Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция № 9: «Управление дебиторской задолженностью».




Дебиторская задолженность предприятия представляет собой средства, ожидаемые к получению в течение определенного периода времени. Предоставление периода для оплаты – обычная для хозяйствующих субъектов практика ведения предпринимательской деятельности.

Величина дебиторской задолженности предприятия находится под влиянием следующих обстоятельств:

- масштаба деятельности предприятия, определяющего объем платежей и поступлений, а, следовательно, возможность предоставления отсрочки платежа,

- финансового состояния предприятия в течение анализируемого периода, то есть имеет ли оно возможность обходиться пока без платежей по поставленной продукции или нуждается в немедленной их оплате,

- принятой на предприятии системы работы с партнерами, сложившихся деловых связей, степени доверия и общей постановки работы по взысканию и недопущению долгов, превышающим пороговый для предприятия лимит (жесткая или либеральная позиция в отношении нарушения сроков платежей).

Краткосрочная финансовая политика предприятия в отношении дебиторской задолженности состоит из двух взаимосвязанных компонентов – работа с уже существующей задолженностью, особенно проблемной, и разработка механизма управления ею на перспективу, в отношении потенциальных контрагентов и покупателей.

Для разработки политики в отношении задолженности особую важность имеет ее анализ в предыдущем и текущем периодах, который может быть произведен исходя из следующих показателей и коэффициентов:

1. Удельный вес дебиторской задолженности в общей сумме оборотный активов – показывает, какая их часть временно отвлечена и будет превращена в денежные средства в ближайшее время, то есть она может рассматриваться как потенциальный резерв увеличения денежных средств.

2. Коэффициент промежуточной ликвидности (отношение денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности к краткосрочным обязательствам), характеризуется наличием нормативного значения (в пределах 0,7-0,8) и может быть использован для самого широкого спектра показателей финансового состояния (например, в качестве компонента двухфакторной модели Э.Альтмана при оценке вероятности банкротства предприятия, наряду с расчетом удельного веса заемных средств в структуре источников финансирования предприятия, в данном случае первый параметр характеризует краткосрочную тенденцию, второй - долгосрочную).

3. Оборачиваемость дебиторской задолженности – это отношение выручки от реализации за определенный период к величине чистой дебиторской задолженности (за вычетом просроченной и нереальной к взысканию, у которой высока вероятность списания как безнадежной), это показатель выражается в количестве оборотов за анализируемый период. Также следует напомнить, что выручка корректируется на вычеты косвенных налогов, учитываемых в цене реализуемой продукции.

4. Продолжительность оборота дебиторской задолженности – рассчитывается исходя из предыдущего показателя путем деления анализируемого периода (в днях) на соответствующую оборачиваемость в оборотах, рост этого параметра на основании ряда периодов означает замедление оборота и ухудшение расчетной дисциплины со стороны потребителей.

5. Период инкассации дебиторской задолженности - это отношение среднего остатка дебиторской задолженности в анализируемом периоде к однодневному обороту реализации продукции, он дает представление о продолжительности ее оборачиваемости в итоговом параметре финансового цикла.

Предприятие может рассчитать более сложные показатели, отражающие эффективность управления дебиторской заложенностью. Так, например, если произошло сокращение задолженности при стабильном объеме реализации, значит, произошло высвобождение оборотных средств организации, которые могут быть тут же инвестированы в производственный процесс, и зная средний уровень рентабельности организации, можно рассчитать эффект от такого сокращения: прибыль равна произведению рентабельности и суммы высвобождения дебиторской задолженности. Такой рост прибыли означает условное перераспределение средств из задолженности в активы в обороте.

На практике это означает немедленное вложение средств, поступивших раньше намеченного срока, для чего важно иметь потенциальный план инвестирования на случай ускорения выплат (например, на базе инфляционных ожиданий потребителей и иных контрагентов). Такое поступление обеспечивает, прежде всего, система скидок за досрочные оплаты, выгодная как для потребителей, так и для самого хозяйствующего субъекта.

