Письмо Министерства просвещения РФ от 17 декабря 2021 г. N 03-2161 "О направлении методических рекомендаций"
Стр 1 из 13Следующая ⇒ Письмо Министерства просвещения РФ от 17 декабря 2021 г. N 03-2161 " О направлении методических рекомендаций"
Взамен ранее направленных письмом от 3 декабря 2021 года N 03-2068 методических рекомендаций Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования предлагает итоговую версию методических рекомендаций по составлению расписания уроков для обучающихся, осваивающих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, разработанных федеральным государственным бюджетным научным учреждением " Институт возрастной физиологии Российской академии образования". Приложение: в электронном виде.
Рекомендации по составлению расписания уроков для обучающихся основного общего и среднего общего образования
В методических рекомендациях рассмотрены принципы эффективной организации образовательной деятельности в общеобразовательных организациях (ОО) и рекомендации по составлению рационального расписания уроков для обучающихся основного общего и среднего общего образования. Рекомендации предназначены для педагогов, специалистов общеобразовательных организаций.
Введение
Многочисленными исследованиями установлено наличие тесной связи между состоянием здоровья обучающихся и организацией обучения в образовательной организации. На состояние здоровья ребенка оказывают влияние многие факторы: условия обучения, особенности организации образовательной деятельности, использование технических средств и многое другое. Все это в значительной мере регламентировано санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами - постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 " Об утверждении санитарных правил СП 2. 4. 3648-20 " Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее по тексту СП 2. 4. 3648-20) и постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28. 01. 2021 N 2 " Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1. 2. 3685-21 " Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (далее по тексту СанПиН 1. 2. 3685-21), которые разработаны с учетом возрастных особенностей обучающихся и направлены на охрану и укрепление здоровья детей и подростков. Они вооружают педагогов научно обоснованными рекомендациями по условиям и организации образовательной деятельности в ОО.
Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов помогает создать не только благоприятные, комфортные условия обучения, но и обеспечить рациональную организацию образовательной деятельности, которая является важнейшим принципом построения режима дня обучающихся. Рациональная, с точки зрения школьной гигиены и возрастной физиологии, организация образовательной деятельности позволяет предотвратить негативное влияние учебной нагрузки на функциональное состояние организма детей, на их здоровье, сохранить оптимальный уровень работоспособности обучающихся на протяжении учебного дня, учебной недели, а, значит, и повысить эффективность обучения. Мощным ресурсом в этом направлении является оптимально составленное расписание уроков. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации" каждая ОО может самостоятельно выбирать систему организации обучения и продолжительность каникул. На сегодняшний день практикуется организация образовательной деятельности в ОО по учебным четвертям и триместрам, при 5-и и 6-и дневной учебной неделе. У каждой из этих систем обучения есть свои недостатки и преимущества. Между тем, требования к составлению расписания едины и должны учитываться всеми образовательными организациями.
В данном руководстве, помимо требований нормативных документов, будут приведены рекомендации, которые разработаны на основе многолетних научных исследований в ФГБНУ " Институт возрастной физиологии Российской академии образования" и являются чрезвычайно важными для составления рационального расписания уроков и режима учебной деятельности в целом.
Организация образовательной деятельности с учетом периодов работоспособности и утомления
Правильно организованное обучение способствует не только приобретению прочных знаний, но и благоприятному росту и развитию обучающихся, укреплению их здоровья. Поскольку расписание уроков строится с учётом изменения умственной работоспособности (УР) обучающихся в течение дня и недели, необходимо пояснить, что такое работоспособность вообще и, в частности, умственная работоспособность. Работоспособность - это способность организма человека качественно и с достаточной интенсивностью и качеством выполнять умственную или физическую работу. Для измерения работоспособности нужно оценить объем работы (умственной или физической), которую человек способен выполнить за фиксированное время (за минуту, за час и т. п. ). Соответственно, под умственной работоспособностью понимается способность человека выполнять умственную работу, в условиях школьного образования, это, в первую очередь, работа с информацией, ее восприятие, запоминание и продуктивное использование. Итак, организацию образовательной деятельности необходимо строить с учётом физиологических принципов изменения работоспособности детей и подростков (рис. 1).
На рисунке 1 представлена типичная кривая работоспособности обучающихся. Период врабатывания характеризуется повышением работоспособности, затем она держится на высоком уровне (период высокой продуктивности, работоспособности). Далее закономерно следует период снижения работоспособности и развития утомления. В этой стадии выделяют три периода: неполной компенсации, конечного порыва и прогрессивного падения.
