Тема 12. Правовой режим использования
Тема 12. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЛЕСОВ Цель – привитие студентам знаний, умений и навыков в определении правового режима использования и охраны лесов. Задача: дать студентам знания и представления об охране лесов, госконтроле за их использованием и ответственностью за нарушение законодательства об их использовании и охране. 1. Правовое регулирование использования и охраны лесов и растительности. Понятие и содержание. 2. Основные требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства. 3. Виды пользования лесами, правовое регулирование. Государственный контроль за использованием и охраной лесов. 4. Ответственность за нарушение законодательства об охране лесов.
Правовое регулирование использования и охраны лесов и растительности. Лес – это природный объект, который является совокупностью естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности (насаждений), напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, образующий лесной биоценоз и используемый в хозяйственных, рекреационных, оздоровительных, санитарно-гигиенических, научно-исследовательских и других целях. Лесной фонд образуют леса и покрытые ими земли, а также лесные земли, не покрытые лесом, и нелесные земли, предоставленные для нужд лесного хозяйства. Не входят в лесной фонд единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность (насаждения): · расположенные на землях сельскохозяйственного назначения; · в пределах полос отвода железных и автомобильных дорог, иных транспортных и коммуникационных линий и каналов; · на землях оздоровительных учреждений, населенных пунктов (за исключением городских лесов), на земельных участках, предоставленных гражданам для ведения коллективного садоводства и дачного строительства, личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилых домов.
В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесов на основании материалов лесоустройства и научных исследований производится деление лесов на группы, разграничение лесов первой группы по категориям защитности, а также выделение особо защитных участков леса с ограниченным режимом лесопользования. К первой группе лесов относятся: · леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; · леса особо ценных участков лесного фонда, имеющие генетическое, научное и историко-культурное значение; · водоохранные леса (запретные полосы лесов и леса в границах водоохранных зон по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов); · защитные леса (противоэрозиенные леса, защитные полосы лесов вдоль железных дорог и автомобильных дорог общего пользования); · санитарно-гигиенические и оздоровительные леса (городские леса, леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий, в том числе леса лесопарковых частей зеленых зон, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса округов санитарной охраны курортов (курортные леса). Ко второй группе относятся леса, которые не вошли в первую группу (эксплуатационные леса). С учетом функционального деления лесов первой группы в ней выделяются следующие категории защитности: · леса заповедников; леса национальных парков; · леса заказников республиканского значения; · леса памятников природы республиканского значения; · леса генетических резерватов, научных и историко-культурных объектов; городские леса;
· леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий; · леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения; · леса первой и второй зон округов санитарной охраны курортов; · леса третьей зоны округов санитарной охраны курортов; · противоэрозионные леса; · защитные полосы лесов вдоль железных дорог, остановочных пунктов и станций; · защитные полосы лесов вдоль автомобильных дорог общего пользования республиканского значения; · запретные полосы лесов и леса в границах водоохранных зон по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов. Согласно ст. 13 Конституции Республики Беларусь и ст. 7 Лесного кодекса Республики Беларусь леса – объект исключительной государственной собственности. Лесное законодательство – это совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области использования, охраны и защиты лесов. Это законодательство является кодифицированной отраслью, входящей в систему законодательства о рациональном использовании природных ресурсов. Его основу составляет Лесной кодекс Республики Беларусь от 14 июля 2000 г. В развитие Лесного кодекса принято значительное число иных актов законодательства, это акты, регулирующие: · особенности правового режима групп и категории защитности лесов; · систему и компетенцию органов управления в области использования и охраны лесов; · порядок ведения лесного хозяйства; порядок осуществления отдельных видов лесопользования; · правила воспроизводства, охраны и защиты лесов, возмещения вреда, причиненного нарушением лесного законодательства. Не регулируются лесным законодательством отношения в области охраны и использования древесно-кустарниковой и иной растительности, не входящей в лесной фонд. Право лесопользования – это совокупность правовых норм, устанавливающих порядок и условия использования лесов, их сохранения и восстановления, а также права и обязанности лесопользователей. В Республике Беларусь могут осуществляться следующие виды лесопользования: 1) заготовка древесины; 2) заготовка живицы; 3) заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, корней, бересты, новогодних елок, еловой серки и др. );
4) побочное лесопользование (заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, размещение ульев и пасек, сенокошение, пастьба скота и другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается Министерством лесного хозяйства по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды); 5) пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства; 6) пользование участками лесного фонда в научно-исследовательских и учебно-опытных целях; 7) пользование участками лесного фонда в культурно-оздоровительных, туристических, спортивных и иных рекреационных целях. Лесопользователем может быть юридическое или физическое лицо. В зависимости от оснований возникновения право лесопользования подразделяется на общее и специальное. В порядке права общего лесопользования граждане имеют право свободно находиться на территории лесного фонда и бесплатно собирать для удовлетворения собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических, спортивных и иных рекреационных мероприятиях, т. е. осуществлять общее лесопользование. Право специального лесопользования осуществляется в границах участков лесного фонда, предоставленных юридическим и физическим лицам для осуществления определенного вида деятельности. Право пользования участками лесного фонда возникает на основании решений: органов государственного управления (местных исполнительных и распорядительных органов, органов Министерства лесного хозяйства); юридических лиц, ведущих лесное хозяйство (путем выдачи лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов); а также договора аренды, концессионного договора, договора безвозмездного пользования участками лесного фонда, в том числе по результатам лесных аукционов. Деятельность по заготовке и переработке древесины осуществляется юридическими лицами при наличии лицензий, выдаваемых Министерством лесного хозяйства. Право лесопользования может быть постоянным или временным (краткосрочное – до I года и долгосрочное – до 15 лет).
Содержание права лесопользования составляют права и обязанности лесопользователей. Охрана лесов – это комплекс мероприятий по предупреждению пожаров в лесах, своевременному их обнаружению и тушению, а также по охране лесов от самовольных порубок, загрязнения сточными водами, химическими и радиоактивными веществами, отходами; хищений и других действий, причиняющих вред лесу. Зашита лесов – это система мероприятий по защите леса от болезней и вредителей, неблагоприятных факторов окружающей среды. Лесопользователи в целях защиты лесов от вредителей и болезней леса, охраны лесов от пожаров обязаны: · проводить работы с соблюдением технологий, которые обеспечивают улучшение санитарного состояния лесов; · не допускать распространения вредителей и болезней леса на участках леса, на которых ими осуществляется лесопользование; · осуществлять мероприятия по защите лесного фонда от вредителей и болезней леса; · разрабатывать и утверждать по согласованию с юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, планы противопожарных мероприятий, а также проводить их в установленные сроки; · в случае обнаружения очагов возгорания леса обязаны срочно сообщить об этом лицам, ведущим лесное хозяйство, и принять меры по ликвидации очагов возгорания леса; · соблюдать санитарные правила в лесах. Юридические и физические лица при осуществлении деятельности, которая может оказать или оказывает негативное воздействие на состояние лесов, обязаны проводить согласованные с лицами, ведущими лесное хозяйство, и местными исполнительными и распорядительными органами технологические, санитарные и другие мероприятия по охране и защите лесов. Для обеспечения охраны и защиты лесов, животного мира, осуществления государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов создается государственная лесная охрана Республики Беларусь в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь, а также организуется авиационная охрана, осуществляемая специализированными подразделениями Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь. За нарушение лесного законодательства Республики Беларусь установлена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|