Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теперь обратимся к некот конкр методикам.




− Прежде всего - стандартизированное интервью - впервые было применено после описания феномена алекситимии. Сифнеус и Эпфел - применили впервые.

Авторы полагают, что прежде чем проводить такое интервью психотер д пройти обучение 2-х недельное, чтобы знать, что такое алекситимия. Это предварит подготовка, с демонстрацией этих феноменов и т д.

След часть работы - опрос терапевта после его первого контакта с пац. В этой части эксперт д был убедиться в том, что тер освоил тему и м увидеть ее в лицо.

Напр:

как описывает себя больной, что он называет - детали событий или чувства и переживания.

Какой словарь у пац - богатый или нет.

Использует для описания эмоций неподходящие слова.

Были ли трудности в общении с пац при первич контакте.

Использовал ли клиент действия, показ, жесты вместо словесного описания событий, эмоций, своего поведения, что преобладало

Какое впечатление у тер, вызывает ли он чувство симпатии или впечатление скуки, пустоты. Не вызывает встречного эмоционального отклика.

 

В наст время разработан ряд опросниковых методик, кот построены по классич образцу. Они содержат ряд утверждений и градацию ответов.

− Один из опросников, кот применяется в нашей популяции, адаптирован. Это торонтский алекситимич опросник
проективные методики: рисуночные, составить рассказ из представленных слов/объектов и тд

Первонач был описан для пац психосоматич специфичности - язва, астма.

Потом обнаруживается, что не только у этих больных наблюдаются феномены алекситимии. В наст время – при наркомании, у больных соматоформными расстройствами, у хронич алкоголиков, у больных с некот формами депрессии. Поскольку алекситимия обнаруживает себя не только у больных с психоссоматич специфичностью.

Насколько как фактор риска этот феномен надежен.

 

1. 2 вторая проблема - междисциплинарного характера - генез алекситимии. Какого она генеза. Дискутируются гипотезы

•Один круг - психофизиологов и нейропсихологов. Статься Коростелевой и Руденберга - гипотеза - алекситимия возникает на почве мозговой дефицитарность. Нейропсихологич гипотезы раздваиваются.

− Одни авторы утверждают, что дефицитарность на уровне вертикальных корково - подкорковых связей.

− Другие представители нейропсихологии склонны считать, что дефицитарность в системе межполушарных связей. В особенности какое полуш доминирует, как это выражается в нейропсихологич исследовании.

Но это все гипотезы. Сам феномене недавно описан и недавно вошел в обиход отеч клинич психологов.

•Дискутируется проблема врожденности. Но не только.

•Другая группа гипотез - психологические. В них делается предположение о том, что алекситимия - это психологич профиль, кот формируется прижизненно и соответственно опред образом организуются функциональные связи. Прижизненные факторы – факторы опыта, воспитания вносят вклад.

− Об этом ряд фактов - описан феномен вторичной алекситимии, т е комплекс алекситимич черт, кот возникают, формируются у лиц, длительное время страдающих каким-либо соматич заболеванием не психосоматич природы. В этом случ алекситимия - дефект личности, кот возникает в особых условиях жизни - жизни в усл хронич болезни. Описаны при онкологи, инфекц болезнях, длительно текущих. Этот факт в пользу возможности прижизненного формирования

− Другой факт - данные социологич исследования на западе - алекситимия чаще статистически (достоверно) наблюдается у лиц, выполняющих неквалифицированную работы, с низким ур образования, уборщики, чернорабочие. Из этого делается вывод о том, образ жизни, опыт жизни, специфич формы активности, формируют алекситимич комплекс. Но вопрос - а не наоборот ли.

Т о вопрос о генезе алекситимии остается открытым.

2. Был вопрос относительно распространенности алекситимии. Пока нельзя говорить как о закономерности, пока как о тенденции.

Тенденция такова - удельный вес алекситимии в здоровой московской популяции высок. Высок среди молодой популяции. Тенденция нуждается в тщательной проработке. У нач нет данных о сост популяции 20-30 лет назад.

В мужской популяции алекситимия чаще.

 

3. Едина ли алекситимия..

Наблюдения, кот сейчас ведутся - она не едина. Можно говорить о разных ее вариантах. При наличии триады в структуре алекситимии, можно выделить 3 разных варианта алекситимии, отлич др от друга по тому, какой удельный вес занимают в структуре алекситимии эмоц, когнитивные, личностные особенности

 

− Можно выделить алекситимию, в структуре кот на первое место выходит эмоц дефицитарность. Можно предположить, что генез такой элексит связан с этапами формирования эмоц сферы ребенка, на которых в диаде мать - реб формируется первич дифференциация телесного и эмоционального. Депривация, психич травмы в ранний период – в структуре алекситимии на первый план выйдет эмоц дефицитарность

− Другой вид - на первый план выходит когнитивная дефицитарность. С недостаточность абстрактных понятий. Формирование м быт отнесено к периоду развития, когда формируется система понятии, абстрактное мышление. Будет влиять на когнитивный контроль за эмоциями.