Мы рассмотрели общие закономерности изменения работоспособности. Однако любой учитель хорошо знает, что дети одного и того же возраста значительно отличаются друг от друга не только по своим способностям, темпу усвоения знаний, но и по работоспособности, по утомляемости при одной и той же нагрузке. У большинства обучающихся УР повышается от момента пробуждения и достигает максимума между 11 и 13 часами, затем она снижается, и вновь повышается в промежутке от 16 до 18 часов. У обучающихся 5-11-х классов наиболее высокая работоспособность отмечается на 2-4-х уроках, к 5-му и, особенно, 6-му уроку она снижается. Из этих закономерностей следует, что повышенные требования к обучающимся можно предъявлять по завершении периода врабатывания, когда работоспособность достигла наиболее высокого уровня. В это время целесообразно излагать новый и наиболее сложный учебный материал, давать контрольные работы. Наибольший объем нагрузки (учебные занятия, факультативные занятия, кружковая работа и др. ) должен планироваться в середине учебного дня, учебной недели, четверти и года. Появление начальных признаков снижения УР и развития утомления свидетельствуют об окончании периода высокой и устойчивой работоспособности. В зоне прогрессивного падения работоспособности нельзя требовать выполнения интенсивных нагрузок: при этом происходит истощение энергетического потенциала организма, что может отрицательно сказаться на состоянии здоровья обучающегося. От чего зависит продолжительность отдельных периодов работоспособности? От очень многих и разнообразных причин. Один из факторов - возраст. Чем младше ребенок, тем продолжительнее врабатывание, короче период оптимальной работоспособности, более четко выражен период компенсации и более резко проявляется утомление. Например, дети могут сохранять активное внимание в возрасте 11-12 лет - 25 мин, в 12-15 лет - 30 мин (Гигиена детей и подростков, 2008).
Исследования возрастных особенностей когнитивной деятельности позволяют отметить, что средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т. п. ) в 1-4 классах не должна превышать 7-10 минут, в 5-11 классах - 10-15 минут. В 14-15 лет длительность непрерывного письма (диктант) не должна превышать 20 мин (Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена, 2010). Эффективная и непрерывная интеллектуальная работа в 5 классе возможна в течение 20-25 минут урока, а кратковременный перерыв позволяет продлить ее еще на оставшуюся часть урока. У обучающихся 10-11 классов период эффективной непрерывной интеллектуальной работы ненамного выше - 30-35 минут, но хорошо сформированные механизмы произвольной регуляции деятельности в этом возрасте позволяют значительно удлинить период высокой работоспособности. При высокой мотивации они могут увлеченно заниматься в течение нескольких часов. Следующий фактор - состояние здоровья. У детей с хроническими заболеваниями и особенно у часто и длительно болеющих детей, как правило, отмечаются низкая и неустойчивая работоспособность, удлинение периода врабатывания, сокращение периода оптимальной работоспособности, быстрое наступление утомления. Еще один фактор - функциональная зрелость организма, соответствие условий и требований работы функциональным возможностям ребенка. Так, функциональная зрелость мозга определяет: возможности ребенка к организации произвольной деятельности и внимания; продолжительность врабатывания и способность определенное время работать без отвлечений и, в конечном итоге, - эффективность работы. Кроме того, к существенным факторам, определяющим работоспособность, причем, не только умственную, но и физическую, относятся различные компоненты " образовательной среды", условия, в которых реализуется образовательный процесс, включая личностные особенности конкретного педагога. Если условия и организация работы или требования, предъявляемые к ребенку, не соответствуют его функциональным возможностям, удлиняется период врабатывания, сокращается период оптимальной работоспособности и резко наступает утомление. В онтогенезе ребенка выделяются два критических периода - начало обучения (6-7 лет) и период полового созревания (11-14 лет). Эти периоды, в силу характерных физиологических перестроек в организме и изменения социального статуса ребенка, отличаются низкой или неустойчивой работоспособностью, выраженным напряжением и высоковероятным резким разрушением " рабочей доминанты" и развитием утомления.
