Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть II. Функционирование языковых единиц в речи юриста




Практическая часть

Задание 1. Из данных простых предложений постройте сложные, отразив в них: а) причинно-изъяснительные отношения: Для дела это чрезвычайно важно. Только в зависимости от количества поддельных документов может быть правильно решен вопрос. Должен ли Михайлов быть подвергнут уголовному наказанию? б) условно-определительные отношения: Три года со дня совершения преступления истекли. За такое преступление может быть назначено лишение свободы на срок не свыше трех лет. Согласно ст. 48, ч. 2, УК РСФСР лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности; в) уступительно-изъяснительные отношения: Водитель реанимобиля выехал на перекресток на красный сигнал светофора. Стоявший во встречном направлении бензовоз тронется с места и будет делать левый поворот, пересекая путь движения реанимобилю. Водитель реанимобиля мог и должен был предвидеть это.

Задание 2. Исправьте ошибки в построении сложных предложений в мотивировочной части обвинительного заключения по делу Василенко (см. с. 312). Оформите ее, как предлагается в теоретической части данной темы.

Задание 3. Выделите сложные предложения, определите их функции. Исправьте ошибки в их построении. Напишите резолютивную часть. Не забудьте, что в ней неуместна пассивная форма выражения. Исправьте ошибки в употреблении слов, в выборе синтаксических конструкций. Обратите внимание на оформление мотивировочной части.

УТВЕРЖДАЮ

Прокурор Советского р-на

советник юстиции

«8» ноября 1972 г.

ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по делу № 13166 по обвинению

Солонина Юрия Николаевича

пост. 2111 УК РСФСР

Настоящее дело возбуждено по факту управления в нетрезвом состоянии автотранспортным средством гр-ном Солониным (л. д. 2).

Расследованием установлено:

8 января 1972 года Солонин, работая водителем пассажирского автобуса № 62-20 КЯ, был задержан сотрудником ГАИ в с. Сухобузимо за управление


Раздел 4. Точность употребления синтаксических единиц 289

автомашиной в нетрезвом состоянии. За данное правонарушение был подвергнут административному наказанию — лишению прав управления сроком на один год. Однако, будучи лишенным прав управления, Солонин 31 августа 1972 года, будучи в нетрезвом состоянии, самовольно выехал с территории ДСК на автопогрузчике № 07-15 и был задержан на проспекте Восточный сотрудником ГАИ.

Будучи допрошенный в качестве обвиняемого по ст. 2111 УК РСФСР, Солонин вину свою признал и пояснил, что 8 января 1972 г. он был задержан в с. Сухобузимо за управление автомашиной в нетрезвом состоянии, за что был лишен водительских прав сроком на один год. 31 августа 1972 г. он по просьбе начальника цеха тов. Жулина работал на автопогрузчике на территории ДСК. Во время рабочего дня распивал спиртные напитки, а затем поехал в Зеленую Рощу, где был задержан сотрудником ГАИ (л. д. 1).

Вина Солонина доказана показаниями свидетеля Карачинцева А. Г., который пояснил, что 31 августа 1972 года днем на пр. Восточный он задержал в нетрезвом состоянии Солонина за управление автопогрузчиком в нетрезвом состоянии (л. д. 1).

Свидетель Жулин И. Ф. пояснил, что 31 августа 1972 года он попросил Солонина подменить больного водителя автопогрузчика. Солонин должен был отвозить продукцию от контейнера до складов, расположенных в 10—15 метрах. Позднее он узнал, что Солонин распивал спиртные напитки во время работы и на автопогрузчике уехал самовольно в Зеленую Рощу.

На основании изложенного:

Солонин Юрий Николаевич, 8/9—1944 года рождения, уроженец Алтайского края, Шипуновского района, с. Хлопуново, русский, б/п, гр-н СССР, образование 10 классов, не судим, временно не работает, проживает г. Красноярск, ул. Устиновича, 24, комната 325.

Задание 4. Прочитайте ст. 67, 257, 281, 303 УПК РСФСР, найдите в них разнотипность частей сложного предложения; исправьте ошибки.

Задание 5. Определите, какие ошибки допущены в сложных предложениях, устраните их. Не забывайте о точности словоупотребления. Обратите внимание на пример № 8. Вспомните, что такое угроза. С каким словом в предложении не сочетается глагол угрожал!