− 3 вар - дефицитарность самосознания личности. Несформированность рефлексии - период формирования - подростковых возраст, когда завершается формирования структур самосознания.

Т о м дифференцировать алекситимию вторич и первич и т д.

 

Для психологов отеч школы - эмоц интеллект. Это проблема соотношения интеллекта и аффекта.

 

Резюмируя

Пусковая сит - конфликт

Инд различия связ с налич или отсутствием алекситимии

Орган поражения - обусловлен наличием врожденной или наследственной слабости органа - Х-фактор

 

14. Сравнительный анализ различных моделей внутренней картины болезни.

см. вопрос 6

 

15. Личностные изменения у соматических больных при хроническом течении заболеваний.

Болезнь, соматич, особенно если она с длит течением, создает ряд трудностей для чел в разных сферах жизни. Болезней очень много. Но типичных жизненных сит, кот возникают в усл болезни, их гораздо меньше

Когда ставим задачу понять, есть ли личностные изменения, каковы они, их направленность, надо в анализе идти не от болезни, а от той жизненной ситуации, кот она создает. Ситуаций гораздо меньше, чем количество болезней. Можно поставить цель - создать типологию жизненных ситуаций

 

Если для врача болезнь предстает в анатомо-физиологич качестве, как повреждение тела, страдание организма (даже для психиатра), то для психолога любая болезнь предстает в качестве страдания телесного и душевного. В качестве трудной жизненной ситуации, ограничивающей возможности человека, возможности его развития, самореализации и тд. И следовательно, прежде, чем говорить, какие изменения личности чаще наблюдаются у больных с соматич заболеваниями, надо обратиться к хар ситуации, или к соц ситуации развития человека в условиях болезни

 

Сср - понятие введено Выготским. Анализ понятия важен для понимания логики развития.

Следовательно ССР - не есть просто совокупность объективных условий, не есть обстановка развития. В текстах Выг внешний контекст ситуации может не изменяться, но социальная ситуация развития м существенным образом измениться за счет возрастных изменений, кот совершились в человеке. Это особое сочетание внеш и внутренних процессов развития.

С сср связано и др психологич понятие - кризис развития. Кризис развития возникает в том случае, когда собств уровень психич развития становится таковым, что сит, в кот он пребывает перестает соответствовать уровню его психического развития. Возникает противоречие. И т о кризис развития есть реакция на эти противоречия. Период завершается становлением психологич новообразования и нового периода.

Этот путь анализа сср и кризисов развития м б применен и в том случ, когда хотим понять присхождение личностных изменений у чел в условиях болезни

 

Чем характеризуется сср чел, страдающего хронич соматич болезнью.

Есть ряд психологич особенностей. Сср характеризуется:

− Дефицитарностью

− Противоречивостью.

Дефицитарность состоит с том, что условия для жизнедеятельности чел ограничены опред рамками

Противоречивость м б описана через несколько параметров.

 

Выражается

1. в том, что у человека с одной стороны достат длит время сохраняются привычные сложившиеся в теч жизни стереотипы активности, с др стороны возникает недостаточность средств, возможностей, сил для реализации этих привычных стереотипов.

2. Противоречия сср соматич больного выражается также в том, что как правило длительное время у заболевшего человека сохраняется ориентация на прежние планы, цели, притязания, самооценка.

С др стороны для реализации этих планов, притязаний, самооценки - возможности становятся весьма ограничены

 

3. с одной стороны заболевший чел часто обнаруживает повышенную потребность в опеке, принятии, с др стороны столь же часто недостаточную возможность получить опеку, принятие.

Другой вар, опека м быть чрезмерна, м не оставлять возможности для самобытных, спонтанных проявлений. И это тоже неблагоприятная сит.

 

4. Последнее противоречие - с одной стороны сит болезни как любая трудная жизненная сит - предъявление повыш требования к стратегиям совладания. Требует особой внутр психологич работы. С др стороны, как показывает опыт, мы часто обнаруживаем недостаточность средств совладания у больных - недостат дифференцированность средств самосознания, неспособность к рефлексии. И тд

 

Т о дефицитарная, ограничивающая чел, возможности его самореализации ситуация - сср - в усл болезни может вызвать кризис развития у взрослого человека. Этот тезис не нов. Кризисы развития характерны не только для начальных периодов онтогенеза. они возможны на протяж всей жизни

Чем характеризуются кризисы у взрослого.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...