Оценка степени эффективности данного направления включает расчет следующих сумм:

- положительной, за счет ускорения оборота средств, что при умножении на заданный уровень рентабельности дает величину получаемого эффекта,

- отрицательной, рассчитанной на основе прямых потерь от уменьшения величины поступающих средств от запланированного.

Качественный анализ эффективности управления дебиторской задолженности предполагает выявление степени ее оплаты по срокам и потребителям, для чего нужно планомерно отслеживать выполнение договорных обязательств, выделяя проблемные направления. Возможно создание отдельного «центра ответственности» по данному разделу финансового анализа, особенно при многокомпонентной системе предоставляемых отсрочек платежей. Однако чаще всего подобной работой занимается служба сбыта, особенно на некрупных предприятиях.

Комплексная система, скорее, типична для предприятий, находящихся на стадии финансовой зрелости, с устоявшимися хозяйственными связями и обоснованной тактикой взыскания долгов. Также они могут себе позволить увеличивать сроки ожидания поступления средств, в отличие от малых или новообразованных предприятий. Возможно составление таблицы следующего содержания:

Оценка состояния дебиторской задолженности

Ранжирование дебиторов по срокам возникновения задолженности (дни) Сумма дебиторской задолженности по договорам, тыс.руб. Удельный вес задолженности в общей сумме, % Вероятность невыполнения обязательств, % Сумма безнадежных долгов, тыс.руб. Реальная величина задолженности, тыс.руб.
0-10 Х   *    
11-20 Х   *    
21-30 Х   *    
31-60 Х   *    
61-90 Х   *    
91-180 Х   *    
181-360 Х   *    
Свыше 361 Х   *    
Итого ХХ        

 

Параметр «Вероятность невыполнения обязательств» определяется аналитиком исходя из собственного опыта и сложившихся финансовых взаимоотношений с конкретным контрагентом, с ростом срока давности (отсроченности платежа от фактической даты его наступления) возрастает вероятность безнадежных долгов, означающая снижение потенциальных средств, превращающихся из дебиторской задолженности в денежные активы.

На основании такой таблицы можно вычислить коэффициент реализации (осуществления) дебиторской задолженности – это отношение суммы дебиторской задолженности исходя из заключенных договоров к реальной величине задолженности, ставшей денежными средствами. Отклонение этой величины от единицы (или от 100 %, если параметр выражен в процентах) указывает на качество работы финансовой службы в отношении партнеров предприятия, а также может отражать общеэкономические изменения, ухудшение финансового состояния в стране, регионе, отрасли.

Еще один пример анализа эффективности управления дебиторской задолженности – составление возрастных таблиц. Они включают в себя графы, отражающие объем продаж, разбитый по периодам, и суммы, определенные как дебиторская задолженность. Каждый последующий анализируемый период корректируется с учетом новых сумм реализации и сальдо по задолженности, исходя из ее погашения и нового увеличения. Предприятие может определить для себя приемлемое соотношение общей и погашенной задолженности и принимать меры при обнаружении превышения этого рубежа.

Более простая схема возрастной таблицы – сопоставление сумм по плану и по факту, за каждый период или по отдельным контрагентам.

После оценки проводимой политики в отношении предыдущей задолженности, необходимо перейти к ее разработке в плановом периоде. Такая политика, как часть общей политики управления оборотными средствами, заключается, во-первых, в оптимизации общего размера этой задолженности и, во-вторых, обеспечении своевременного ее взыскания. При разработке политики должны быть определены ключевые аспекты:

- экономически целесообразный средний срок предоставления кредита потребителям,

- общие и частные стандарты кредитоспособности контрагентов,

- прямые количественные ограничения уровня дебиторской задолженности,

- определение скидок или надбавок для различных групп покупателей,

- разработка механизма контроля над осуществлением платежей и взыскания задолженности.

