Конструкции с отглагольными существительными
Сугубо официальный характер придают речи конструкции с отглагольными существительными. Их появление в профессиональной речи юристов вызвано тем, что в языке права распространены 10—3431 276 Часть II. Функционирование языковых единиц в речи юриста названия процессуальных действий, таких, как выемка, дознание, расследование и подобные, которые ведут к образованию цепочек родительного падежа: об исчислении срока погашения судимости"; случается нанизывание творительного падежа: Занятие врачеванием как профессией лицом, не имеющим медицинского образования (ст. 221 УК РСФСР). Подобное явление в документах и научных текстах неизбежно. В публичной же речи такие построения нежелательны, так как они делают фразы громоздкими, сухими, а речь — трудной для восприятия. Вспомним рассказ К. Г. Паустовского «Поэзия прозы», в котором, приводя услышанную фразу «По линии выработки продукции наше метизовое предприятие ориентируется на завышение качественных показателей и нормативов», писатель называет подобную речь вывихнутой3. Отглагольные существительные являются причиной речевых и стилистических ошибок, одна из них — искусственное образование отглагольных существительных и прилагательных, которых нет в литературном языке: Ответчик систематическим биением, сквернословием, тунеядничаньем сделал невозможным совместное проживание с истицей; сочетанная травма. Или: Самогон уничтожен путем вылития, а аппарат — путем разбития и зарытия в землю. Почему не написать: Самогон был вылит, аппарат разбит и зарыт в землю? Нередко в результате использования отглагольных существительных искусственно создаются расщепленные сказуемые: Усков причинил ему укус пальцев правой руки (надо: укусил ). Давыдов учинил соседу соление растворимого кофе, насыпание перца в торт (надо: насылал соль ).
Умение правильно использовать в речи параллельные синтаксические конструкции способствует точному выражению мысли. Лингвистические термины Инфинитивные предложения — предложения, в которых главный член выражен неопределенной формой глагола. Отглагольные существительные — имена существительные, образованные от глаголов: приезжать — приезд, возвратить — возврат, судить — судья, суд. Вопросы для самопроверки 1. Назовите параллельные синтаксические конструкции. Почему они называются параллельными? 2. Какие из них характерны ' См. также с. 23. Раздел 4. Точность употребления синтаксических единиц 277 для книжных стилей? 3. Какие качества придают речи причастные, деепричастные обороты, отглагольные существительные? 4. Каковы функции причастных оборотов в юридической речи? 5. Как должны оформляться анкетные данные обвиняемых и подсудимых? 6. Назовите клишированные причастные и деепричастные обороты. 7. Чем вызываются ошибки в употреблении причастных оборотов? 8. Что обозначают деепричастные обороты? Когда они неуместны в речи? 9. Какие ошибки отмечаются в использовании деепричастных оборотов? 10. Где употребляются конструкции с отглагольными существительными? Примерный план практического занятия Теоретическая часть 1. Понятие параллельных синтаксических конструкций. Их функции в языке права. 2. Использование причастных оборотов в языке права. Ошибки в их употреблении. 3. Уместность и неуместность деепричастных оборотов в речи. 4. Трудности в употреблении конструкций с отглагольными существительными. Практическая часть Задание 1. Прочитайте несколько статей УПК, ГК, ГПК, проследите регулярность использования в них причастных и деепричастных оборотов, конструкций с отглагольными существительными, с придаточными предложениями. Объясните, почему в Особенной части УК РСФСР не употребляются деепричастные обороты.