1. Меркурьев в своих показаниях пояснил, что взял нож из газона, которым ударил студента. 2. Ответчику направлена претензия, на которую получен ответ, в котором ответчик старается оправдаться. 3. Таким образом, подсудимым совершены злостные хулиганские действия, отличающие по своему содержанию особой дерзостью, поскольку события происходили в общественном месте на ул. Пугачева, следовательно, был грубо нарушен общественный порядок, проявлено явное неуважение к гражданам и причинено физическое насилие над потерпевшим, т. е. совершил преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 206 УК РСФСР. 4. 18 сентября 1988 года в вечернее время около клуба деревни Куликово началась взаимная драка между Милюковым, Вагиным иСычевым, которая продолжалась продолжительное время изатем прекратилась, после чего Милюков ушел к своей теще и вскоре вернулся назад, где вновь началась ссора с Вагиным и Сычевым, где вытащил из кармана нож и бросился зa Вагиным, который побежал от него, тогда Сычев догнал Милюкова, свалил ею на землю.


290 Часть II. Функционирование языковых единиц в речи юриста

здесь же подбежал Вагин, и они стали бить Милюкова. 5. Власова была задержана 10 апреля 1986 года в Игарке, при задержании у которой было обнаружено 7 тысяч рублей. 6. Затем, когда Рукосуев хотел пойти в милицию и заявить о действиях подсудимой и как только направился к двери, подсудимая его оттолкнула. 7. Во время осмотра члены семьи в составе трех человек находились в квартире, двери открыты, которые все плакали. 8. Потерпевшая пояснила, что подсудимый, будучи в тот момент незнакомым для нее лицом, около подъезда дома № 8 по ул. Володарского угрожал ей словесно, нецензурно, а также ножом, приставив конец его к боку ее, что она основывает на том, что почувствовала прикосновение постороннего предмета, но не имела возможности обозреть данный предмет, поскольку отсутствовало соответствующее освещение ввиду испорченной лампочки. 9. Считая, что Сухарев должен нести уголовную ответственность по ч. 2 ст. 69 и ч. 1 ст. 196 УК РСФСР, так как его действия нашли полное подтверждение в суде и они доказаны полностью. 10. Петрова ломиком нанесла несколько ударов по двери, которая не была подвергнута экспертизе на предмет определения степени опьянения. 11. Помощник прокурора Центрального района г. Красноярска тов. Савков П. С, рассмотрев дело по обвинению гр-на Шелестова П. А., в предусмотренном преступлении ч. 2 ст. 108 УК РСФСР и принимая во внимание, что 22 февраля 1984 года Шелестов после распития спиртных напитков во время ссоры с женой стал последнюю избивать, она от него вырвалась и убежала к соседям Есиновым. 12. В результате небрежного хранения стеклотары и нарушения техники безопасности свалившийся металлический сосуд со стеллажа нанес телесный ущерб кладовщику, который получил вмятину в боку и оказался непригодным для дальнейшего использования по назначению. 13. Власов совершил преступление, которое представляет серьезную опасность и предусмотренное ч. 2 ст. 206 УК РСФСР. 14. В шестом часу вечера они возвратились домой, где находился брат Рукосуевой с семьей, чтобы угостить своего брата, Рукосуева дала мужу два рубля на водку.

Задание 6. В сборнике «Процессуальные акты предварительного расследования...» отметьте тексты, в которых ошибки в построении сложных предложений нарушают такие качества речи, как точность, ясность. Исправьте ошибки.

Задание 7. Докажите правильность мнения Е. Е. Подголина о том, что «использование языковых средств в тексте документа — это не столько техническая, сколько творческая работа».

Задание 8. В мотивировочном разделе обвинительных заключений по делу Василенко (с. 312) и по делу Плескацевича (с. 314), в приговоре по делу Айсберг (с. 332) отметьте и исправьте ошибки в построении сложных предложений.

Задание 9. Подготовьте сообщение на тему «Сложные предложения в письменной речи юриста», выступите с ним в группе, затем проведите занятия со следователями, прокурорами, судьями по этой теме.

Задание 10. Проследите, как сложные предложения помогают оратору полно и логично раскрыть мысль. Используйте эти примеры в своей беседе со следователями, прокурорами, судьями.


Раздел 4. Точность употребления синтаксических единиц 291

В его речах не было места юмору или иронии, но часто, в особенности где дело шло об общественном явлении, слышался с трудом сдерживаемый гнев или страстный призыв к негодованию... напрасно было искать... систематичности в речах Плевако... Видно было, что живой материал дела, развертывавшийся перед ним в судебном заседании, влиял на его впечатлительность и заставлял лепить речь дрожащими от волнения руками скульптора, которому хочется сразу передать свою мысль, пренебрегая отделкою частей и по нескольку раз возвращаясь к тому, что ему кажется самым важным в его произведении. Его речи по большей части носили на себе след неподдельного вдохновения. Оно овладевало им, вероятно, иногда совершенно неожиданно и для него самого. В эти минуты он был похож на тех русских сектантов мистических вероучений, которые во время своих радений вдруг приходят в экстаз и объясняют это тем, что на них «дух накатил». Так «накатывало» и на Плевако (А. Ф. Кони).

