Сведения о кадровом обеспечении системы образования
По данным федерального статистического наблюдения (форма № 85-к «Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми»), по состоянию на 16 января 2016 года численность педагогических работников дошкольных образовательных организаций в Архангельской области составила 7378 человек (в 2015 году – 7294 человека). Численность работников общеобразовательных организаций в Архангельской области, по данным федерального статистического наблюдения (форма № ОО-1 (сводная) «Сведения об организации, осуществляющей подготовку По данным федерального статистического наблюдения (форма № 1-ДО (сводная) «Сведения об учреждениях дополнительного образования детей»), по состоянию на 5 февраля 2017 года численность работников образовательных организаций дополнительного образования детей составила 3631 человек, в том числе педагогических работников – 1976 человек. По данным федерального статистического наблюдения (форма № Д-13 «Сведения об учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся В Архангельской области сохраняется проблема «старения» педагогических кадров. По данным федерального статистического наблюдения (форма № ОО-1 (сводная) «Сведения об организации, осуществляющей подготовку по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования»), по состоянию на 15 октября 2016 года, педагогических работников (включая учителей) в возрасте до 35 лет –
Требует решения и задача сокращения дефицита педагогических работников по ряду специальностей, перечень которых на протяжении нескольких лет практически неизменен (воспитатель, учителя математики, физики, иностранного языка, начальных классов, русского языка). По данным ведомственного контроля об обеспеченности педагогическими кадрами В целях привлечение кадрового ресурса для работы в образовательных организациях Архангельской области, в том числе расположенных в сельской местности, реализуются следующие мероприятия. В соответствии с постановлениями Правительства Архангельской области: от 31 мая 2011 года № 180-пп «Об утверждении Порядка предоставления единовременных выплат за счет средств областного бюджета молодым специалистам в сфере образования в связи с поступлением на работу в государственные образовательные организации Архангельской области и муниципальные образовательные организации на территории Архангельской области» – в 2016 году выплаты в размере 100 тыс. рублей произведены 215 молодым специалистам, в том числе 56 педагогическим работникам сельских школ (в 2015 году выплаты в размере 100 тыс. рублей произведены 145 молодым специалистам, в том числе 42 педагогическим работникам сельских школ);
от 30 марта 2010 года № 79-пп «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам государственных образовательных организаций Архангельской области Отраслевым соглашением между министерством и Архангельской межрегиональной общественной организацией профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации, регулирующим социально-трудовые отношения на 2016 – 2018 годы, работодателям рекомендовано в рамках реализации программы развития кадрового потенциала образовательных организаций рассмотреть вопрос закрепления мер социальной поддержки работников образовательных организаций из числа молодежи, впервые поступивших на работу, установления им надбавок к заработной плате на условиях, предусмотренных трудовым договором, коллективным договором или локальными нормативными актами;
обеспечения гарантий и компенсаций работникам образовательных организаций из числа молодежи, обучающихся в образовательных организациях, в соответствии с законодательством Российской Федерации и коллективным договором; установления при приеме на работу выпускников образовательных организаций высшего образования или профессиональных образовательных организаций оплаты труда для них в повышенном размере. Рекомендуемый размер надбавки молодым специалистам, окончившим образовательные организации высшего образования или профессиональные образовательные организации, впервые приступившим к выполнению трудовых обязанностей по специальности, составляет не менее 20 процентов должностного оклада, ставки заработной платы, а окончившим образовательные организации с отличием – 30 процентов должностного оклада, ставки заработной платы в течение трех лет со дня заключения первого трудового договора, предусматривающего работу по специальности. В случае нахождения молодого специалиста в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком в течение первых трех лет со дня окончания образовательного учреждения срок действия рекомендуемого размера указанных выплат продлевается до трех лет фактической работы после выхода работника из отпуска. В соответствии с законодательством Архангельской области молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентная надбавка к заработной плате выплачивается в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет. Педагогические работники Архангельской области участвуют в конкурсах на выплату денежного поощрения лучшим учителям образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. Ежегодно денежное поощрение за счет средств федерального бюджета в размере 200 тыс. рублей каждое получают 8 лучших учителей Архангельской области. В областном бюджете 2016 года также было предусмотрено 2250 тыс. рублей на выплату денежного поощрения. 36 лучших учителей получили выплаты в размере