Задание 2. Прочитайте несколько постановлений, определений, уведомлений, обвинительных заключений, приговоров и проследите, какие параллельные синтаксические конструкции являются клишированными и необходимыми в тексте этих документов. Задание 3. Отметьте ошибки в использовании параллельных синтаксических конструкций, исправьте их. Обратите внимание на точность словоупотребления; исправьте, если надо, ошибки. При правке текста учтите значение принуждения в глаголе пришлось (см. упр. 2). 278 Часть II. Функционирование языковых единиц в речи юриста Упражнение 1 1. Выговор с последним предупреждением воспринят истцом не был, будучи до него недоведенным. 2. Чайкина, схватив лопату, стоящую во дворе, нанесла Елизарьеву удар по голове. 3. Прошу принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления. 4. Возвращаясь домой, мой подзащитный увидел в подъезде человека, показавшего ему пьяным. 5. Находясь в местах лишения свободы, моему подзащитному исполнилось 18 лет. 6. Кирпич, брошенный Дзюбой, стукнул Жилина по голове, совершив тем самым дерзкое хулиганство. 7. Фетисов, будучи пенсионером, проводил утро на балконе и имел возможность для наблюдения фактов совершения хищения продуктов в магазине напротив. 8. Пришедший раньше всех Литвин спрятался в встроенный шкаф, откуда неожиданно воздействовал на потерпевших. 9. Пытавшего прекратить скандал Чан-Лян-Ши Чайкина укусила за палец. 10. Хищение совершено путем выдавливания стекла, влезания в окно, открывания шкафа, собирания вещей в узел и вылезания обратно. 11. Потерпевший хотел достать деньги, но не обнаружил находившего в кармане кошелька. 12. Причиненные ранения Кострову и Тараеву являются тяжкими и опасными для жизни. 13. Лица, привлекающие в качестве свидетелей, обязаны давать правдивые показания. 14. Со стороны администрации СМУ-3 не осуществлялось должного контроля за работой бригады Рогальского и Босняцкого, интересуясь лишь объемом выполненных работ. 15. Учитывая тяжесть совершенных ими преступлений, действия их квалифицированы по ч. 1 ст. 83 УК РСФСР как хищение в особо крупных размерах. 16. Адвокату, придя в камеру к подследственному, не удалось с ним поговорить. 17. Выслушав подсудимого, потерпевшего, свидетелей, мне думается, что обвинение нашло свое подтверждение. 18. Говоря о личности Чиркова, мне трудно найти что-либо положительное.
Упражнение 2 1. Статья 108, часть 1, УК РСФСР требует наличия тяжких телесных повреждений, относясь к категории тяжких. 2. Имея большой опыт самолетовождения, курс им был взят правильно. 3. И вот, возвращаясь домой, что-то помешало ему. 4. Рассматривая настоящее уголовное дело, Василовский совершил тяжкое преступление. 5. Лица, находящие за рулем в нетрезвом состоянии, привлекаются к ответственности. 6. На следствии Петров дал показания о сообщниках, участвующих в совершении преступления. 7. Включенных лиц необходимо вызвать для дачи показаний. 8. Давая показания, ему пришлось рассказать обо всех обстоятельствах совершения преступления. 9. Данные показания на предварительном следствии необходимо проверить. 10. Материалы дела рассматривались экспертами, не завершившись никаким определенным выводом. 11. Мы, взрывники, Ефремов и Боровков, придя на смену, были вызваны прорабом Козловым. 12. Лицо, которое совершившее преступление, привлекается к уголовной ответственности. 13. Посещение Испуговым выставки сопровождалось не столько осмотром экспозиции, сколько приставанием, толканием, мешанием. 14. Читая дело, у меня не возникло никаких сомнений в невиновности моего подзащитного. 15. Двигаясь задним ходом, был совершен наезд на «Запорожец». 16. Кого бы не охватило чувство ненависти к преступникам, осмелившихся убить или ограбить? 17. Юридическая оценка совершенного преступления совершенно правильна, часть третья статьи 147 УК РСФСР, это завладение личными деньгами потерпевших путем мошенничества и причинив им значительный ущерб. Упражнение 3 1. Деньги в сумме 3256 рублей изъяты работниками милиции, совершив тем самым преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 154 УК РСФСР. 2. Вариант Носкова признать недействительным, как ухудшающий. 3. Опьяненный Кривякин перестал контролировать свои действия. 4. Подсудимые похитили материаль-
