абстракции до философских обобщений. Элементами социологии массовых коммуникаций выступают соответствующие уровни структуры целостного социологического знания. Пользуясь метафорой: первый уровень социологии массовой коммуникации - непосредственный контакт с практикой.
На этом уровне жизненно соприкасаются инженерные исследования, социальная инженерия, представленная конкретной эмпирической социологией журналистики и средств массовых коммуникаций, а также социология общественного мнения, в виде социологических опросов, анкетирования, которые предоставляют науке и практике первичные эмпирические обобщения, которые, в свою очередь, являются для более высокого уровня теорий исходным материалом. Следующий, второй уровень и есть сама социология массовой коммуникации как частная теория или специальная теория, или теория среднего уровня, которая оперирует понятиями «аудитория вообще», «аудитория как таковая». На третьем уровне, подходим к понятию «объект массово-коммуникативной деятельности». Это уровень социологической науки о массовой коммуникации, являющийся уровнем общей теории массовой коммуникации. Последний, четвертый - это уровень теоретизирования в рамках науки о массовой коммуникации, это пограничная область с теоретической социологией и даже с философско-социологической теорией. Это уровень философско-социологических проблем теории массовой коммуникации, или так называемы уровень картины мира. Этот теоретический абстрактный поход по уровням, поможет подойти к практике. Встает простой вопрос: прикладное социологическое исследование - как провести и что для этого нужно? Вполне понятно, что необходима гипотеза исследования, которая базируется на некоторой теории и дает возможность сформулировать вопросы, определить выборку и т.д., кроме материально-технического обеспечения, специалистов-социологов, способных проводить опросы и обрабатывать ответы. Выступает формулировка гипотезы исследования наиважнейшей составляющей любого конкретного исследования. Кроме того, не только и не столько науке дают конкретные социологические исследования эмпирический материал. Для дальнейшей оптимизации деятельности, которая стала объектом исследования, важны и выводы, и результаты этих исследований. Поэтому, всякий акт научной деятельности: и прикладной и теоретической - направлен на оптимизацию практики.
Представляет собой уровень эмпирических и прикладных исследований, в силу многих объективных и субъективных причин, значительная часть науки о массовой коммуникации. И все-таки было бы неверно считать, что только прикладной и эмпирической является наука о массовой коммуникации, несмотря на то, что это вытекает из определения объекта и предмета социологии массовой коммуникации. Массовая коммуникация как социальный процесс выступает объектом исследования не только социологии массовой коммуникации, но и многих других гуманитарных и социальных наук. Под социальным процессом понимается повторяющаяся устойчивая модель социального взаимодействия, поддающаяся идентификации и характеризующаяся последовательным изменением состояний при сохранении и воспроизводстве определяющего качественного состояния объекта или системы. Выделяя собственное место социологии массовой коммуникации в многоуровневой структуре целостного социологического знания, необходимо определить ее объект и предмет. Тогда как другие науки имеют свой, отличный от других, предмет, предмет же в социологии массовой коммуникации есть некоторая совокупность основных понятий и проблем, которые способствуют обнаружению общих закономерностей массовой коммуникации, исследование которой определяет структуру социологии массовой коммуникации как науки, с включением всех уровней: от теоретического до уровня эмпирических исследований, которые распространяются на исследование объекта массово-коммуникативной деятельности или массовую аудиторию, и на исследование субъектов этой деятельности, а также способов функционирования и структур самих массовых коммуникаций. 1 .3. Социология массовой коммуникации как специальная отрасль социологической науки.
Как научная теори я социология массовых коммуникаций имеет характерную для социологического знания многоуровневую структуру и играет заметную роль в общей системе общественных наук, заключающуюся в следующем:
1) описывает объект исследования, или массовую коммуникацию как социальный процесс во всей полноте его функционирования; 2) обобщает данные описательного этапа, вскрывает сущностные характеристики самого объекта исследования, т.е., объясняет собственно феномен массовой коммуникации; 3) она вырабатывает рекомендации по оптимизации его функционирования, основываясь на знаниях сущностных характеристик объекта, особенностей его содержания, форм и проявлений. Третий этап не менее важен, нежели первых два, так как таит опасность предписывания несвойственных способов функционирования объекту исследования. 4) выступает одной из областей социологического знания, имеет возможность предоставить прогноз, возможностей и путей дальнейшего развития, и прогноз развития общества как целостной системы. Необходимо сделать акцент на том, что такое возможно только при условии развитой научной теории, в качестве которой может выступить социология массовой коммуникации. Контрольные вопросы: 1. Какая наука, несмотря на свою юность, выступает одним из самых заметных научно-исследовательских направлений? 2. К чему было привлечено внимание ученых в начале ХХ века как к формирующемуся виду социальной деятельности? 3. Какая наука, проявляет значительный интерес к исследованию этого феномена, имея интерес в знании поведения человеческих масс и их отношения к предлагаемым обществу процессам достижения и удержания власти? 4. Что является одним из отраслевых направлений социологии? 5. Какие исследования в отношении массовой коммуникации проводятся для всех звеньев массово-коммуникативного процесса? 6. Какой является структура социологии массовой коммуникации?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|