В целях повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, расположенных на территории Архангельской области, реализации Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утвержденной заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 28 мая 2014 года № 3241п-П8, а также Программы развития дополнительного профессионального образования работников образования Архангельской области (на 2014 – 2016 годы), утвержденной распоряжением министерства от 03 июля 2014 года № 1003, Образована рабочая группа, разработан и реализуется план совместных действий министерства и АО ИОО по апробации и внедрению профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – профессиональный стандарт педагога) Разработан план мероприятий по научно-методическому сопровождению апробации и внедрению профессионального стандарта педагога. В рамках научно-методического сопровождения за каждой пилотной площадкой закреплены сотрудники АО ИОО, организовано консультирование руководителей образовательных организаций по составлению плана поэтапного перехода В связи с апробацией и планируемым внедрением профессионального стандарта педагога АО ИОО разработаны и реализуются отдельные дополнительные профессиональные программы, содержание которых направлено на формирование у педагогов представлений о требованиях профессионального стандарта и единых квалификационных требованиях
Организована работа по изучению профессионального стандарта педагога, в том числе через курсы повышения квалификации и профессиональную переподготовку педагогических работников, с целью обеспечения соответствия работников современным квалификационным требованиям, закрепленным На всех курсах повышения квалификации учителей начальных классов, учителей-предметников рассматривается тема «Профессиональный стандарт педагога: структура, содержание трудовых функций». 29 марта 2016 года состоялся форум «Профессиональный стандарт – основа для повышения качества педагогической деятельности». Целью форума было развитие профессиональных компетенций педагогов Архангельской области в условиях введения профессиональных стандартов. В работе форума приняли участие руководящие и педагогические работники образовательных организаций из 21 муниципального образования Архангельской области. На 16 площадках – ресурсных центрах в режиме ВКС и на базе АО ИОО работало 497 человек. В работе форума приняли участие руководители министерства, председатель комиссии по науке, образованию и воспитанию Общественной палаты Архангельской области, председатель общественного совета при министерстве, председатель Архангельской межрегиональной общественной организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, проректор Московского городского психолого-педагогического университета, руководитель проекта по внедрению профстандарта педагога, управляющий директор АО «Издательство «Просвещение», сотрудники издательства «Просвещение» и АО ИОО. Основными темами обсуждения на форуме были: изучение профессионального стандарта педагога; самооценка трудовых действий в соответствии с профессиональным стандартом педагога; проектирование информационно-образовательной среды региона для диссеминации педагогического опыта в соответствии с профессиональным стандартом педагога; проектирование индивидуальных программ профессионального развития В отчетном периоде организована просветительская работа по изучению профессиональных стандартов, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, а именно в рамках вебинаров, ВКС. Работникам образования были предложены следующие темы: «Поэтапное введение профессиональных стандартов» (171 участник); «Проектируем трудовой договор и должностную инструкцию вебинары по темам: «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) – структура и содержание» (77 участников, учителя)»; «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) – структура и содержание» (17 участников, воспитатели); «Профессиональный стандарт педагога-психолога: структура и содержание» (17 участников, педагоги-психологи); «Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании отдельных предметов» (23 участника); «Компетенции учителя русского языка и литературы как условие реализации концепции преподавания русского языка и литературы» «Развитие профессиональных компетентностей педагогов в условиях реализации ФГОС ООО» (23 участника). В общей сложности в вебинарах и ВКС в 2016 году приняли участие более 500 человек. Актуальные вопросы введения профессионального стандарта педагога обсуждались на мероприятиях, организованных специалистами межмуниципальных территориальных округов (далее – МТО): «Современный урок как средство реализации метапредметных результатов», «Организация оценочной деятельности при реализации ФГОС», «Современные образовательные технологии в ДОУ», «Современные подходы к проведению уроков В рамках апробации профессиональных стандартов «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» и « Педагог дополнительного образования детей и взрослых» проведены следующие мероприятия: разработан диагностический инструментарий для мониторинга сформированности профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования и педагогов-психологов; организована просветительская деятельность через проведение вебинаров и ВКС по темам: «Профстандарт педагога-психолога: структура и содержание»; «Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых в вопросах и ответах»; «Подготовка коллектива образовательной организации к введению профстандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых”». На базе АО ИОО проводится работа по апробации и внедрению профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Весь профессорско-преподавательский и методический состав прошел обучение по индивидуальным программам профессионального развития. АО ИОО разработаны и утверждены дополнительные профессиональные программы, направленные на реализацию требований профессиональных стандартов, в том числе на овладение современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания. Общее количество вновь разработанных дополнительных профессиональных программ повышения квалификации – 95, профессиональной переподготовки – 7. Также утверждены инструменты и методики оценки интерпретации качества образовательной услуги в сфере дополнительного профессионального образования. В системе проводился мониторинг качества разрабатываемых дополнительных профессиональных программ и мониторинг качества их реализации. За 2016 год по дополнительным профессиональным программам прошли обучение 7307 руководящих и педагогических работников (2014 год – За 2016 год по программам повышения квалификации, ориентированным на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов, успешно