Продолжительность периодов врабатывания, оптимума, утомления зависит и от индивидуально-типологических особенностей ребенка. Например, у медлительных детей (с низкой подвижностью нервных процессов) период врабатывания в 1, 5-2 раза продолжительнее, у детей с высокоподвижной и неустойчивой нервной системой " кривая работоспособности" может приобретать сложную форму, а состояние утомления может наступить внезапно. Более подробная информация о психофизиологических особенностях детей разного возраста содержится в публикациях, представленных в рекомендуемом списке литературы. Основные нагрузки в школе ребенок испытывает на уроке - традиционной форме организации образовательной деятельности в ОО. В связи с этим гигиенической регламентации урока должно быть уделено серьезное внимание. Это, прежде всего, относится к оптимизации образовательной деятельности. С позиций педагогики в это понятие входит совершенствование урока как основной учебной единицы, его содержания, объемов, методов, средств и темпов обучения с целью повышения его эффективности. Гигиеническая оптимизация уроков достигается, прежде всего, путем регламентации длительности, как каждого урока, так и отдельных видов учебной деятельности (чтение, письмо, счет, просмотр фильмов и др. ). Именно поэтому необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). В соответствии с СанПиН 1. 2. 3685-21 количество видов учебной деятельности на учебном занятии может составлять в 5-11 классах - от 5 до 7 (СанПиН 1. 2. 3685-21 раздел VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи Таблица 6. 6 " Требования к организации образовательного процесса" ). Регламентируется и общая продолжительность урока. Установлено, что оптимальная продолжительность урока - 40-45 минут (это продолжительность интенсивной интеллектуальной деятельности и взрослого человека). При этом наименее эффективны первые, пятые и последующие уроки. Планируя любую работу на уроке необходимо учитывать эти закономерности. Экспериментальные данные показывают, что оптимальная организация урока - главный фактор предупреждения утомления и функционального напряжения организма обучающегося. Профилактика снижения УР и развития негативных признаков переутомления может быть достигнута не только регламентацией длительности урока, но и его элементов. Регламентация длительности отдельных видов учебной деятельности на уроке базируется на сравнительном изучении воздействия занятий по основным предметам (русский/родной язык, литература/родная литература, математика и др. ) на функциональное состояние организма и работоспособность детей, что позволяет сегодня их условно ранжировать по степени трудности для обучающихся. Учебные предметы различаются по характеру деятельности, трудности, степени нагрузки первой или второй сигнальной системы, по соотношению статического и динамического компонентов. На начало учебного дня, когда еще высока работоспособность обучающихся, следует ставить предметы, основанные на вербальном, словесном преподавании, т. е. нагружающие преимущественно вторую сигнальную систему (русский язык, литература, математика и др. ). К концу учебного дня, когда уже снижается продуктивность работы, полезно в расписание включать те уроки, которые основаны на предметном, образном, конкретном восприятии, что существенно легче, чем восприятие речи (рисование, черчение). Уроки, требующие большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания, не следует проводить в часы наименьшей работоспособности, т. е. на 1-м уроке, когда происходит врабатывание, и на последнем уроке, когда развивается утомление. Так, например, наибольшее утомляющее действие оказывают учебные предметы, с которыми обучающиеся встречаются впервые на уроках химии, физики, и, даже, географии. Это связано со сложностью многих тем по химии, перенасыщенностью фактическим материалом по географии, недостаточно наглядным преподаванием этих дисциплин. Уроки по предметам, оказывающим наибольшее утомляющее воздействие, следует проводить в часы оптимальной работоспособности, а уроки труда и физического воспитания - в середине учебного дня, используя их для переключения с преимущественно умственной работы на физическую. Трудность - это объективное свойство урока, включающее конкретный объем знаний, умений и навыков, которые должен усвоить ученик, интенсивность работы и др., а утомительность - это субъективный индивидуальный показатель, характеризующий функциональную стоимость урока для каждого ученика. Нет и четких педагогических критериев оценки трудности урока. Трудными являются не только привычные предметы: математика, физика, химия, русский язык и др., но и те учебные предметы, с которыми обучающиеся встречаются впервые. Неблагоприятно сказывается на функциональном состоянии детей и проведение сдвоенных уроков. Исключение составляют уроки труда, занятия физкультурой в зимнее время, контрольные и лабораторные работы. Вопрос о возможности проведения сдвоенных уроков по одному учебному предмету и их влиянии на функциональное состояние обучающихся разного возраста требует дальнейшего изучения в современных условиях с учетом новых форм организации образовательной деятельности. Не рекомендуется сочетание 2 или 3 трудных уроков подряд. Лучше чередовать их с менее трудными предметами в соответствии с баллами трудности предметов для каждого