Эти элементы детализируются в зависимости от целей, поставленных перед финансовой службой предприятия, однако есть и общие подходы к формированию эффективной системы управления дебиторской задолженностью. Так, первое из предложенных направлений - экономически целесообразный средний срок предоставления кредита потребителям – зависит от параметров внутреннего и внешнего порядка. Стабильная экономика, длительный производственный цикл и надежная система финансирования со стороны банковского сектора подразумевает возможность отвлечения части активов предприятия в дебиторскую заложенность, и наоборот, финансовые затруднения различного свойства, прежде всего – высокая инфляция, нарушения системы расчетов в целом по стране, падение платежеспособного спроса населения вынуждают ограничивать такие сроки, продажи в кредит сокращаются, и предприятия предпочитают применять предоплату или систему оплаты сразу по фактической поставке продукции.

Второй компонент предполагает наличие достаточно устойчивых связей между предприятием и его потребителями, то есть стандарты кредитоспособности определяются на основании существующей истории финансовых отношений. Для новых партнеров в целях недопущения возможных затруднений в оплате необходимо самым тщательным образом выявлять степень их платежеспособности исходя из отчетности этих организаций, на основе иных источников информации, при обращении в органы статистики или банковский сектор. Предварительная аналитическая работа значительно снижает риск возможного невыполнения платежных обязательств.

Поскольку рыночная экономика предполагает дифференцированный подход к различным категориям финансовых агентов, также следует поступать и финансовому менеджеру при разработке политики в отношении дебиторской задолженности. Те контракты, которые могут вызывать сомнения относительно своевременной оплаты, должны быть подкреплены всеми возможными инструментами повышения надежности: поручением третьих лиц, залоговым обеспечением (по возможности, с высокой степенью ликвидности для быстрой реализации при переходе объекта залога к залогополучателю), предоставлением отсрочки под залог ценных бумаг и так далее. В договорах должны быть обязательно оговорены все форс-мажорные обстоятельства, которые могут изменить сроки или объемы платежа, например, штрафные санкции по периодам отсрочки платежа от документарно оговоренного срока.

Также следует применять и стимулирующие инструменты для надежных партнеров, в частности, скидки, которые могут дифференцироваться в зависимости от объема покупок, от срока поставки или от форм оплаты. Система скидок дифференцируется в зависимости от специфики деятельности организации, наиболее распространенными скидками являются следующие:

- исходя из объема сделки (партии закупки, масштаба оказанных услуг), что минимизирует для партнера удельную стоимость приобретаемых ценностей,

- сезонные скидки в зависимости от востребованности товара потребителем и на основании срока его годности (полезного использования),

- категориальные скидки (для отдельных групп потребителей, например, по государственному статусу, профилю деятельности, социальной роли в обществе),

- скидки, связанные с приобретением сопутствующих товаров и услуг, а также с их последующим техническим обслуживанием (например, гарантийный ремонт).

Таким образом, исходя из доли и динамики формирования и погашения дебиторской задолженности, различают три типа кредитной политики фирмы:

1. Консервативный тип. При нем предприятие не стремится к максимизации объема продаж любой ценой, не применяет рисковые формы предоставления отсрочки платежа и особенно тщательно отбирает потенциальных потребителей. Успех данной тактики достигается за счет низких потерь от невыполнения обязательств, которые, как правило, погашаются в срок. В отношении недобросовестных плательщиков фирма использует самые строгие меры взыскания, вплоть до судебного решения вопроса.

2. Умеренный тип. При этой позиции предприятие ориентируется на некоторые принятые общие подходы к предоставлению кредитов и взысканию задолженности, объем продаж также ориентирован на некоторый усредненный уровень, аналогично формируется и итоговая рентабельность бизнеса.

3. Агрессивный тип. В данном случае главный фактор роста эффективности предприятия – увеличение объема реализации продукции и оказания услуг. Низкие критерии отбора контрагентов приводят к высокому риску невозврата средств, отвлеченных в дебиторскую задолженность, что может быть скомпенсировано лишь высокой оборачиваемостью и ростом рынка реализации в целом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...