завершили обучение 4 106 работников системы образования. Из них по ФГОС начального общего и основного общего образования обучено В отчетном году по программам профессиональной переподготовки прошли обучение 382 руководящих и педагогических работника (2014 год – 246 человек, 2015 год – 270 человек): «Менеджмент и экономика образования» (для начинающих руководителей со стажем до трех лет) – 17 человек; «Менеджмент и экономика» – 41 человек; «Психолого-педагогическая и методическая компетентность специалиста образовательного учреждения» – 27 человек; «Психолого-педагогическая компетентность педагога» – 34 человека; «Тьюторство в образовании» – 47 человек; «Педагогика, психология и методика профессионального обучения» – 22 человека; «Олигофренопедагогика» – 19 человек; «Логопедия» – 19 человек; «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании» – 30 человек; «Дошкольное образование» – 61 человек; «Теория и практика дошкольного образования» – 65 человек. В рамках реализации данных программ прошли обучение Во исполнение комплекса мер по подготовке и дополнительному профессиональному образованию учителей русского языка и русской литературы Архангельской области на 2016 – 2018 годы, утвержденного В сфере преподавания русского языка и литературы последовательно развивается профессиональное взаимодействие учителей этих предметов на региональном уровне. Так, в региональном сетевом сообществе учителей русского языка и литературы состоит 363 педагога. По сравнению В дополнительные профессиональные программы для учителей русского языка и литературы включены вопросы, касающиеся функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации. В течение 2016 года по направлению «Русский язык» было проведено В 2016 году аттестация педагогических работников муниципальных, государственных и частных образовательных организаций, расположенных Аттестацию педагогических работников, не имеющих квалификационной категории, в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям проводили аттестационные комиссии, самостоятельно формируемые образовательными организациями. По информации, представленной руководителями муниципальных органов управления образованием Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций, расположенных на территории Архангельской области, утвержденный постановлением министерства В 2016 году региональная аттестационная комиссия министерства провела обязательную аттестацию 13 руководителей государственных образовательных организаций, установила квалификационные категории В 2016 году рабочей группой по совершенствованию аттестации педагогических образовательных организаций, созданной при министерстве, с учетом предложений респондентов были внесены изменения и дополнения в методику оценки профессиональной деятельности педагогических работников. Успешно функционировала автоматизированная программа «Региональный банк экспертов». В состав регионального банка экспертов включен Целенаправленно осуществляется повышение квалификации специалистов (экспертов). Для подготовки организаторов и участников аттестационных процедур разработаны и реализуются программы повышения квалификации для обучения экспертов, в том числе с использованием технологий дистанционного обучения, функционирует областная дистанционная школа экспертов. За отчетный период повысили квалификацию по вопросам проведения аттестации 389 человек, в том числе прошли обучение в областной дистанционной школе экспертов 197 педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных организаций, расположенных на территории Архангельской области. Опыт Архангельской области по информационно-методическому обеспечению деятельности экспертов регионального банка специалистов (экспертов) региональной аттестационной комиссии министерства был представлен на III Международной научно-практической конференции «Образ педагога XXI века: аттестация как ресурс профессионального развития, саморазвития и самосовершенствования». Информационное сопровождение аттестации педагогических и руководящих работников осуществляется на официальном сайте министерства, АО ИОО, портале «Образование Архангельской области». Традиционным стало проведение в режиме ВКС для организаторов «Формы обобщения и представления педагогического опыта «Аттестация педагогических работников на квалификационную категорию»; «Управление процессом изучения и обобщения педагогического опыта»; «Технология обобщения педагогического опыта»; «Изменения в методике оценки профессиональной деятельности педагогических работников, применяемой при аттестации в целях установления квалификационной категории». Постоянно проводится мониторинг результатов аттестации педагогических работников организаций в целях установления квалификационной категории в разрезе муниципальных образований, типов образовательных организаций, квалификационных категорий, должностей. В 2016 году вышел сборник «Аттестация педагогических работников образовательных организаций Архангельской области за 2015 год: статистические данные по итогам аттестации в 2015 году». Осуществляется персонифицированный учет выполнения педагогическими работниками рекомендаций по итогам аттестации. В целях популяризации лучших практик по научно-методическому, информационно-технологическому, психологическому сопровождению участников аттестационных процедур в 15 муниципальных образованиях проведен I этап областного заочного конкурса «Информационно-методическое сопровождение педагогических и руководящих работников образовательных организаций Архангельской области в межаттестационный период», который проходил Для обеспечения успешного сопровождения аттестации педагогических работников муниципальных образовательных организаций значительная работа проведена в 2016 году специалистами муниципальных органов управления образованием Мезенского, Пинежского, Устьянского районов, городов Мирного и Северодвинска, курирующими вопросы аттестации кадров. В ходе осуществления аттестационных процедур отмечаются факты отсутствия в некоторых образовательных