класса. Рационально чередование предметов естественно-математического и гуманитарного циклов с уроками изобразительного искусства, музыки, технологии, физкультуры, что дает возможность обучающимся переключаться с умственной деятельности на другой вид деятельности. Такое переключение служит активным отдыхом и обеспечивает высокую работоспособность не только в течение учебного дня, но и всей учебной недели. Гигиенические рекомендации к проведению урока едины для всех классов и сводятся к следующему: учебная нагрузка, постепенно увеличиваясь, должна достигать максимума к середине, а затем к концу урока снижаться; в процессе занятий должны создаваться микропаузы, позволяющие ребенку переключиться на другой вид деятельности, тем не менее, не разрушая основные компоненты доминанты учебной деятельности. Этим требованиям отвечает стандартная схема построения урока, при которой урок условно делится на 3 части - вводную, основную и заключительную. Вводная часть урока отводится для организационных мероприятий и опроса, основная - для изложения нового материала или закрепления уже пройденного, а заключительная - для тренировочного воспроизводства. Плавный " ввод" ребенка в урок, формирование " учебной доминанты" и реализация учебной деятельности в основной части, плавный " выход из урока", собственно, и являются основой построения любого урока, и не сильно связаны с предметом или содержанием урока. В процессе учебы обучающийся переходит от урока к уроку в соответствии с расписанием занятий. Оптимальная работоспособность обеспечивается гигиенически рационально составленным расписанием учебных занятий. Однако правильно составить расписание непросто, так как степень трудности школьных предметов, которая должна быть заложена в основу составления расписания, зависит от множества конкретных факторов, не всегда поддающихся измерению и регламентации. Основные гигиенические требования к составлению расписания уроков базируются на двух принципах: 1) распределение учебных предметов в соответствии с дневной и недельной динамикой работоспособности; 2) чередование разных видов деятельности. Улучшить состояние ребенка в течение дня, отодвинуть утомление, снять усталость помогают физиологические " стимуляторы". В качестве таких стимуляторов предлагают использовать: активную прогулку, подвижные игры, физкультминутки. Большое значение имеет правильная организация учебной недели. Многочисленные исследования недельной динамики работоспособности обучающихся позволили выявить дни недели, характеризующиеся оптимальными показателями. В понедельник происходит постепенное включение обучающихся в учебную деятельность, поэтому их работоспособность в этот день не достигает оптимальных значений. Наиболее продуктивны в этом отношении вторник и среда. С четверга постепенно накапливается утомление, нарастающее к пятнице и субботе. Наиболее выраженное утомление обучающихся почти во всех классах чаще отмечается в пятницу и субботу, отмечаемый, в ряде случаев, подъем работоспособности в субботу обусловлен положительным эмоциональным воздействием ожидания предстоящего отдыха и в физиологии деятельности известен как " конечный порыв", но он не устойчив. В связи с низкими показателями работоспособности в понедельник и пятницу недопустимо проводить контрольные работы, опросы, связанные со значительным нервным напряжением обучающихся; нецелесообразно также объяснение нового сложного материала. Наиболее трудные и утомительные для каждого возраста предметы следует располагать в расписании уроков в дни недели, характеризующиеся высокой работоспособностью. К сожалению, в школьной практике это положение нередко нарушается: часто дни с наиболее высокой работоспособностью обучающихся (вторник, среда) загружаются недостаточно, в то время как дни с более низкой продуктивностью неоправданно загружены более трудными для усвоения учебными дисциплинами. При составлении расписания не рекомендуется ставить в один и тот же день уроки по предметам, требующим большой затраты времени на подготовку домашних заданий. Недоучет этого положения приводит к неравномерной нагрузке обучающихся домашними занятиями в разные дни недели. Объем, содержание и организация образовательной деятельности должны обеспечивать такое состояние организма, при котором утомление полностью исчезало бы за период отдыха. Основные критерии оценки уроков с точки зрения функциональных возможностей обучающихся - трудность и утомительность. Утомительность характеризуется изменением работоспособности, а трудность предмета - степенью усвоения учебного материала, и как следствие, уровнем успеваемости. Следовательно, при составлении расписания необходимо учитывать оба фактора в равной степени. Шкалы трудности (см. табл. 2, 3) предметов можно использовать для оценки школьного расписания. При этом подсчитывается сумма баллов по дням недели в отдельных классах. Например, сумма баллов по ранговой шкале трудности в отдельные дни недели составляет 36, 38, 47, 40, 35, 32. Эти цифровые данные изображаются графически (рис. 2). Школьное расписание оценивается положительно в том случае, если образуется 1 подъем - в среду или (и) вторник. Школьное расписание оценивается как " нерациональное" при наибольшей сумме баллов в понедельник или субботу, а также при равномерном распределении нагрузки в недельном цикле (рис. 3).