Раздел 4. Точность употребления синтаксических единиц 279 ных ценностей на 470 рублей, учитывая 9 котлет, съеденных подсудимым Ча-ровым в буфете. 5. Срыв шапки осуществлен подсудимым с помощью тихого подкрадывания, назаметного протягивания руки, резкого снятия и быстрого бега. 6. Он вошел в драку с Бориным и совершил преступление, не проявляя сдержанности. 7. Разбитие вазы Дулевского завода стоимостью 24 рубля о голову потерпевшего взыскать с подсудимого. 8. Он покончил жизнь путем погружения в воду без обратного выгружения. 9. Самогон, изготовленный для поминок тещи, тем самым совершил преступление, предусмотренное ст. 154 УК РСФСР. 10. Неповторяемость хищений на производстве может быть гарантирована лишь усилением воспитуемости кадров, охраняемости материалов, укомплектованности руководства и контрольного аппарата, персональной ответственности и отчетности, а также ликвидации текучести материально ответственных лиц. 11. Корней ударил потерпевшего лежащим на столе ножом. 12. Рассмотрев материалы дела, следствием установлено... 13. Проехав поворот, до железнодорожного переезда оставалось метров 300—400. 14. Мухин имеющимся ломом у него в руках выломал замок. 15. Потерпевший, получив проникающее ножевое ранение, помещен в больницу. 16. Слушается дело Шаркана Игоря Изральевича, 1960 года рождения, уроженца г. Рязань, работающий водоканалтрест. 17. Произведенная экспертиза обнаружила, что Подосенова, работая продавцом в магазине № 7, торговала скоропортящими продуктами, еще 12 дней назад полученными с базы. Упражнение 4 1. Подойдя к ней, она говорит, что у меня в кассе были двое мужчин. 2. 20 января 1990 года в восемь часов вечера Семин, проходя вместе с Курочкиным по ул. Бограда, видел играющих на этой улице ребят в хоккей. 3. О случившемся Генкин ничего не знал вследствие недоведения до него обстоятельств дела со стороны Щеголевой. 4. Пребывая на базе в нетрезвом состоянии, Кочневу было сделано замечание со стороны заведующей складом Юткиной, на которое он не реагировал. 5. Находясь наедине с Дудиной, Головач представилась возможность обо всем договориться с ней. 6. Потом Уткин выбежал во двор, где его задержали, спрятавшись за дерево. 7. Избиение потерпевшего видели Милец-кий и Васькин, которые, вмешаясь, предотвратили драку. 8. Истомин и Пташкин были задержаны на проходной мясокомбината, не доведя свой преступный умысел до конца по причинам, от них не зависящим, 9. Давая показания, свидетельница Мордюкова была спрошена судом... 10. Нарушив правила дорожного движения, пострадало три человека. 11. Происхождение получения синякоп у потерпевшей, на мой взгляд, не доказано. 12. Ткаченко, совершив кражу, был задержан работниками милиции. 13. Сбритие усов после совершения преступления убеждает в его стремлении уйти от уголовной ответственности. 14. Гр-ка Убийвовк, возлежавшая на газоне парка, осуществляла примятое цистой. 15. Исследуя причины данного преступления, раскрывается ее жизнь шаг за шагом. 16. Этот период в жизни моего подзащитного является критическим, кризисным, имея в виду его противоречивость. 17. При передаче денег от продажи платков Машина и Крайнова были задержаны, деньги изъяты работниками милиции, совершив тем самым преступление, предусмотренное ст. 154, ч. 1, УК РСФСР.
Упражнение 5 1. Выехав на правую сторону и заехав на тротуар, Кормушкин сбил стоящих на тротуаре пешеходов Китаева и Гребенникова. 2. Жариков, находись и кинотеатре в нетрезвом состоянии, был задержан и доставлен и отделение милиции. 3. Мы помирились путем улажения ссоры. 4. Потерпевший слышал надоедающий звенящий звук, раздражающий его, мешающий сосредоточить- 280 Часть II. Функционирование языковых единиц в речи юриста ся. 5. Давая подписку об ответственности за дачу ложных показаний, Лидников все же утаил правду. 6. Подъезжая к дому, я остановил машину и обратил внимание на двух мужчин, стоящих на противоположной стороне и смотревших в мою сторону. 7. В характеристике, полученной из школы, приобщенной к делу, зачитанной здесь, в судебном заседании, мой подзащитный характеризуется положительно. 8. Избив потерпевшую, ему было стыдно за свои действия. 9. Обнаруженные ссадины на лице возникли от воздействия твердого тупого предмета. 10. Учитывая, что Шабалин занимался скупкой и перепродажей товаров как промыслом в крупных размерах, действия его квалифицируются по ч. 2 ст. 154 УК РСФСР. 11. В результате обследования, проведенного органами, ответственными за выполнение норм, предусмотренных инструкциями о правилах противопожарной безопасности, обнаружены нарушения, допущенные рядом руководителей предприятий района. 