организациях обучения педагогических работников по вопросам охраны труда, сопровождения педагогических работников (организационного, методического, психологического, информационного) в подготовке к предстоящей аттестации и в межаттестационный период В целом проведение аттестации педагогических работников муниципальных, государственных и частных образовательных организаций Архангельской области в 2016 году способствовало: непрерывному профессиональному развитию педагогических работников; изучению, обобщению и транслированию педагогического опыта; позитивным результатам обучающихся в различных мероприятиях (конкурсы, олимпиады, проекты, соревнования, акции) муниципального, регионального, всероссийского уровней; участию педагогов в очных и дистанционных профессиональных конкурсах, конференциях, фестивалях, различных формах методической работы. Развитию профессионального потенциала педагогических работников способствует система конкурсов профессионального мастерства, а также деятельность сетевых педагогических сообществ. В отчетном году проведены: областной конкурс «Учитель года – 2016» (82 участника); педагогический десант «Победители конкурса – педагогам области» конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, летний методический лагерь членов областного клуба «Учитель года» с участием молодых педагогов области (54 человека) в Красноборском районе; IX региональная выставка «Учитель XXI века», где были представлены материалы 119 участников конкурсов на получение денежного поощрения. Лучшие педагоги представляли Архангельскую область на всероссийских конкурсах профессионального мастерства: «Педагогический дебют – 2016» (Анциферова Лариса Владимировна, учитель начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1» города Новодвинска (лауреат конкурса); «Учитель года России – 2016» (Старцева Елена Александровна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования «Город Архангельск» «Гимназия № 25» (вошла в число лучших по проведению конкурсного мероприятия «Урок», материал размещен на всероссийском сайте https://teacher-of-russia.ru); «Воспитатель года России – 2016» (Кучеренко Анна Васильевна, учитель-логопед муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка – «Детский сад № 3 «Морозко» города Северодвинска (награждена почетным знаком и дипломом Московского государственного психолого-педагогического университета как победитель номинации «Игра и игрушка»); «Педагог-психолог России – 2016» (Авдюнина Татьяна Валерьевна, педагог-психолог муниципального автономного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Северодвинская прогимназия № 1» (награждена Грамотой общероссийской общественной организации «Федерация психологов России» в номинации «За системный подход в психологическом сопровождении младших школьников»); «Воспитать человека – 2016» (Коротяева Ирина Владимировна, «Учитель здоровья России – 2016» (Волова Ольга Николаевна, учитель географии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березницкая средняя общеобразовательная школа» Устьянского района). Во Всероссийском конкурсе лучших учебно-методических разработок учителей по преподаванию основ финансовой грамотности приняли участие: Сибирцева Н.А., учитель истории и обществознания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 29» города Северодвинска; Кальчук Е.А., учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Луковецкая средняя школа», представившая разработку урока по теме «Финансово-экономическое положение семьи Онегиных (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»), заняла второе место в номинации «Учебно-методические разработки по преподаванию основ финансовой грамотности для учеников старших классов (8 – 11) на уроках русской литературы». Ежегодно работники и руководители образовательных организаций, расположенных на территории Архангельской области, органов местного самоуправления, уполномоченных в сфере управления образованием, Стало доброй традицией поощрять и лучшие коллективы образовательных организаций, расположенных на территории Архангельской области, Эффективные практики работы лучших учителей находят распространение в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров организация деятельности областного и двадцати городских (районных) клубов «Учитель года» в муниципальных образованиях Архангельской области; поддержка сетевого сообщества членов областного клуба «Учитель года»: размещение информации под баннером «Областной клуб «Учитель года» на портале «Образование Архангельской области» в сети «Интернет»; привлечение к работе по проектам педагогов-победителей конкурса участие представителей Архангельского областного клуба «Учитель года» во Всероссийском Чемпионате региональных учительских команд «ЧЕРУК-2016» в городе Ульяновске. По результатам Чемпионата Реализуется план мероприятий по распространению эффективных условий адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов в Архангельской области на 2016 – 2018 годы. Создан и работает Совет молодых педагогов Архангельской области, утверждены его состав и положение (распоряжение министерства привлечение и закрепление молодых педагогов в образовательных организациях Архангельской области; популяризация молодежного педагогического движения; создание условий для роста профессионального мастерства молодых педагогов, в том числе оказание помощи в адаптации молодых педагогов Активизирована деятельность по организационно-методическому сопровождению молодых педагогов через: организацию и проведение курсов «Профессиональное становление начинающего учителя» (47 человек); обучение по программам переподготовки «Менеджмент и экономика образования», «Менеджмент и экономика» (7 человек – представители кадрового резерва); подготовку и проведение дискуссионной площадки «Пути становления профессионализма молодого педагога: профессиональная этика» в рамках августовского совещания работников образования Архангельской области «Воспитание как приоритет образования: традиции и но
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|