Тема 14. Правовой режим использования
Тема 14. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
Цель – привитие студентам знаний, умений и навыков в определении правового режима использования и охраны атмосферного воздуха. Задача: дать студентам знания и представления об охране атмосферного воздуха, госконтроле за их использованием и ответственностью за нарушение законодательства об их использовании и охране.
1. Правовые меры охраны атмосферного воздуха. Основные направления охраны атмосферного воздуха. 2. Ограничение физического воздействия на атмосферу. Предельно допустимые концентрации выбросов в атмосферу (ПДК). Предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ). Временно согласованные выбросы (ВСВ). 3. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха. Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха. 4. Правовая охрана озонового слоя. Правовые меры охраны атмосферного воздуха. Атмосферный воздух представляет собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. В силу своих физических свойств, таких, как наличие постоянного неконтролируемого человеком движения и непрерывное перемешивание, атмосферный воздух не может быть объектом права собственности. Государство имеет суверенные права на воздушное пространство. Понятие и признаки атмосферного воздуха как объекта правовой охраны закреплены в Законе «Об охране атмосферного воздуха». Основу законодательства об охране атмосферного воздуха составляет Закон Республики Беларусь от 15 апреля 1997 г. «Об охране атмосферного воздуха», в развитие которого принят ряд иных актов законодательства, определяющих порядок:
· ведения государственного кадастра атмосферного воздуха, осуществления учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; · проведения проверок соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха; · осуществления аналитического контроля; приостановки эксплуатации оборудования, производств, предприятий, работающих с нарушением норм и правил по охране атмосферного воздуха. Техническими нормативными правовыми актами (стандартами, техническими условиями, санитарными нормами и правилами и т. д. ) определяются нормативы качества атмосферного воздуха, методы их определения, порядок расчетов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и др. Охрана атмосферного воздуха – совокупность организационных, экономических, технических, правовых и иных мероприятий, направленных на предотвращение загрязнения атмосферного воздуха. Основными мерами охраны атмосферного воздуха являются: 1) нормирование качества атмосферного воздуха (установление нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, нормативов предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух, а также нормативов предельно допустимых концентраций биологических веществ в атмосферном воздухе); 2) государственная экологическая экспертиза проектируемых, строящихся и реконструируемых предприятий, сооружений и других объектов, эксплуатация которых может повлиять на состояние атмосферного воздуха; 3) взимание налога за выбросы загрязняющих веществ, а также штрафов за сверхнормативное загрязнение; 4) мониторинг атмосферного воздуха; 5) государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух;
6) государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха, осуществляемый в пределах своей компетенции должностными лицами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, органов здравоохранения, внутренних дел и их территориальных органов; 7) определение требований по охране атмосферного воздуха при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе объектов в эксплуатацию, эксплуатации таких объектов. С целью охраны атмосферного воздуха запрещаются: 1) ввод в эксплуатацию новых и реконструированных объектов, не соответствующих требованиям законодательства об охране атмосферного воздуха; 2) производство, выпуск в эксплуатацию после ремонта и технического обслуживания, эксплуатация передвижных источников загрязнения, у которых содержание загрязняющих веществ в отработанных газах и уровни вредных физических и иных воздействий на атмосферный воздух превышают установленные нормативы; 3) применение и разведение биологических микроорганизмов, не свойственных природе данного региона, а также полученных искусственным путем без разработки эффективных мер предотвращения их неконтролируемого размножения. Охрана озонового слоя – это система мер, осуществляемых государственными органами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по предотвращению разрушения озонового слоя и его восстановлению в целях защиты жизни и здоровья человека и окружающей среды от неблагоприятных последствий такого разрушения. Правовое регулирование охраны озонового слоя осуществляется в соответствии со следующими документами: · Венской конвенцией об охране озонового слоя; · Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой; · Законом Республики Беларусь от 12 ноября 2001 г. «Об охране озонового слоя» (с изм. и доп. ); · принятыми в их развитие иными актами законодательства. Требования в области охраны озонового слоя закреплены также в Законе Республики Беларусь от 15 апреля 1997 г. « Об охране атмосферного воздуха». Охрана озонового слоя от экологически опасного изменения его состояния обеспечивается: организацией наблюдения, учета и контроля изменения состояния озонового слоя под влиянием хозяйственной и иной деятельности; ограничением или полным прекращением потребления веществ, разрушающих озоновый слой; лицензированием деятельности, связанной с обращением с озоноразрушающими веществами (является составляющей деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, лицензии выдаются Минприроды); выдачей разовых разрешений на ввоз на территорию Республики Беларусь или вывоз за ее пределы озоноразрушаюших веществ и (или) продукции, содержащей озоноразрушающие вещества (разовые разрешения выдаются Минприроды).
В качестве меры обеспечения охраны озонового слоя выступает применение мер административной ответственности в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение законодательства об охране озонового слоя (ст. 15. 62 КоАП). Правовую основу регулирования воздействия на климат составляют: · Закон «Об охране окружающей среды»; · Закон «Об охране атмосферного воздуха». Отношения в области охраны климата регулируются также рядом международных документов, в том числе Рамочной конвенцией ООН об изменении климата, Киотским протоколом к указанной конвенции. Данные международные документы ставят основной целью стабилизацию концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Такой уровень должен быть достигнут в сроки, достаточные для естественной адаптации экосистем к изменению климата, позволяющие не ставить под угрозу производство продовольствия и обеспечивающие дальнейшее устойчивое экономическое развитие. Под изменением климата понимается изменение, которое прямо или косвенно обусловлено деятельностью человека, вызывающей изменения в составе глобальной атмосферы, и накладывается на естественные колебания климата, наблюдаемые на протяжении сопоставимых периодов времени. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами парниковых газов в атмосферный воздух, обязаны сокращать объемы выбросов этих газов и (или) веществ, способствующих их образованию, накопление которых в атмосфере может привести к изменению климата.
За нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха установлена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность. Юридические и физические лица, допустившие нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха, возмещают ущерб в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Размер ущерба определяется на основании Инструкции по расчету размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде сверхнормативными выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной постановлением Минприроды от 31 декабря 2004 г. № 50. За нарушение законодательства об охране озонового слоя возможно применение мер административной ответственности в виде штрафа в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 15. 62 КоАП).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|