12. Среди предъявленных вещей мне для опознания я опознаю платье без рукавов, сшив его сама. 13. Нетрезвый организм Тушина, свалившись с лесов на Барсукова, придавив собой ему ногу. 14. Рассматривая в открытом судебном заседании дело Рукосуевой Елены Марковны, 1919 года рождения, уроженки с. Овсянка Красноярского края, русская, незамужняя, из рабочих, ранее не судимой, не работает, предана суду по ч. 1 ст. 206 УК РСФСР, суд установил... 15. Он показывает, что, будучи в нетрезвом состоянии, употребив значительное количество спиртного, после встречи с отцом, выйдя на улицу, он, встретя молодых людей, которые сидели в позднее время в беседке. Задание 4. В ст. 10, 30, 37, 40, 206 УК РСФСР выделите причастные и деепричастные обороты, обоснуйте их функции в тексте статей. Задание 5. В сб. «Процессуальные акты предварительного расследования...» (1983) на с. 52, 60, 61 отметьте предложения, в которых неуместны деепричастные обороты. Исправьте ошибки. Задание 6. Прочитав отрывок из обвинительной речи, передайте его содержание, используя при этом причастные и деепричастные обороты. Отметьте неблагозвучие, возникающее при употреблении причастий. Предварительное и судебное следствие много внимания уделило выяснению личности и образа жизни братьев Баскаковых. Что привело их к преступлению? Бывает, что в какой-то семье случится беда. На помощь такой семье всегда приходит коллектив, товарищи по работе, товарищи по месту жительства. И если мать одинока и ей трудно, то с помощью людей она воспитывает хороших детей. Такого очень хорошего сына воспитала настоящая труженица — мать убитого Еруцкого. Но в семье Баскаковых все было иначе. После ранней смерти отца их мать не захотела, да и не могла дать детям хорошего воспитания. На глазах у детей она вела пьяную, разгульную жизнь, нечистым способом добывала деньги. В школе дети учились плохо, с трудом окончили пятый класс. И хотя расстались они со школой несколько лет назад, там о них вспоминают горьким и недобрым словом. Баскаковы проявили себя как хулиганы, портившие школьное имущество, обижавшие и избивавшие учеников младших классов, нарушавшие постоянно школьную дисциплину. Чувствуя, что не могут воздействовать на Баскаковых, учителя шли домой, в семью, и пытались воздействовать на мать. Но безуспешно. Недоучившись, вернее, ничему не научившись, братья Баскаковы бросают школу. Некоторое время поболтавшись без дела, они устраиваются, но не для того, чтобы познать великую цель жизни. Ни в одном коллективе долго они не, задерживались. Приходили на новое место, уходили. Относясь к работе безразлично, не зная, что такое коллектив, Баскаковы переняли от матери ее взгляды Раздел 4. Точность употребления синтаксических единиц 281 и интересы и стали пьянствовать. И порой Юзеф Баскаков, напившись, поднимал руку на мать (М. Ф. Хаткевич). Задание 7. Напишите сочинение-экспромт «Из зала суда» по данному началу и концу. Используйте причастные и деепричастные обороты. Начало: В письме, опубликованном под заголовком «И такое бывает», рассказывалось о том, что по вине работников багажного отделения вокзала станции Красноярск был утерян багаж — морозильная камера. Конец: Ущерб, нанесенный пассажиру Сиваеву В. И. в размере 255 тысяч рублей, возмещен. Задание 8. В приговоре по делу Айсберг (см. с. 332) проверьте, все ли параллельные синтаксические конструкции употреблены в соответствии с нормами. Обнаруженные ошибки исправьте. Задание 9. Прочитайте § 2 «Стилевые и языковые черты официально-делового стиля» из темы «Официально-деловой стиль» (с. 22), выделите предложения с параллельными синтаксическими конструкциями. Определите функции этих конструкций в тексте. Проследите, какие из них встречаются наиболее часто. Обратите внимание на то, что все деепричастные обороты соотносятся с подлежащим. Подобное задание выполните после прочтения отрывка из воспоминаний А. Ф. Кони о Ф. М. Достоевском (с. 108). Задание 10. На основе наблюдений сделайте вывод, какие качества речи нарушает неумелое использование параллельных синтаксических конструкций. Сообщите об этом на занятии. Задание 11. Проведите консультацию для следователей и судей по данной теме; покажите, насколько важно умение пользоваться параллельными синтаксическими конструкциями для грамотного, точного выражения мысли. Подумайте, какие вопросы могут Вам задать, и приготовьтесь отвечать на них.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|