Однако резкое падение работоспособности и утомительность урока не всегда связаны с его трудностью. Многое зависит от уровня и методики преподавания, квалификации учителя, подготовленности ученика. На одном и том же уроке разные дети утомляются по-разному (индивидуальные особенности ребенка). Учет физиологических закономерностей изменения функционального состояния организма и работоспособности позволяет обеспечить благоприятные условия обучения, сохранить высокую и устойчивую работоспособность, т. е. обеспечить рациональную организацию учебного процесса, не создающую условий для нарушения здоровья детей. Понятно, что составителю расписания уроков невозможно учесть все обилие частных случаев. Однако приоритет интересов обучающихся, забота о сохранении их работоспособности, а значит, и здоровья, зачастую выпадает из поля зрения администрации, когда идет непростая работа по составлению расписания школьных уроков. Гигиена детей и подростков располагает убедительными доказательствами того, как страдает не только самочувствие и работоспособность обучающихся, но и их успеваемость, когда расписание занятий не учитывает трудоемкость учебных предметов. Известно, что при правильно составленном расписании уроков, наибольшая интенсивность нагрузки (количество баллов за день по сумме всех предметов) для обучающихся старших классов должна приходиться на вторник и (или) среду; для обучающихся основной школы - на вторник и четверг при несколько облегченной среде. Расписание уроков составлено неправильно, когда наибольшее суммарное число баллов за день приходится на крайние дни недели или, когда оно одинаково во все дни недели. Учитывая вышесказанное, распределение учебной нагрузки в течение недели должно строиться таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на середину недели (когда работоспособность нарастает). В эти дни в школьное расписание следует включать либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни. Важнейшим фактором профилактики утомления является достаточный уровень двигательной активности обучающихся. В режиме дня современных детей преобладают виды деятельности с высокой статической нагрузкой. Одно из средств нормализации двигательной активности и состояния здоровья обучающихся - уроки физической культуры в ОО. Хорошо известно, что правильно организованная двигательная активность - важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста. Это тем более справедливо по отношению к детям и подросткам, для которых процессы роста и развития являются тем фоном, на котором воздействие адекватной двигательной активности особенно значимо. Организованные формы, такие как урок физкультуры, занятия в спортивной секции, благотворно влияют на состояние здоровья и двигательный потенциал детей школьного возраста. Специальными исследованиями доказано, что оптимальная продолжительность урока физкультуры - 40-45 минут. Сдвоенные уроки неэффективны, так как ведут к резкому снижению моторной плотности занятия. Совершенно неэффективен и даже вреден для здоровья режим, при котором проводится одно спаренное занятие в неделю. При таком режиме из-за длительного перерыва в занятиях не наступает истинной адаптации к физической нагрузке. Организм каждый раз как бы начинает все заново, и в результате ни с точки зрения оздоровления, ни с точки зрения развития физических качеств и навыков, прогресса не наблюдается. Каждому обучающемуся для обеспечения необходимого ежедневного объема двигательной активности, кроме уроков физической культуры, нужен определенный комплекс внеурочных занятий. Существует немало форм оздоровительных занятий, которые могут включаться в режим дня обучающегося. Применяется коллективная утренняя гимнастика и такая ее модификация как игровая, проводимая перед первым уроком, оздоровительные паузы во время уроков. На удлиненных переменах организуют свободные индивидуальные и групповые занятия на спортплощадках с преодолением полосы препятствий, бросками в баскетбольную корзину и т. д. Кроме физкультминуток и динамических перемен, проводят прогулочные, игровые, соревновательные, танцевальные перемены. Ели ребенок не перегружен, имеет возможность заниматься физкультурой в спортивном зале, подвижными играми на воздухе, то у такого обучающегося гораздо больше шансов сохранить свое здоровье. Таким образом, для рациональной организации образовательной деятельности, в том числе и при составлении расписания уроков для обучающихся всех уровней образования, необходимо учитывать целый комплекс факторов: возрастные функциональные возможности организма детей, особенности дневной и недельной динамики работоспособности, шкалы трудностей предметов, чередование разных видов деятельности, необходимость удовлетворения биологической потребности ребёнка в движениях. Это позволит создать более комфортные условия для обучения в школе, оптимизировать образовательную деятельность обучающихся и тем самым минимизировать " школьные риски" для их здоровья и повысить эффективность обучения. Использование информационных технологий и компьютерной техники для составления школьного расписания существенно расширяет возможности применения шкал трудности. Появляется множество автоматизированных программ, среди которых оптимальны те, которые учитывают физиолого-гигиенические основы построения школьного расписания. Данный путь является наиболее перспективным, особенно при условии комплексного подхода к проблеме: сочетание принципов обеспечения здоровья обучающихся (в качестве приоритета), интересов и возможностей администрации и педагогического коллектива ОО.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|