Задание 11. На примере постановлений 1) о принятии дела к производству (с. 37—38), 2) о применении меры пресечения (с. 182), 3) о предании суду (с. 311) сделайте вывод, в какой композиционной части этих документов используются сложные предложения, каковы их функции.

Задание 12. Прочитайте § 3 «Композиция процессуальных актов» в теме «Официально-деловой стиль», выделите в нем сложные предложения. Проследите, какие функции выполняют они в тексте, какие придаточные части встречаются наиболее часто.

ПРИМЕЧАНИЯ

Тема 1

1 Все примеры постановлений взяты из кн.: Процессуальные акты предвари-
тельного расследования. Примерные образцы. М., 1983 и 1991.

2 См.: Процессуальные акты... М., 1983. С. 63.

3 Пешковский А. М. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилис-
тики. М—Л., 1930. С. 157.

Тема 2 1 Виноградов В. В. Русский язык. М., 1972. С. 377.

Тема 3

1 Об этом см.: Ивакина Н. Н. Языковая подготовка юристов // Правоведение.
1985. № 17.

2 Обычно трудным бывает выбор предлогов при назывании средств передви-
жения. Как сказать: приехал на машинев машине, на поезде — в поезде, на
автобусе
в автобусе, на теплоходев теплоходе, на самолетев само-
лете
? В данных случаях принято употреблять предлог на по аналогии с откры-
тыми видами транспорта: на лодке, на телеге, на велосипеде, на мотоцикле. Но:
находиться в поезде, в самолете и т. д., т. е. в закрытом помещении. А как
правильно: сойти или выйти из автобуса, трамвая? Ведь из автобуса, значит,
выйти (Вы выходите!Выхожу на следующей). Вариант сойти имеет разго-
ворный оттенок. Но в устной речи скажем: Я только сейчас с автобуса, с поез-
да, с самолета.



292 Часть II. Функционирование языковых единиц в речи юриста

Тема 4

1 Кожина М. Н. Стилистика русского языка. М., 1977. С. 142.

2 Гвоздев А. Н. Очерки по стилистике русского языка. М., 1965. С. 284.

3 Правильное оформление анкетных данных обвиняемых и подсудимых дано
в работе; Судебные уголовно-процессуальные акты. Методические разработки
по курсу «Советский уголовный процесс» для студентов юрид. ф-та / Сост. Н. Ф.
Волкодаев, 3. В. Макарова, В. И. Малыхин. Куйбышев, 1976.

Тема 5

1 Пример взят из кн.: Рахманин Л. В. Стилистика деловой речи и редактиро-
вание служебных документов. М., 1973. С. 172.

2 Розенталь Д. 9. Практическая стилистика русского языка. М., 1977. С. 282.

3 Паустовский К.Г. Собр. соч. В 6 т. М., 1958. Т 6. С. 638.

Тема 6

1 Пример взят из кн.: Зубарев В. С, Крысин Л. П., Статкус В. Ф. Язык и
стиль обвинительного заключения. М., 1976. Авторами предлагается неправиль-
ный вариант правки: «Если это сложное предложение разбить на несколько
предложений, сказанное станет намного яснее» (с. 56). Как мы убедились, здесь
нужно не делить предложение, а убрать лишнюю информацию, известную из
УК РСФСР и УПК РСФСР.

2 Пример взят из кн.: Судебные уголовно-процессуальные акты. Методичес-
кие разработки по курсу «Советский уголовный процесс» для студентов юрид.
ф-та/ Сост. Н. Ф. Волкодаев и др. Куйбышев, 1976.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы проанализировали язык юриспруденции во всех его разновидностях, и стало совершенно очевидным,

1) что это самый трудный, но в то же время самый интересный из всех профессиональных языков и что все шероховатости в нем объясняются сложностью того содержания, которое необходимо выразить;

2) что при изучении этого феномена, будь то письменная деловая речь или устная речь на правовую тему, следует исходить прежде всего из содержания права и процессуальных норм.

Автор желает Вам успехов в овладении нормами этого своеобразного явления, в претворении в жизнь тех пожеланий в отношении языка, которые в течение многих лет высказывались учеными-юристами.

 


ЛИТЕРАТУРА

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...