Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 14. Правовой режим использования




Тема 14. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

И ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

 

Цель – привитие студентам знаний, умений и навыков в определении правового режима использования и охраны атмосферного воздуха.

Задача: дать студентам знания и представления об охране атмосферного воздуха, госконтроле за их использованием и ответственностью за нарушение законодательства об их использовании и охране.

 

1. Правовые меры охраны атмосферного воздуха. Основные направления охраны атмосферного воздуха.

2. Ограничение физического воздействия на атмосферу. Предельно допустимые концентрации выбросов в атмосферу (ПДК). Предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ). Временно согласованные выбросы (ВСВ).

3. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха. Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха.

4. Правовая охрана озонового слоя.

Правовые меры охраны атмосферного воздуха. Атмосферный воздух представляет собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. В силу своих физиче­ских свойств, таких, как наличие постоянного неконтроли­руемого человеком движения и непрерывное перемешивание, атмосферный воздух не может быть объектом права собст­венности. Государство имеет суверенные права на воздушное пространство. Понятие и признаки атмосферного воздуха как объекта правовой охраны закреплены в Законе «Об охране атмосферного воздуха».

Основу законодательства об охране атмосферного воздуха составляет Закон Республики Беларусь от 15 апреля 1997 г. «Об охране атмосферного воздуха», в развитие которого принят ряд иных актов законодательства, определяющих поря­док:

· ведения государственного кадастра атмосферного возду­ха, осуществления учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

· проведения проверок соблюдения за­конодательства об охране атмосферного воздуха;

· осуществ­ления аналитического контроля; приостановки эксплуатации оборудования, производств, предприятий, работающих с нарушением норм и правил по охране атмосферного воздуха.

Техническими нормативными правовыми актами (стандар­тами, техническими условиями, санитарными нормами и пра­вилами и т. д. ) определяются нормативы качества атмосфер­ного воздуха, методы их определения, порядок расчетов вы­бросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и др.

Охрана атмосферного воздуха – совокупность организа­ционных, экономических, технических, правовых и иных мероприятий, направленных на предотвращение загрязнения атмосферного воздуха.

Основными мерами охраны атмосферного воздуха явля­ются:

1) нормирование качества атмосферного воздуха (установ­ление нормативов предельно допустимых концентраций за­грязняющих веществ в атмосферном воздухе, нормативов до­пустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, нормативов предельно допустимых уровней физиче­ских воздействий на атмосферный воздух, а также нормати­вов предельно допустимых концентраций биологических ве­ществ в атмосферном воздухе);

2) государственная экологическая экспертиза проектируемых, строящихся и реконструируемых предприятий, сооружений и других объектов, эксплуатация которых может повлиять на состояние атмосферного воздуха;

3) взимание налога за выбросы загрязняющих веществ, а также штрафов за сверхнормативное загрязнение;

4) мониторинг атмосферного воздуха;

5) государственный учет вредных воздействий на атмо­сферный воздух;

6) государственный контроль в области охраны атмосфер­ного воздуха, осуществляемый в пределах своей компетен­ции должностными лицами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, органов здраво­охранения, внутренних дел и их территориальных органов;

7) определение требований по охране атмосферного воз­духа при проектировании, строительстве, реконструкции, вво­де объектов в эксплуатацию, эксплуатации таких объектов.

С целью охраны атмосферного воздуха запрещаются:

1) ввод в эксплуатацию новых и реконструированных объ­ектов, не соответствующих требованиям законодательства об охране атмосферного воздуха;

2) производство, выпуск в эксплуатацию после ремонта и технического обслуживания, эксплуатация передвижных ис­точников загрязнения, у которых содержание загрязняющих веществ в от­работанных газах и уровни вредных физических и иных воз­действий на атмосферный воздух превышают установленные нормативы;

3) применение и разведение биологических микроорга­низмов, не свойственных природе данного региона, а также полученных искусственным путем без разработки эффектив­ных мер предотвращения их неконтролируемого размножения.

Охрана озонового слоя – это система мер, осуществляемых государственными органами, юридическими лицами и ин­дивидуальными предпринимателями по предотвращению разрушения озонового слоя и его восстановлению в целях защиты жизни и здоровья человека и окружающей среды от неблагоприятных последствий такого разрушения.

Правовое регулирование охраны озонового слоя осуществляется в соответствии со следующими документами:

· Венской конвенцией об охране озонового слоя;

· Монреальским протоколом по вещест­вам, разрушающим озоновый слой;

· Законом Республики Бе­ларусь от 12 ноября 2001 г. «Об охране озонового слоя» (с изм. и доп. );

· принятыми в их развитие иными актами законода­тельства.

Требования в области охраны озонового слоя закре­плены также в Законе Республики Беларусь от 15 апреля 1997 г. « Об охране атмосферного воздуха».

Охрана озонового слоя от экологически опасного измене­ния его состояния обеспечивается: организацией наблюде­ния, учета и контроля изменения состояния озонового слоя под влиянием хозяйственной и иной деятельности; ограни­чением или полным прекращением потребления веществ, разрушающих озоновый слой; лицензированием деятельно­сти, связанной с обращением с озоноразрушающими веще­ствами (является составляющей деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на ок­ружающую среду, лицензии выдаются Минприроды); выда­чей разовых разрешений на ввоз на территорию Республики Беларусь или вывоз за ее пределы озоноразрушаюших веществ и (или) продукции, содержащей озоноразрушающие веще­ства (разовые разрешения выдаются Минприроды).

В качестве меры обеспечения охраны озонового слоя вы­ступает применение мер административной ответственности в отношении юридических лиц и индивидуальных предпри­нимателей за нарушение законодательства об охране озоно­вого слоя (ст. 15. 62 КоАП).

Правовую основу регулирования воздействия на климат составляют:

· Закон «Об охране окружающей среды»;

· Закон «Об ох­ране атмосферного воздуха».

Отношения в области охраны климата регулируются также рядом международных документов, в том числе Рамочной конвенцией ООН об изменении клима­та, Киотским протоколом к указанной конвенции. Данные международные документы ставят основной целью стабили­зацию концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Такой уровень дол­жен быть достигнут в сроки, достаточные для естественной адаптации экосистем к изменению климата, позволяющие не ставить под угрозу производство продовольствия и обеспе­чивающие дальнейшее устойчивое экономическое развитие.

Под изменением климата понимается изменение, которое прямо или косвенно обусловлено деятельностью человека, вызы­вающей изменения в составе глобальной атмосферы, и накла­дывается на естественные колебания климата, наблюдаемые на протяжении сопоставимых периодов времени. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выброса­ми парниковых газов в атмосферный воздух, обязаны сокра­щать объемы выбросов этих газов и (или) веществ, способ­ствующих их образованию, накопление которых в атмосфере может привести к изменению климата.

За нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха установлена административная, уголовная и граж­данско-правовая ответственность.

Юридические и физические лица, допустившие наруше­ние законодательства об охране атмосферного воздуха, воз­мещают ущерб в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Размер ущерба определяется на осно­вании Инструкции по расчету размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде сверхнормативными выбро­сами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержден­ной постановлением Минприроды от 31 декабря 2004 г. № 50.

За нарушение законодательства об охране озонового слоя возможно применение мер административной ответственно­сти в виде штрафа в отношении юридических лиц и индиви­дуальных предпринимателей (ст. 15. 62 КоАП).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...